Проект "Питание и здоровье или наука в пословицах"
проект (5 класс)

Фролова Вера Валериевна

Цель проекта: определить валеологическую значимость продуктов питания, основываясь на народных пословицах и современных научных фактах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Оглавление        2

Введение        3

Информационная часть        5

Хлеб – всему голова!        5

Лекарства с грядки        7

Чеснок и лук прогонят недуг        10

Заключение        14

Сказка «Кто важней?»        14

Список литературы и информационных источников        16

Приложение 1        17

Приложение 2        18

Приложение 3        19


Введение

        В современном, постоянно меняющемся мире, на фоне неблагоприятной окружающей среды в сочетании с вредными привычками, самой большой ценностью для человека может быть только здоровье. Поэтому при выборе предметной области нашего проекта сомнений не возникало, ведь именно валеология – наука о здоровье, содержащая рекомендации о правильном питании, оптимальном режиме дня, трудовых, спортивных и иных нагрузках, об отношениях человека с окружающей средой

        По утверждению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, а «правильное питание лежит в основе хорошего здоровья». Наиболее уязвимыми в отношении недостаточности питания, которое может привести к ослаблению иммунитета, повышению восприимчивости к болезням, нарушению физического и психического развития, являются дети.

        Таким образом, среди различных направлений валеологии, мы выбрали направление просвещения школьников в области правильного питания.

        Чтобы наши одноклассники и другие обучающиеся нашей школы узнали больше о полезных для здоровья человека продуктах, а также познакомились с научными данными о содержании необходимым для человека веществ, содержащихся в продуктах питания, мы подготовили этот проект.

        Мы решили, что изучение вопроса правильного питания необходимо начинать именно с истоков знаний – с народной мудрости, передающей из поколения в поколение. Поэтому в основу нашего проекта легли народные пословицы о продуктах питания.

        Таким образом, работа над проектом началась с организационно-подготовительного этапа, который мы назвали «Парад пословиц». Большую помощь на этом этапе проекта нам оказали наши одноклассники. Нашим классом были собраны пословицы о различных продуктах питания. (Приложение 1) На валеологическом занятии наш «Парад пословиц» выявил те продукты питания, о которых народная мудрость горит чаще всего (Приложение 2) Нами была составлена обобщающая таблица (Приложение 3), показывающая количество пословиц о продуктах, найденных в различных источниках информации, и которая определила дальнейшую работу над проектом. Именно на этом этапе были определены цель проекта, его задачи и дальнейшая работа над ним.

Цель проекта: определить валеологическую значимость продуктов питания, основываясь на народных пословицах и современных научных фактах.

Задачи проекта:

- Выявить продукты питания, о которых чаще всего упоминается в народных пословицах и собрать о них информацию, основываясь на научных фактах, подтверждающих полезные свойства этих продуктов для здоровья человека;

- Подтвердить или оспорить первенство продуктов питания по количеству найденных о них пословиц с учетом полученной научной информации о полезных свойствах этих продуктов;

- Предложить свою форму представления результатов работы для наглядного ознакомления с ними одноклассников и обучающихся начальной школы с целью повышения уровня их валеологической культуры.

Этапы проекта:

- Организационно-подготовительный этап «Парад пословиц» (2-13 февраля 2015 г.) – выявил продукты питания, чаще всего встречающиеся в народных пословицах и определил направления деятельности участников нашего проекта по поиску информации: Шмидт Михаил собирает информацию по теме «Хлеб», Снигирев Руслан – по теме «Лук и чеснок», Шапошников Дмитрий – по теме «Овощи» (морковь, капуста, картофель)

- Поисковый этап проекта (16 февраля- 9 марта 2015 г.) включал в себя сбор информации с использованием не только Интернет-источников, но и современной литературы о продуктах питания, полезных для здоровья человека. На данном этапе была выявлена главная идея проекта: несмотря на то, что хлеб в нашем «Параде пословиц» занимает I место, лук и чеснок – II –ое, а морковь, капуста, картофель – III место, эти продукты не могут распределяться по важности и значимости для здоровья человека с учетом научных фактов о составе этих продуктов. Здоровое питание не делает тот или иной продукт более или менее важным по сравнению с другими продуктами. Каждый несет в себе определенную значимость и делает питание правильным и сбалансированным только в сочетании с другими необходимыми для организма продуктами.

- Творческий этап проекта (10 марта – 20 марта 2015 г.) стал отражением главной идеи проекта. Мы выбрали то творческое представление результатов нашей работы, которое показалось наиболее интересным и красочным. Мы придумали сказку «Кто важней?», главными героями которой являются продукты питания нашего исследования, ведь именно сказка всегда учит важному в особой, увлекательной форме.

- Итоговый этап проекта (20 марта – 20 апреля 2015 г.) - это цикл валеологических занятий с нашим участием для обучающихся 1-4 классов. Мы покажем ребятам сказку «Кто важней?», из которой они узнают о полезных свойствах продуктов питания и важности их употребления в пищу.


Информационная часть

        Приступая к поисковому этапу проекта, мы уже имели победителей Парада пословиц. Первым выступает, безусловно, хлеб (11 пословиц), на второе место мы поместили группу овощей: картофель, морковь и капусту (6 пословиц с учетом пословиц про щи), а на третье место – лук и чеснок (5 пословиц)

        Прежде, чем начинать сбор информации о наших победителях Парада пословиц, мы задали себе вопросы, на которых должны найти ответы:

- В чем же секрет хлеба – главного «кормильца», «батюшки» человечества на протяжении многих веков?

- Права ли народная мудрость, которая говорит: «Лук и чеснок прогонят недуг»?

- Почему в народных пословицах говорится и об овощах, что в них полезного для здоровья человека?

- Может ли один продукт удовлетворить потребности организма во всех пищевых веществах и являться самым важным в рационе питания человека?

Здесь мы приводим основные материалы  и результаты нашей работы на данном этапе проекта.

Хлеб – всему голова!

Кусок хлеба насущного является, был

 и останется одной из самых важных проблем жизни,

источником страданий, иногда удовлетворения,

в руках врача – могучим средством лечения, в руках людей несведущих – причиной заболеваний.

И.П. Павлов

        Интересны факты о появлении хлеба. Первым хлебом была скорее всего жареная на горячих камнях пресная лепешка из теста без дрожжей. Разрыхлять тесто дрожжами первыми придумали древние египтяне – в гробнице Рамзеса III  был найден первый настоящий хлеб (XIII век до н.э.). В России ржаной хлеб из сброженного теста начали выпекать в X-XI веках нашей эры, а состав закваски передавался пекарями по наследству.

        Большой энциклопедический словарь определяет хлеб, как «пищевой  продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли, иногда сахара, жиров, солода, патоки, молока, пряностей (анис, тмин и пр.). Содержит до 56 % углеводов (в осн. крахмал), 5-8% белков, минеральные вещества, аминокислоты, витамины (главным образом, группы В). Энергетическая ценность 100 г. хлеба до 1,4 МДж (347 Ккал)».

        Таким образом, ценность хлеба – это, в первую очередь углеводы, обеспечивающие организм человека энергией.

        Соотношение в хлебе белков и углеводов находится в единственно верной пропорции, составляющей один к шести. Входят в состав хлеба  и витамины: В1, В2, РР. Так, богат витаминами группы В хлеб ржаной формовой (В1- 0,18 мг, В2 – 0,08 мг, РР – 0, 67 мг в 100 г продукта), хлеб ржаной пшеничный подовый (В1- 0,2 мг, В2 – 0,09 мг, РР – 1,86 мг в 100 г продукта). – Витамин В 1выступает в роли кофермента, участвующего в высвобождении энергии углеводов; укрепляет нервную систему и повышает аппетит (суточная потребность организма  1,2-1,6 мг) витамин B2 - поддерживает кожу и слизистые оболочки в здоровом состоянии; способствует заживлению ран и порезов (суточная потребность в витамине -  1,5-2,0 мг), витамин РР - работает как кофермент в метаболизме углеводов, белков и жиров; снижает уровень холестерина в крови; поддерживает кожу в здоровом состоянии (суточная потребность в витамине - 16-22 мг)

        Для большей помощи организму человека необходимо ответственно подходить к вопросу выбора хлеба. Наибольшие полезные свойства хлеба присутствуют в продукте, приготовленном из муки грубого помола. Именно в таком хлебе содержится клетчатка и весь комплекс микроэлементов, ферментов, необходимых для нормальной работы кишечника, он способствует активному выведению из организма человека токсинов, шлаков и других вредных элементов. Включая в разумных пределах в свой рацион питания хлеб грубого помола укрепляется сердечно-сосудистая система, эффективно снижается уровень холестерина в крови. Содержащиеся в зерновом хлебе полезные вещества в значительной степени способствуют профилактике онкологических заболеваний кишечника.

        При различных заболеваниях, имеющихся у разных людей, врачи рекомендуют употреблять в пищу разнообразный хлеб. Людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, чрезвычайно полезен пшеничный хлеб первого и второго сорта, а также хлеб, содержащий отруби, и включающий в себя йод и лактозу. Полезные свойства хлеба при атеросклерозе окажут наибольшую пользу при употреблении в пищу хлеба, снижающего уровень холестерина в крови. Это хлеб, включающий в свой состав сою, гречневый продел. При заболеваниях желчевыводящих путей наблюдается нарушение функции печени, тогда необходим ржаной хлеб или пшеничный, но из муки второго сорта или хлеб вчерашний.

        Пожилым людям необходимо остановить свой выбор на хлебе грубого помола с отрубями, но рекомендуется включать его в свой рацион питания приблизительно трижды в неделю. При почечной недостаточности подойдет безбелковый хлеб, с добавлением в него морковного или яблочного порошка. Полезные свойства хлеба играют большую роль при заболеваниях щитовидной железы, в свой ежедневный рацион необходимо включать хлеб с входящим в него йодом и морскими водорослями.

        Злоупотреблять пшеничными изделиями из муки высшего сорта не стоит, так как статистика указывает, что люди, предпочитающие изделия из белой муки, чаще страдают нарушениями обменных процессов (ожирение, диабет) и аллергическими заболеваниями.

        Безусловно, классические сорта хлеба имеют недостатки. Однако достоинства классического хлеба гармонично дополняются в его новых функциональных собратьях, которые выпекаются с добавлением разнообразных полезных для здоровья компонентов. В настоящее время выпускается много сортов такого функционального хлеба с добавлением пищевых волокон и различных семян овса, льна, подсолнечника, жирных кислот, кальция, калия, витаминов и других компонентов.

        Подводя итог, можно отметить, что необходимо включать в свой ежедневный рацион разнообразные сорта хлеба, обогащенные различными полезными компонентами. В день рекомендуется съедать не менее 200-300 г хлеба: 100 г ржаного и 100-200 пшеничного. Хлеб, действительно, - основа питания, но которую необходимо дополнять другими полезными для здоровья веществами в других продуктах питания. Например, в хлебе, за исключением специально витаминизированных сортов, витамина С практически нет, поэтому не целесообразно злоупотреблять хлебобулочными изделиями и забывыть про другие важные продукты, такие, как овощи.

Лекарства с грядки

Овощи обладают множеством

полезных и целебных свойств.

Заменить их другими продуктами невозможно.

В.В.Закревский

        Все овощи содержат необходимые для жизни компоненты и важные биологически активные вещества. При этом в отличие от животных продуктов в них содержатся такие незаменимые для организма вещества, как аскорбиновая килота, ß-каротин,витамины группы Р. В значительном количестве они содержат пищевые волокна, магний, калий, железо, витамины А,D и В 12.

        Имеется несколько основных групп овощей, различающихся по химическому составу: клубнеплоды (картофель), корнеплоды (свекла, морковь), капустные (белокочанная, краснокочанная, цветная, брокколи), луковые (лук репчатый, чеснок), тыквенные (тыква, огурцы), томатные (томаты, баклажаны), пряные (укроп, петрушка).

        Так как мы определили овощи (картофель, морковь, капуста) на второе место в нашем Параде пословиц, в этой главе более подробно мы расскажем именно о них, а в следующей – о луке и чесноке, занявших третье место в нашем Параде пословиц.

        Есть сведения, что картофель стал культурным растением еще за 12 тысяч лет до н.э., когда индейцы стали выращивать картошку простыми методами при помощи палки. Распространению картофеля в России мы обязаны Петру Первому. Интересен тот факт, что сначала картофель был  даже проклят крестьянами, которые стали сажать картофель на свои поля по указу Петра. Дело в том, что крестьяне начали употреблять в пищу не клубни, а плоды картофеля, которые непригодны для еды и даже могут вызвать отравления. В 1840 г. в стране произошло даже неколько «картофельных бунтов» поселян, не желающих сажать «чертовы яблоки».

Только с середины XIX века в России началось массовое возделывание картофеля, который вскоре стал «вторым хлебом». Урожаи картошки, сравнительно, например, с зерновыми культурами, громадны.

        В картофеле содержится белок – туберин, который обладает наибольшей биологической ценностью из всех известных растительных белков и полностью усваивается организмом. По содержанию гистидина  и лизина, обеспечивающих рост и развитие скелета, картофель приближается к материнскому молоку.

        Наличие в картофеле большого количества калия (1400 мг%), витамина В1 (о,3 мг%) и фосфора (60 мг %) делает картофель незаменимым продуктам при болезнях сердца. Клетчатки в картофеле не так много, как в корнеплодах, поэтому блюда из него меньше отягощают двигательную функцию желудка и могут использоваться при заболеваниях пищеварительной системы.

        Картофель  служит также хорошим источником витамина РР, фолиевой и аскорбиновой кислот. Фолиевая кислота (витамин В 9) участвует в воспроизведении генетического материала и при делении клеток; необходим для синтеза белков; участвует в процессе образования гемоглобина в крови.

Аскорбиновая кислота не может образовываться в организме человека, поэтому должна получаться извне – с продуктами питания. Недостаток аскорбиновой кислоты  (витамина С) вызывает цингу – заболевание, которое привело к гибели большого количества людей в разные исторические эпохи из-за отсутствия витамина С в рационе их питания.

        В наших условиях важным источником витамина С является именно картофель. Хотя картофель содержит мало витамина С (в 100 г- до 20 мг), он является основным источником этого витамина в питании, так как среднее потребление картофеля достигает 200-300 г в сутки. Таким образом, до половины суточной нормы витамина С мы получаем, потребляя картофель. Однако надо помнить, что картофель следует бросать сразу в кипящую воду и лучше в кожуре, так как витамин С находится в клубне возле кожуры и может разрушиться при неправильной кулинарной обработке.

        Много витамина С и фолиевой кислоты и в белокачанной капусте. Особенностью капусты является то, что аскорбиновая кислота находится в ней как в чистом виде, так и в виде ее предшественника-аскорбигена. Это наиболее устойчивая форма аскорбиновой кислоты, которая не разрушается при хранении и квашении. При умеренной тепловой обработке в отличие от большинства растений количество аскорбиновой кислоты увеличивается, так как аскорбиген переходит в витамин С. Хотя белокочанная капуста и уступает по содержанию этого витамина ряду фруктов, овощей и даже другим капустам, но вполне компенсирует этот недостаток разнообразием других витаминов: она содержит витамин Р – до 300 мг%, В1, В2, каротин, (провитамин А), провитамин D, витамин К, токоферол, никотиновую кислоту.

        Белокочанная капуста знаменита витамином U – веществом, способствующим заживлению язвы желудка

        В наружных зеленых листьях и в ранней зеленой капусте содержится фолиевая кислота, необходимая для нормального кроветворения и обменных процессов. В состав капусты входят также незаменимые аминокислоты и микроэлементы : калий, натрий, кальций, магний, железо, марганец, фосфор, сера и другие. Особенно важным является то, что солей калия значительно больше, чем солей натрия (как и в картофеле). Это препятствует задержке жидкости в организме. В капусте много холина, регулирующего обмен жиров.

        Свежеприготовленный сок капусты содержит фитонциды, подавляющие рост и размножение бактерий, грибов и простеших.

        Квашеная капуста – замечательный продукт, способный нормализовать работу кишечника, одновременно сохраняя его полезную микрофлору.

         Недаром еще в Древнем Риме о капусте говорили, что она «соединяет в себе свойства в пропорции, наиболее содействующей здоровью».

        Морковь также, как и капуста, многовитаминное растение, однако важную роль она играет только как ценный источник каротина – предшественника витамина А. В организме человека каротин в присутствии жира превращается  в витамин А, который повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям, хорошо влияет на зрение, способствует росту и развитию организма. Употреблять морковь в пищу лучше всего сырой – протертой, сделать сок. Каротин не растворяется в воде  уваивается в присутствии жиров, поэтому протертую морковь  и блюда из нее нужно заправлять сметаной или подсолнечным маслом.

        В лечебном питании морковь рекомендуется при заболеваниях печени, почек, сердца, при нарушениях минерального обмена. Морковь регулирует углеводный обмен, обладает легкими послабляющими и мочегонными свойствами и улучшает пищеварение.

        Безусловно, овощи – витаминные продукты. Однако каждый из овощей несет в себе особое значение для здоровья человека:

- картофель, полезен не только содержанием витамина С, но и белка туберина, который по составу аминокислот приближается к материнскому молоку;

- белокочанная капуста знаменита витамином U – веществом, способствующим заживлению язвы желудка и большим количеством витамина С (в сравнении с другими овощами);

- морковь – это главный источник каротина – предшественника витамина А.

        Поэтому нельзя отдавать предпочтение какому-либо овощу, рацион питания должен включать и картофель, и морковь, и капусту, и лук, и чеснок, о которых пойдет речь в следующей главе.

Чеснок и лук прогонят недуг

Лук и чеснок не только овощи,

но и природные лекарства

С. Лесняков

        Научное название лука (allium) происходит от латинского названия чеснока, которое, в свою очередь, вероятно, связано с кельтским словом all – жгучий. Но не только латинское название сближает лук и чеснок. Это действительно природные лекарства, обладающие ценными для организма микроэлементами и веществами.

        Лук репчатый содержит большое количество калия, кальция, фосфора, богат эфирными маслами, чем объясняется его специфический запах и вкус, способствующий лучшему усвоению пищи.

        Значительно больше в луке по сравнению с другими пищевыми растениями серы ( 65 мг%). Сера необходима для нормальной работы систе-мы внутренней секреции, пищеварения, синтеза инсулина в поджелудочной железе. Она же помогает организму освобождаться от ядовитых остатков обмена веществ, представляет собой топливо для энергетических процессов в клетках.

         Среди овощей лук является одним из активных концентратов селена, который является мощным антиоксидантом. Целым набором фактов подтверждена роль селена в предупреждении раковых заболеваний, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, а также перхоти.

         Репчатый лук содержит много витамина С и витаминов группы В. Богаты витамином С и каротином зеленые листья (лук-перо), получаемые из луковиц, высаживаемых зимой в теплицы, а ранней весной в парники и на грядки. Кроме железа,  в луке много цинка и меди. А совместное действие железа и цинка приводит к усилению защитных функций организма. Лук также богат марганцем, которому принадлежит важная роль в жизнедеятельности любой живой клетки. С возрастом усвояемость марганца организмом снижается, для профилактики и лечения  различных заболеваний полезно наряду с лекарственными препаратами использовать и репчатый лук.

        Лук полезен для организма также и тем, что содержит большой  набор  различных микроэлементов. В головках  репчатого лука серы значительно больше, чем в других овощах. Среди овощей лук  является одним из активных концентратов селена.

             В питании здорового, физически активного человека лук может использоваться сырым, обжаренным или вареным почти без ограничений.         Целебные свойства лука общеизвестны. Но далеко не все знают, что в луке обнаружены гормоноподобные вещества, предупреждающие старение и стимулирующие деятельность всех органов и систем. Древние врачеватели также считали что лук омолаживает организм и способствует долголетию. На Руси особенно много лука потребляли в годы «прилипчивых болезней» и моровых поветрий .-чумы, холеры, тифа…  

        Лук также содержит фитонциды, убивающие болезнетворных микробов. Эти сложные природные соединения больше всего содержатся в нижней части  луковицы. Эти биологически активные вещества обладают  мощным антимикробным, антивирусовым, антигрибковыми консервирующим действиями. Они стимулируют в поврежденных тканях процессы регенерации (восстановления клеток), очищения ран от гноя и их заживления.

        Лук стимулирует и регулирует сердечную деятельность, секреторную активность выделительных органов :бронхов, печени, почек, поджелудочной железы, желез желудка, кишечника, снижает уровень холестерина и сахара в крови, нормализует давление крови, увеличивает эластичность и прочность сосудов, активизирует двигательную способность желудочно-кишечного тракта, ускоряет заживление ран, уничтожает инфекцию и патогенные простейшие организмы, изгоняет глистов.

        С древнейших времен полагали; что чеснок обладает магическими свойствами, способными защитить от бед и разрушить злые чары. Гиппократ использовал чеснок при борьбе с инфекциями и всевозможными воспалениями. А римский врач Диоскорил (1 в.н.э.) считал чеснок одним из самых сильных противоядий при укусах ядовитых насекомых, змей, хищников. Бесценный опыт лечения чесноком хранят старые  русские травники – сборники рецептов лечения теми или иными растениями. На Руси также  издавна употребляли чеснок для предохранения от заболевания холерой, брюшным тифом, во время массового падежа скота. Даже был обычай носить на шее на ниточке зубки чеснока.

        Чесночный сок содержит в себе биологически активные вещества, оказывающие противомалярийное, противогрибковое, противоглистное, противопротозойное, противовирусное   противовоспалительное действие.

        Чеснок также содержит фитонциды, убивающие или подавляющие рост бактерий. Поэтому  в качестве добавки к пище чеснок может предотвратить отравление некачественными продуктами. Чеснок залечивает и обеззараживает раны. Попадая в организм человека, фитонциды не только стимулируют его, но и являются источником витаминной активности, стимулирующей обмен веществ и иммунитет. Предполагается иммуностимулирующее и противораковое действие чесночных препаратов.

        Специфический аромат чеснока появляется из-за распада особого вещества –аллина. Само по себе оно не имеет запаха, но когда идет распад  аллина, выделяются пахучие ингредиенты. Именно аллицин, попадая в организм с продуктами питания или с вдыхаемым воздухом, вызывает сильное стерилизующее (противомикробное), раздражающее и отхаркивающее действие.

        Вдыхание эфирных масел чеснока вызывает выделение жидкой слизи из бронхиальных желез. Она разжижает вязкую мокроту, снижает спазмы, воспаление в бронхах и трахее, уничтожат инфекцию, делает кашель  резким, влажным, с хорошо отделяемой мокротой.

        Чеснок, как и лук является вместилищем большого количества полезных для человека микроэлементов. Железа в нем содержится 15 мг на 100 г чеснока. Недостаток железа вызывает анемию, нарушение обмена  веществ, слабость, изменения  со стороны кожи, волос и ногтей.

        По сравнению с другими овощами в чесноке значительно больше и цинка (до 13,5 мг на 100г чеснока). Он также оказывает значительное влияние  на фундаментальные жизненные процессы: рост,  развитие, размножение, кроветворение, углеводный, белковый, жировой, энергетический обмены. Дефицит цинка в организме обычно связан с недостаточностью его поступления с пищей. Суточная потребность в цинке 10 – 16 мг.

        В чесноке содержится значительное количество кальция.  (29мг на  100 г ). Кальций дает крепость костям и всей основе скелета. Он необходим также для работы сердечных мускулов. Дети и подростки требуют кальция в 3-4 раза больше, чем взрослые; он идет на образование костей, зубов,  тканей.

        Довольно много в чесноке и серы. А  этот элемент содержится  во всех клетках и тканях человеческого организма -в  волосах,  ногтях, мускулах, желчи, экскрементах, газах, в моче.

 Фосфор, также содержащийся в чесноке, является одним из  наиболее распространенных минеральных веществ, содержащихся в человеческом организме. Фосфор нужен для усиленной умственной работы.

        Еще в 100 г свежего чеснока  содержится 250г калия. Он нужен печени, селезёнке и кишечнику. Последствия его недостатка – дряблость мускулов, плохая сообразительность.

        Натрий ( 19мг в 100 г чеснока )- удерживает известь и магний в растворах крови и тканях. Натрий выводит из тканей к легким углекислый газ; лишь с помощью натрия железо может захватывать из воздуха кислород.

        Чеснок считается одним из наиболее богатых источников селена для человеческого организма.

        Кобальта в чесноке до 1,8 мг на 100 г, что значительно больше, чем в других овощах. Его биологическая роль определяется участием в процессах кроветворения, тканевого дыхания, иммуногенеза и белкового обмена.

        Безусловно, лук и чеснок – это главные лекари в нашем рационе питания. Несмотря на то, что они являются и ценным питательным продуктом, имеющим высокую калорийность по сравнению с другими овощами, все же в первую очередь лук и чеснок применяются как профилактическое средство против многих заболеваний.

Таким образом и здесь подтверждается тот факт, что полноценное здоровое питание требует сочетания продуктов, обладающих разными ценными свойствами: хлеба, как источника энергии и клетчатки, витаминов группы В, лука и чеснока, как природного лекарства от множества болезней, картофеля – как источника туберина , калия, аскорбиновой кислоты, моркови, как производителя витамина А, капусты – как обладателя ценного витамина U  и большого количества витамина С.


Заключение

        В своем проекте мы опирались на народные пословицы о продуктах питания. Именно по количеству найденных пословиц были выбраны продукты – герои нашего проекта. Обсуждение полученной информации о хлебе, картофеле, моркови, белокочанной капусте, луке и чесноке выявило ценные свойства данных продуктов. Однако, определить первенство того или иного продукта у нас не получилось, потому что каждый из них несет в себе определенную ценность для здоровья человека.

        Питаться исключительно хлебом нельзя – организм не получит необходимые витамины и аминокислоты, отсутствующие в нем, хотя по количеству углеводов хлеб может сравниться только с чистой глюкозой и картофелем. Может тогда питаться только картофелем – организм получит и углеводы, и витамин С?! Но клетчатки, необходимой для нормализации пищеварения, в картофеле не так и много, да и большинство витаминов можно найти только в других овощах. А если питаться только капустой и морковкой – витаминов в организме будет достаточно, а углеводов и белков будет не хватать.

        Таким образом, мы пришли к выводу, что здоровое питание не делает тот или иной продукт более или менее важным по сравнению с другими. Каждый несет в себе определенную значимость и делает питание правильным и сбалансированным только в сочетании с другими необходимыми для организма продуктами. Полученная информация, основанная на научных фактах, превратила наш Парад пословиц в дружный Хоровод.

        И для того, чтобы поделиться нашими новыми знаниями, полученными в ходе работы над проектом, показать важность продуктов питания для здоровья человека, мы придумали сказку «Кто важней?» про героев нашего проекта. Мы подготовили инсценировку этой сказки, которую покажем ребятам нашей школы на валеологических занятиях, посвященных Всемирному дню здоровья.

Сказка «Кто важней?»

        В Питательном царстве, Здоровом государстве собрались продукты на Совет. Стали спорить Хлеб, Картофель, Капуста, Морковь, Лук и Чеснок, кто из них важнее для здоровья человека.

        Важный хлеб взял слово первым: «Я всему голова! Благодаря мне человек получает энергию, так как именно я снабжаю его углеводами. Я на целую треть удовлетворяю потребность организма в белках, более, чем наполовину – в витаминах группы В. Я очень калорийный!»

        Веселый картофель рассмеялся: «Ну, ты, хлеб даешь! Во мне столько же углеводов, как и в тебе! А если из меня пюре сделать, то углеводы еще быстрее усваиваться будут! Вот ты важничаешь, а у тебя даже витамина С нет, который от цинги спасает. А у меня есть! И калия у меня много, поэтому я помогаю людям с болезнями сердца!»

        В разговор вступила красавица Капуста: «Друзья, зря вы спорите – разве может продукт, не содержащий все важные витамины стать самым главным? А ты, любезный картофель, иногда даже вред приносишь!»

Картофель стал оправдываться: «Меня чаще всего человек ест, поэтому и витамина С он от меня больше, чем от вас получает. Да и про какой такой вред ты, морковь, говоришь?»

        «Да все знают, как вредны картофельные чипсы: они содержат канцерогенные вещества, вызывающие раковые заболевания, и слишком уж чипсы соленые! Так что, я все равно важнее, даже в Древнем Риме говорили, что я соединяю в себе свойства в той пропорции, которая наиболее содействует здоровью человека» - гордо ответила Капуста»

        Морковь очень не любила спорить, но ей стало обидно, что про нее даже никто не вспомнил. Она поправила свою зеленую косу и произнесла:

«Я пришла к вам, как с картины –

Посмотрите на меня!

Я богата каротином –

Предшественником витамина А!»

        Братья Лук и Чеснок удивленно воскликнули: «Морковь, ты молодец! В стихосложении тебе нет равных. Только вот, важнее для здоровья человека все равно мы! Кто спасет человека от простуды? Кто защитит его от болезнетворных бактерий? Конечно, мы, ведь у нас есть фитонциды!»

        Так бы и спорили продукты еще долго, если бы не появился Миша, ученик 4 «А» класса школы № 609 на этом Совете. В Питательном царстве Здоровом государстве он частый гость, ведь правильное питание – это основа здоровья человека.

«Друзья мои, без вас мое здоровье никогда не стало бы таким крепким, не смог бы я учиться на пятерки и играть в футбол. И Хлеб, и Картофель, и Капуста, и Морковь, и Лук, и Чеснок важны для меня одинаково! Спасибо вам за мое здоровье!»

        Вот так закончился спор между хлебом, картофелем, капустой, морковью, луком и чесноком. Заходите и вы почаще в Питательное царство Здоровое государство, здесь вы найдете много друзей, которые помогут вам быть здоровыми!


Список литературы и информационных источников

  1. Закревский В.В. / Овощи. – СПб.:Амфора. ТИД Амфора, 2010. – 48 с.: ил.- (Серия «Лечебные свойства продуктов»)
  2. Закревский В.В. / Хлеб, мучные изделия, крупы и бобовые. – СПб.:Амфора. ТИД Амфора, 2010. – 48 с.: ил.- (Серия «Лечебные свойства продуктов»)
  3. Комарова Т.А. / Азбука питания. – Алма-Ата:Кайнар, 1989. – 688 с.
  4. Крысин Л.П. / Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).
  5. Лесняков С./ Лук и чеснок. Природные целители. – М.: «Ч.А.О.и К°», 2001. – 91 с.
  6. Образцов П.А. / Тайная история еды. – М.: Книжный Клуб 36.5, 2008. – 288 с.
  7. http://www.who.int/ru (Сайт ВОЗ)
  8. https://ru.wikipedia.org 


Приложение 1

Работы обучающихся 4 «А» класса к валеологическому занятию «Парад пословиц»DSCN7996.JPG

DSCN7999.JPGDSCN7998.JPGDSCN8003.JPG

Приложение 2

Оформление стенда для валеологического занятия «Парад пословиц»

DSCN8006.JPG

        


Приложение 3

Обобщающая таблица «Парад пословиц»

ХЛЕБ

Хлеба ни куска - везде тоска

Худ обед, коли хлеба нет

Хлеб да вода – здоровая еда

Хлеб – всему голова

Каков у хлеба, таков и у дела

Гречневая каша – матушка наша, хлебец ржаной – отец наш родной

Вода вымоет, а хлеб выкормит

Без соли не вкусно, без хлеба – не сытно.

Хлеб – батюшка, вода матушка.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою

ЛУК И

ЧЕСНОК

Чеснок

Чеснок семь недуг изводит

Чеснок и лук прогонят недуг

Лук

Лук да баня все правят.

Мед и лук – здоровья круг.

Чеснок и лук прогонят недуг.

Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.

ОВОЩИ

Капуста

Ельник, березник – чем не дрова? Хрен да капуста- чем не еда?

Капуста не пуста, сама летит в уста!

Щи

Где щи да каша, там место наше.

Щи да каша – пища наша.

Морковь

Морковь прибавляет кровь.

Картофель

Картошка – хлебу присошка.

Каша

Где щи да каша, там место наше

Щи да каша – пища наша.

Гречневая каша – матушка наша.

Масло

Масло коровье кушай на здоровье.

Кашу маслом не испортишь.

Мед

Мед  хвала – всему голова.

Мед и лук – здоровья круг.

Пироги

Изба красна не углами, а пирогами.

Красна река берегами, обед – пирогами.

Кисель

Кисель зубам не порча.

Рыба

Ешь больше рыбки – будут ножки прытки!

Ерш бы в ухе, да лещ в пироге.

Молоко

Всходы крепнут от воды, ребенок здоровеет от молока.

Чай

Выпей чайку – позабудешь тоску


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы, поговорки, афоризмы о здоровье на уроках русского языка.

1.Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой  мысли и опыта «,- считал К.Д.Ушинский.»Ни в одной из форм языкового...

Пословицы и поговорки о Здоровье.

Пословицы и поговорки о здоровье могут использовать в своей работе классные руководители в качестве дополнительного материала при подготовке к классным часам, посвященным теме "Здоровье", полезны для ...

Пословицы и поговорки про спорт, физическую культуру и здоровье.

Пословицы и поговорки про спорт, физическую культуру и здоровье....

Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.

Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....

Пословицы о здоровье - 07.12.2013

Игра "Пирамида"  (пословицы о здоровье)...

Пословицы и поговорки о спорте и здоровье

Пословицы и поговорки о спорте и здоровье...

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...