Классный час для учащихся 9-11 классов Центра спорта и образования «Год добровольца (волонтера) в Российской Федерации»
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему

·         Урок предполагает знакомство с волонтёрским движением в мире, России и в нашей школе; воспитание активной гражданской позиции,  неравнодушного отношения к жизни;формирование уважения к общечеловеческим нравственным ценностям; мотивирование обучающихся-спортсменов  к добровольческой деятельности, воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_volonterskoe_dvizhenie_v_rossii.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 9-11 классов Центра спорта и образования

«Год добровольца (волонтера) в Российской Федерации»

Задачи урока:

  • знакомство с волонтёрским движением в мире, России и в нашей школе;
  • воспитание активной гражданской позиции,  неравнодушного отношения к жизни;
  • формирование уважения к общечеловеческим нравственным ценностям;
  • мотивирование обучающихся-спортсменов  к добровольческой деятельности;
  • воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости.

Ход урока:

№ п/п

Этап

Время

Краткое содержание

1.

Цель и задачи проведения года добровольца (волонтера) в Российской Федерации.

5 мин.

Приветствие, орг. момент.

Традиционно первый урок учебного года посвящен важным, знаковым событиям  в нашей стране в текущем году. 2018 год в России Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 583 объявлен Годом добровольца и волонтера. 

Как вы считаете, с какой целью традиционно, уже на протяжении долгих лет подряд, каждому году присваивается определенная тема? (привлечь внимание к актуальным проблемам, это может повлиять на социальное и культурное развитие страны, привлечь инвесторов в эту сферу, может оказать влияние на позиционирование России на международной арене и т.д.).

Чьей деятельности принято решение уделять внимание в этом году? Кто такие добровольцы и волонтеры? (Добровольцы-люди, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах других, люди, которые бескорыстно делают добро, помогают кому-либо по мере своих возможностей).

"Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России", — сказал Путин, выступая на церемонии вручения премии "Доброволец России" в декабре 2017 года.

Почему тема добровольчества и волонтерства является актуальной в РФ в настоящий момент? (Она актуальна во все времена, сейчас Правительство решило привлечь внимание общества к добровольчеству, повысить вовлеченность граждан всех возрастов в созидательную гражданскую активность, повысить солидарность общества, повысить возможность распространить уже имеющиеся практики добровольчества, расширить системную поддержку волонтерства на уровне государства. Из-за многих социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России плохо « приживается» и не пользуется одобрением большинства населения. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, ничтожно низок, в то время, как во многих странах  волонтёрство является обычным явлением).

Необходимо ли мотивировать развитее волонтерского движения или же все должны делать профессионалы за зарплату? (стремление помочь и принять посильное участие в чем-либо – это показатель духовной зрелости общества и отдельно взятой личности).

Поднимите руку, кто хоть раз в жизни применял по отношению к себе или одноклассникам термин волонтер? При каких обстоятельствах это было?  (Поднимут руку все, т.к. учащиеся этого возраста хоть раз помогали на соревнованиях так или иначе). Значит, я поздравляю вас с вашим годом! И сегодня мы поговорим о деятельности, к которой причастен каждый из нас.

2

История добровольчества (волонтерства) в России и за рубежом.

7 мин.

Этот блок может быть озвучен учащимися, заранее получившими задание

Термин "добровольчество" в современном его понимании или тем более "волонтерство" не был знаком России до середины 80-х годов 20-го века.

С чем ассоциируется слово доброволец в контексте истории нашей страны, прежде всего? ("добровольцами" в первую очередь называли людей, которые военное время, не дожидаясь мобилизации, шли защищать свою страну,одним из ранних примеров является события, когда под руководством Минина и Пожарского русский народ объединился на борьбу с польскими интервентами, так было и в 1812 году, и в Великую Отечественную. В советское время  люди, как "добровольцы" ехали на Целину, на строительство БАМа) Сегодня мы вкладываем в этот термин нечто другое. Волонтерство - это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. Этому в российской истории множество примеров.(В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук. Можно привести в качестве примера деятельность Екатерины Великой, Марии Федоровны, которые основали многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Был задан тон, в соответствии, с которым патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей. Но нельзя сказать о том, что благотворительность, добровольчество было уделом только людей из высшего света. Можно привести примеы – это сесры миловердия во время русско-турецких войн, История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и совместное строительство нового дома, и сборы пожертвований на строительство школ, больниц и храмов, На рубеже XIX-XX века в России было 14854 благотворительных учреждений, состоялось три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности. 

В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Дело, огромное по своим задачам, могло вестись успешно лишь при сочувствии всего общества и его материальной поддержке. И лига эту поддержку получила. Во многих городах, в том числе и Нижнем Новгороде, открылись отделения лиги, работавшие самостоятельно. В августе того же года в городе прошел первый День белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Члены оргбюро занимались устройством всех мероприятий — церемониального шествия по городу, ярмарки, молебна на площади перед Городской думой. Они же договорились с военным начальством о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами — о бесплатном проезде продавщиц цветка, с театрами и кинематографами — об отчислениях в пользу лиги.  За два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.

     В советское время по сути волонтёрской деятельностью могли считаться проводимы субботники. Изначально задуманную идею Пионерских рядов в современном понятии, также можно отчасти назвать волонтерской. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. Появились НКО — некоммерческие организации (организации, главной целью которых не является прибыль), которые занялись благотворительностью, просветительской деятельностью и созданием условий для добровольцев.

Символом целой эпохи стала жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева (1932–1999). Она была председателем международной ассоциации "Гематологи мира - детям", лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве, помогала детям с заболеваниями крови. 
Очень известен был своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович - президент Благотворительного фонда, который оказывал помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации).

http://volonter.msk.ru/shkola-volontera/volonterstvo-v-rossii-teoriya-i-istoriya.html 

    Таким образом, благотворительность и добровольчество не являются чем-то новым в нашей стране, принесенным из-за рубежа.

   5 декабря во всем мире справляют день волонтеров. В этот день следует поблагодарить всех тех людей, которые безвозмездно трудятся и помогают людям. Полное название этого праздника - Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Предложила его ввести Генеральная Ассамблея ООН довольно давно - в 1985 году. С тех пор праздник получил свое официальное название и международный статус

3

Мотивация участия молодежи в добровольческих (волонтерских) программах.

12 мин

Что же движет людьми, принявшими решение встать на путь добровольческой деятельности?   (Все ответы принимаются и записываются на доске, «мозговой штурм»).

А сейчас я предлагаю вам изучить обобщенный перечень, в который включены и названые вами мотивы.  (Листы со списком раздаются каждому).Изучите эти  мотивации, которые, выберите 5 наиболее существенных для вас (используйте метод ранжирования)..Можете внесите свои изменения в список мотиваций (переформулировка, дополнение, исключение из списка). Обоснуйте свой выбор.

Список мотиваций:

1. Помощь другим.

2. Приобретение опыта работы.

3. Использование нереализованных навыков.

4. Приобретение новых навыков.

5. Возможность выбраться из дома.

6. Возможность быть активным и вовлеченным.

7. Возможность встретиться с другими людьми.

8. Возможность испытать чувство того, что ты кому-то нужен.

9. Возможность попробовать себя в новом деле.

10. Возможность учиться быть ответственным.

11.Возможность стать победителем.

12. Возможность проводить время весело со своей семьей и сверстниками.

13. Получение признания других.

14. Применение своих талантов и способностей.

15. Воплощение мечты в реальность.

16. Помощь другу.

17. Возможность быть личностью.

18. Воодушевление других.

19. Возможность познакомиться с другими людьми с теми же ценностями.

20. Возможность показать, что тебе не все равно.

21 Интерес к определенной сфере деятельности.

Во время перечисления важных мотивов каждым из учащихся, помощник педагога отмечает в списке каким-либо знаком каждый из попавших в пятерку мотивов. Это даст возможность составить обобщенный ранжированный список, посчитав количество баллов, полученных каждым мотивом.

Я попрошу помощников сделать подсчеты, а всем остальным в это время предлагаю посмотреть небольшой ролик. (Ролик «Мой путь к добру»). Какова, на ваш взгляд, основная идея этого ролика? (Абсолютно каждый может найти себе дело по душе, найти ту сферу, где он может быть наиболее полезен как волонтер, в обществе и в окружающей среде современности много проблемных зон, поэтому любой человек с открытым сердцем обязательно найдет, кому помочь).

А теперь давайте послушаем, какой же список мотиваций у нас получился. (перечисляются, записываются отдельно на доске). Мы видим, что мотивы добровольческой деятельности благородны, деятельность эта не только призвана помогать, но так же направлена на развитее личности самого волонтера, на приобретение им новых навыков и т.д., таким  образом, участие в волонтерском движении – это ,в любом случае, созидающая деятельность.

Какие принципы волонтерской работы Вы можете назвать? Какие из них Вы считаете основными? Чем, на Ваш взгляд, волонтерство отличается от профессиональной деятельности за зарплату и от заданий, полученных, к примеру, от учителей в школе?

  1. Добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера).
  2. Безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельностью: командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).
  3. Добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца).
  4. Законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству Российской Федерации).
  5. Солидарность с принципами и целями волонтерской организации (деятельность волонтера направлена на достижение целей данной организации и не противоречит ее принципам).

Перечислите направления, в которых помощь добровольцев-волонтеров в современном обществе может быть полезной? (После перечисления учащимися на экран выводится обобщенный список)

  • Помощь  детским домам.
  • Помощь пожилым людям.
  • Муниципальное управление (работа в Управах).
  • Медицинская помощь (службы милосердия в больницах).
  • Педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков).
  • Экологическая защита.
  • Интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов).
  • Спортивная, туристическая и военная подготовка.
  • Творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников).
  • Социальное краеведение
  • Трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады).
  • Помощь в реставрационных работах.
  • Восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
  • Экскурсионная деятельность.
  • Ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел.

Какие из перечисленных сфер интересны лично Вам? В чем бы Вы хотели поучаствовать? В чем уже принимали участие? (Ответы)

Спортивное волонтерство – наиболее близкая вам тема. Назовите спортивные мероприятия  мирового масштаба последних лет, проходившие в РФ, в которых помощь волонтеров была необходима и полезна? (ЧМ по легкой атлетике, Олимпиада в Сочи. Кубок конфедераций 2017 года, Чемпионат мира по футболу.

Какими навыками, по-вашему, должен обладать волонтер в сфере физической культуры и спорта?

  • Мотивация на участие
  • Коммуникабельность
  • Готовность к обучению
  • Гибкость, готовность работать в качестве волонтера в определенный период прохождения соревнований
  • Стрессоустойчивость
  • Знание иностранного языка
  • Владение навыками какого-либо вида спорта
  • Умение работать в команде
  • Желание помогать и развиваться
  • Умение работать с представителями различных народов и культур

Чем помогали волонтеры на этих соревнованиях?

  • Встречи-проводы (аэропорты/вокзалы)
  • Транспорт
  • Сопровождение команд
  • Аккредитация
  • Гостиничный сервис
  • Коммуникации и пресса
  • Медицина
  • Допинг-контроль
  • Технологии
  • Церемонии
  • Обслуживание мероприятий
  • Помощь судьям, спортсменам на спортивных аренах + марафон (спортивные волонтёры)

Чем бы каждый из вас мог бы и хотел помочь, если бы работал волонтером на этих  соревнованиях?

4

Особенности образовательных программ подготовки добровольцев (волонтеров).

8 мин.

Для поддержки, обучения, координации, контроля работы волонтеров созданы и функционируют специальные организации. В Москве создан  Ресурсный центр «Мосволонтер» Комитета общественных связей Москвы 

https://mosvolonter.ru/    демонстрация сайта) Это крупнейшая волонтерская организация столицы. Ее создали в 2014 году для развития и поддержки волонтерского движения. Сегодня в партнерской базе около 400 социально ориентированных некоммерческих организаций, а волонтерские центры действуют в 45 вузах города.

Волонтерское движение в Москве насчитывает 50 тысяч человек. Из них восемь тысяч составляют ядро волонтерского актива. Свыше тысячи человек задействованы в десяти и более крупных событиях в год. Любой человек старще 13 лет может обратиться в эту организацию и найти себе дело по душе, стать волонтером.

В ресурсном центре создана «Школа волонтёра» - это открытая образовательная площадка для тех, кто хочет развиваться, познавать новое, повышать свой личностный потенциал и добиваться побед, совершая добрые и полезные дела. Его цель – обучить высококвалифицированных волонтёров.

Программа школы рассчитана на волонтёров, которые никогда не останавливаются на достигнутом и постоянно совершенствуются.

Члены молодёжных общественных объединений и добровольческих организаций, волонтёрских отрядов высших и средних учебных заведений, индивидуальные добровольцы могут вести учёт своих достижений — для этого нужно оформить личную книжку волонтёра. В неё организаторы акций вносят сведения о «трудовом стаже» волонтёра — участии в мероприятиях, количестве часов работы, поощрениях, дополнительной подготовке. Весь опыт учитывается в дальнейшей волонтёрской деятельности и не только. Некоторые вузы при поступлении добавляют к баллам за ЕГЭ абитуриента дополнительные баллы за волонтёрский опыт (подтверждённый). Чтобы получить личную книжку волонтёра в Москве, индивидуальному добровольцу нужно:

— взять две цветные фотографии формата три на четыре сантиметра;

— взять паспорт;

— приехать во вторник или четверг с 10:00 до 18:00 в ресурсный центр «Мосволонтёр» по адресу: Волгоградский проспект, дом 145, корпус 2;

— получить на стойке администратора документы на оформление личной книжки волонтёра, аккуратно заполнить их и сдать.

Срок изготовления личной книжки — 14 дней.

Книжка выдаётся только при наличии опыта волонтёрской деятельности. Подтверждением является благодарственное или рекомендательное письмо организаторов события.

Забрать готовую книжку, проставить отметки об опыте участия в мероприятиях и задать вопросы можно во время приёма.

 Телефон для справок: 8 (499) 722-69-94.

5

Добровольческие (волонтерские) традиции, реализуемые в организации.

5 мин

Каждый из Вас имеет непосредственное отношение к спорту и является членом Московской Федерации ушу. Поэтому, помимо участия в  соревнованиях, многие из вас помогали Федерации при организации Первенств и Чемпионатов.

Во время соревнований в волонтерстве задействованы от 30 до 60 учащихся 8-11 классов.

Виды деятельности:

  • Судьи при участниках,
  • Разминки в залах,
  • Работа на камерах,
  • Встреча гостей,
  • Церемонии открытия, закрытия, награждения,
  • Помощь в судействе (выпускники)

 Является ли эта деятельность. по-вашему действительно полезной при проведении масштабных соревнований? Аргументируйте.

Получают ли наши волонтеры какое-либо вознаграждение? (нет, это безвозмездная деятельность, однако самых активных и ответственных знает и уважает вся школа)

Какие еще традиции, способствующие продвижению идее волонтерской деятельности, существуют в нашей школе? (Ежегодная благотворительная ярмарка. В 2018с году все собранные средства были перечислены Дом-интернат для тетей с нарушениями ОДА, помощь старших спортсменов в проведении разминок, во время сборов и т.д.).

Какой вклад внесли лично ВЫ? Что лично каждому из вас дало участие в волонтерской деятельности в масштабах школы? (ответы детей) Хотели бы Вы развиваться в этой сфере?

А теперь предлагаю поиграть в игру «Лукошко», которая еще раз  покажет, что возможностей для занятий добровольческой и волонтерской деятельностью очень много, и каждый из нас может это, стоит только оглянуться, и мы увидим много возможностей быть полезными.  

(Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием волонтерство. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что волонтерство должно быть распространено по всему миру). Необходимо дать высказаться всем желающим).

В заключении подведем итог. Мы говорили сегодня об истории волонтёрства, принципах и мотивах добровольцев, обсуждали Ваш личный опыт. Попробуйте обобщить все, что было озвучено, а так же ваши личные выводы и размышления в виде синквейна. Это стихотворение, состоящее и 5 строк: Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она     всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Дети читают то, что получилось

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...

Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"

Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...

Методическая разработка: "Сценарий торжественного мероприятия, посвященного принятию учащихся ОШИ в кадеты и дружину юных пожарных, приуроченного ко Дню спасателя Российской Федерации"

Сценарий торжественного мероприятия, посвященного принятию учащихся ОШИ в кадеты и дружину юных пожарных, приуроченного ко Дню спасателя Российской Федерации...

Презентация по физической культуре для учащихся 8-9 классов "Лыжный спорт"

Презентация состоит из разделов: история лыжного спорта,лыжный спорт в наше время,виды лыжного спорта.Лыжный спорт, один из самых массовых видов зимнего спорта. Занятия лыжным спортом имеют большое оз...

Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"

Конспект урока ОБЗР для 8 класса  по ФРП ООО "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"...

ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"

ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"...