Дню Конституции посвящается...
план-конспект на тему

Дегтярева (Сергеева) Татьяна Николаевна

Сценарий игры со школьниками, посвященный дню Конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.rar2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры, посвященной Конституции РФ

Цель:

  • Формирование представления о важности соблюдения законов государства;
  • Формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры;
  • Развитие гражданско-правового образования подростков;
  • Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Ход игры.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о Конституции, а также правах человека и ребёнка.

Праздник, посвященный Дню Конституции, который мы отмечаем 12 декабря, - это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей  стране – России.

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам…

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов. В ней провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства.  Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

Далее Конституции были еще приняты в 1936 году и 1977 году.

С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик  распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже  в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

Так, 12 декабря 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Сегодня мы поговорим о Конституции в игровой форме. Для игры нам понадобится 3 команды. Чтобы их сформировать, мы выберем капитанов, которые наберут себе команду. (капитаны, определяются среди учащихся 10 – 11 класса с помощью жеребьевки, набирают в команду по одному учащемуся из 5 – 9 классов) итого в команде получится по 6 человек.

Итак, прошу команды занять свои места за столами и обозначить себя, придумав название, соответствующее теме игры.

Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. А остальные участники будут помогать, и сами смогут участвовать в конкурсах для зрителей.

Итак, начинаем!

  1. Конкурс: Разминка - Игра «Да! Нет!»

( конкурс  оценивается в 1 балл за каждый правильный ответ)

Каждой команде по очереди Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

  1. Конкурс: «Ваши права!»

Каждая команда получает задания, на выполнение которых отводится 2 минуты.

(цветок прав, ты имеешь право, зашифрованная фраза (Приложение 1))

  1. Игра со зрителями «Угадай героя по описанию»
  1.  В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение в лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
  2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его права на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек).
  3. Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
  4. Этот герой русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
  5. Эта героиня русских сказок очень хитрая и плутоватая. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
  6. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, пытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино).
  7. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу. Но настойчивость жениха позволила разбудить красавицу, привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица).
  8. Она родилась в знатной семье, но старшая сестра жестоко с ней обращалась, нарушала ее права, заставляла ее прислуживать им (т.е. рабство и подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка).
  9. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха).
  10. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома.(Заяц).

  1. Конкурс: «Блиц опрос!» - вопросы по Конституции РФ»
  1. Когда отмечается день Конституции? (12 дек.)
  2. Что такое Конституция?
  3. Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
  4. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
  5. Кто такой Президент?
  6. Кто является единственным источником власти в России? (Народ)
  7.  Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
  8. Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет )
  9. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
  10. Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
  11. Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
  12. Назовите денежную единицу России. (Рубль).
  13. Назовите растение – символ России. (Береза).
  14. Назовите столицу России. (Москва).
  15. Граница прав человека заканчивается там, где начинаются ….? (Права другого человека).
  16. С какого возраста можно привлекать к административной ответственности?  (К административной ответственности можно привлекать с 16 лет.)
  17. С какого возраста можно привлекать к уголовной ответственности?  (К уголовной ответственности можно привлекать с 14 лет.)

  1. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

(конкурс  оценивается в 3 балла за каждый правильный ответ)

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной жадности»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  2. В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
  3. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
  4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?(“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)
  5.  В какой сказке женщина неопределенных  лет замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно  в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая. («Гуси-лебеди»)
  6. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия её не были квалифицированны как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»)

  1.  В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает посещение молодой и красивой девушки с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет  долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна - лягушка»)
  2. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)
  3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и  жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)
  4. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».

  1. Конкурс.  «Анаграммы»

( конкурс  оценивается в 1 балл за каждое правильное  слово – по 9)

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за 2 минуты отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок —   К О Р Ё Н Б Е

Семья – М А С Ь Е

Страна – А Р А Н С Т

Документ – К У Н Т Е М О Д

Закон – К О Н З А

Политика – И П О К А Л И Т

Жизнь – З И Н Ь Ж И

Родители –  Д И Л И Е Т О Р

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Карточка №2.

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

 Поступок – С Т У К О П О П

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Общество – Б О С Т В О Щ Е 

  1. Игра со зрителями «Ребусы»
  2. Конкурс «Устами младенца»

( конкурс  оценивается в 2 балла за каждый правильный ответ)

Полицейский

Это может быть дядя, а может и тетя. Одеваются по-другому, не как мы. Их боятся и дети и взрослые. Но без них жить нельзя. Их ругают и говорят спасибо. Мы с ними встречаемся везде, куда идем и едем.

Законы

Их много. Они могут быть разные в разных странах. Поедет иностранец в другую страну и ему очень трудно жить здесь, так как он не знает, какие они. Но их надо знать, они помогают нам жить друг с другом.

Свобода

Это бывает тогда, когда выпустят человека их тюрьмы. Из садика ребенок придет, из школы и делает, что хочет. А если ребенок расшалится, его накажут. Если выйдешь на улицу и там хорошая погода, то чувствуешь её.

Имя

Это есть у каждого человека, никто не живёт без этого. Его дают нам родители.

Президент

 Эта должность очень ответственна и важна. Не каждому дано занять такое место в государстве.

Правоспособность

 Человек получает это с самого рождения, благодаря этому любой человек имеет права и обязанности.

Фемида

Это такая богиня. Она жила в Древнем Риме. В руке она держит меч. Глаза у неё завязаны.

Совесть

Она должна быть у каждого человека, но многие про неё забыли. Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидишь, она должна тебя мучить. Она помогает стать настоящим человеком.  

Мир

Все люди хотят его. Когда он есть, все радуются и светит солнце. Когда его нет, то люди плачут и погибают.

Республика

Возникла в Древней Греции; на латыни - общественное дело; это форма правления; -бывает парламентской и президентской.

Налог 

Устанавливает государство; в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок; при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами; идѐт на содержание госструктур, армию, образование

Конституция

Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта; одно из значений - построение; на латинском – установление; в политике - основной закон государства

Государство

Имеет свою структуру; имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;появилось в глубокой древности; из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме; оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

Пока жюри подводит итоги, мы разгадаем «Загадки об учителях»

  • Каким итальянским словом, в переводе означающим «учитель», часто называют музыкантов и композиторов?

(Маэстро.)

  • В Древнем Риме – учитель, обучавший детей азам языкознания – грамматик. Учитель чтения – литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы – педагог. А как в Древнем Риме называли учителя арифметики?

(Калькулятор.)

  • В 1762 году учитель Джон Спилсбери наклеил карту Англии на картон и разрезал на кусочки. Так появилась игра, тогда предназначенная для обучения географии. Назовите эту игру, в которую теперь играет каждый ребёнок.

(Пазлы.)

  • Лучшие российские актёры и режиссёры кино получают премию «Ника», телевизионщики – «Тэффи». А какую премию получают наши  педагоги?

(«Хрустальный пеликан». Пеликан  символ самоотверженной материнской любви. Считается, что он собственную грудь разрывает, чтобы накормить голодных птенцов.)

  • У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?

(Об учителях биологии.)

А напоследок  хочется сказать,

                               Что Родина - вторая мать.

                               Ее не выбирают и не губят,

                               А просто берегут и любят.

Поэтому, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!


Приложение

ЦВЕТОК ВАШИХ ПРАВD:\Работа\День Конституции\каждый ребёнок имеет право.png

ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО НА:

mhtml:file://D:\Университет%20правовых%20знаний\готовое%20для%20парл%20ур\Детский%20правовой%20сайт.mht!http://mir.pravo.by/webroot/delivery/images/40_klasses/pic012.jpg

Соедини нанизанные на нитки буквы - и ты узнаешь, какие имеешь права

ЗАШИФРОВАННАЯ ФРАЗА

mhtml:file://D:\Университет%20правовых%20знаний\готовое%20для%20парл%20ур\Детский%20правовой%20сайт.mht!http://mir.pravo.by/webroot/delivery/images/40_klasses/pic030.jpg

Чтобы прочитать зашифрованную фразу, убери из 1-го и 3-го рядов лишние черточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...

«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...

Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...

Внеклассное мероприятие "Живая газета "Родина" (посвящено 25-летию принятия Конституции РФ)

Внеклассное мероприятие, которое может быть использовано при проведении недели истории и обществознания, при проведении  мероприятий, посвящённых принятию основного закона нашего государства - Ко...