Россия - многонациональная страна
методическая разработка на тему

Кольмай Светлана Николаевна

Цель занятия: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности русского и бурятского народов.

Задачи занятия:

обучающие: дать понятие: Россия – многонациональная страна; побуждать интерес детей о русских и бурятских национальных костюмах; обогащать словарный запас детей: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник; дэнзэ – украшение, малгай - шапка, уужа – безрукавка, дэгэл – халат, самса – рубаха, умдэ – штаны, гутал – обувь;

развивающие: - развивать у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность;  развивать умение лепить позы и пельмени;

воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, умение взаимодействовать со сверстниками;  воспитывать чувство любви и уважения к народам, живущим в России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: Кольмай Светлана Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Люрская СОШ»

Внеурочная деятельность

 «Россия – многонациональная страна»

 для учащихся 4 класса

Цель занятия: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности русского и бурятского народов.

Задачи занятия:

обучающие: дать понятие: Россия – многонациональная страна; побуждать интерес детей о русских и бурятских национальных костюмах; обогащать словарный запас детей: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник; дэнзэ – украшение, малгай - шапка, уужа – безрукавка, дэгэл – халат, самса – рубаха, умдэ – штаны, гутал – обувь;

развивающие: - развивать у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность;  развивать умение лепить позы и пельмени;

воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, умение взаимодействовать со сверстниками;  воспитывать чувство любви и уважения к народам, живущим в России.

Предметная область: познание, коммуникация, социализация.

Методическая база: технология проектной деятельности; Используемая литература:

Для педагога: 

  1. Батуева А. Народные игры бурят [Электронный ресурс] - http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2012/04/27/narodnye-igry-buryat
  2. Лхамажапова О. Б. Мой бурятский язык: словарь. – Улан-Удэ: издательство «Багульник», 2013. – 56 с.
  3. Тармаханов Е. Е., даминек Л. М., Санжиева Т. Е.  история Усть-Ордынского бурятского автономного округ. – Улан-Удэ. Издательство Бурятского государственного университета,2013 г.- 192 с.: ил

Для учащихся:

  1. Амар мэндэ-э! Рабочая тетрадь: Начальный курс бурятского языка для детей школьного возраста. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2014.-80 стр.
  2. Дугаров Э. Ч. Какого цвета лето?: младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг»

Оборудование и материалы: Карта России, бурятский и русский национальные костюмы, иллюстрации различных народов России, тесто для лепки поз и пельменей (мука, вода,  соль, яйцо), фарш, пароварка, небольшая кастрюлька, электроплита, презентация по теме.

Ход мероприятия

Образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Деятельность учащихся

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Организационный момент (Слайд 1)

Детей приветствуют педагог и помощник старшеклассник в русском и бурятском национальном костюме с караваем и бурятским национальным напитком арсой.

Организация детского внимания

 - Дети, посмотрите на карту. (Слайд 2)

На карте этой не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той,

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

- Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Педагог показывает карту России)

- Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия. (Слайд 3)

Граждане России называются  россияне. (Слайд 4)

Столица России город … Москва. (Слайд 5)

Президент России … В.В.Путин. (Слайд 6)

Основная часть

-Ребята, зачем стране нужны герб и флаг? (Слайд 7)

(Герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

- Как вы думаете, много ли людей разных национальностей в России?

Педагог читает стихотворение

Л. Мартьянова «Народы России»

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты –

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

(Дети рассматривают иллюстрации и называют национальности: русские, мордва, татары, чуваши, и т. п. и приходят к выводу, что Россия – многонациональная стран . (Слайд 8)

- А чем народы отличаются друг от друга?

(Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.)

- Вы, верно, рассуждаете, ребята!  А скажите, пожалуйста, какие национальности людей в нашей классе (русские и буряты).

- А что необычного сегодня вы видите в нашей одежде?  Рассмотрите внимательно наши наряды. В какую одежду мы надеты? (В национальную в русский и бурятский костюм) (Какой вид одежды на учителе, и на старшекласснике.)

(Слайд 9,10)

Дети разделяются на группы, при этом не акцентируется внимание, что русские – изучают русскую культуру, буряты – бурятскую. Дети по своему желанию распределяются на 2 группы.

Старшеклассник рассказывает о бурятском национальном костюме и бурятском национальном блюде позы сопровождая его лепкой поз. Делая после каждого вида деятельности анализ проделанной работы

- Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. Традиции в национальной одежде бурят связаны с кочевым образом жизни и суровым климатом. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока.

   Мужская одежда бурят состояла из двух видов - дэгэл (зимний халат) и терлиг (летний). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового цвета. На грудной части верхней полы вшивались три разноцветных полосы: внизу желто-красный цвет, в середине-черный цвет, наверху- либо белый, либо зеленый, либо синий цвет. Обязательный атрибут- пояс

    Женская одежда состоит из рубахи-самса, штанов-умдэ, поверх которых носили халат-дэгэл.

  • Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. Выходя замуж, девушки заплетали две косы. Безрукавку (уужа)- элемент одежды замужней женщины.
  • Буряты придавали большое значение украшениям. В основном   из серебра со вставками  коралла, бирюзы, янтаря. Это украшение на головном уборе, ниспадающие на грудь височные украшения, а также серьги, кольца, шейные и нагрудные украшения, браслеты.

- У бурятского народа, как и любого другого народа, есть свое национальное блюдо позы, которым буряты угощают друг друга. (Приглашает ребят попробовать слепить позы, рассказывая о том, из чего делают тесто и фарш, как правильно их лепить)

Педагог рассказывает о русском национальном костюме и русском национальном блюде пельмени. Делая после каждого вида деятельности анализ проделанной работы.

- Какой вид одежды носили в старину и взрослые, и дети? (Рубаху)

- Да, рубаху носили все, это самый старинный вид одежды. Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка) Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)

- У кого рубаха была длиннее: у женщин или у мужчин? (У женщин)

- А сейчас в наше время мы носим рубахи? (Нет)

- В таком виде как раньше – нет, но есть одежда, которая напоминает рубаху, но имеет немного другой вид. Что у девочек похоже на рубаху? (Блузка, водолазка) (Какая современная одежда похожа на рубаху)

- Что из одежды мальчиков похоже на рубаху? (Рубашка, футболка, водолазка, тенниска)

- Что одето поверх рубахи у женщины? (Сарафан)

- Что женщины одевали поверх рубахи? (Понёву, сарафан, навершник, фартук-занавеску)

- На какую современную одежду похожа понёва? (На юбку, только не сшитую, распашную)

- Что ещё поверх юбки носили (повязывали) женщины? (Фартук, передник)

- В старину такой фартук называли занавеской. Что ещё кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)

- На какую современную мужскую одежду они похожи? (На брюки, штаны)

- У русских есть свое национальное блюдо – пельмени.

(Педагог приглашает детей пройти к столу и слепить пельмени, рассказывая из каких ингредиентов, делают тесто и, что добавляют в фарш).

К концу занятия слепленные позы ребят варятся в пароварке, а пельмени в небольшой кастрюльке. При этом педагог объясняет детям правила безопасности при обращении с горячими предметами, и электроприборами.

Тем временем пока готовятся приготовленные блюда Детей приглашают поиграть в народные игры бурят и русских.

Русская народная игра: «Карусели»

В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько  лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель начинает игру:

«Ели-ели, закружились карусели, (Дети идут шагом).

А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(Дети побежали).

Тише, тише, не спешите карусель остановите. (Дети останавливаются, идут шагом).

Бурятская народная игра: «Бабки-лодыжки»

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирают себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми культуру речевого общения; продолжать воспитывать привычку мыть руки перед едой и полоскать рот после еды; закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами; приучать соблюдать правила поведения за столом, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой; продолжать развивать самостоятельность в организации игровой деятельности; формировать двигательную активность.

Стихотворение Л. Мартьянова «Народы России»

Лепка национального блюда позы.

Лепка национального блюда пелмени.

Пробуют на вкус каравай и арсу.

Рассматривают на слайде карту России

Думают и стараются вставить нужное слово в словесной игре

Прослушивают стихотворение

Рассматривают иллюстрации с различными национальностями

Рассуждают, вспоминают ранее изученный материал.

Учащиеся работают в группах стараясь запомнить отдельные части национальных костюмов, внимательно слушают учителя или старшеклассника в зависимости от группы. Лепят позы или пельмени.

В дальнейшем они могут меняться местами в группах и делиться со сверстниками полученной информацией о национальном костюме или национальных блюдах.

Дети считалочкой выбирают того, кто будет находиться в центре. Разделившись на группы, дети играют в русскую народную игру: «Карусели».

Выбирают понравившийся вид бросания лодыжек и со сверстниками играют в бурятскую народную игру: «Бабки- лодыжки»

Итог занятия:

Сегодня мы с вами, ребята, узнали, что Россия - многонациональная страна. Поговорили о национальных костюмах, обогатили свой словарный запас новыми словами: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник, дэнзэ, малгай, уужа, дэгэл, гутал, самса, умдэ,  названием отдельных частей одежды национальных костюмов.      

 Ребята, вы сегодня все очень постарались, приготовили очень вкусные блюда.  И скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня для себя узнали? Что бы вам еще хотелось узнать  о русских и бурятах? Хотелось бы вам продолжить изучение этих народов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия - многонациональная страна

Презентация к уроку ОРКСЭ...

Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"

Данная методическая разраюботка является авторской и напрвлена на формирование чувтсва уважения к истории своего государства, которое испокон веков является многонациональным....

Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"

Данное мероприятие расчитано на учащихся 8-11 класов....

Методическая разработка открытого школьного мероприятия: "Россия многонациональная страна"

Даная методическая разработка направлена на повышения уровня толерантности учащихся 9-11 классов, в рамках формирования национальной идеи Российской Федерации, как целостного единого государства, с мн...

интегрированный урок "Россия - многонациональная страна". Обществознание и математика.

Урок по теме "Россия - мнонгонациональная страна". Урок открытия новых знаний по обществознанию, урок обобщения и повторения - по математике....

Интегрированный урок по математике и обществознанию "Россия - многонациональная страна" 6 класс

Интегрированный урок по  математике и  обществознанию "Россия - многонациональная страна". 6 класс.Математика - урок повторения и закрепления знаний. Расширение представлений учащихся о прак...

«Россия - многонациональная страна" музыкальная весна

Ежегодно в школе проходят конкурсы музыкальной весны по разным направлениям.Одно из таких мероприятий посвящено  России,как многонациональной стране.Здесь развиваются творческие способности,не им...