проект "масленица"
проект (6, 7, 8, 9 класс)
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традициями проведения этого праздника даёт детям возможность понять всю широту и глубокий смысл этого весёлого и немножко грустного праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 251.01 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт Славянка»
Проект:
«Масленица»
Разработала:
Воспитатель Лавренова Анна Анатольевна
2019 г
Актуальность:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы – Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традициями проведения этого праздника даёт детям возможность понять всю широту и глубокий смысл этого весёлого и немножко грустного праздника.
Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
В настоящее время актуальным стало личностное развитие воспитанников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии наших детей.
Цель работы:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица».
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Воспитывать чувства патриотизма ,основанного на русских традициях .
5 Обогатить духовный мир;
6 Провести праздник, через участие : мастер – класса « стаканчик» коллективный выход на центральную площадь, где принять активное участие на ярмарке . Приобщить всех воспитанников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Планируемые результаты:
1.Приобщение воспитанников к традиции проведения народного праздника – Масленицы , через активное участие .
2.Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
3.Повышение познавательного интереса среди воспитанников к родной истории.
Методы и приёмы работы над проектом:
1.Беседа.
2.Изготовление оберега «Ангел»
3.Мастер-класс «стаканчик»
4.Знакомство с рецептами блинов.
5 Чаепитие.
6 Участие в ярмарке.
Тип проекта: локальный (направлен на совместную творческую деятельность )
Сроки проведения проекта: с 4 по 10 марта (проводится в рамках масленичной недели )
Участники: воспитанники, воспитатель, педагог дополнительного образования.
Этапы реализации проекта:
Информационный этап
- Беседа. Поговорим о «Масленице»
Масленица – один из тех древних народных праздников ,который не закреплён за конкретным календарным числом .Это переходный праздник ,который связан с Пасхой .Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом ,который длится семь недель и заканчивается Пасхой .
Масленицу называют сырной неделей , а также «блиноедной». Это самый веселый, самый разгульный всеобщий праздник. И стар, и млад, как говорится, веселится. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами. Традиционные действа и затеи, обязанности и игры – все это постепенно отложилось в традицию непринужденной, раскрепощенной радости и веселья.
Процесс приготовления блинов считался таинством: его передавали из рода в род через дочек и внучек.
Старинная Русь справляла Масленицу шумно. Олицетворением праздника часто являлось чучело из соломы и тряпок, одетое в женскую одежду. Повсеместно устраивали разные игры и гулянья: качели, конные соревнования, ледяные горки, катание на санках. Молодежь щеголяла нарядами, каждый стремился перечудить другого.
Каждый день масленой недели имел свое название ,которое как бы подсказывает , что в этот день полагается делать .
Понедельник – «встреча»
Вторник – «заигрыш» в этот день проходили самые весёлые игры .
Среда – «лакомка» готовили самые вкусные блюда.
Четверг – « разгуляй» УСТРАИВАЛИ КАТАНИЕ НА ЛОШАДЯХ
Пятница – «Тещины вечера»зять идёт к тёще на блины .
Суббота – «Золовкины посиделки» все ходят в гости к родственникам .
Воскресенье – «Прощеный день». Проводы Масленицы.
Воскресенье был самым грустным моментом праздника. Масленицу надо было хоронить. С жалобными причитаниями везли за околицу, где был сложен костер. Когда Масленицу сжигали, прыгать через костер решались только смельчаки: размеры его были огромны. После песен, игрищ, хороводов веселье заканчивалось. В деревне воцарялся мир. Родные и знакомые прощали друг другу обиды, Младшие приходили к друг другу со словами: «Прости меня, пожалуйста, если я в чем-то виноват перед тобой».4.
2 Традиции Масленицы:
Наверно, без блинов невозможно представить русскую Масленицу. Блин издавна был символом Солнца. Ритуально съедение блина — во славу весны, плодородия земли. Форма блина тоже не случайна — круг считался знаком Солнца. «Блин круглый, как настоящее щедрое Солнце
Трудно найти в России хозяйку, которая не пекла бы блины и оладьи на Масленицу. Настоящие русские блины - из дрожжевого теста, тесто для них ставили ещё с ночи и пекли непременно на чугунных сковородках. Выпечь тоненькие, кружевные блины получится не у каждого, несмотря на кажущуюся простоту процесса. Есть в этом несложном деле свои тонкости:
- Первая хитрость при выпечек блинов на Масленицу - непременное просеивание муки перед замесом теста. Особенно это важно для дрожжевых блинов. Тогда тесто будет гораздо лучше подниматься.
- Вторая хитрость - сковородку нужно очень хорошо разогреть, и только потом выливать на нее тесто. Смазывать сковороду можно кусочком соленого сала, надетого на вилку. Это надо делать перед каждым блином. А можно добавить ложку растительного масла в само тесто, и тогда надо будет смазать сковороду только один раз, перед началом жарки.
. Рецепт блинов на Масленицу - Дрожжевые блины на молоке
- 1 литр молока
- 500 г муки
- 2 яйца
- маленький пакетик сухих дрожжей
- 2 ст. ложки сахара
- половина чайной ложки соли
- 1 ст. ложка растительного масла
- сливочное масло для смазывания блинов
Разделите муку на две части. В одну добавьте сахар и дрожжи, перемешайте. Влейте теплое молоко и тщательно вымешайте. Не поступайте наоборот, то есть, не всыпайте муку в молоко. Тогда у вас образуются в тесте комочки.
Поставьте опару в теплое место минут на 40. Она должна подняться раза в 2. Пока опара поднимается, отделите у яиц желтки от белков. Желтки разотрите с солью и растительным маслом, а белки взбейте миксером в крепкую пену.
Добавьте в опару остальную муку и желтки и дайте еще раз подняться тесту. Затем, добавьте белки, аккуратно вымешайте. Если надо, добавьте муку.
Выпекайте блины на Масленицу на разогретой сковороде с обеих сторон. Смажьте сливочным маслом
Рецепт блинов на Масленицу 3 - Домашние блины на молоке
- молоко — 1 литр
- яйца — 4 штук
- мука — 500 г
- растительное масло — 2 ст. ложки
- сахар — 1,5 ст. ложка
- соль — 1 щепотка
В большой миске взбиваем яйца и сахар. Заливаем 1 часть теплого молока и солим. Хорошо перемешиваем. Засыпаем муку (постепенно) в яично-молочную смесь. Хорошо перемешиваем для того, чтобы не было комков. Добавляем немного соды, соль и растительное масло, перемешиваем, добавляем оставшееся молоко и взбиваем. Тесто должно получиться в меру жидким.
Хорошенько разогреваем сковороду и смазываем растительным маслом. Обжариваем каждый блинчик с обоих сторон до золотистого цвета.
Практический этап
1Изготовление оберега «Ангел».
Цель: знакомство воспитанников с историей изготовления старинных кукол – оберегов.
Задачи:
- Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;
- Развивать мелку моторику рук.
- Способствовать развитию творческого потенциала детей;
- Воспитание в воспитанников бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;
- Развивать творческие способности .
-Воспитывать самостоятельность.
Место проведения: мастерская «кройки, шитья»
Необходимое оборудование: ткань ,нитки.
2 Мастер – класс по изготовлению «стаканчик»
Цель : Приобщение к русским народным праздникам и обычаям через творческую деятельность.
Задачи:
- Познакомить ребят с художественными росписями.
-Развивать способности ,различать стиль в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве .
-Развивать мыслительные процессы .
-Способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству .
-Способствовать формированию эстетического вкуса .
-Воспитывать в детях любовь к Родине .
Необходимое оборудование : цветной картон ,цветная бумага, клей карандаш , клей пистолет, бусинка , ножницы .
Место проведения : группа .
3 Коллективный выход : Торговля на ярмарке , выставка своих работ.
Результат
Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у ребят любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Воспитанники познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Ребята получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, я увидела , что воспитанники с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляли чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь для моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я думаю, что мне это удалось.
6.Список используемой литературы
1. Научно - практический журнал «Спутник классного руководителя» №4/2011г.
2. Газета «Последний звонок» №12 /2010 г.
3. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2/2012 г.
4. «Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников», сост. С. А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2011 г.
5 Весенняя капель,ред.-сост .Л.И.Жук-Мн.:Красико-Принт,2006.-128 с.