Шаг к успеху
методическая разработка на тему

Титова Надежда Александровна

Некоторые дети не опережают сверстников по общему развитию, но выделяются своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы, имеют высокие умственные возможности, способны быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений, проявляют потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремятся разобраться в них, способны подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shag_k_uspehu_.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области.

Рассмотрено:

Руководитель МО  учителей математики

________________________

                   (Н.А. Титова)

Протокол №_____________

от «_____»__________2015

Утверждено:

Директор МБОУ СОШ №2

п. Добринка

___________________________

                             (Н.Н.Зиброва)

Приказ №_____________

от «_____»__________2015

Программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности

«Шаг к успеху»

для детей  13 – 15  лет

Программа рассчитана на 3 года обучения

 Составитель: Титова Н.А..

Должность: учитель математики

Название  населенного пункта  в котором реализуется  программа внеурочной деятельности:п. Добринка,  Добринского района,   Липецкой области

Год составления :  2015    

      Пояснительная записка.

Нормативно-правовая база.

  • Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»
  • Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в рамках ФГОС

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области

                                         

   

Назначение программы.

Создание системы деятельности для поддержки и оптимального развития способных учеников, имеющих повышенный уровень мотивации, их самореализации; расширение возможностей развития индивидуальных способностей всех учащихся а также создание условий для включения их  в поисково-исследовательскую деятельность, профессионального самоопределения. воспитание личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Программа обеспечит выявление одаренных детей, которые обладают яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но пока себя не проявившие.

Актуальность и перспективность курса.

Некоторые дети не опережают сверстников по общему развитию, но выделяются своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы, имеют высокие умственные возможности, способны быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений,  проявляют потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремятся разобраться в них, способны подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Основная моя задача как педагога— на основе диалога и совместного поиска помочь своим подопечным выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие их способности к самоопределению и самоорганизации.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентирована программа.

Программа разрабатывется на 3 года в период обучения с 7 по 9 классы. Она рассчитана на детей 13-15 лет.

Цель:

создание системы деятельности для поддержки и оптимального развития способностей учеников, имеющих повышенный уровень мотивации, ее самореализации; расширение возможностей развития индивидуальных способностей а также создание условий для включения их в поисково-исследовательскую  деятельность, профессионального самоопределения. воспитание личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Исходя из данной цели, основными  задачами  программы являются:

создать условия:

  •  для реализации личных творческих способностей в процессе научно – исследовательской  и поисковой деятельности,
  • для  формирования устойчивого интереса к математике, учебно-организационных умений  и навыков.
  • для развитии памяти учащихся.
  • для развития мышления учащихся

формировать умения :

  • планировать действия, необходимые для решения поставленных целей.
  • умения и навыки поиска, обработки и хранения информации.

развивать:

  • коммуникативные умения и навыки
  • умения учиться, использовать знания на практике.
  • интуицию, пространственное мышления учащихся. познавательный интерес;

воспитать:  настойчивость, инициативу.

                    Основные принципы работы:

  • принцип индивидуализации и дифференциации     
  • принцип опережающего обучения.
  • принцип комфортности в любой деятельности.
  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  • принцип развивающего обучения.
  •  принцип добровольности.
  • право на ошибку.
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
  • принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития
  • принцип  научности и интегративности
  • принцип гуманизма и демократизма

Формы и методы работы

   Для обучения  способных  детей ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами  самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.  Они идентичны для  развития творческого мышления и многих качеств личности (познавательной мотивации, неустойчивости, уверенности в себе, способности к сотрудничеству и др.).

         В процессе обучения детей предусматривается использование разнообразных способов получения информации: компьютер, интернет, видео и т.п..

   Большие возможности содержатся в такой форме работы с детьми, как организация исследовательской и проектной деятельности, предоставляющие учащимся возможность выбора не только направления научного поиска, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская и проектная деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.


                           Ведущие методы и приемы
 Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:
  -по источникам передачи знаний :
словесные - рассказ, беседа, доклады учащихся, лекция, инструктаж, чтение
справочной литературы;
наглядные - демонстрации, иллюстрации, показ материала, графиков, схем и чертежей;
практические - решение задач повышенной сложности, выполнение практических работ;
по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя :
-информационно-развивающие - передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация); самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа со справочной литературой, работа с информационными базами данных – использование информационных технологий);
-
объяснительно-иллюстративные - рассказ, лекция, беседа, демонстрация.;
- репродуктивные - умение воспроизвести полученную информацию;
-проблемно-поисковые – эвристические беседы, дискуссии, организация
-
исследовательские – учитель организует самостоятельную работу , давая
проблемные познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися самостоятельно, обычно без помощи учителя;
самостоятельный поиск дополнительной информации, исторических справок.

-по способам изложения учебного материала:
монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

 
диалогические - проблемное изложение, беседа, диспут.

-по учету структуры личности:
сознание - рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование;
поведение - упражнение, тренировка ;
чувства – стимулирование - одобрение, похвала, порицание, контроль

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего за год 35 часов в 7и 8 классах и 34-в 9 классе.

 

Формы, порядок и периодичность проведения

промежуточной аттестации учащихся   

Оценка знаний, умений и навыков  проводится в процессе практико-исследовательских  работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени)  и письменных работ.

Вводный  контроль осуществляется  в виде  тестирования, чтобы выяснить уровень  знаний  и иметь возможность откорректировать  распределение учебных часов в курсе.

   Текущий контроль проводится на практико-исследовательских работах,  по итогам выполнения письменных работ.

  Важен контроль за изменением  познавательных интересов ученицы,  в связи с чем  на разных этапах обучения производится анкетирование.  

     Итоговый контроль осуществляется на олимпиадах, занятиях-исследованиях, при выполнении письменных рефератов на заданную тему, индивидуальных исследовательских работ.  Результаты деятельности  на занятиях  курса не оцениваются традиционным образом, так как отсутствие "наказания" в виде оценок позволяет ребенку чувствовать себя свободнее, чем на традиционных уроках, формирует умение высказывать гипотезы, опровергать или доказывать их, искать ошибки и неточности в рассуждениях, и тем не менее, чтобы отследить динамику усвоения ученицей  теоретического материала, обеспечить мотивацию регулярных занятий, предоставление ему объективной информации об уровне его знаний и умений используются нестандартные способы оценивания:

  • интонация, жест, мимика;
  • разнообразие изучаемого материала;
  • отметка в «кредит», похвала;
  • проверка уровня усвоения материала путем диагностирования и тестирования
  • самооценка поиска путей

Планируемые результаты реализации программы.

Личностные:

– независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели.

 Метапредметные:

Познавательные УУД

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

 – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

 – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

– создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

– вычитывать все уровни текстовой информации.

 – уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

 – понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

 – уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные про граммно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибоч- ность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

 – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения

Регулятивные УУД

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

 – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

 – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

.– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

 – выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

 – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

 – подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

 – работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать на- ряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

 – свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

 – в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

 – самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

 – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

 – давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

                             

Учебный  план.

Первый год обучения   (7 класс)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Прак-тика

1

Задача как объект изучения.

1

0,5

0,5

2

Элементы теории множеств.

1

0,5

0,5

3

Типичные задачи 5 -6-7 классов.

14

4

10

4

Геометрические задачи.

9

3

6

5

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.

8

2

6

6

Исследовательская работа.

1

7

Итоговое занятие.

1

Итого:

35

                                        Второй год обучения  (8 класс)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Актуализация основных тем 1 года обучения с дальнейшим углублением понятий.

10

1

9

2

Функция.

10

3

7

3

Планиметрические фигуры.

15

5

10

Итого:

35

                                           Третий год обучения(9 класс)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Решение различных типов нестандартных  задач на составление уравнений

2

2

2.

Задачи на делимость, четность  и т.д

2

2

3.

Исследование и построение графиков сложных функций.

10

3

7

4

Геометрические построения и задачи

7

2

5

5

Задачи с параметрами:

8

2

6

6

Элементы комбинаторики и теории вероятности.

4

1

3

7

Защита исследовательских работ обучающихся.

2

2

Итого:

35

Календарно-тематический план.

Название разделов и тем занятий

Коли-

чество

часов

Дата проведения

план

факт

1

Задача как объект изучения.

1

1.1

Как  устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи.

0,5

1.2

Вопросы к  задаче. Оперирование ими при   решении разного вида задач

0,5

2

Элементы теории множеств.

1

2.1

Понятие теории множеств.

0,5

2.2

Операции над множествами. Множественные задачи.

0,5

3

Типичные задачи 5 -6-7 классов.

14

3.1

Задачи на делимость

2

3.2

Решение задач  на составление уравнения.

2

3.3

Приведение к единице. Решение задач на прямую пропорциональность.

1

3.4

Задачи на встречное движение двух  тел.

1

3.5

Задачи на движение  тел по течению и против течения.

1

3.6

Три основных вида задач на дроби и проценты.

1

3.7

Практикум- исследование задач на дроби и проценты.

1

3.8

Задачи на совместную работу.

1

3.9

Задачи на обратно пропорциональные величины.

1

3.10

Практикум-исследование задач на совместную работу.

1

3.11

Числовые ребусы

2

4

Геометрические задачи.

8

4.1

Задачи  на вычисление площадей.

1

4.2

Задачи на вычисление объемов.

1

4.3

Практическая работа с геометрическими инструментами.

2

4.4

Задачи на построение фигур линейкой и циркулем.

2

4.5

Задачи на разрезание фигур

2

5

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.

8

5.1

Элементы теории вероятности.

1

5.2

Решение задач.

1

5.3

Задачи на случайную вероятность.

1

5.4

Понятие графов.

1

5.5

Решение задач на графы.

2

5.6

Решение логических  задач.

2

6

Исследовательская работа.

1

7

Итоговое занятие.

1

            Итого:

35

Второй год обучения   (8 класс)

 

Название разделов и тем занятий

Коли-

чество

часов

Дата проведения

план

факт

1

Актуализация основных тем 1 года обучения с дальнейшим углублением понятий.

10

1.1

Преобразование алгебраических выражений.

3

1.2

Нестандартные, логические  задачи

4

1.4

Числовые ребусы.

3

2

Функция.

9

2.2

Функция прямой пропорциональности. Линейная функция. Исследование функции.

1

2.3

Функция обратной пропорциональности. Исследование и построение графика функции.

1

2.8

Функция вида у=ах2  + вх + с. Другие функции.

2

2.9

Исследования функций и построение графиков.

5

3

Планиметрические фигуры.

15

3.1

Взаиморасположение точек и прямых на плоскости.

2

3.2

Понятие окружности. Взаимное расположение точек, прямых  и окружностей на плоскости.

2

3.3

Виды треугольников. Исследование  величин углов и   сторон.

2

3.4

Виды четырехугольников. Исследование  величин углов и   сторон.

2

3.14

Исследование геометрических фигур, взаимного расположения и свойств фигур. Решение задач на нахождение их элементов и площадей.

4

Решение нестандартных геометрических задач

3

                Итого:

35

   

Третий год обучения  (9 класс)

Название разделов и тем занятий

Коли-

чество

часов

Дата проведения

план

факт

1        

Решение различных типов нестандартных  задач на составление уравнений

2

2.

Задачи на делимость, четность  и т.д

2

3.

Исследование и построение графиков сложных функций.

10

3.1

Построение графиков функций.

2

3.2

Функции. Графики функций. Исследование функций.

2

3.3

Арифметика построений. Разбиение формул на частные операции.

2

3.4

Свойства функций. Обратные функции.

2

3.5

Защита исследования и построения графиков сложных функций.

2

4

Геометрические построения и задачи

6

4.1

Построение множества точек на плоскости с указанными свойствами

3

4.2

Решение геометрических задач

3

5

Задачи с параметрами:

8

 

  уравнения;

3

 

  неравенства;

3

 

 другие задачи.

2

6

Элементы комбинаторики и теории вероятности.

4

6.1

Элементы комбинаторики.

2

6.2

Понятие о вероятности случайного события.

2

7

Защита исследовательских работ обучающихся.

2

Итого:

35


Содержание рабочей программы.

            Первый год обучения (7класс)-  35 учебных часов.

Цель обучения состоит в том что, чтобы  научить такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект  конструирования и изобретения.

Соответственно этому, на 1-ом году обучения задачи заключаются в следующем:

    познакомить с методиками исследования и технологиями решения задач и научить  оперировать  данными методиками;

     разобрать основные виды задач школьного курса математики 5-6 -7 классов;

  проанализировать задачи по геометрии, научить оперировать линейкой и циркулем;

   познакомить с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;

    сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач.

Раздел 1. Задача  как объект изучения.

Задача как предмет изучения в процессе обучения детей. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Постановка вопросов к условию задачи, подбор ассоциаций, умение находить аналогии и различия в изучаемом объекте.

Раздел 2.  Элементы теории множеств.

Вводная характеристика теории множеств. Множество точек на прямой. Принадлежность точки графику функции (принадлежность элемента множеству). Пустое множество. Решения неравенств (промежутки и операции над ними). Теория множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

Раздел 3. Разные  задачи 5-6 -7классов.

     Воссоздание общей системы всех видов задач, изучаемых в процессе обучения в 5-6-7 классах. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов.

Раздел 4.. Планиметрические фигуры. Геометрические задачи

В 7 классе начинается изучение геометрии. Цель раздела – научить  не бояться  геометрических фигур, исследовать их всеми имеющимися способами, в том числе и с помощью инструментов,  научиться выполнять преобразования фигур. Для исследования берем элементарные планиметрические фигуры и их взаиморасположения на плоскости.  

Раздел 5.Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.

Необходимость развития логического мышления, совершенствования умения находить взаимосвязи и различия между элементами, становления способности систематизировать как важное условие формирования индивидуальности ребенка. Применение элементов логики как способ поддержки учащегося в выработке навыков решения задач. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач. Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. Способы решения доступных задач. Разбор олимпиадных задач. Расширение кругозора детей через знакомство с различными направлениями применения математических знаний.

Раздел 6. Исследовательская работа.

Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. Исследование  математических объектов, их взаиморасположения, взаимодействия.

     Неразрывная связь математики с другими школьными предметами. Необходимость использования математических знаний  в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Математика как  аппарат для проведения вычислений и фактор, стимулирующий исследовательскую работу.

      Второй год обучения  (8 класс) - 34 учебных часа.

    Цель занятий связана с тем, чтобы закрепить и расширить знания, полученные в 1-й год обучения, и в процессе исследования понятий функции и планиметрических фигур выйти на исследование.

Задачи обучения в этот период состоят в том, чтобы:

  актуализировать знания, полученные в первый год обучения и закрепить их решением более сложных задач;

  рассмотреть и исследовать такие функции, как линейная, обратной пропорциональности, квадратичная;

  познакомиться с планиметрическими фигурами и изучить их взаимосвязи;

  продолжить развитие навыков исследовательской работы, научить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать новый материал.

Раздел 1. Актуализация тем,  пройденных в 1 год обучения.

  Актуализация пройденного материала, где уделяется  больше внимания на решение задач. Повтор ведется «по спирали», с обобщением и углублением знаний. Особый акцент делается на индивидуальную работу учащихся по выбранной ими (из предложенных) теме исследований.

Раздел 2.   Функция.

      Очень важное и сложное понятие в математике, на которое необходимо обратить особое внимание -понятие функции, функциональной зависимости, функциональных связей,  элементов и преобразований функции, исследование ее свойств важны не только с точки зрения становления математических способностей ученицы, но и с точки зрения развития ее  мышления, понимания процессов, происходящих в других науках и в жизни. Это дает возможность адаптировать ученицу к растущему объему знаний, расширению связей, новому пониманию окружающего мира. Используются методы наблюдения, сравнения, эксперимента, обобщения. Начинаем учиться систематизировать свои знания на примере преобразований элементарных функций.

 Раздел 3. Решение геометрических задач

Рассмотреть преобразование плоскости, и процессов, происходящих с фигурами. Желательно раскрыть использование аппарата алгебраических описаний и вычислений для геометрических фигур. Уже на этом уровне знакомим с методами решения геометрических задач: метод геометрических мест, алгебраический метод, метод использования фигуры, подобной данной.

Третий год обучения (9 класс)- 35 учебных часов

 Цель 3-го года обучения (34 учебных часов): выход  на новый уровень – уровень самостоятельного творчества.

Задачи данного этапа:

  познакомить с новыми разделами математики;

  расширить представление  о взаимосвязях математики с другими областями жизни;

  подготовить  к самостоятельной учебно-исследовательской работе с темой.

Раздел 1. Исследование и построение графиков сложных функций.

   Исследование и построение эскизов графиков функций характеризует  уровень подготовленности ученицы к применению своих знаний в области функций. Если  на втором году обучения  отрабатываются навыки работы с самыми простыми функциями, то на третьем году функции усложняются, графики рассматриваются достаточно сложные и ставится вопрос об освоении и применении знаний более глубоких, о привлечении элементов высшей математики, чтобы решить поставленную задачу. Учащиеся ставятся перед  необходимостью самостоятельного поиска возможностей и знаний.

Раздел 3.  Задачи с параметрами.

  Понятие параметра и решение задач с параметрами очень скупо разбирается в школьной программе, хотя на выпускных экзаменах обязательно присутствует хотя бы одна такая задача. Задачи с параметрами представляют собой весьма широкое поле для полноценной математической деятельности.      

   Решение уравнений и неравенств с параметрами открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях  любого другого математического материала. Это касается и идеи симметрии аналитических выражений, и применения свойств функций в неожиданных ситуациях (в том числе нестандартного для школьной математики применении средств математического анализа), и освоения геометрических приемов решения задач как равноправных, по существу, с аналитическими методами и т.п.

Раздел 4.Элементы комбинаторики и теории вероятности.

   Раздел элементарной математики, в котором для конечных множеств рассматриваются различные соединения элементов, такие как сочетания, размещения, перестановки, а также все эти виды соединений с повторениями и сходные понятия. Более широко познакомиться с такого рода задачами предстоит на третьем году обучения. На этом этапе  предлагаются  некоторые теоретические знания, формулы, и  самостоятельный выход на изучение теории  комбинаторики и теории вероятности.          

       После рассмотрения полного курса ученики должны иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.
  • при решении логических задач и задач с целыми числами использовать различные методы (метод рассуждений, метод таблиц, метод граф, метод кругов Эйлера, комбинированный метод);
  • иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
  • освоить  анализ и решение нестандартных задач;
  • научиться исследовать и строить графики функций;
  • освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;
  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики  с другими областями жизни;
  • освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;
  • познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.

      Оценка знаний, умений и навыков  проводится в процессе практико-исследовательских  работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени)  и письменных работ.

Вводный  контроль осуществляется  в виде  тестирования, чтобы выяснить уровень  знаний  и иметь возможность откорректировать  распределение учебных часов в курсе.

   Текущий контроль проводится на практико-исследовательских работах,  по итогам выполнения письменных работ.

  Важен контроль за изменением  познавательных интересов ученицы,  в связи с чем  на разных этапах обучения производится анкетирование.  

     Итоговый контроль осуществляется на олимпиадах, занятиях-исследованиях, при выполнении письменных рефератов на заданную тему, индивидуальных исследовательских работ.  Результаты деятельности  на занятиях  курса не оцениваются традиционным образом, так как отсутствие "наказания" в виде оценок позволяет ребенку чувствовать себя свободнее, чем на традиционных уроках, формирует умение высказывать гипотезы, опровергать или доказывать их, искать ошибки и неточности в рассуждениях, и тем не менее, чтобы отследить динамику усвоения ученицей  теоретического материала, обеспечить мотивацию регулярных занятий, предоставление ему объективной информации об уровне его знаний и умений используются нестандартные способы оценивания:

  • интонация, жест, мимика;
  • разнообразие изучаемого материала;
  • отметка в «кредит», похвала;
  • проверка уровня усвоения материала путем диагностирования и тестирования
  • самооценка поиска путей

Учебно – методические средства обучения.

Для учащихся.

  1. Математическая разминка: книга для учащихся 5-6 классы/ Гусев В.А., Комбаров А.П.. – М.: Просвещение, 2005..
  2. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 5/ Винокурова Н.К. – М.: Росткнига, 1999.
  3. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 6/ Винокурова Н.К. – М.: Росткнига, 2002.
  4. Сборник развивающих задач по математике для учащихся 5-6 классов/ Совайленко В.К., Лебедева О.В. – Ростов-на-Дону: Легион, 2005.
  5. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся/ Зайкин М.И. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.
  6. Развиваем геометрическую интуицию: Книга для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений./ Зайкин М.И. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.
  7. Наглядная геометрия: Учебное пособие для 5 – 6 классов/Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. – Смоленск: Русич, 1995 .
  8. Дело о делимости и другие рассказы/ Гельфман Э.Г. и др. – Томск: Издательство Томского университета, 1995.
  9. Геометрия для младших школьников/ Гельфман Э.Г. и др. – Томск: Издательство Томского университета, 1995.
  10. Учись решать задачи/ Колягин Ю.М., Оганесян В.А. – М.: Просвещение, 1980.
  11. Кенгуру – 2000 – 2013 годы. Задачи, решения/ сост. Братусь Т.А, Жарковская Н.А, Плоткин А.И., Савелова Т.Е., Рисс Е.А. – СПб. – 2000-2006.
    Для учителя
  1. Занимательная математика/ Акимова С. – СПб.: «Тригон», 1997.
  2. Занимательная математика/ Гаврилова Т.Д. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Занимательная математика/ Перельман И.С. – М.: Наука, 1976.
  4. Занимательные задачи по математике/ Баврин И.И., Фрибус Е.А. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Задачи на смекалку/ Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. – М.: Дрофа, 2003.
  6. Задачи на смекалку/ Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Математическая смекалка/ Игнатьев Е.И. – М.: Омега, 1994.
  8. Математические кружки в школе 5-8 классы/Фарков А.В.- М.: Айрис-пресс, 2005.
  9. Готовимся к олимпиадам по математике/ Фарков А.В.- М.: Издательство «Экзамен», 2006 .
  10. Математические олимпиады в школе. 5- 11 классы/ Фарков А.В - М.: Айрис-пресс, 2004 г.
  11. 19 игр по математике: Учебное пособие/ Оникул П.Р. – СПб.: Союз, 1999.
  12. Страницы истории на уроках математики/Дорофеева А.В. – Ж. Квантор, 1991, №6
  13. За страницами учебника математики/ Депман И.Я., Виленкин Н.Я. – М.: Просвещение, 1989.
  14. Старинные занимательные задачи./ Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. – М.: «Вита-Пресс», 1994.
  15. Нестандартные задачи по математике/ Галкин Е.В. – М.: Просвещение, 1996.
  16. Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках/ Ремчукова И.Б. – Волгоград: Учитель, 2006.
  17. Математический фольклор/ Ганчев И. – М.: Знание, 1987
  18. Предметные недели в школе. Математика/ Гончарова Л.В. – Волгоград: Учитель, 2004..
  19. Внеклассная работа по математике/ Альхова З.Н., Макеева А.В. – Саратов: Лицей, 2003 .
  20. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
  21. Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 1999.
  22. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен, 2006.
  23. Занимательные задачи со страниц газеты «Математика» (приложение к «Первое сентября»)
  24. И.С. Маркова., Новые олимпиады по математике. Ростов на Дону.; Феникс,2005 М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике.М., Просвещение, 1995.
  25. . Н.В. Заболотнева. Задачи для подготовки к олимпиадам.
  26.     Математика 5-8 класса.- В., Наука,2006.

           Интернет  ресурсы:

  1. Удивительный мир математики. http://www.math.ru.
  2. Московский центр непрерывного математического образования. http://www.conte.ru.
  3.  Математический калейдоскоп, случаи, фокусы, парадоксы. http:// mathc.chat.ru/
  4. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады. http://eidos.ru/olymp/
  5. Международный конкурс «Кенгуру» ipo@sp.ru.
  6. Всероссийская дистанционная конкурс-игра «КИО-2011» http://www.ipo.spb.ru/kio/.
  7. Открытая российская интернет олимпиада по математике. metaschool.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...