Эко викторина Очисть озеро
проект (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верякушская основная общеобразовательная школа»
Эко викторина
Очисть озеро
Для учащихся 13-15 лет
Учитель: Феоктистова Н.Н.
Цель: способствовать развитию эколого-химического мышления.
Задачи:
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора в области химии и экологии;
- повышение интереса к предметам через учебно-познавательную деятельность;
- формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы.
- - Развивать навыки работы в команде
Оборудование: доска, листы бумаги, раздаточный материал (приложение)
- Добрый день, друзья!
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». - Так писал более 100 лет назад Лев Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живём сейчас. Люди, связанные с природой, которые её изучают и наблюдают – учёные, писатели, работники заповедников – обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и беспокоились все люди на Земле. Вот и мы сегодня вам предлагаем вспомнить о самом красивом и хрупком мире- природе и всех тех, кого она объединяет. Сыграем в ЭКО- викторину,
Ученики делятся на 2 группы. Каждая команда получает игровое поле — изображение загрязнённого озера. Ведущий вытягивает карточки с вопросами, а команды по очереди отвечают: каждая команда может ответить максимум на 9 вопросов. Правильный ответ даёт команде призовую карточку с изображением одного из девяти фрагментов того же самого озера, но очищенного от грязи и мусора. Призовую карточку можно положить на соответствующий фрагмент игрового поля, тем самым как бы «очистив» часть озера. Ответив правильно на все 9 вопросов, команда может полностью «очистить» своё озеро. Ответив правильно на часть вопросов, она может «очистить» его частично.
Глядя на картинку, попробуйте рассказать, что случилось с озером, когда рядом поселились люди! С какими проблемами оно столкнулось?
Дети называют проблемы: сточные воды из городской канализации, сбросы заводов и фабрик, мытьё машин, мусор на берегах
Во всех субъектах РФ, кроме Сахалинской области, есть загрязнённые и сильно загрязнённые водоёмы. До 65% питьевой воды не соответствует нормативам. Известно более 6000 участков загрязнения подземных вод.
Виноваты в этом не только заводы и фабрики, но и мы с вами. Даже обычный стиральный порошок наносит ущерб водоёмам: он содержит фосфаты, вызывающие бурный рост сине–зелёных водорослей, цветение и гниение воды.
Человек тратит около 360 литров пресной воды в день. На один приём ванны уходит целых 200 литров воды! Кроме того, именно человек несёт ответственность за аварии на производстве и разливы нефти, за свалки, в том числе и на берегах водоёмов, и за интенсивное рыболовство.
Вопросы
1. Как образуются кислотные дожди?
2. Какие методы используются для очистки воздуха и жидкостей от вредных примесей?
3. Каковы запасы воды в природе? Сколько из всего запаса приходится на долю пресной воды, в том числе доступной?
4. Какие вы знаете источники загрязнения гидросферы?
5. В чем заключается наиболее распространенный контроль за химическим составов сточных вод?
6. Какие существуют методы очистки сточных вод?
7. В чем состоит химический метод очистки сточных вод?
8. Какие вредные вещества могут попасть в организм человека с пищей?
Как правильно разбавлять кислоту?
Что такое катализатор? Может ли вода быть катализатором?
9.Что является самым важным веществом на Земле?
10. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки?
11.Что такое загрязнение? Виды загрязнений.
12.Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?
13.Чем так опасны синтетические моющие средства?
14. Почему люди приобретают собственную систему очистки воды?
15. Когда появился водопровод?
16. Что вы знаете о радиоактивных осадках?
17.Какое вещество самое распространенное на Земле?
18. Аномалии воды.
19. Как назвал воду Леонардо да Винчи? (Он назвал воду соком жизни на Земле.)
Ответы
1. При сжигании любого ископаемого топлива (уголь, горючие сланцы, мазут) в составе выделяющихся газов находятся диоксиды серы и азота. Миллионы тонн диоксидов серы и азота, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый (а иногда не очень слабый) раствор кислоты. Дождевая вода, образующая при конденсации водяного пара, должна иметь нейтральную реакцию. Но в самом чистом воздухе всегда есть диоксид углерода, и дождевая вода, растворяет его, чуть подкисляется. Дождь становится более кислым в результате растворения диоксидов серы и азота.
2. Для очистки воздуха и жидкостей от вредных примесей химики-технологи применяют адсорбентные, абсорбционные и каталитические методы.
Адсорбция – это поглощение растворенных или газообразных веществ на своей поверхности активированным углём, силикагелем, пористым стеклом и другими веществами.
Абсорбция – это поглощение веществ из газа или жидкости жидкостями или твердыми телами. Поглощение происходит во всем объеме поглотителя или путем химического взаимодействия с реагентом.
Каталитический метод основан на превращении вредных газообразных веществ в безвредные, которые или выбрасывают в атмосферу, или отправляют на другие предприятия в качестве сырья.
3. Запасы воды на Земле составляют 1 млн. 359 тыс. м3. Из этого богатства на долю пресной воды приходится 2,8% причем 2,2% из них недоступны людям. Это – ледяной щит Северного Ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды.
4. Основными источниками загрязнения вод являются:
- сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод промышленными предприятиями;
- коммунальными и сельским хозяйством.
Сюда относятся оксиды при обработке ископаемых, воды шахт, рудников, нефтепродуктов, первичной обработки льна, сбросы водного, железнодорожного транспорта, отходы древесины, целлюлозно-бумажных и гидролизных заводов, предприятий легкой и пищевой промышленности; бытовые стоки кухонь, туалетов, ванн, столовых, больниц, вода, используемая как охладитель на предприятиях машиностроения, металлообработки, коксохимии, сланцепереработки, остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемые из почвы.
5. Распространенный контроль за химическим составом сточных вод заключается в определении кислотности и щелочности. Анализ проводится с применением специальных приборов.
6. Методы очистки сточных вод от загрязнений подразделяются на механические, биологические и химические.
7. Самым распространенным химическим методом очистки сточных вод является нейтрализация. Нейтрализация кислых стоков может производиться фильтрацией их через магнезит, доломит, любые известняки. Нейтрализация вод может осуществляться смешением кислых стоков со щелочами. При химической очистке можно извлекать ценные соединения и тем самым снижать потери производства. Часто после химической очистке сточные воды подвергают биологической очистке.
8. Химические загрязнители:
- радиоактивные вещества;
- пестициды и продукты их разложения;
- соли тяжелых металлов;
- нитраты и нитриты;
- вещества проникающие в продукты из упаковки.
Сюда же относят стимуляторы роста животных. Эти вещества могут накапливаться в мясе, молоке и попадать в организм человека.
9. Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду рационально.
10. 70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.
11. Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.
12. Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.
13. Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.
14. Чистая вода - это здоровая жизнь. Вода из-под крана содержит много загрязнений, в том числе пестициды, свинец, гербициды, моющие средства, промышленные растворители и др. К ним могут добавиться всевозможные бактерии, вирусы и паразиты. Запах вкус и цвет отсутствуют, поэтому так сложно поверить, что вода, на первый взгляд совершенно чистая, чем-то загрязнена. Для очистки используется хлор. Но, к сожалению, он не оказывает очищающее действие на химические загрязнения. Поэтому люди приобретают индивидуальные средства очистки воды. Наиболее распространенные -патроны с активированным углем. Они обладают высокой поглотительной способностью. Наиболее эффективные - многоступенчатые системы.
15. Индийцы держали воду в медных сосудах. Это было около 4 тысяч лет назад. В Древнем Египте прокладывали деревянные и медные трубы. В Древнем Риме существовала система акведуков. В XI веке в Новгороде был построен настоящий водопровод. В XV веке был проведен родниковый водопровод для Московского Кремля. Настоящий водопровод в России построили в Петербурге во второй половине XIX века.
16. Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.
17. Вода. Всё живое и неживое содержит воду.
18.
Свойство | Аномалия | Значение |
Летучесть | Наименьшая среди соединений водорода с элементами подгруппы кислорода | Существенна для физиологии клетки: медленное снижение влажности различных материалов. |
Температура замерзания | Наиболее высокая, за исключением аммиака Термостатирующий эффект в точке замерзания. | Очень важна для сохранения теплового и водного баланса в атмосфере. |
Плотность | Наибольшая при +4 °С | При замерзании водоемов, нижний слой воды, как наиболее тяжелый, находится при температуре +4 °С. |
Вязкость | Уменьшается при увеличении давления | Обеспечивает большую подвижность глубоко в недрах планеты, где давление достигает огромных значений. |
Растворитель | Растворяет многие вещества в больших количествах, чем другие жидкости | Используется в технике как основной растворитель, связывает между собой явления физические и биологические |
Поверхностное натяжение | Наиболее высокое из всех жидкостей | Существенно для физиологии клетки, определяет поверхностные явления в технологии |
Температура кипения | Наиболее высокая из всех жидкостей | Большие затраты тепла на испарение в производственных процессах; экономия возможна при утилизации тепла, выделяющегося при конденсации пара |
Теплопроводность | Наиболее высокая из всех жидкостей | Играет роль в теплообменной аппаратуре и процессах малого масштаба, например происходящих в живых клетках |
Диэлектрическая проницаемость | Наиболее высокая из всех жидкостей | Оказывает существенное влияние на диссоциацию электролитов |
Удельная теплоемкость | Наиболее высокая, за исключением аммиака и водорода. | |
Скрытая теплота плавления и испарения. | Наиболее высокая из всех твердых и жидких веществ, за исключением аммиака; с повышением температуры несколько снижается (до 40 °С), затем — возрастает | Термостатирующий эффект в технологических процессах, перенос тепла водными течениями в природе, способствует сохранению постоянной температуры тела |
Заключительное слово учителя
В нашей стране существуют госпрограммы по защите водных ресурсов. Например, к 2020 году согласно этим программам планируется уменьшить долю загрязнённых сточных вод, которые попадают в водоёмы, в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом. А современных гидрологических постов и лабораторий, на которых будут наблюдать за состоянием окружающей среды, станет почти в 20 раз больше. Оказывается, в нашей стране сотни экологических организаций, которые проводят уборки берегов и другие акции по защите водных ресурсов. Например, в Нижегородской области в 2013–2014 годах был реализован проект «Карта качества воды». Школьники и студенты объединились, разбились на 15 групп и каждую неделю брали пробы воды из водоёмов Нижегородской области. Воду проверяли в лаборатории, а данные выкладывали на сайте проекта. Этот пример показывает, что даже школьники могут сами наладить мониторинг состояния наших рек и озёр. http://smotrivodu.ru/
Дополнительная информация для учителя: Целевые показатели программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах»:
Ещё один вдохновляющий пример — проект «Сохраним Байкал». Уже 5 лет активисты проводят уборки берегов чудесного озера, ликвидируют незаконные свалки, продвигают идеи переработки отходов, ведут просветительскую работу среди населения, привлекая к участию всё больше неравнодушных людей. Во многом благодаря активистам, в самом популярном месте отдыха туристов, на острове Ольхон сегодня внедряется программа по раздельному сбору мусора.
Как мы помним, на производство бумаги уходит много воды. Но оказалось, что многие неравнодушные люди сдают её в переработку. Старые тетради, блокноты, журналы, офисная бумага — всё это превращается в новую бумагу с гораздо меньшим водным следом. Адреса пунктов приёма макулатуры легко найти в интернете — например, на сайте recyclemap.ru.
17–летняя Мария Элена Гримметт из Флориды с 11 лет задавалась вопросом, почему в её доме такая мутная вода. Став чуть постарше, Элена провела целое расследование и определила, что к ним в водопровод попадают антибиотики с соседней фермы. Тогда девочка разработала собственный фильтр, в котором особая смола MN250, как магнит, притягивает антибиотики.
Лерой Мвасару из Кении буквально спас свою школу, которая построила общежитие на 720 студентов без современной канализации. Лерой построил подземный биореактор, в котором отходы из туалетов и остатки продуктов из столовой перерабатываются в метан. В свою очередь, этот метан используется как топливо в школьной столовой для приготовления пищи, что позволяет сэкономить в два раза на закупке топлива. Природа выигрывает, потому что токсичные отходы не попадают в реки, а направляются в биореактор. А школа выигрывает потому, что из отходов она получает топливо, которое можно использовать для приготовления пищи.
Российский школьник, калининградец Энвер Курбанов, придумал и собрал дождевую электростанцию из велосипеда и пластиковых бутылок. Устройство, напоминающее водяную мельницу, стоит всего 80 рублей и позволяет зарядить 300 мобильных телефонов с помощью экологически чистой энергии дождя. Находкой заинтересовались даже инноваторы из Сколково.
Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды подошло к концу. Мы узнали больше о том, как беречь воду, помогать озёрам и рекам. Наш урок заканчивается, но добрые дела по защите воды только нач Литература:
1. Н.М. Кузьменюк. Экология на уроках химии., Минск: 2005 г.
2.Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра «Химия и здоровье»// Химия в школе. – 2007.№5.
Интернет-источники:
http://school16.edu.tomsk.ru/old/files/File/biolog/vik-x2.docинаются!
http://water157.narod.ru/anom/root.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по теме "озеро Байкал".
Данная викторина создана по шаблону учителя географии Карезиной Н.В., вопросы и иллюстрации составлены и подобраны Фроловой Н.В., викторина может быть использована на уроках географии при изучении тем...
Акция "Очистим планету от мусора"
Акция "Очистим планету от мусора"...
Викторина "Жизнь озера и луга"
О лугах и озерах Волго-Ахтубинской поймы...
Викторина по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Вопросы викторины помогут ребятам осознать, насколько внимательны они были при прочтении рассказа...
Викторина "Моря, реки и озера"
Викторина "Моря, реки и озера"...
Викторина по произведению В. Астафьева "Васюткино озеро"
Презентация с вопросами и ответами для 5 класса....
Викторина по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро"
Викторина после прочтения рассказа с целью проверки знания содержания прочитанного....