Классный час толерантность
классный час (7 класс)
Игра содержит элементы проблемного урока (работа в парах, творческих группах, групповая дискуссия) и предполагает участие в ней всего класса. Она может быть проведена как развивающее занятие и как особый урок (используя материал других, специально подобранных текстов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_tolerantnost.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Игра-дискуссия на развитие толерантности для учащихся 7-х классов
ЛЮДИ СУЩЕСТВУЮТ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА
Цели и задачи:
1. Помочь детям осознать различия в отношениях между людьми с разными мировоззренческими позициями.
2. Развивать умение вести конструктивную дискуссию:
а) работать с текстом;
б) высказывать свою точку зрения и при этом считаться с мнением других.
3. Продолжать мягкое корректирование воспитанности ребенка через вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений.
4. Диагностировать социальное развитие учащихся.
5. Вызвать положительные эмоции у каждого из участников игры.
Оборудование:
- помещение с расставленными столами для групповой работы (2 группы);
- музыкальное оформление (фонограмма);
- карточки, зигзагообразно разрезанные на две части;
- чистые листы бумаги и фломастеры (маркеры);
Структура (занятия) игры.
Игра содержит элементы проблемного урока (работа в парах, творческих группах, групповая дискуссия) и предполагает участие в ней всего класса. Она может быть проведена как развивающее занятие и как особый урок (используя материал других, специально подобранных текстов).
Сценарий игры: ЛЮДИ СУЩЕСТВУЮТ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА
СЛАЙД 1
I. Подготовительный этап
В помещении расставляются столы и стулья таким образом, чтобы можно было работать группами по 5-6 человек.
II. Вступительное слово учителя.
СЛАЙД 2
Единственная настоящая роскошь-
это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент Экзюпери
Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.
Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
III. А начнем мы наш разговор с игры-упражнения «Приветствие».
Ребята образуют два круга - внутренний и внешний так, чтобы образовались стоящие друг к другу пары. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты назвать партнера по имени и поприветствовать его. Партнер должен в ответ назвать имя и тоже поприветствовать. По знаку ведущего круг делает шаг влево, таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
После этого каждая пара садится за один из столов.
Жеребьевка: каждый ученик достаёт из мешочка эмблему в виде сердца или улыбки, делятся на две команды “Сердца” и “Улыбки”
(дети сидят на местах и вытягивают эмблему из пакета, затем рассаживаются по командам – справа сердца, слева улыбки)
IV. Поскольку разговор наш начался об общении, то вам предлагается задание «Разминка»
Каждой паре редоставляется чистый лист бумаги. К слову «общение» нужно подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов (община, общий, общительный, сообщник, сообща...). Проверку начинают с группы, придумавшей наименьшее количество слов.
УЧИТЕЛЬ:
Так что же такое общение? Что мы вкладываем в смысл этого слова? (Ответы ребят.) Обратимся к словарю.
СЛАЙД 3
Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.
Как вы думаете, какие качества человека помогают соблюдать эти правила? (ответы детей)
А какие мешают? (ответы детей)
На доску в 2 колонки прикрепляются карточки с названием качеств помогающих (в левую колонку) и мешающих (в правую колонку) общению.
А кто из вас знает правила общения? (ответы детей)
СЛАЙД 4
Памятка (правила культурного общения)
- Уважай собеседника.
- Будь тактичен.
- Не унижай собеседника.
- Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение.
- Будь внимателен к собеседнику.
- Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
- Стремись к взаимопониманию.
Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название
У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.
СЛАЙД 5
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.
СЛАЙД 6
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
- А что же объединяет эти определения?
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению. Интолерантность –это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
1 конкурс . “Забавная анаграмма”.
Каждой команде выдается конверт, в котором находится 7 букв. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они должны выстроиться в линию таким образом, чтобы получилось слово (например: дружный ,товарищ) правая – дружный; левая - товарищ
2 конкурс «Споем о дружбе!»
Вы должны спеть один куплет песни о дружбе.
3 конкурс. “Автопортрет команды”.
Члены команд получают фломастеры, карандаши, смайлики и лист форматом А3. На нем вы должны изобразить эмблему своей команды.
Сейчас у вас будет возможность проявить качества толерантной личности при выполнении следующего задания.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
А сейчас. Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги вокруг портрета своей команды, и он вывешивается в классе.)
- В конце мне хочется сказать, что класс– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Толерантность"
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...
Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»
Заседание МО классных руководителей совместно со школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...
Презентация классного часа "Толерантность"
Собственная разработка классного часа. 8 класс....
Классный час "Толерантность"
Интересная разработка классного часа. 8 класс....
Классный час "Толерантность - это дружба!"
Разработка открытого классного часа (5 класс)...
классный час "Толерантность"
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...
Классный час "Толерантность? Толерантность!"
Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...