Рабочая программа ЮИД "Сигнал"
рабочая программа

Макеева Наталья Михайловна

В нашей школе действует школьный отряд ЮИД. Я разработала программу мероприятий, которые проводят ребята из отряда в нашей школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\BalaganskayaTG\Pictures\Тит лист885.jpg

Пояснительная записка

В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их. Профилактика ДТП с участием детей – особо важный комплекс мероприятий, направленных на обучение правилам поведения на дороге, контроля ситуации со стороны пешеходов. Здесь немаловажную роль играет работа по организации отрядов юных инспекторов дорожного движения (ЮИД) в школах. В нашей школе был создан отряд ЮИД «Сигнал», который состоит из учащихся 6 класса МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района в количестве 7 человек.

Актуальность программы. Программа направлена на обучение детей безопасному поведению на дорогах и проведение профилактической работы в школе. Программа школьного отряда ЮИД «Сигнал» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления им практического опыта. Она разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 30.12.2001 года № 196-ФЗ (с изменениями и дополнениями), закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ «О безопасности».

Новизна программы. Программой предусмотрено обучение не только участников отряда, но и проведение ими пропагандистской и информационной работы среди обучающихся школы. Программа реализуется на межпредметной связи с привлечением специалистов: инспектор ГИБДД, медицинские работники, учитель ОБЖ, школьный вожатский отряд «Неунывайка», классные руководители.

Цель программы: создать условия для непрерывного обучения участников отряда основам ПДД и привлечь их к проведению профилактических мероприятий для обучающихся школы.

Задачи программы:

  • Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения и потребность в их изучении;
  • Научить приёмам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • Сформировать навыки безопасного вождения велосипеда;
  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
  • Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
  • Развивать формы сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Основные методы, используемые для реализации программы отряда:

в обучении:

- практический (практическая работа при создании дидактического материала для проведения внеклассных мероприятий, при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда);

- наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки);

- словесный (как ведущий- инструктаж, беседы, разъяснения);

- ИКТ (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос, просмотр, фильмов, презентаций, обучение).

в воспитании:

методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Режим занятий

- общее количество часов – 68 часов, 2 занятия в неделю, продолжительностью по 45 минут.

Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД, медицинского работника, педагога – психолога, педагога – библиотекаря, социального педагога.

Работа отряда «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, викторин в школе.

Особое значение имеет форма проведения мероприятий.

Формы занятий

- по количеству детей, участвующих в занятии, - коллективная, групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагогов и детей – беседа, практикум, тренинг, экскурсия, конкурс и др.;

- по дидактической цели – комбинированные формы занятий.

Ожидаемый результат

Участники отряд «Сигнал» должны:

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • техническое устройство велосипеда.

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • управлять велосипедом.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.
  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Ожидаемый результат после реализации программы для всех участников:

  • повышение уровня теоретических и практических знаний по ПДД
  • увеличение количества обучающихся, входящих в состав ЮИД
  • формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом.
  • минимизация возникновения дорожно-транспортных ситуаций с участием обучающихся школы

Формы и виды контроля

Для определения ожидаемого результата проводится промежуточный (в конце первого полугодия) и итоговый (в конце года) контроль. Контроль проводится в следующих формах: тестирование, соревнования, выполнение приёмов безопасного прохождения вело трассы, участие в общешкольных мероприятиях конкурсах, агитбригадах.

Используемые способы диагностики:

  • Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД;
  • Проведение конкурсов, викторин по ПДД при возникновении чрезвычайных ситуаций на дороге.

Содержание программы

Программа состоит из теоретической и практической частей:

Теоретическая часть этой программы позволит обучающимся получить необходимые знания об опасностях на дорогах и их прогнозировании, поможет приобрести навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, в общественном транспорте, изучить «дорожную азбуку» района проживания.

Практическая часть программы направлена на пропаганду знаний ПДД и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся: выпуск стенгазет, соревнования, выступление агитбригады, пропагандистские занятия в начальной школе, встреча с работником ГИБДД, участие в конкурсах по ПДД.

Тема 1. Правила дорожного движения (48 часов)

Занятия 1-2. Введение

Теория. Цели, задачи отряда ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Ознакомление с планом работы.

Практика. Выборы командира отряда, распределение обязанностей в отряде. Выбор девиза, речёвки. Оформление эмблемы отряда.

Занятия 3-4. История правил дорожного движения. Проблемы безопасного движения.

Теория. История и развитие правил дорожного движения. Просмотр фильма «История развития автотранспорта». Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Практика. Круглый стол «Проблемы безопасности движения».

Занятия 5-7. Основные правила поведения пешеходов на дороге. Обязанности водителей и пешеходов на дороге.

Теория. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Населенные пункты. ДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн.

Практика Изготовление дорожных знаков для пешеходов. Подвижная игра «Пешеходы и водители»

Занятия 8-10. Линейка «Посвящение в пешеходы» для 1-4 классов.

Теория и практика. Разработка сценария линейки. Распределение ролей. Репетиция. Проведение линейки. Объявление о конкурсе рисунков «Безопасная дорога»

Занятия 11-13. Конкурс рисунков «Безопасная дорога» для 1-9 классов

Теория. Разработка критериев к конкурсу.

Практика. Оформление стенда конкурса рисунков «Безопасная дорога». Подведение итогов. Награждение.

Занятия 14-16. Дорожные знаки и их группы

Теория. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Полоса движения. Тротуар. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки ПДД для пассажиров– виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Практика. Проектная задача «Изготовление пазлов «Группы дорожных знаков для пешеходов». Подвижная игра «Пешеходы и водители»

Занятия 17-19. Дидактические игры на переменах для 1-4 классов «Правила ДД

Теория. Дидактические игры по ПДД.

Практика Проведение дидактических игр на переменах.

Занятия 20-22. Дорожная разметка. Перекрёстки и их виды.

Теория. Прилегающие перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка.

Практика. Экскурсия на перекрёсток дороги.

Занятия 23-24. Регулирование дорожного движения. Светофорное регулирование.

Теория. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Практика. Выход на перекрёсток., изучение фаз цикла светофора.

Занятия 25-28. Театрализованная программа «Зачем в лесу светофор (знакомство)

Теория. Сценарий представления.

Практика. Распределение ролей. Изготовление декораций, костюмов.

Занятия 29-30. Театрализованное представление «Зачем в лесу светофор» для 1-4 классов

Оформление декораций к сказке, показ представления.

Занятия 31-32. Причины дорожно-транспортного травматизма.

Теория. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Просмотр фильма о статистике ДДП в Томске и России

Практика. Решение задач, карточек по ПДД. Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Занятия 33-36. Агитбригада «ДТП в России и Томске» для 1-4 классов

Теория. Сценарий линейки, распределение ролей, разучивание слов.

Практика. Оформление атрибутов к выступлению

Занятия 37-39. Железная дорога. Движение через железнодорожные пути.

Теория. Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

Практика. Экскурсия на ж/д вокзал. Написать заметку на сайт школы о проведённой экскурсии

Занятия 41-44 Решение тестов и дорожных задач

Тестирование по ПДД.

Занятия 45-46. Итоговое практическое занятие.

Практика. Решение задач, карточек по ПДД

Тема 2. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (14 часов)

Занятия 48-49. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Вызов скорой помощи.

Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Практика. Инструкция вызова скорой помощи. Экскурсия на пункт оказания первой помощи в поликлинике.

Занятия 50-51 Раны, их виды, оказание первой помощи. Способы оказания первой помощи.

Теория.  Раны, их виды, оказание первой помощи.

Практика. Показ фильма «Раны, их виды, оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения». Обучение приёмам наложения повязок. Беседа с детским врачом.

Занятия 52-53. Оказание первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.

Теория. Вывихи и растяжения, оказание первой медицинской помощи.

Практика. Беседа с медсестрой школы. Отработка приёмов оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.

Занятия 54-55. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Теория. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Практика. Приёмы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях.

Занятия 56-57. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи

Теория. Ожоги, степени ожогов.

Практика. Оказание первой помощи.

Занятия 58-59 Транспортировка пострадавшего.

Теория. Транспортировка пострадавшего.

Практика. Приёмы транспортировки пострадавшего.

Занятия 60-62. Проведение мастер-классов на переменах по теме «Оказание первой помощи пострадавшим.

Теория. Виды повязок

Практика. Отработка практических навыков наложения повязок.

Тема 3. Фигурное вождение вело транспортных средств (6 часов)

Занятие 63. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»

Теория. Знакомство с условиями конкурса. Изучение правил

Практика. Решение задач по практическим навыкам вождения.

Занятия 64-67. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.

Теория. Отработка подачи предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение групп велосипедистов.

Практика. Препятствия (прохождение трассы): 8 35 - змейка; - восьмерка; - перестановка предмета - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - коридор из коротких досок.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

теория

практика

1

Правила дорожного движения

48

24

24

2.

Основы доврачебной

медицинской помощи

14

7

7

3.

Фигурное вождение

Вело транспортных средств

6

3

3


Календарно-тематическое планирование

№ п. п

Тема занятий

Техническое оснащение занятий (средства, материалы)

Содержание занятий,

формы практической внеклассной деятельности

Количество часов

Дата

План

Факт

Правила дорожного движения (48 часов)

1-2

Введение.

Положение школьного отряда ЮИД. Бумага, ручка, фломастеры.

Выборы командира отряда, распределение обязанностей в отряде. Выбор девиза, речёвки

2

3-4

История развития автомототранспорта.

Проблемы безопасности движения.

Презентация о видах транспорта.

Просмотр фильма «История развития автотранспорта». Круглый стол «Проблемы безопасности движения.

2

5-7

Основные правила поведения пешеходов на улице. Обязанности водителей и пешеходов на дороге.

Презентация о правилах поведения пешеходов на улице, на дороге.

Бумага, ножницы, фломастеры

Обсуждение ПДД. Изготовление дорожных знаков для пешеходов.

Подвижная игра «Пешеходы и водители»

3

8-10

Линейка «Посвящение в пешеходы» для 1-4 классов.(Внеклассное мероприятие)

Сценарий агитбригады «Пешеход, помни ты про переход».

Разучивание слов. Репетиция

Линейка, объявление о конкурсе рисунков «Безопасная дорога»

3

11-13

Конкурс рисунков «Безопасная дорога» для 1-9 классов. (Внеклассное мероприятие)

Бумага, ручки, грамоты

Разработка критериев к конкурсу рисунков. Оформление стенда конкурса рисунков, подведение итогов. Награждение и вручение дипломов, сертификатов.

3

14-16

Дорожные знаки и их группы.

Презентация «Группы дорожных знаков»

 Изучение знаков ПДД и распределение их на группы.

Проектная задача: «Изготовление пазлов «Группы дорожных знаков» для младших школьников.

3

17-19

Дидактические игры на переменах для 1-4 классов «Правила ПДД»

Внеклассное мероприятие

Пазлы «Дорожные знаки»,

Раскраски по группам «Знаки ПДД»

Дидактические игры по знакомству с ПДД

3

20-22

Дорожная разметка. Перекрёстки и их виды.

Плакат о видах перекрёстков

Экскурсия на перекрёсток. Встреча с работниками ГИБДД

3

23-24

Регулирование дорожного движения. Светофорное регулирование.

Фильм «Сигналы регулировщик»

Разучивание сигнальных знаков светофора. Выход на перекрёсток, изучение фаз цикла светофора.

2

25-28

Сказка «Зачем в лесу светофор» (знакомство)

Сценарий сказки.

Распределение ролей. Разучивание слов. Инсценировка сказка, изготовление костюмов, оформление афиши.

4

29-30

Театрализованное представление «Зачем в лесу светофор» для 1-4 классов (Внеклассное мероприятие

Сценарий сказки.

Декорации

Оформление декораций к сказке, показ представления

2

31-32

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Фильм о статистике ДТП в Томске и России среди школьников

Обсуждение данных. Круглый стол «Выявление проблем ДТП и поиск их решений».

2

33-36

Агитбригада «Причины ДТП» в России и Томске для 1-4 классов (Внеклассное мероприятие»

Сценарий агитбригады

Разучивание слов, репетиция.

Линейка

4

37-39

Железная дорога. Движение через железнодорожные пути.

Фильм «Движение по железным дорогам»

Экскурсия на ЖД вокзал.

Изготовление агитационного плаката.

4

41-44

Решение тестов и дорожных задач

Тесты

Тестирование.

4

45-46

Итоговое практическое занятие

Итоговый тест по ПДД

Итоговый тест по ПДД.

2

47-48

Викторина «Я знаю ПДД» для 1-4 классов (Внеклассное мероприятие»

Интернет, журналы с викторинами по ПДД

Составление вопросов викторины и проведение её для начальной школы.

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (14 часов)

48-49

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Вызов скорой помощи.

Инструкция по составлению сообщения о ДТП.

Инструкции по оказанию первой помощи.

Экскурсия на пункт оказания первой помощи в поликлинике.

Отработка правил оказания первой помощи и вызова скорой.

2

50-51

Раны, их виды, оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения.

Фильм «Раны, их виды, оказание первой помощи». Автомобильная аптечка. Бинты, антисептические средства, вата.

Беседа с детским врачом.

Практическая работа по наложению повязок.

2

52-53

Оказание первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях

Фильм «Оказание первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях». Бинты, антисептические средства, вата, шина

Беседа с медсестрой поликлиники.

Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.

2

54-55

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях

Презентация «Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи», жгут

Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.

2

56-57

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи при ожогах.

Плакат «Оказание первой помощи при ожогах». перевязочный материал, лёд.

Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при ожогах

2

58-59

Транспортировка пострадавшего

Фильм «Транспортиров ка пострадавшего», носилки медицинские

Практическая работа по транспортировке пострадавшего

2

60-62

Проведение мастер-классов на переменах по теме «Оказание первой помощи пострадавшим»

Перевязочный материал, носилки, шина,

Автомобильная аптечка

Мастер-классы «Виды повязок. Наложение повязок на рану»

3

Фигурное вождение вело транспортных средств (6 часов)

63

Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»ПДД для велосипедистов

Презентация

«ПДД и правила вождения велосипедов»

Знакомство с условиями проведения конкурса. Изучение правил, решение задач по практическим навыкам.

1

64-65

Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.

Презентация «Правила движения велосипедистов»

велосипед

Отработка подачи предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой.

2

66

Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.

Площадка с препятствиями, велосипед, кегли

Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение групп велосипедистов.

1

67

Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.

Памятка: «Юному велосипедисту».

Препятствия (прохождение трассы): 8 35 - змейка; - восьмерка; - перестановка предмета - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - коридор из коротких досок.

1

68

Конкурс «Безопасное колесо»

1

Итого:

68 часов

Методическое обеспечение:

- билеты, тесты по ПДД, медицине;

-дидактические игры по ПДД;

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;

-  методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

-  методические пособия для изучения ПДД;

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД;

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер с экраном и проектором, принтер;

- видеокамера;

- плакаты по ПДД;

- светоотражающие элементы;

-бинты для оказания первой помощи;

--велосипед;

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

2. Государственный образовательный стандарт;

3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД; 5. Учебники по ОБЖ;

  1. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В.В. Головко. – М., 2007.

5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М.,2008

6. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком/ С.Ф. Зеленин. – М., 2007.

7. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах., 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...