Россия - многонациональная страна
методическая разработка на тему
Цель занятия: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности русского и бурятского народов.
Задачи занятия:
обучающие: дать понятие: Россия – многонациональная страна; побуждать интерес детей о русских и бурятских национальных костюмах; обогащать словарный запас детей: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник; дэнзэ – украшение, малгай - шапка, уужа – безрукавка, дэгэл – халат, самса – рубаха, умдэ – штаны, гутал – обувь;
развивающие: - развивать у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность; развивать умение лепить позы и пельмени;
воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, умение взаимодействовать со сверстниками; воспитывать чувство любви и уважения к народам, живущим в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Россия - многонациональная страна | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: Кольмай Светлана Николаевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Люрская СОШ»
Внеурочная деятельность
«Россия – многонациональная страна»
для учащихся 4 класса
Цель занятия: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности русского и бурятского народов.
Задачи занятия:
обучающие: дать понятие: Россия – многонациональная страна; побуждать интерес детей о русских и бурятских национальных костюмах; обогащать словарный запас детей: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник; дэнзэ – украшение, малгай - шапка, уужа – безрукавка, дэгэл – халат, самса – рубаха, умдэ – штаны, гутал – обувь;
развивающие: - развивать у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность; развивать умение лепить позы и пельмени;
воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, умение взаимодействовать со сверстниками; воспитывать чувство любви и уважения к народам, живущим в России.
Предметная область: познание, коммуникация, социализация.
Методическая база: технология проектной деятельности; Используемая литература:
Для педагога:
- Батуева А. Народные игры бурят [Электронный ресурс] - http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2012/04/27/narodnye-igry-buryat
- Лхамажапова О. Б. Мой бурятский язык: словарь. – Улан-Удэ: издательство «Багульник», 2013. – 56 с.
- Тармаханов Е. Е., даминек Л. М., Санжиева Т. Е. история Усть-Ордынского бурятского автономного округ. – Улан-Удэ. Издательство Бурятского государственного университета,2013 г.- 192 с.: ил
Для учащихся:
- Амар мэндэ-э! Рабочая тетрадь: Начальный курс бурятского языка для детей школьного возраста. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2014.-80 стр.
- Дугаров Э. Ч. Какого цвета лето?: младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг»
Оборудование и материалы: Карта России, бурятский и русский национальные костюмы, иллюстрации различных народов России, тесто для лепки поз и пельменей (мука, вода, соль, яйцо), фарш, пароварка, небольшая кастрюлька, электроплита, презентация по теме.
Ход мероприятия
Образовательная деятельность | Совместная образовательная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей | Деятельность учащихся |
Познавательное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | Организационный момент (Слайд 1) Детей приветствуют педагог и помощник старшеклассник в русском и бурятском национальном костюме с караваем и бурятским национальным напитком арсой. Организация детского внимания - Дети, посмотрите на карту. (Слайд 2) На карте этой не найдешь Тот дом, в котором ты живешь И даже улицы родной Мы не найдем на карте той, Но мы всегда на ней найдем Свою страну – наш общий дом. - Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Педагог показывает карту России) - Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать. Словесная игра: Наша страна называется … Россия. (Слайд 3) Граждане России называются россияне. (Слайд 4) Столица России город … Москва. (Слайд 5) Президент России … В.В.Путин. (Слайд 6) Основная часть -Ребята, зачем стране нужны герб и флаг? (Слайд 7) (Герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком). - Как вы думаете, много ли людей разных национальностей в России? Педагог читает стихотворение Л. Мартьянова «Народы России» Каких народов только нет В стране великой нашей: Как пестрый солнечный букет, Калмыки и чуваши, Татары, коми и мордва, Башкиры и буряты – Всем скажем добрые слова, Любому будем рады. (Дети рассматривают иллюстрации и называют национальности: русские, мордва, татары, чуваши, и т. п. и приходят к выводу, что Россия – многонациональная стран . (Слайд 8) - А чем народы отличаются друг от друга? (Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.) - Вы, верно, рассуждаете, ребята! А скажите, пожалуйста, какие национальности людей в нашей классе (русские и буряты). - А что необычного сегодня вы видите в нашей одежде? Рассмотрите внимательно наши наряды. В какую одежду мы надеты? (В национальную в русский и бурятский костюм) (Какой вид одежды на учителе, и на старшекласснике.) (Слайд 9,10) Дети разделяются на группы, при этом не акцентируется внимание, что русские – изучают русскую культуру, буряты – бурятскую. Дети по своему желанию распределяются на 2 группы. Старшеклассник рассказывает о бурятском национальном костюме и бурятском национальном блюде позы сопровождая его лепкой поз. Делая после каждого вида деятельности анализ проделанной работы - Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. Традиции в национальной одежде бурят связаны с кочевым образом жизни и суровым климатом. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Мужская одежда бурят состояла из двух видов - дэгэл (зимний халат) и терлиг (летний). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового цвета. На грудной части верхней полы вшивались три разноцветных полосы: внизу желто-красный цвет, в середине-черный цвет, наверху- либо белый, либо зеленый, либо синий цвет. Обязательный атрибут- пояс Женская одежда состоит из рубахи-самса, штанов-умдэ, поверх которых носили халат-дэгэл.
- У бурятского народа, как и любого другого народа, есть свое национальное блюдо позы, которым буряты угощают друг друга. (Приглашает ребят попробовать слепить позы, рассказывая о том, из чего делают тесто и фарш, как правильно их лепить) Педагог рассказывает о русском национальном костюме и русском национальном блюде пельмени. Делая после каждого вида деятельности анализ проделанной работы. - Какой вид одежды носили в старину и взрослые, и дети? (Рубаху) - Да, рубаху носили все, это самый старинный вид одежды. Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка) Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.) - У кого рубаха была длиннее: у женщин или у мужчин? (У женщин) - А сейчас в наше время мы носим рубахи? (Нет) - В таком виде как раньше – нет, но есть одежда, которая напоминает рубаху, но имеет немного другой вид. Что у девочек похоже на рубаху? (Блузка, водолазка) (Какая современная одежда похожа на рубаху) - Что из одежды мальчиков похоже на рубаху? (Рубашка, футболка, водолазка, тенниска) - Что одето поверх рубахи у женщины? (Сарафан) - Что женщины одевали поверх рубахи? (Понёву, сарафан, навершник, фартук-занавеску) - На какую современную одежду похожа понёва? (На юбку, только не сшитую, распашную) - Что ещё поверх юбки носили (повязывали) женщины? (Фартук, передник) - В старину такой фартук называли занавеской. Что ещё кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты) - На какую современную мужскую одежду они похожи? (На брюки, штаны) - У русских есть свое национальное блюдо – пельмени. (Педагог приглашает детей пройти к столу и слепить пельмени, рассказывая из каких ингредиентов, делают тесто и, что добавляют в фарш). К концу занятия слепленные позы ребят варятся в пароварке, а пельмени в небольшой кастрюльке. При этом педагог объясняет детям правила безопасности при обращении с горячими предметами, и электроприборами. Тем временем пока готовятся приготовленные блюда Детей приглашают поиграть в народные игры бурят и русских. Русская народная игра: «Карусели» В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель начинает игру: «Ели-ели, закружились карусели, (Дети идут шагом). А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(Дети побежали). Тише, тише, не спешите карусель остановите. (Дети останавливаются, идут шагом). Бурятская народная игра: «Бабки-лодыжки» Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей: 1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек. 2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирают себе. 3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника. 4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась. 5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе. Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми культуру речевого общения; продолжать воспитывать привычку мыть руки перед едой и полоскать рот после еды; закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами; приучать соблюдать правила поведения за столом, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой; продолжать развивать самостоятельность в организации игровой деятельности; формировать двигательную активность. Стихотворение Л. Мартьянова «Народы России» Лепка национального блюда позы. Лепка национального блюда пелмени. | Пробуют на вкус каравай и арсу. Рассматривают на слайде карту России Думают и стараются вставить нужное слово в словесной игре Прослушивают стихотворение Рассматривают иллюстрации с различными национальностями Рассуждают, вспоминают ранее изученный материал. Учащиеся работают в группах стараясь запомнить отдельные части национальных костюмов, внимательно слушают учителя или старшеклассника в зависимости от группы. Лепят позы или пельмени. В дальнейшем они могут меняться местами в группах и делиться со сверстниками полученной информацией о национальном костюме или национальных блюдах. Дети считалочкой выбирают того, кто будет находиться в центре. Разделившись на группы, дети играют в русскую народную игру: «Карусели». Выбирают понравившийся вид бросания лодыжек и со сверстниками играют в бурятскую народную игру: «Бабки- лодыжки» |
Итог занятия:
Сегодня мы с вами, ребята, узнали, что Россия - многонациональная страна. Поговорили о национальных костюмах, обогатили свой словарный запас новыми словами: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник, дэнзэ, малгай, уужа, дэгэл, гутал, самса, умдэ, названием отдельных частей одежды национальных костюмов.
Ребята, вы сегодня все очень постарались, приготовили очень вкусные блюда. И скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня для себя узнали? Что бы вам еще хотелось узнать о русских и бурятах? Хотелось бы вам продолжить изучение этих народов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия - многонациональная страна
Презентация к уроку ОРКСЭ...
Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"
Данная методическая разраюботка является авторской и напрвлена на формирование чувтсва уважения к истории своего государства, которое испокон веков является многонациональным....
Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"
Данное мероприятие расчитано на учащихся 8-11 класов....
Методическая разработка открытого школьного мероприятия: "Россия многонациональная страна"
Даная методическая разработка направлена на повышения уровня толерантности учащихся 9-11 классов, в рамках формирования национальной идеи Российской Федерации, как целостного единого государства, с мн...
интегрированный урок "Россия - многонациональная страна". Обществознание и математика.
Урок по теме "Россия - мнонгонациональная страна". Урок открытия новых знаний по обществознанию, урок обобщения и повторения - по математике....
Интегрированный урок по математике и обществознанию "Россия - многонациональная страна" 6 класс
Интегрированный урок по математике и обществознанию "Россия - многонациональная страна". 6 класс.Математика - урок повторения и закрепления знаний. Расширение представлений учащихся о прак...
«Россия - многонациональная страна" музыкальная весна
Ежегодно в школе проходят конкурсы музыкальной весны по разным направлениям.Одно из таких мероприятий посвящено России,как многонациональной стране.Здесь развиваются творческие способности,не им...
- Мне нравится (1)