Литературно - музыкальная композиция. "Дорога к Рождеству".
методическая разработка

Богачева Ольга Сергеевна

Разработка мероприятия. посвящённого истории и традиции празднования Рождества Христова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdestvo.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Литературно – музыкальная композиция

                         Дорога к Рождеству

ЦЕЛЬ: познакомить с православными традициями русского народа;

            дать знания о празднике Рождества Христова;

            прививать уважение к православным традициям своего народа;

           

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные диски,

                                          Ход мероприятия

1. Звучит песня «Щедрый вечер, добрый вечер»

 Девочка рисует песком рождественскую композицию: церковь, колокола,еловая ветвь, ясли, рождественская звезда.

2. Демонстрируется видеосюжет « История праздника Рождество», учащаяся рассказывает :

Каждый год приходит к нам зима, и каждый год приносит она нам праздник. Праздник снежных горок и веселья, елок и подарков, снега и чистоты -  праздник Рождества.

 А произошло это более 2000 лет назад. Грозные события происходили тогда на земле. Сильные Римские полки покорили множество стран. Была среди них и земля Иудейская. И вот решил Римский император узнать, сколько у него в этой стране подданных, сколько кому лет и кто из них может быть солдатом.

 Для этого повелел он сделать перепись народа. И приказал каждому идти в тот город, откуда он родом. Отправились в свой родной город Вифлеем праведный Иосиф со святой девой Марией. Много народа собралось тогда в Вифлееме, и уставшие путники нигде не могли найти себе пристанище.// Наконец, остановились они в пещере, куда пастухи загоняли овец. /

 Наступила холодная зимняя ночь. Мерцали высокие звезды, кругом была тишина. В это время у Девы Марии и родился младенец. Никто не знал об этом, казалось, вся земля была объята глубоким сном. И только пастухи сидели у костра, пытаясь согреться. Вдруг просиял яркий свет, в испуге вскочили они с земли и увидели лучезарного ангела. « Не бойтесь,-  сказал им ангел, - я возвещаю Вам великую радость, которая будет всем людям: сейчас родился наш Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак, вы найдете младенца в пеленах, лежащего его в яслях. В ту же минуту явилось с ангелом многочисленное небесное воинство, Славящее Господа.( идёт на видео тропарь)

Ангелы отошли на небо, а пастухи немедленно отправились в Вифлеем. И вокруг опять стало темно. Вот тогда и засияла на востоке большая яркая звезда. Первыми ее заметили персидские мудрецы-волхвы. Давно прочитали они в пророческих книгах о том, что должен родиться Спаситель мира. И вот увидев на небе новую звезду, поняли, что предсказание древних сбывается. И решили они отправиться за ней. Звезда, словно живая, двигалась по небу, зовя их за собой. И привела она их в Вифлеем, и остановилась над тем местом, где был младенец Христос. Обрадованные волхвы вошли в дом, пали перед младенцем на колени и поклонились ему, а потом принесли ему в дар драгоценные сокровища: золото, ладан и смирну.

Звучит тропарь Рождества.

3. Сценка. Бабушка и внуки наряжают ёлку, готовятся в Рождеству.

Бабушка: - Как красиво на Рождество! Всё покрыто снегом, деревья украшены серебристым кружевом, снежинки укутывают землю. А мы украсим свой дом.

Внук:- Какие красивые у тебя игрушки? Они , наверное, старинные?

Бабушка: - Да, милый, они появились в нашей семье давным-давно.В старину в предрождественскую неделю по вечерам вся семья клеила игрушки, красила в серебро и золото орехи на елку. Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком. А раньше, всего 200 – 300 лет назад елку украшали овощем с огорода, который предварительно разукрашивали.

Внук с внучкой( удивлённо): - Каким овощем?

Бабушка: - Картофеем. Сначала это были посеребрянные и позолоченные картофелины. Затем научились выдувать стеклянные шары, а искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству. Эти шары стоили дорого, были многим не по карману.

Ещё была традиция вешать на ёлку пряники и другие сладости, которые после праздника раздавали детям.

Внук: - Подумаешь, пряник!

Бабушка: - Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не ели сладости почти каждый день, а получали их на праздник, в кулечке.

Внучка: - А почему на Рождество принято украшать ёлку. А не какое-нибудь другое дерево?

Бабушка: - А об этом целая история! Посидите и послушайте(уводит внуков, а сама рассказывает)

4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЕЛОЧКА»

 (Звучит музыка)

Бабушка.

Я помню древние преданье

Давно-давно минувших дней

Когда в рождественском сиянье

Звезда блеснула для людей,

И хоры  ангельские пели

Земли святую песнь с небес

И светлой радостью звенели

Цветы в полях и темный лес.

И шли волхвы за той звездою,

Они к Христу-Младенцу шли,

И вот под кровлею простою

Они Спасителя нашли…

И, все ликуя, ко Иисусу

Тянулись радостной мечтой.

Орешник.

- Пойду к Нему и поклонюся, -

Шептал орешник молодой, -

Снесу дары мои простые…

(несет корзину с орехами и кладет  у колыбели)

Колокольчик.

- И я с тобой, -сказал цветок,-

Совьюсь в веночки голубые,

Чтоб он играть со мною мог…

(несет венок из колокольчиков и кладет  у колыбели)

Бабушка. И нежно яблоня шептала

Яблоня.

Ему снесу плоды мои!

(ставит яблоки на блюде у колыбели)

Роза.

А роза тихо открывала

Венцы душистые свои.

(сыплет на принесены плоды лепестки роз)

Бабушка.

А ель, безмолвная, тоскуя,

Стояла в стороне одна.

(Елочка стоит  одиноко в стороне, опустив голову, робко оглядываясь, не решаясь подойти к цветам и деревьям)

Елочка.

Что принести Христу могу я? – вздыхая думала она

Бабушка.

И вот склонилися с дарами

К Христу деревья и цветы,

И пальма с пышными ветвями,

И роза дивной красоты.

Одежды лилий белоснежных

У ног Христа ковром легли,

(Звучит «Вальс цветов»П. Чайковский. Цветы кружатся в ритме вальса)

Елочка.

Лишь елка в грусти безнадежной

Простерла ветки издали,

(Музыка прерывается)

Бабушка.

Но вдруг…

(цветы, деревья ахают. Елка вспыхивает огнями)

Бабушка.

Блеснули, зажигаясь,

На ней брильянты скорбных слез.

И обернулся, улыбаясь,

Ее сиянию Христос.

И с этих пор Христовой елкой

Она зовется у людей,

И блещут скромные иголки

В огне рождественских свечей.

(Звучит «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик»Чайковского П.И. Взявшись за руки все идут хороводом.)

5. Выходит бабушка с внуками.

Внук: - Какой же это чудесный праздник – Рождество!

Внучка: - А что ещё делают в этот день? Расскажи!

Бабушка: - Хорошо, что ты напомнила! Сейчас же придут колядовщики, а у нас ничего не готово!( забирают дары и уходят)

6. Демонстрируется фрагмент фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». Выходят колядовщики, поют.

1.Рождество Христово

пастыри в пещеру

Первые пришли

И младенца Бога

С Матерью нашли.

Стояли, молились,

Христу поклонились.

Днесь Христово Рождество и другие колядки.

Подходят к бабушке с внуками:

Колядовщики: - Добрый вечер добрым людям! Пусть весёлым праздник будет. С Рождеством вас поздравляем. Счастья, радости желаем!

Бабушка: - Мир вам, гости долгожданные, в добрый час пришли(одаривают их, они уходят)

Внуки: - Бабушка, у нас тоже есть для тебя подарки. Мы сами их сделали в школе.(дарят подарки, сделанные своими руками)

Бабушка: - Спасибо, мои хорошие! Как приятно, что вы думали обо мне, готовились.

Внучка: - И нам приятно. Оказывается, радостно не только получать подарки, но и дарить!

Бабушка: - А чему ещё вы научились в школе?

Внучка: - Мы теперь многое  умеем.

Внук: - Но самое главное, что в школе у нас тоже есть свои традиции, как и у Рождества.

Бабушка: - Ну если, как у Рождества, значит, это традиции добрые. И все затраченные душевные порывы вернутся к вам тогда, когда вы будете в этом особенно нуждаться.

Внук: - Бабушка, смотри скорей туда( обращает внимание бабушки на экран)

7. Звучит песня ,демонстрируется презентация «Добрые традиции  школы»

8.  Стихотворение ( читает Регина)

Людмила Кузнецова

Дарите людям искренне добро,
дарите ежедневно, ежечасно!
Пусть добрых дел сияет серебро,
пусть добротой заполнится пространство.

Творите это чудо из чудес
от всей души - легко и бескорыстно!
Пусть вырастает рукотворный лес
добрейших слов и благородных мыслей.

Добро, как чистый воздух на земле
не может быть излишним и напрасным...
Дарите, станет мир вокруг светлей
от радости подаренного счастья.


9. Звучит песня в исполнении школьного ансамбля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны"

Это сценарий праздника, посвященного Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Дороги А.С. Пушкина"

План-конспект урока литературы в 9 классе....

Презентация к литературно-музыкальной композиции «Дорогие матери России».

Цели: воспитание уважительного отношения к женщине; воспитание чувства прекрасного, любви к матери  через призму литературы( творчество русских и российских писателей).  Составила...

Литературно-музыкальная композиция "Дорога на Восток"(поэты-эмигранты)

Данное мероприятие направлено на изучение творчества русской дальневосточной эмиграции как важнейшей части отечественного историко-литературного процесса. Мало, кому известны масштабы русской эмиграци...

Литературно-музыкальная композиция "ДОРОГА К ХРАМУ"

стихи,песни,тетрализованные преставления....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дорогой изгнания и славы»

      Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дорогой изгнания и славы» содержит материал,  предназначенный для подготовки и проведения  внеклассного мероприятия в...

Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны" , посвященная 70-летию Победы.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы, для учащихся старших классов, ветеранов-тружеников тыла, родителей. Композиция состоит из песен военных лет, стихов поэтов-фронтовиков,...