Классный час. Эхо афганской войны
классный час (8 класс)

Бешукова Лариса Вадимовна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eho_afganskoy_voyny.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

          Классный час

 Тема занятия: «Эхо афганской войны».

Участники занятия: учащиеся

Тип занятия: комбинированное.

Цель:  формирование  у воспитанников патриотизма и глубокого уважения к истории нашей страны, на примере выполнения интернационального долга советскими солдатами и офицерами в Демократической Республике Афганистан в 1979 – 1989 гг.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины;
  • воспитание чувство долга, патриотизма, любви к Родине,  своему народу;
  • формирование  представления о воинском долге и верности Отечеству;
  • формирование у учащихся уважительного отношения к участникам афганской войны;
  • развивать личностные качества: наблюдательность, активность, интерес к изучаемому материалу.

Методы и приемы:

Наглядные:

  • стенгазета, посвященная афганским событиям;
  • художественная литература об Афганистане;

Словесные: вопросы детям поискового характера, объяснения, пояснения, беседа, обобщения.

Практические: практическая продуктивная деятельность детей.

Оборудование и материалы:

  • ноутбук;
  • телевизор;
  • кабель USB;
  • музыкальный центр
  • фонограммы песен: «Зажгите свечи» группа «Мишель»,  «Афганистан» группа «Спринт», «Пароль -Афган» группа «Голубые береты»; «Метроном»;
  • журнальный столик со стаканом воды, кусочком хлеба, свечи;

Демонстрационный материал:

слайды

Организация занятия: занятие проводится в групповой комнате.

                                                   ПЛАН ЗАНЯТИЯ                          

Структурная

часть

                                       Содержание

Количество

минут

1 часть

Группа «Голубые береты» - песня «Пароль – Афган».

(Слайд 1)

Ведущий. Здравствуйте дорогие воспитанники, коллеги и гости Центра!

Мы с вами встретились не просто так, чтобы узнать, по какому поводу, нужно отгадать кроссворд.

                                                  Кроссворд:

  1. О ком в армии говорят, что он ошибается один раз в жизни?
  2. Как называется здание, в котором живут солдаты?
  3. Кому принадлежат слова «Тяжело в ученье – легко в бою»?
  4. Город-герой 900 дней и ночей осаждал его враг, но не мог покорить, о каком городе идет речь?
  5. Крышка закрыта, в землю зарыта. Ждет – поджидает фрица-бандита.
  6. Боевая машина, у которой крепка  броня.
  7. Летит – «ругается», упадет – «рассыпается».
  8. Он солдату, очень нужен - из него он ест свой ужин.
  9. На пушку не похожа, а летит – дай боже.
  10. Исход битвы в нашу пользу.

Ведущий.

Вместе мы справились с заданием и узнали, что наше занятие посвящено Афганистану, а точнее афганской войне. Вы познакомитесь с событиями этой войны, встретитесь с ее участниками, выслушаете их воспоминания, что они испытали, что они делали на афганской войне.

Ведущий. «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!».

И память эта будет жива, пока мы об этом помним, говорим и поем.

Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен.

(Слайд 2 – цели и задачи мероприятия).

Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

Ученик:    Афганистан – ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось: ложь и правда вместе.

Тогда, в 1979 г. родина послала своих солдат на защиту южных рубежей, не подчиниться приказу они не могли.

Всем воинам, отдавшим свои жизни во имя воинской чести посвящается.

Песня «Зажгите свечи» - Группа «Мишель».

Вносят зажженные свечи на подносе, ставят на стол.

Ведущий. Афганская война 1979–1989 гг. — вооружённый конфликт между афганскими правительственными и союзными советскими войсками, стремившимися сохранить в Афганистане прокоммунистический режим, с одной стороны, и мусульманским афганским сопротивлением — с другой.

Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества». Глупцы были мудрецами: своих сыновей они предпочитали в эту школу не отправлять.

Историческая справка.

(Слайд 2, 3)

Воспитанник Зина.

Афганистан – государство Среднего Востока, его площадь 655 тыс. км. С 1979 по 1989 гг. Афганистан является ближайшим соседом СССР.  Исторически с Афганистаном у нас складывались добрые отношения. Южный сосед первым в мире признал Советскую Россию. В последующем по просьбе афганских руководителей на территории дружественного нам государства силами советских специалистов сооружались электростанции, оросительные комплексы, хлебозавод и др. объекты.

Однако по социальным, культурным, правовым проблемам население Афганистана оставалось «на задворках» цивилизации. В стране господствовали феодальные отношения, и большая часть населения оставалась бедной, забитой, неграмотной.

Население страны – свыше 15 миллионов человек.

Страну населяют: афганцы (или пуштуны),  таджики, узбеки и хазары.

Ведущий. После государственного переворота, совершенного в апреле 1978 г.  в Афганистане разгорелась гражданская война. В 1979 г. правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести в страну войска.

(Вопрос: какие события произошли к этому времени в Афганистане?)

(Ответы. В 1978 году, после апрельской революции, образовалась Демократическая Республика Афганистан.

В образовавшейся республике  происходили междоусобицы, то есть одни группы населения воевали с другими.)

Политика СССР.

 (Слайд 4, 5)

Там за рекой, есть горный перевал,
За перевалом – серпантин дороги,
Дорогой той, наш полк входил в Афган,
Когда был ночью поднят по тревоге.
И мы тогда, зеленые совсем,
Еще безусые в погонах мальчуганы,
Не понимали для чего – зачем,
Заходим мы на территорию Афгана.

Ведущий. 25 декабря 1979 года в 15.00 часов наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”. Именно в ту пору мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что – то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с “калашниковым” наперевес.

Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз–300”, “груз–200”…

(Слайд 6)

Официально провозглашеная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.  Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

 (Слайд 7)

Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Группа «Спринт»  песня  «Афганистан».

(Слайд 8, 9)

Воспитанник  Леша

Время выбрало нас.

Закружило в афганской метели.

Нас позвали друзья в грозный час –

Мы особую форму надели.

Ведущий.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть,

Время выбрало нас.)

(Слайд 10)

Воспитанник 2 Гоша.

Наша молодость была недлинной,
Покрывалась ранней сединой,
Нашу молодость рвало на минах,
Заливало афганскою войной.

(Слайд 11)

Ведущий. Служба советских войск в Афганистане была нелегка. Это и резко меняющиеся погодные условия, бой и короткие передышки. Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие с честью выдержали военные испытания, отстояв интересы Отечества. Широкой рекой текли в Афганистан современные средства ПВО (противовоздушной обороны), стрелковое и тяжелое вооружение, средства минной войны. Но главное – деньги. За каждое ухо советского солдата, как за скальп во время покорения Америки щедро платили. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца.

Мальчишка 20-ти неполных лет,
Остался на земле Афганистана.
Мальчишка 20-ти неполных лет,
Мечтал на родину вернуться из Афгана,
Увидеть маму, встретить свой рассвет.
Да не судьба – душманской пулей скошен...
Домой вернулись письма и портрет…

(Слайд  12,13, 14)

Воспитанник 3 Лера Р.

Я не знаю, кому и зачем это нужно,

Кто послал их на смерть не дрожащей  рукой,

Только так бесполезно, так зло и ненужно

Опускали их в вечный покой.

   (Слайд 15, 16)

Ведущий.

Проводится физминутка «Стойкий оловянный солдатик»

Наклонитесь все вперед, (Наклоны)

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклонитесь, не ленитесь!

На одной ноге  постой-ка, (Стоим на правой ноге)

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади! (Шагаем на месте)

А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)

Руки вверх, руки  в  бок,

И на месте - скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

Эх, зарядка хороша!

Ведущий. Письма с фронта. Заслушайте, что писали солдаты домой.

1) С конца февраля  до конца марта здесь постоянно идут дожди, затем наступает страшная жара, температура достигает до 80 градусов.

2) Поразила в Афганистане нищета. Когда приехали, зима была, снега не было, но ветер – пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы солдаты в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Тогда же я видел, как дерево продают, на килограммы, тщательно взвешивая…

3) Как то раз поехали в рейд. Сопровождали продукты в Тиринкут. Там и узнали, что представляют собой душманы. Постоянные обстрелы на дорогах. Все время в напряжении. Однажды в садах возле рек душманы устроили засаду. Спрятались на деревьях, привязав себя к  стволам. Было очень трудно определить, откуда ведется огонь. Вызвали на помощь вертолеты. Те обстреляли птурусами сады. Мы после обстрела ходили их прочесывать. Некоторые душманы так и остались висеть на деревьях…

4)Положение складывалось критическое дальше идти мы не могли, прервалась связь с соседями. Вдруг огонь со стороны духов прекратился, и в тишине посыпались бородатые. Сделав несколько выстрелов в набегающую толпу, мы вступили в рукопашную схватку. Духи, как и мы, дрались молча и  с ожесточением. Только иногда раздавались стоны и крики раненых.  Вот  и мне пришлось применить все то, чему меня учили инструктора по рукопашному бою. Первый дух упал, не добежав до меня, сраженный выстрелом наповал. Второй получил такой удар по голове прикладом, что больше не встал.  Третий вдруг остановился и стал крутить что-то над головой. Свист, и…исцарапав руки, он вырвал у меня винтовку. Я опешил на мгновение. Снова свист, я едва успеваю присесть. Невидимое для моих глаз оружие вновь завертелось над головой бородатого. Похоже, этот собирался со мной разделаться, но мне никак не хотелось расставаться с жизнью. Я схватил камень и бросился на него, но получил такой удар в лицо, что отлетел метра на четыре. Вытирая разбитое в кровь лицо, увидел духа, бегущего ко мне с ножом. Но длинная очередь прервала его бег. Я поднял голову и увидел руку Игоря. «Порядок?» - спросил он. «Вот гад, видал, чуть не убил», - ответил я. «Спасибо, выручил», - «Да ладно», ответил он.

(Слайд 17)

Ведущий.

Молитва.

И опять плачут свечи,
Из воска льётся слеза...
Опускаются плечи,
И устала душа.
Я молюсь днём и ночью
Неумелой рукой,
Чтобы Бог дал вам силы,
Всем вернуться домой.
Может, эта молитва,
Что родилась в душе,
Белой птицей взметнётся,
К облакам в синеве.
И услышит Господь наш,
Те простые слова,
И вернутся родные,
С той войны навсегда.
 

(Слайд 18)

Ведущий.

Перевернем истории страницу,

Затихнет вьюга тех горячих дней.

Кто был в Афганистане, пусть гордится,

Кто не бывал, об этом не жалей.

(Слайд 19, 20, 21)

Ведущий. 15 февраля 1989 года окончилась эта война, самая длительная из войн, которые вела наша страна в ХХ веке.  В этот день землю Афганистана покинул последний советский солдат

До свиданья, Афган, этот призрачный мир.
Не пристало добром поминать тебя вроде,
Но о чем-то грустит боевой командир,
Мы уходим, уходим, уходим…

Когда закончилась война, солдаты и офицеры с чувством выполненного долга вернулись на родную землю.

(Слайд 22)

Воспитанник Лера Р.

За девять лет через Афганистан прошли около 600 тысяч советских воинов. Мы потеряли убитыми и умершими от ран 15053 человека, ранеными и искалеченными – 49985 человек, пленными и пропавшими без вести – 330 человек. Стали инвалидами войны – 6669 человек.

Воспитанник Александра.

Когда мы на землю опустимся с гор,
Когда замолчат автоматы,
Когда отпылает последний костер,
Какими мы станем, ребята?
Когда раскаленный остынет гранит,
Когда отгремят камнепады,
Когда наши души любовь исцелит,
Какими мы станем, ребята?
Когда возвратимся в раздолье берез,
Где нервы стреножить не надо,
И высохнет соль от непролитых слез,
Какими мы станем, ребята?
Какие сраженья еще впереди,
Какие нас ищут награды?
Когда отойдет, отомрет, отболит,
Какими мы станем, ребята?

(Слайд 23)

Ведущий.

Все начиналось в  семьдесят девятом,

Декабрь, двадцать пятого числа,

День этот стал не праздничным, а скорбным,

Война не мало жизней унесла.

Мы головы склоняем перед теми,

Того, кого сегодня с нами нет,

В боях погибших, на земле Афганистана,

Тех, кто ушел в неполных 20 лет…

(Слайд 24, 25)

Ведущий. 9 лет, 1 месяц, 19 дней,  в Афганистане каждый день погибало 4 человека.

 (Слайд 26)

Ведущий. За мужество и героизм, за с честью выполненный долг орденами и медалями СССР награждено 200 тысяч военнослужащих, в том числе посмертно – 10900. Удостоены звания Героя Советского Союза 66 военнослужащих, из них – 23 посмертно.

(Слайд 27)

Ведущий:

За наградами мы не гонялись
Просто делали то, что могли.
Мы с душманами яростно дрались
За свободу афганской земли.

Не забыть фронтовые нам будни,
Марш-броски и засады в горах.
И палящее солнце к полудню,
И скрипящий песок на зубах.

А когда возвратились обратно,
На российской родимой земле
Поминали друзей многократно,
Что погибли на этой войне.

До сих пор ноют раны средь ночи,
И скупая мужская слеза
Застилает усталые очи -
Что ж ты сделала с нами, война

Ведущий.

Познакомимся с Героями Советского Союза, звание которым присвоено посмертно, вот некоторые из них:

(Слайд 28, 29)

Задорожный Владимир Владимирович, 30 лет, старший лейтенант, родился в 1955 г., в 1972 г. после окончания суворовского военного училища был призван на службу в Советскую армию. В Афганистане с 1979 года, 28 мая 1985 года  во время боя, спасая жизнь командования, накрыл собой гранату, упавшую в расположение командного пункта.

Владимир Задорожный удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

(Слайд 30)

Демченко Георгий Александрович, 24 года, лейтенант, родился в 1959 году, в 1977 году призван на службу в Вооруженные Силы СССР. В Афганистане с 1983 года; в мае 1983 года взвод, которым командовал Георгий Демченко, был окружен в ущелье Ганджал отрядом боевиков, в неравном бою взвод был уничтожен врагом. Демченко подорвал себя и врагов последней гранатой, за этот подвиг лейтенанту Демченко был посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

(Слайд 31)

Левченко Анатолий Николаевич, 38 лет, подполковник, родился в 1947 году, в Афганистане с 1985 года. 27 декабря 1985 года при выполнении боевого задания направил свой подбитый самолет на сильно укрепленную позицию ПВО мятежников и впервые в истории Военно-Воздушных Сил уничтожил ее огненным огнем, за этот подвиг А. Левченко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. На горных заставах, в воздухе и на земле, в Герате и Кандагаре, Кундузе и Джелалабаде выполняли они свой воинский долг. Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке…

Ведущий.

 (Слайд 32, 33)

Это воинский долг, и это не обсуждается.
(Слайд 34)

Им всегда будет двадцать.

Как мало лет он прожил…

Только двадцать!

Но миг победы больше, чем года.

Остаться в наших душах навсегда.

Печальное тире между двух дат.

И верю я, что только так и стоит

Жить на земле, как жил на ней Солдат.

(Слайд 35)

Ведущий.

Воины-интернационалисты, прошедшие Афган, живут и работают среди нас. Они – наша гордость. Мальчишки, волею судьбы, оказавшиеся вдали от Родины, показали всем, что они достойные и верные сыны, надежные защитники ее интересов.  

(Слайд 36)

Ты мне снишься ночами, Афган,

Хоть прошло долгих двадцать лет…

Я давно не сопливый пацан,

Только твой не истерся след,

След, что люди зовут Судьба.

Злость прошла на своих врагов,

Притупилась боль старых ран…

Не успел я отдать долгов,

Только помню тебя, Афган.

Ведущий.

 (Слайд 37)

Ведущий. Нельзя забывать о солдатах этой войны!  Десятки тысяч солдат и офицеров, прошедших Афганистан, честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

Давайте склоним головы перед светлой памятью тех, кто отдал свою жизнь, уйдя в бессмертие. Вспомним всех поименно, сердцем вспомним своим, это нужно не мертвым, это нужно живым!

Минута молчания.  

 (Слайд 38, 39)

Война – это гибель всего родного:

Кров без людей, люди без крова.

Война – это кровь, эпидемия горя,

Пороха дым, селенья в огне…

Но вновь разгореться мы не дадим войне.

Ведущий. Как закрепление  материала, проведем викторину.

Викторина.

  1. Как расшифровывается ОКСВ? (Ограниченный контингент советских войск)
  2. Назовите дату ввода советских войск в Афганистан. (25 декабря 1979 г.)
  3. Какие части и соединения Советской армии принимали участие в боях в Афганистане? (Воздушно-десантные дивизии; десантно-штурмовые бригады и отдельные бригады спецназначения; отдельные мотострелковые, парашютно-десантные и артиллерийские полки; полки боевой авиации; вертолётные полки; трубопроводные бригады; бригады материального обеспечения, части обеспечения и обслуживания.)
  4. С какой целью были введены  советские  войска в Афганистан? (Целью введения советских войск в Афганистан было названо «оказание интернациональной помощи дружественному афганскому народу в борьбе с контрреволюцией.)
  5. Что такое «черный тюльпан»? (Черный тюльпан - это радио позывной вертолёта или самолёта, доставлявшего на своих крыльях убитых («Груз 200») или раненых («Груз 300»).
  6. Назовите художественные фильмы, посвящённые войне в Афганистане. («Груз 300», «Афганец», «Афганский излом», «Чтобы выжить», «Афганец-2», «Мусульманин», «9 рота», «Афганская война».)
  7. Назовите дату вывода советских войск из Афганистана. (15 февраля 1989 г.)  
  8. Кто такие шурави? (Так афганцы называли советских воинов)
  9. Кто такие моджахеды? (В переводе с арабского бойцы за веру. Так называют активных участников религиозных и политических движений в странах Ближнего и среднего Востока. Именно они воевали против советских войск в Афганистане).
  10.  (Так называли афганских солдат)
  11. Что означало выражение “на дорогу” среди наших воинов в Афганистане? (Означало выход в боевой рейд)
  12. Кто и как принимал решение о вводе войск в Афганистан? (Решение было принято 12 декабря 1979 года в тайне от Верховного Совета СССР, ЦК КПСС и Политбюро главой государства Леонидом Ильичем Брежневым и его ближайшим окружением. Многие были с ним не согласны)
  13. Кем и когда в правительственных кругах был поднят вопрос о выводе войск из Афганистана? (Михаилом Горбачевым на очередном пленуме ЦК КПСС в середине октября 1985 года)
  14. .Какие потери понес  Ограниченный  контингент  советских  войск в военных  действиях в Афганистане? (15053 военнослужащих погибло и умерло от ран.)

Ведущий. Вижу, вы серьезно подошли к этой теме, достойно ответив на вопросы. А что может быть лучшей наградой, чем песня, ведь именно хорошая песня поддерживает настроение солдат.

3 часть

Ведущий.

- Взрослейте, мальчики, мужайте,

   А вот когда придет пора,

   Отчизну стойко защищайте,

   И никогда не отступайте,

   Какие б не были дела.

  Рефлексия.

 Ведущий. Наше занятие подошло к  концу.

 Что нового вы узнали сегодня?

Ответы:
1)Мы познакомились   с событиями афганской войны;
2)Осмыслили события афганской войны с общечеловеческой точки зрения;
3)Узнали о подвигах афганцев.
4)Подтвердили, что ратную славу и горячую признательность заслужили наши замечательные солдаты, героически проявившие себя в Афганистане и, несмотря на то, что жизнь многих солдат оборвалась в пламени Афганистана, память о них будет жива и на афганской, и на отчей земле.

Домашнее задание. Пожалуйста сделайте рисунки по сегодняшнему мероприятию: какое впечатление осталось после нашей встречи, либо как вы увидели какой-то эпизод боя, встречи, по вашему усмотрению.

- Вам понравилось мероприятие? До свидания, до новых  встреч, всем спасибо.

Длительность занятия

40 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Афганская война»

Мероприятие построено на основе воспоминания воина- интернационалиста, стихотворений и песен об афганской войне....

Классный час "Эхо Афганской войны"

Материад предназначен для проведения Урока мужества, для встречи с участниками войны....

Классный час «След Афганской войны»

Классный час,посвящённый выводу Советских войск  из Афганистана...

Классный час Песни афганской войны"

В презентации прекдставлены фотоматериал, художественный материал, песенный материал, посвящённый войне в Афганистане....

Классный час. Урок мужества "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"

В рзработке дан план классного часа по теме "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"...

Конференция в республиканском уровне приглашением участника Афганской войны Доклад на тему: «Мои земляки – участники Афганской войны»

В нашем селении живет очень добрый человек, о котором все отзываются исключительно хорошо –Даришмагомедов Шарабудин Абдулаевич. Он готов помочь каждому, кто нуждается в помощи. Благо и профессия...

Классный час «Дорогами афганской войны…»

15 февраля мы отмечаем памятную дату - день вывода войск из Афганистана....