Дню Конституции посвящается...
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий игры, посвященной Конституции РФ
Цель:
- Формирование представления о важности соблюдения законов государства;
- Формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры;
- Развитие гражданско-правового образования подростков;
- Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Ход игры.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о Конституции, а также правах человека и ребёнка.
Праздник, посвященный Дню Конституции, который мы отмечаем 12 декабря, - это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей стране – России.
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам…
10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов. В ней провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.
В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.
Далее Конституции были еще приняты в 1936 году и 1977 году.
С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
Так, 12 декабря 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Сегодня мы поговорим о Конституции в игровой форме. Для игры нам понадобится 3 команды. Чтобы их сформировать, мы выберем капитанов, которые наберут себе команду. (капитаны, определяются среди учащихся 10 – 11 класса с помощью жеребьевки, набирают в команду по одному учащемуся из 5 – 9 классов) итого в команде получится по 6 человек.
Итак, прошу команды занять свои места за столами и обозначить себя, придумав название, соответствующее теме игры.
Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. А остальные участники будут помогать, и сами смогут участвовать в конкурсах для зрителей.
Итак, начинаем!
- Конкурс: Разминка - Игра «Да! Нет!»
( конкурс оценивается в 1 балл за каждый правильный ответ)
Каждой команде по очереди Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
- Конкурс: «Ваши права!»
Каждая команда получает задания, на выполнение которых отводится 2 минуты.
(цветок прав, ты имеешь право, зашифрованная фраза (Приложение 1))
- Игра со зрителями «Угадай героя по описанию»
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение в лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его права на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек).
- Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
- Этот герой русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
- Эта героиня русских сказок очень хитрая и плутоватая. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, пытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино).
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу. Но настойчивость жениха позволила разбудить красавицу, привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица).
- Она родилась в знатной семье, но старшая сестра жестоко с ней обращалась, нарушала ее права, заставляла ее прислуживать им (т.е. рабство и подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка).
- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха).
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома.(Заяц).
- Конкурс: «Блиц опрос!» - вопросы по Конституции РФ»
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек.)
- Что такое Конституция?
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Кто такой Президент?
- Кто является единственным источником власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет )
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
- Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
- Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
- Назовите денежную единицу России. (Рубль).
- Назовите растение – символ России. (Береза).
- Назовите столицу России. (Москва).
- Граница прав человека заканчивается там, где начинаются ….? (Права другого человека).
- С какого возраста можно привлекать к административной ответственности? (К административной ответственности можно привлекать с 16 лет.)
- С какого возраста можно привлекать к уголовной ответственности? (К уголовной ответственности можно привлекать с 14 лет.)
- Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
(конкурс оценивается в 3 балла за каждый правильный ответ)
- В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной жадности»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
- В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
- В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?(“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)
- В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая. («Гуси-лебеди»)
- Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия её не были квалифицированны как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»)
- В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает посещение молодой и красивой девушки с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна - лягушка»)
- В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)
- Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)
- В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».
- Конкурс. «Анаграммы»
( конкурс оценивается в 1 балл за каждое правильное слово – по 9)
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за 2 минуты отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — К О Р Ё Н Б Е
Семья – М А С Ь Е
Страна – А Р А Н С Т
Документ – К У Н Т Е М О Д
Закон – К О Н З А
Политика – И П О К А Л И Т
Жизнь – З И Н Ь Ж И
Родители – Д И Л И Е Т О Р
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Поступок – С Т У К О П О П
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Общество – Б О С Т В О Щ Е
- Игра со зрителями «Ребусы»
- Конкурс «Устами младенца»
( конкурс оценивается в 2 балла за каждый правильный ответ)
Полицейский
Это может быть дядя, а может и тетя. Одеваются по-другому, не как мы. Их боятся и дети и взрослые. Но без них жить нельзя. Их ругают и говорят спасибо. Мы с ними встречаемся везде, куда идем и едем.
Законы
Их много. Они могут быть разные в разных странах. Поедет иностранец в другую страну и ему очень трудно жить здесь, так как он не знает, какие они. Но их надо знать, они помогают нам жить друг с другом.
Свобода
Это бывает тогда, когда выпустят человека их тюрьмы. Из садика ребенок придет, из школы и делает, что хочет. А если ребенок расшалится, его накажут. Если выйдешь на улицу и там хорошая погода, то чувствуешь её.
Имя
Это есть у каждого человека, никто не живёт без этого. Его дают нам родители.
Президент
Эта должность очень ответственна и важна. Не каждому дано занять такое место в государстве.
Правоспособность
Человек получает это с самого рождения, благодаря этому любой человек имеет права и обязанности.
Фемида
Это такая богиня. Она жила в Древнем Риме. В руке она держит меч. Глаза у неё завязаны.
Совесть
Она должна быть у каждого человека, но многие про неё забыли. Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидишь, она должна тебя мучить. Она помогает стать настоящим человеком.
Мир
Все люди хотят его. Когда он есть, все радуются и светит солнце. Когда его нет, то люди плачут и погибают.
Республика
Возникла в Древней Греции; на латыни - общественное дело; это форма правления; -бывает парламентской и президентской.
Налог
Устанавливает государство; в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок; при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами; идѐт на содержание госструктур, армию, образование
Конституция
Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта; одно из значений - построение; на латинском – установление; в политике - основной закон государства
Государство
Имеет свою структуру; имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;появилось в глубокой древности; из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме; оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
Пока жюри подводит итоги, мы разгадаем «Загадки об учителях»
- Каким итальянским словом, в переводе означающим «учитель», часто называют музыкантов и композиторов?
(Маэстро.)
- В Древнем Риме – учитель, обучавший детей азам языкознания – грамматик. Учитель чтения – литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы – педагог. А как в Древнем Риме называли учителя арифметики?
(Калькулятор.)
- В 1762 году учитель Джон Спилсбери наклеил карту Англии на картон и разрезал на кусочки. Так появилась игра, тогда предназначенная для обучения географии. Назовите эту игру, в которую теперь играет каждый ребёнок.
(Пазлы.)
- Лучшие российские актёры и режиссёры кино получают премию «Ника», телевизионщики – «Тэффи». А какую премию получают наши педагоги?
(«Хрустальный пеликан». Пеликан – символ самоотверженной материнской любви. Считается, что он собственную грудь разрывает, чтобы накормить голодных птенцов.)
- У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?
(Об учителях биологии.)
А напоследок хочется сказать,
Что Родина - вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Поэтому, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!
Приложение
ЦВЕТОК ВАШИХ ПРАВ
ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО НА:
Соедини нанизанные на нитки буквы - и ты узнаешь, какие имеешь права
ЗАШИФРОВАННАЯ ФРАЗА
Чтобы прочитать зашифрованную фразу, убери из 1-го и 3-го рядов лишние черточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
сценарий для 9 классов, в игровой форме...
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»
Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:• расширение и...
Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)
Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...
«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)
Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...
Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...
Внеклассное мероприятие "Живая газета "Родина" (посвящено 25-летию принятия Конституции РФ)
Внеклассное мероприятие, которое может быть использовано при проведении недели истории и обществознания, при проведении мероприятий, посвящённых принятию основного закона нашего государства - Ко...