Рабочая программа ЮИД "Сигнал"
рабочая программа
В нашей школе действует школьный отряд ЮИД. Я разработала программу мероприятий, которые проводят ребята из отряда в нашей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа отряда ЮИД "Сигнал" | 395.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их. Профилактика ДТП с участием детей – особо важный комплекс мероприятий, направленных на обучение правилам поведения на дороге, контроля ситуации со стороны пешеходов. Здесь немаловажную роль играет работа по организации отрядов юных инспекторов дорожного движения (ЮИД) в школах. В нашей школе был создан отряд ЮИД «Сигнал», который состоит из учащихся 6 класса МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района в количестве 7 человек.
Актуальность программы. Программа направлена на обучение детей безопасному поведению на дорогах и проведение профилактической работы в школе. Программа школьного отряда ЮИД «Сигнал» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления им практического опыта. Она разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 30.12.2001 года № 196-ФЗ (с изменениями и дополнениями), закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
Новизна программы. Программой предусмотрено обучение не только участников отряда, но и проведение ими пропагандистской и информационной работы среди обучающихся школы. Программа реализуется на межпредметной связи с привлечением специалистов: инспектор ГИБДД, медицинские работники, учитель ОБЖ, школьный вожатский отряд «Неунывайка», классные руководители.
Цель программы: создать условия для непрерывного обучения участников отряда основам ПДД и привлечь их к проведению профилактических мероприятий для обучающихся школы.
Задачи программы:
- Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения и потребность в их изучении;
- Научить приёмам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
- Сформировать навыки безопасного вождения велосипеда;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
- Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
- Развивать формы сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Основные методы, используемые для реализации программы отряда:
в обучении:
- практический (практическая работа при создании дидактического материала для проведения внеклассных мероприятий, при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда);
- наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки);
- словесный (как ведущий- инструктаж, беседы, разъяснения);
- ИКТ (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос, просмотр, фильмов, презентаций, обучение).
в воспитании:
– методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Режим занятий
- общее количество часов – 68 часов, 2 занятия в неделю, продолжительностью по 45 минут.
Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД, медицинского работника, педагога – психолога, педагога – библиотекаря, социального педагога.
Работа отряда «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, викторин в школе.
Особое значение имеет форма проведения мероприятий.
Формы занятий
- по количеству детей, участвующих в занятии, - коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагогов и детей – беседа, практикум, тренинг, экскурсия, конкурс и др.;
- по дидактической цели – комбинированные формы занятий.
Ожидаемый результат
Участники отряд «Сигнал» должны:
знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- техническое устройство велосипеда.
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- пользоваться общественным транспортом;
- управлять велосипедом.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Ожидаемый результат после реализации программы для всех участников:
- повышение уровня теоретических и практических знаний по ПДД
- увеличение количества обучающихся, входящих в состав ЮИД
- формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом.
- минимизация возникновения дорожно-транспортных ситуаций с участием обучающихся школы
Формы и виды контроля
Для определения ожидаемого результата проводится промежуточный (в конце первого полугодия) и итоговый (в конце года) контроль. Контроль проводится в следующих формах: тестирование, соревнования, выполнение приёмов безопасного прохождения вело трассы, участие в общешкольных мероприятиях конкурсах, агитбригадах.
Используемые способы диагностики:
- Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД;
- Проведение конкурсов, викторин по ПДД при возникновении чрезвычайных ситуаций на дороге.
Содержание программы
Программа состоит из теоретической и практической частей:
Теоретическая часть этой программы позволит обучающимся получить необходимые знания об опасностях на дорогах и их прогнозировании, поможет приобрести навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, в общественном транспорте, изучить «дорожную азбуку» района проживания.
Практическая часть программы направлена на пропаганду знаний ПДД и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся: выпуск стенгазет, соревнования, выступление агитбригады, пропагандистские занятия в начальной школе, встреча с работником ГИБДД, участие в конкурсах по ПДД.
Тема 1. Правила дорожного движения (48 часов)
Занятия 1-2. Введение
Теория. Цели, задачи отряда ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Ознакомление с планом работы.
Практика. Выборы командира отряда, распределение обязанностей в отряде. Выбор девиза, речёвки. Оформление эмблемы отряда.
Занятия 3-4. История правил дорожного движения. Проблемы безопасного движения.
Теория. История и развитие правил дорожного движения. Просмотр фильма «История развития автотранспорта». Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Практика. Круглый стол «Проблемы безопасности движения».
Занятия 5-7. Основные правила поведения пешеходов на дороге. Обязанности водителей и пешеходов на дороге.
Теория. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Населенные пункты. ДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн.
Практика Изготовление дорожных знаков для пешеходов. Подвижная игра «Пешеходы и водители»
Занятия 8-10. Линейка «Посвящение в пешеходы» для 1-4 классов.
Теория и практика. Разработка сценария линейки. Распределение ролей. Репетиция. Проведение линейки. Объявление о конкурсе рисунков «Безопасная дорога»
Занятия 11-13. Конкурс рисунков «Безопасная дорога» для 1-9 классов
Теория. Разработка критериев к конкурсу.
Практика. Оформление стенда конкурса рисунков «Безопасная дорога». Подведение итогов. Награждение.
Занятия 14-16. Дорожные знаки и их группы
Теория. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Полоса движения. Тротуар. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки ПДД для пассажиров– виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Практика. Проектная задача «Изготовление пазлов «Группы дорожных знаков для пешеходов». Подвижная игра «Пешеходы и водители»
Занятия 17-19. Дидактические игры на переменах для 1-4 классов «Правила ДД
Теория. Дидактические игры по ПДД.
Практика Проведение дидактических игр на переменах.
Занятия 20-22. Дорожная разметка. Перекрёстки и их виды.
Теория. Прилегающие перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка.
Практика. Экскурсия на перекрёсток дороги.
Занятия 23-24. Регулирование дорожного движения. Светофорное регулирование.
Теория. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Практика. Выход на перекрёсток., изучение фаз цикла светофора.
Занятия 25-28. Театрализованная программа «Зачем в лесу светофор (знакомство)
Теория. Сценарий представления.
Практика. Распределение ролей. Изготовление декораций, костюмов.
Занятия 29-30. Театрализованное представление «Зачем в лесу светофор» для 1-4 классов
Оформление декораций к сказке, показ представления.
Занятия 31-32. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Теория. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Просмотр фильма о статистике ДДП в Томске и России
Практика. Решение задач, карточек по ПДД. Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Занятия 33-36. Агитбригада «ДТП в России и Томске» для 1-4 классов
Теория. Сценарий линейки, распределение ролей, разучивание слов.
Практика. Оформление атрибутов к выступлению
Занятия 37-39. Железная дорога. Движение через железнодорожные пути.
Теория. Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
Практика. Экскурсия на ж/д вокзал. Написать заметку на сайт школы о проведённой экскурсии
Занятия 41-44 Решение тестов и дорожных задач
Тестирование по ПДД.
Занятия 45-46. Итоговое практическое занятие.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД
Тема 2. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (14 часов)
Занятия 48-49. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Вызов скорой помощи.
Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Практика. Инструкция вызова скорой помощи. Экскурсия на пункт оказания первой помощи в поликлинике.
Занятия 50-51 Раны, их виды, оказание первой помощи. Способы оказания первой помощи.
Теория. Раны, их виды, оказание первой помощи.
Практика. Показ фильма «Раны, их виды, оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения». Обучение приёмам наложения повязок. Беседа с детским врачом.
Занятия 52-53. Оказание первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.
Теория. Вывихи и растяжения, оказание первой медицинской помощи.
Практика. Беседа с медсестрой школы. Отработка приёмов оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.
Занятия 54-55. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Теория. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Практика. Приёмы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях.
Занятия 56-57. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи
Теория. Ожоги, степени ожогов.
Практика. Оказание первой помощи.
Занятия 58-59 Транспортировка пострадавшего.
Теория. Транспортировка пострадавшего.
Практика. Приёмы транспортировки пострадавшего.
Занятия 60-62. Проведение мастер-классов на переменах по теме «Оказание первой помощи пострадавшим.
Теория. Виды повязок
Практика. Отработка практических навыков наложения повязок.
Тема 3. Фигурное вождение вело транспортных средств (6 часов)
Занятие 63. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
Теория. Знакомство с условиями конкурса. Изучение правил
Практика. Решение задач по практическим навыкам вождения.
Занятия 64-67. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Теория. Отработка подачи предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение групп велосипедистов.
Практика. Препятствия (прохождение трассы): 8 35 - змейка; - восьмерка; - перестановка предмета - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - коридор из коротких досок.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | |
теория | практика | |||
1 | Правила дорожного движения | 48 | 24 | 24 |
2. | Основы доврачебной медицинской помощи | 14 | 7 | 7 |
3. | Фигурное вождение Вело транспортных средств | 6 | 3 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п. п | Тема занятий | Техническое оснащение занятий (средства, материалы) | Содержание занятий, формы практической внеклассной деятельности | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||||
Правила дорожного движения (48 часов) | ||||||
1-2 | Введение. | Положение школьного отряда ЮИД. Бумага, ручка, фломастеры. | Выборы командира отряда, распределение обязанностей в отряде. Выбор девиза, речёвки | 2 | ||
3-4 | История развития автомототранспорта. Проблемы безопасности движения. | Презентация о видах транспорта. | Просмотр фильма «История развития автотранспорта». Круглый стол «Проблемы безопасности движения. | 2 | ||
5-7 | Основные правила поведения пешеходов на улице. Обязанности водителей и пешеходов на дороге. | Презентация о правилах поведения пешеходов на улице, на дороге. Бумага, ножницы, фломастеры | Обсуждение ПДД. Изготовление дорожных знаков для пешеходов. Подвижная игра «Пешеходы и водители» | 3 | ||
8-10 | Линейка «Посвящение в пешеходы» для 1-4 классов.(Внеклассное мероприятие) | Сценарий агитбригады «Пешеход, помни ты про переход». | Разучивание слов. Репетиция Линейка, объявление о конкурсе рисунков «Безопасная дорога» | 3 | ||
11-13 | Конкурс рисунков «Безопасная дорога» для 1-9 классов. (Внеклассное мероприятие) | Бумага, ручки, грамоты | Разработка критериев к конкурсу рисунков. Оформление стенда конкурса рисунков, подведение итогов. Награждение и вручение дипломов, сертификатов. | 3 | ||
14-16 | Дорожные знаки и их группы. | Презентация «Группы дорожных знаков» | Изучение знаков ПДД и распределение их на группы. Проектная задача: «Изготовление пазлов «Группы дорожных знаков» для младших школьников. | 3 | ||
17-19 | Дидактические игры на переменах для 1-4 классов «Правила ПДД» Внеклассное мероприятие | Пазлы «Дорожные знаки», Раскраски по группам «Знаки ПДД» | Дидактические игры по знакомству с ПДД | 3 | ||
20-22 | Дорожная разметка. Перекрёстки и их виды. | Плакат о видах перекрёстков | Экскурсия на перекрёсток. Встреча с работниками ГИБДД | 3 | ||
23-24 | Регулирование дорожного движения. Светофорное регулирование. | Фильм «Сигналы регулировщик» | Разучивание сигнальных знаков светофора. Выход на перекрёсток, изучение фаз цикла светофора. | 2 | ||
25-28 | Сказка «Зачем в лесу светофор» (знакомство) | Сценарий сказки. | Распределение ролей. Разучивание слов. Инсценировка сказка, изготовление костюмов, оформление афиши. | 4 | ||
29-30 | Театрализованное представление «Зачем в лесу светофор» для 1-4 классов (Внеклассное мероприятие | Сценарий сказки. Декорации | Оформление декораций к сказке, показ представления | 2 | ||
31-32 | Причины дорожно-транспортных происшествий. | Фильм о статистике ДТП в Томске и России среди школьников | Обсуждение данных. Круглый стол «Выявление проблем ДТП и поиск их решений». | 2 | ||
33-36 | Агитбригада «Причины ДТП» в России и Томске для 1-4 классов (Внеклассное мероприятие» | Сценарий агитбригады | Разучивание слов, репетиция. Линейка | 4 | ||
37-39 | Железная дорога. Движение через железнодорожные пути. | Фильм «Движение по железным дорогам» | Экскурсия на ЖД вокзал. Изготовление агитационного плаката. | 4 | ||
41-44 | Решение тестов и дорожных задач | Тесты | Тестирование. | 4 | ||
45-46 | Итоговое практическое занятие | Итоговый тест по ПДД | Итоговый тест по ПДД. | 2 | ||
47-48 | Викторина «Я знаю ПДД» для 1-4 классов (Внеклассное мероприятие» | Интернет, журналы с викторинами по ПДД | Составление вопросов викторины и проведение её для начальной школы. | |||
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (14 часов) | ||||||
48-49 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Вызов скорой помощи. | Инструкция по составлению сообщения о ДТП. Инструкции по оказанию первой помощи. | Экскурсия на пункт оказания первой помощи в поликлинике. Отработка правил оказания первой помощи и вызова скорой. | 2 | ||
50-51 | Раны, их виды, оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. | Фильм «Раны, их виды, оказание первой помощи». Автомобильная аптечка. Бинты, антисептические средства, вата. | Беседа с детским врачом. Практическая работа по наложению повязок. | 2 | ||
52-53 | Оказание первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях | Фильм «Оказание первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях». Бинты, антисептические средства, вата, шина | Беседа с медсестрой поликлиники. Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях. | 2 | ||
54-55 | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях | Презентация «Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи», жгут | Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. | 2 | ||
56-57 | Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи при ожогах. | Плакат «Оказание первой помощи при ожогах». перевязочный материал, лёд. | Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при ожогах | 2 | ||
58-59 | Транспортировка пострадавшего | Фильм «Транспортиров ка пострадавшего», носилки медицинские | Практическая работа по транспортировке пострадавшего | 2 | ||
60-62 | Проведение мастер-классов на переменах по теме «Оказание первой помощи пострадавшим» | Перевязочный материал, носилки, шина, Автомобильная аптечка | Мастер-классы «Виды повязок. Наложение повязок на рану» | 3 | ||
Фигурное вождение вело транспортных средств (6 часов) | ||||||
63 | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»ПДД для велосипедистов | Презентация «ПДД и правила вождения велосипедов» | Знакомство с условиями проведения конкурса. Изучение правил, решение задач по практическим навыкам. | 1 | ||
64-65 | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. | Презентация «Правила движения велосипедистов» велосипед | Отработка подачи предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. | 2 | ||
66 | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. | Площадка с препятствиями, велосипед, кегли | Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение групп велосипедистов. | 1 | ||
67 | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. | Памятка: «Юному велосипедисту». | Препятствия (прохождение трассы): 8 35 - змейка; - восьмерка; - перестановка предмета - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - коридор из коротких досок. | 1 | ||
68 | Конкурс «Безопасное колесо» | 1 | ||||
Итого: | 68 часов |
Методическое обеспечение:
- билеты, тесты по ПДД, медицине;
-дидактические игры по ПДД;
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- методические пособия для изучения ПДД;
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД;
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер с экраном и проектором, принтер;
- видеокамера;
- плакаты по ПДД;
- светоотражающие элементы;
-бинты для оказания первой помощи;
--велосипед;
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
2. Государственный образовательный стандарт;
3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД; 5. Учебники по ОБЖ;
- Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В.В. Головко. – М., 2007.
5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М.,2008
6. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком/ С.Ф. Зеленин. – М., 2007.
7. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах., 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
- Мне нравится (1)