Мы команда Туристята
учебно-методический материал на тему

Каневцов Сергей Анатольевич

представляю вашему вниманию конспект открытого занятие «Мы команда Туристята», которое направлено на практическую деятельность детей по туризму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turistyata.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Мы команда Туристята»

Автор: Каневцов Сергей Анатольевич
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект открытого занятие «Мы команда Туристята», которое направлено на практическую деятельность детей по туризму. Развивать интерес к туризму и всему, что с ним связано. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подпедагогам начальных классов для внеклассного мероприятия. Возраст детей 6-9 лет.
Цель: Провести практическое занятие на природе. Приблизить детей к туристическим походам и соревнованиям.
Задачи: 
-Прививать детям необходимые знания и навыки о трудностях подстерегающих их на туристской тропе;
- Воспитывать интерес к туризму;
-Вызвать у детей желание вносить пассивный вклад в природоохранительную деятельность;
-Закрепить туристские навыки.
Оборудование: конусы – 2шт., веревка 8мм – 10 м., веревка 10мм -20 м., веревка 5мм – 4 м., карабины – 2 шт., пенные коврики- 3 шт., колышки металлические -10 шт., рюкзак, спички-1 коробок, ложка -1 шт., соль- небольшой пластмассовой баночке, полотенце – 1шт., кепка- 1 шт., котелок- 1 шт., фляга-1 шт., компас – 1шт. маршрутный лист, название команды «Туристята».
Предварительная работа: Беседа о том, что мы уже знаем о туристах, какие виды бывают туризма. Как себя надо вести на природе. Повторение о туристическом снаряжении: палатка, рюкзак, карта, компас, фляга, котелок. Что такое страховка и когда ее применяют.
Ход занятия.
Начало занятия в группе, дети сидят за столиками.
Учитель: Дорогие ребята! Лето – у нас теплое. А это значит, что настала пора увлекательных походов. Вот и мы с Вами отправимся в поход по родному нашему краю.
Дети: Ура!
Учитель: Наступит время, и вы отправитесь по настоящей туристской тропе.
А сегодня мы потренируемся здесь, как надо ходить в поход.
Вы готовы отправляться в поход?
Дети: Да.
Учитель: А вот сейчас мы это и узнаем. Я буду загадывать загадки, а Вы их отгадайте. Если Вы не сможете ответить, ответы найдете в рюкзаке.
1.В деревянном домике
Проживают гномики.
Уже такие добряки-
Раздают всем огоньки

Дети: Спички
Учитель: Дети подскажите мне для чего, нужны спички в походе?
Дети: Чтобы разжечь костер и на нем готовить еду.
Учитель: Правильно, молодцы первую загадку Вы разгадали. Послушайте вторую загадку.
2.Сама не ем.
А людей кормлю.

Дети: Ложка.
Учитель: А для чего нужна в походе ложка?
Дети: Чтобы ею кушать суп, кашу.
Учитель:
3.Сижу верхом
Не ведаю на ком.

Дети: Кепка.
Учитель: Ну а кепка для чего нужна?
Дети: Чтобы солнце не нагрело голову.
Учитель:(эта загадка трудная и чтобы дети догадались можно взять в руки соль, как подсказку) 
4.В воде родится.
Воды боится.

Дети: Соль.
Учитель: 
5.На стене висит, болтается.
Всяк за него хватается.

Дети: Полотенце.
Учитель:
6.Он с тобой и со мной
Шел лесными стежками
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками.

Дети: Рюкзак.
Учитель:
7.Где бы ты не находился.
Если только заблудился
Он укажет тебе, друг
Путь на север и на юг.

Дети: Компас.
Учитель: Молодцы ребята, давайте посмотрим, что еще лежит в нашем рюкзаке? Нужны ли нам эти вещи в походе или нет?
Дети: Котелок, фляжка, кружка, карандаш их мы с собою возьмем в поход. Стеклянный стакан, игрушки, кубики, стул. Мы их с собой не возьмем. В поход надо брать только необходимые вещи.
Учитель: Ну, вот собрались в поход. Тогда вперед. 
(пока у нас шло начало нашего занятия, недалеко от сада в сквере шла подготовка туристического похода, натягивали веревки между деревьями, готовили станции по маршрутному листу)
Детям вручаю карту и маршрутный лист (карту рисуем сами того места где будет проходить наш поход с включением топографических знаков так намного интересней выглядит наша карта да и дети лучше усваивают материал). В маршрутном листе указываем № станций, которые необходимо пройти. Рассматриваем карту, обсуждаем, что на ней изображено. Выходим на улицу по компасу, определяем в каком направлении, нам двигаться. Дети сразу догадались, что это сквер, но то, что их там ждало, для них был полный сюрприз.
Учитель: Ребята представьте себе, что мы с Вами пришли в лес. И в нашем лесу живет лесник хозяин здешнего леса. И для туристов он оставил таблички с различными знаками. И они нам помогут в пути. А вы помните топографические знаки?
Дети: Да.
Учитель: Вот я сейчас и проверю, что значат эти знаки:
Показываю картинки с изображением топографических знаков:
1. Луг 
2. Болото 
3. Лесная дорога 
4. Мост 
5. Река 
6. Обрыв 
7. Родник 
8. Лесная тропа 
9. Дом лесника 
10. Смешанный лес 
Дети отвечают, что обозначает каждый знак.
Учитель: Какие вы у меня молодцы все знаете. Посмотрите внимательно, в какой лес мы с Вами пришли?
Дети: Смешанный лес.
Учитель: А почему его так называют?
Дети: Потому, что в нем растут разные деревья и елки.
Учитель: Правильно. 
1 станция «Болото»
Учитель: Пока мы с Вами шли и не заметили, как попали в топкое болото, что делать? А нам нужно двигаться дальше (в сторонке лежит две дощечки, которые необходимы для переправы через болото)
Дети: А давайте возьмем эти дощечки и переправимся.
Учитель: Молодцы догадались.
Кто самый сильный и смелый пойдет первым и проложит дорожку остальным ребятам?
Первый мальчик берет дощечки, одну кладет себе под ноги, а другую приложит к этой, когда подойдет к концу дощечки. Передвигаемся пятка, носок не спеша. 
Учитель: А как надо переходить болото?
Дети: Осторожно, не толкать друг друга, чтоб в болото не упасть.
2 станция «Обрыв»
Учитель: Ну, вот опять беда и оставаться здесь нельзя. Как ребята нам быть, чтобы путь свой продолжать?
За ветку дерева привязана веревка. На конце веревки привязана палка. Получился маятник (или как в народе говорят тарзанка). Веревку привязываем по длине на средний рост ребенка. Обозначаем начало обрыва и конец. Дети держатся двумя руками за палку разбегаются, поджимают ножки и переправляются через обрыв. (детям очень нравится такая переправа для закрепления можно разрешить попробовать еще раз).
Учитель: Здорово ребята мы преодолели эту опасность. Идем дальше?
Дети: Да.
Учитель: У лесника есть помощник сороконожка. Давайте попробуем, как она ходит.
Физминутка "Сороконожка" 
Строим детей в одну колону друг за другом. Наклоняемся и просовываем правую руку назад между ножек, а левой рукой возьмем за руку стоящего впереди. Вот какая длинная и красивая сороконожка у нас получилась. А теперь вперед обходя пеньки. Пеньки это конусы разложены в хаотичном порядке.
3 станция «Пропасть»
Учитель: Мы с вами пришли на самую опасную станцию. Здесь параллельно натянуты веревки между деревьями и на соревнованиях по туризму она называется параллелька. Представьте, себе, что в низу глубокая пропасть, а там течет бурлящая река. А нам стоять нельзя. Надо продолжать свой поход. Каждый ребенок по очереди переправляется через параллельку. Высота нижней веревки от земли 50 см. Верхнею веревку привязываем на средний рост ребенка, за нее он будет держаться, переставляя ручки. Для безопасности обвязываем его веревкой за талию, делаем подстраховку. Обязательно при обвязке должен один конец веревки быть длиннее на вытянутую руку ребенка. Это для того, чтоб на свободном конце завязать петлю, для карабина. (На соревнованиях по туризму участники одевают обвязки, но для таких маленьких обвязок еще нет). Помогаем ребенку встать на веревку и карабином пристегиваем к верхней веревке. Если ребенок сорвется, на землю не упадет. Передвигаемся по веревке приставными шагами. На, этой станции всегда много времени уходит, но какой восторг у детей.
4 станция «Туннель»
На земле лежат три пенных коврика выложены друг за другом образуя длинный коридор. С двух сторон в землю вбиты колышки и сверху из веревок натянута паутинка. Задача детей проползти туннель не задеть паутину.
5 станция «Лесная игровая»
Детей делим на две команды и проводим веселые старты.
Команды стоят в колонну друг за другом:
- добежать до конуса и обратно передавая ход следующему;
-попрыгать, как зайчики до конуса и обратно;
-пройти паучками (дети становятся по парам спиной друг к другу и бочком переставными шагами) передвигаются до конуса и обратно.
-прыгать лягушатами до конуса и обратно.
Учитель: Ой, ребята посмотрите это, что за домик стоит.
Дети: Это домик лесника.
Учитель: Давайте зайдем к нему поздороваемся. 
6 станция «Лесник»
У дерева стоят 2 раскладных туристических столика. На столиках одноразовые стаканчики, термосы с чаем и сушки. Лесник приглашает детей на чаепитие. Каждый ребенок берет стаканчик с чаем и сушку.
Благодарим лесника за угощение и идем дальше.
7 станция «Озеро» 
Учитель: Смотрите ребята, какое большое, красивое озеро, а нам так жарко. (озеро делаем из веревки большой круг)
Скажите, можем мы искупаться в озере? 
Дети: Нет.
Учитель: А почему?
Дети: В незнакомом озере могут водиться змеи, которые могут нас укусить. И мы еще не знаем, какое дно у этого озера. И там могу лежать битые бутылки.
Учитель: Вы просто молодцы радуете меня своими знаниями, ловкостью, выносливостью. 
8 станция «Привал»
Учитель: Вы, наверное, устали? Здесь мы с Вами отдохнем и назад пойдем.
А отдыхать мы будем вот как. Соберем дрова для костра. И я Вам расскажу, как нужно правильно сложить костер и разжечь его. Для этого нам нужны сухие поленья. Вот они посмотрите (в сторонке лежат заготовленные уже поленья). Несите их сюда. 
Рассказываю и показываю, как нужно укладывать поленья для костра. И что есть разные названия у костра. Дети с удовольствием носят поленья и по картинкам их укладывают.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/14918_79166a835919331df4502e3395556918.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/14918_57286008f882270dbc498903bdf99a2d.jpg.jpg


Дети сложили поленья для костра, и мы отправились в школу, по дороге пели песню «Если весело шагать по просторам»
Учитель: И так ребята вы можете отправляться в настоящий поход. Только не забывайте то чему, вы научились. Теперь вы стали настоящими туристами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о городских соревнованиях "Туристята"

Положение о городских соревнованиях "Туристята" для младших школьников...

Условия конкурсной программы соревнований "Туристята"

Условия конкурсной программы соревнований "Туристята"...

туристско-краеведческа игра Туристята

игровая программа для учащихся 6 классов по туризму и краеведению...

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Загадки о туризме и туристятах.

Загадки о туризме и туристятах. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности....

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «ТУРИСТЯТА -3»

Разработка ШЛЮП-79, зав. сектором начального развития Сахаровой Л.А.Участники праздника учащиеся 4 класса «Б» (Нестеренко О.В.- член ШЛЮП -79) и 3класс «В» ( Сахарова Л.А.).Спортивно-туристские навыки...

Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...

Занятие 4. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...