Программа "Здоровья"
рабочая программа
Основная идея программы воспитательной работы «Здоровье» заключается в мотивации обучающихся и воспитанников на ведение здорового образа жизни; в освоении правил и принципов безопасного поведения, деятельности, не порождающей источников опасностей; в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovya_oso.docx | 75.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью, тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа воспитательной работы по эколого - валеологическому направлению «Здоровье» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основного общего образования.
Программа воспитательной работы по эколого-валеологическому направлению «Здоровье» составлена для учащихся ООО и ОСО в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Закон РФ «Об общественных объединениях»;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
- Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2017 года;
- Программа развития дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI, развитие человеческого потенциала»;
- Стратегическая программа развития воспитания в Красноярском крае.
На изучение данной программы отводится 34 часа в год (1час в неделю).
Основная идея программы воспитательной работы «Здоровье» заключается в мотивации обучающихся и воспитанников на ведение здорового образа жизни; в освоении правил и принципов безопасного поведения, деятельности, не порождающей источников опасностей; в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Цель программы: укрепление здоровья, формирование установки на ведение здорового образа жизни и навыков ответственного поведения, развитие личностной и социальной компетентности.
Задачи программы:
- Формировать устойчивую мотивацию к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
- Формировать представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье; о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; о влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- Формировать отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ; осознанное негативное отношение к курению, алкоголю, способность сопротивляться давлению группы.
- Учить способам, приемам сохранения и укрепления собственного здоровья, элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
- Формировать основы знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
- Формировать теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся.
Контингент
Программа предназначена для обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 5х – 11х классов.
Разделы программы
Программа рассчитана на 8 лет (с 5 по 11 класс) и включает в себя 5 разделов, каждый раздел предусматривает постепенное расширение изучаемого материала, увеличение доли самостоятельности, саморегуляции, самоконтроля.
В разделе «Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания» проходит изучение видов питания, основных компонентов режима питания и режима дня школьника. Учащиеся знакомятся с методами профилактики переутомления, приемами рационального распределения учебных нагрузок и отдыха.
В разделе «Личная гигиена. Двигательная активность» рассматриваются вопросы личной и общественной гигиены, правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела: ухода за глазами, ушами, руками, ногами, волосами, кожей. Учащиеся знакомятся со способами закаливания и основными правилами; видами физической активности и методами профилактики гиподинамии; изменениями организма в подростковом возрасте, мерами профилактики заболеваний передающихся половым путём и методами планирования семьи.
Раздел «Самопознание и управление собой» раскрывает понятия, структуру самопознания, саморазвития и управление собой, их роль и значение в жизни школьника; рассматривает виды и правила общения, приемы разрешения конфликтов; методы профилактики стресса, приемы саморегуляции настроения и поведения.
Раздел «Профилактика вредных привычек» посвящен превентивной работе. Стержнем превентивного воспитания является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье. Превентивное воспитание сочетает в себе овладение детьми знаниями об опасности употребления ПАВ и формирование установки на здоровый образ жизни. Оно предполагает формирование у школьника положительного образа «Я», навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению СМИ и сверстникам. Учащиеся получают представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье подростков.
В разделе «Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура» проходит изучение основ и получение навыков безопасного поведения вне школы, которое предполагает ознакомление учащихся с опасностями различного характера, подстерегающими в повседневной жизни на улице, на дороге, в транспорте, в природе, в общественных местах. Учащиеся знакомятся с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях при наводнении, пожаре, терроризме, землетрясении, с экологическими проблемами региона и их влиянием на здоровье человека.
Методы и формы работы
Для организации познавательной деятельности учащихся на внеклассных занятиях целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Методы, используемые при реализации программы:
- Практически-действенные — приучение, упражнения, организация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации.
- Побудительно-оценочные — поощрение, осуждение.
- Информационные — разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога и пр.
- Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
- Стимулирования и мотивации.
В процессе использования данных методов повышается уровень самопознания и личностного роста учащихся, расширяется индивидуальный репертуар их действия, закрепляются поведенческие модели. Используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками и воспитанниками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся, воспитанников.
Формы внеклассной работы:
- групповые, информационные часы;
- конкурсы, диспуты, дискуссий, круглые столы, тренинги, праздники здоровья;
- беседы педагогов, медиков, родителей с детьми;
- просмотр телепередач, учебных фильмов, презентаций;
- работа с энциклопедической литературой;
- оформление странички здоровья в каждом классном уголке;
- выпуск бюллетеней, издание рекламно-информационных листовок;
- практические занятия, деловые и ролевые игры;
- дни здоровья, спортивно-туристическая игра «Выживание»;
- тестовые задания;
- решение проблемных ситуаций, анализ реальных ситуаций и т.д.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся, воспитанники в процессе реализации
программы воспитательной работы
В ходе реализации программы воспитательной работы «Здоровье» обучающиеся и воспитанники должны
знать:
-о влиянии вредных привычек на здоровье подростка;
-о вреде курения, алкоголя, наркотиков, венерических заболеваний;
-основы рационального питания;
-способы сохранения и укрепление здоровья;
-влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
-значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
-знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания;
-правила сохранения здоровья в чрезвычайных ситуациях;
-правила безопасного поведения вне дома;
-санитарно-гигиенические правила режима дня.
уметь:
-составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
-соблюдать правила личной гигиены;
-различать “полезные” и “вредные” продукты, следить за сбалансированностью и разнообразием своего питания;
-ухаживать за проблемной кожей, правильно выбирать косметические средства, умеренно ими пользоваться, иметь индивидуальный набор предметов личной гигиены и косметических средств;
-находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
-применять коммуникативные навыки;
-действовать и принимать правильные решения в опасных ситуациях.
-отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
-контролировать, регулировать свои чувства и эмоции, решать проблемы положительными действиями, находить выход из стрессовых ситуаций;
-быстро и правильно эвакуироваться из помещения при пожаре, землетрясении, наводнении;
-соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе;
-заниматься спортом, закаливанием, вести здоровый образ жизни;
-противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
-рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья.
В результате реализации программы воспитательной работы по формированию культуры здоровья у обучающихся и воспитанников развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся, воспитанники будут демонстрировать такие качества личности как товарищество, уважение к старшим, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Программа воспитательной работы «Здоровье», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся, воспитанников в здоровье сберегающую практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы воспитательной работы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые и деловые игры, праздники, круглые столы, диспуты, дискуссии, практические работы, тестирование, анкетирование учащихся. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, воспитанников накопления материалов по типу «портфолио».
В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов в зависимости от возможностей учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения(5класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 4ч |
Рациональный режим труда и отдыха: составление режима дня. | 1ч |
Режим питания школьника. Игра «Полезные и вредные продукты». Значение включения овощей и фруктов в рацион питания. | 3ч |
Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 5ч |
Личная гигиена - путь к здоровью. Правила личной гигиены школьника. | 1ч |
Основные правила гигиены зрения (гигиена чтения, письма, просмотра Т/В, работа на компьютере). | 1ч |
Значение утренней зарядки для здоровья человека. | 1ч |
Значение и способы закаливания. Основные правила закаливания (закаливание воздухом, солнцем и водой). | 2ч |
Раздел III. Самопознание и управление собой. | 5ч |
Какие бывают эмоции, где живут мои эмоции? | 1ч |
Обида. Как с ней справиться | 2ч |
Конфликт. Разрешение конфликта | 2ч |
Раздел IV. Профилактика вредных привычек. | 8 ч |
Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | 1ч |
Последствия курения на организм подростка. Игра «Плюсы и минусы». | 2ч |
Алкогольные напитки, их влияние на организм подростка. | 2ч |
Негативное влияние компьютерных игр и интернет сетей | 3ч |
Раздел V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 12ч |
Сохранение здоровья в ЧС: пожар, наводнение, землетрясение, терроризм. | 4ч |
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Что вокруг нас может быть опасным? | 1ч |
Правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожно-транспортный травматизм. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено». Разметка улиц. | 3ч |
Правила безопасного поведения школьников во время каникул. Места игр, катания на велосипедах, роликах, скутерах. | 2ч |
Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров. | 1ч |
Беспризорные вещи и отношение к ним. Опасности, которые при этом могут возникнуть. | 1ч |
Итого | 34ч |
Учащиеся 5 класса должны
Знать:
-правила гигиены личной гигиены;
-правила составления распорядка дня;
-последствия влияния компьютерных игр на здоровье;
-правила поведения в ЧС, правила поведения на улице и дороге, о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
Уметь:
-использовать на практике приемы закаливания;
-соблюдать правила личной гигиены;
- действовать в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях.
Второй год обучения (6 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 4 ч |
Виды питания. Пищевые вещества и их роль в питании и здоровье школьника. | 2 ч |
Гигиенические требования к школьному режиму. Профилактика переутомления. | 2 ч |
Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 5 ч |
Основы личной гигиены подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Правила личной гигиены юноши (девушки). | 2 ч |
Типы волос. Особенности ухода за волосами (подбор шампуней в соответствии с типом волос). | 1ч |
Двигательная активность и здоровье человека. Рекомендуемые виды физической активности. | 1 ч |
Значение утренней зарядки и водных процедур. | 1 ч |
Раздел III. Самопознание и управление собой. | 6 ч |
Эмоции. Нужно ли управлять своими эмоциями? | 2ч |
Мой гнев, злость и агрессия. Как с ними справиться? | 3ч |
Стресс. Как с ним справиться? | 1ч |
Раздел IV. Профилактика вредных привычек. | 9 ч |
Понятие о ЗОЖ. Практическая работа: тестирование на определение здоровья учащихся. | 1ч |
Правила здорового образа жизни. | 1 ч |
Курение и его последствия. Игра «Да здравствует чистый воздух!» | 2 ч |
Наркотики — угроза жизни. Влияние алкоголя на организм человека. | 2 ч |
Влияние компьютерных игр на здоровье подростков. | 3ч |
Раздел V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 10 ч |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3ч |
Здоровье и среда жизнедеятельности человека. | 2ч |
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, дома. | 2ч |
Правила безопасного поведения школьников во время каникул. Безопасное поведение на улицах города и дорогах. Наиболее безопасный путь в школу и домой. | 3ч |
Итого. | 34 ч |
Учащиеся 6 класса должны
Знать:
-виды питания;
-гигиенические требования к школьному режиму и профилактике переутомления;
- правила личной гигиены;
-о последствиях влияния компьютерных игр и интернет сетей;
-правила поведения в ЧС, экологические проблемы региона.
Уметь:
- ухаживать за лицом и волосами;
-соблюдать режим труда и отдыха;
-следить за своим питанием;
- действовать в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях.
Третий год обучения (7 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 2ч |
Динамика работоспособности. | 1ч |
Как правильно питаться, чтобы быть здоровым и красивым. | 1ч |
Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 6ч |
Типы кожи. Правила ухода за кожей лица, шеи, с помощью косметических средств. | 2ч |
Значение косметики для юношей и девушек. | 1ч |
Значение осанки, правила ее улучшения. | 1ч |
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Приемы закаливания организма. | 1ч |
К чему приводит недостаток движения. Как правильно распределить физические нагрузки. | 1ч |
Раздел III. Самопознание и управление собой. | 7ч |
Самооценка. Виды самооценки (завышенная, адекватная, низкая). | 2ч |
Уверенность. Что такое уверенность в себе? | 2ч |
Мои достоинства и недостатки. Как с ними работать? | 1ч |
Как мы общаемся. Знаки внимания при общении. | 2ч |
Раздел IV. Профилактика вредных привычек. | 7ч |
Побочные явления, вызываемые курением. | 1ч |
Виды психотропных веществ, их влияние на организм подростка. | 2ч |
Здоровый образ жизни. Факторы риска. | 1ч |
Предупреждение и преодоление компьютерной зависимости у детей и подростков. | 1ч |
Как противостоять негативному давлению со стороны окружающих. | 2ч |
Раздел V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 12 ч |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3ч |
Здоровье человека и окружающая среда. | 2ч |
Движение пешеходов по дорогам. | 1ч |
Правила обеспечения сохранности личных вещей. | 1ч |
Правила безопасного поведения школьников во время каникул. | 1ч |
Особенности поведения с незнакомыми людьми. | 1ч |
Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. | 2ч |
Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды. | 1ч |
Итого | 34 ч |
Учащиеся 8 класса должны
Знать:
-правила питания;
-правила ухода за кожей лица;
-правила и приемы закаливания организма;
-о вреде наркотиков, табака, алкоголя, последствиях влияния компьютерных игр;
-правила поведения в ЧС;
-виды самооценки;
-приемы и способы развития уверенности в себе.
Уметь:
-определяет тип кожи, ухаживать за кожей лица, шеи, рук с помощью косметических средств;
- планировать режим дня подростка;
-действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях;
-противостоять негативному давлению окружающих;
-находить в себе достоинства и недостатки, бесконфликтно общаться с другими.
Четвертый год обучения (8кл)
Название темы | Количество часов |
Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 4ч |
Отдых - важный элемент режима дня школьника. | 1ч |
Профилактика переутомления. | 1ч |
Диетическое питание: польза и вред. | 2ч |
Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 8ч |
Изменения организма в подростковом возрасте. Период интенсивного полового созревания. Заболевания, передающиеся половым путём. | 3ч |
Правила и средства ухода за кожей. | 2ч |
Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями. | 1ч |
Гигиена жилища. | 1ч |
Оптимальная двигательная активность. | 1ч |
Раздел III. Самопознание и управление собой. | 6ч |
Качества, важные для межличностного общения. | 2ч |
Как узнать другого человека и легко с ним общаться? | 1ч |
Психология делового общения. | 2ч |
Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «Общение без масок». | 1ч |
Раздел IV. Профилактика вредных привычек. | 7ч |
Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1ч |
Вред курения. Профилактика интернет зависимости. Выпуск рекламно-информационных листовок. | 1ч 1ч |
Употребление алкоголя и наркотиков – угроза здоровью. | 1ч |
Негативное воздействие на организм и психику человека курительных смесей. | 2ч |
Учись сказать «Нет!» при негативном давлении окружающих. | 1ч |
Раздел V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 9 ч |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3ч |
Влияние питьевой воды на здоровье человека. | 1ч |
Правила безопасного поведения школьников во время каникул. | 1ч |
Правила обеспечения сохранности личных вещей. | 2ч |
Опасные места в городе (арки, гаражи, стройки, траншеи, подъезды, лифты, скверы и парки). Правила по соблюдению личной безопасности. | 2ч |
Итого | 34ч |
Учащиеся 8 класса должны
Знать:
-о значении отдыха в режиме дня школьника;
- о значении диетического питания;
-об опасности употребления наркотиков, алкоголя, курения;
-последствия влияния компьютерных игр;
-правила поведения в ЧС.
Уметь:
-ухаживает за кожей рук, ног с помощью косметических средств;
- действовать в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях;
-сказать «Нет!» при негативном давлении окружающих.
Пятый год обучения (9 класс первый год обучения)
Название темы | Количество часов |
Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 3ч |
Режим дня - старшие классы. | 1ч |
Искусственная пища: за и против | 1ч |
Динамика работоспособности человека | 1ч |
Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 6 ч |
Проблемы кожи в подростковом возрасте. Правила, способы и средства ухода за проблемной кожей. | 2ч |
Косметические средства и принадлежности для бритья (лосьоны, станки, электробритвы и др.). Санитарно – гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями. | 2ч |
Гигиена тела юноши. Гигиена тела девушки. Гигиенические средства и принадлежности по уходу за телом. | 2ч |
Раздел III. Самопознание и управление собой. | 7 ч |
Личность. Психологические особенности личности. | 2ч |
Стресс. Влияние стресса на организм человека. | 2ч |
Саморегуляция. Внешняя, внутренняя и эмоциональная. | 2ч |
Профилактика аддиктивного поведения | 1ч |
Раздел IV. Профилактика вредных привычек. | 8 ч |
Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании среди подростков. | 2 ч |
СПИД. Анализ сведений о СПИДе. | 2 ч |
Интернет зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. | 2 ч |
Твоё свободное время. Формы проведения досуга. | 2 ч |
Раздел V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 10 ч |
Здоровье как основная ценность человека. | 1ч |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3ч |
Экологические проблемы современности. | 1ч |
Правила поведения в местах массового скопления народа. Толпа. | 2ч |
Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах. Как не стать жертвой. Тренинг: «Учись принимать решение в опасной ситуации». | 2ч |
Правила безопасного поведения в лесу. | 1 ч |
Итого | 34ч |
Учащиеся 9 класса первого года обучения должны
Знать:
-основные компоненты правильного режима дня старшеклассника на основе динамики работоспособности;
-способы и средства ухода за проблемной кожей, правила пользования бритвенными принадлежностями;
-последствия употребления никотина и алкоголя, последствия влияния компьютерных игр;
-способы саморегуляции;
-правила поведения в ЧС, экологические проблемы современности.
Уметь:
- правильного организовывать режим дня,
-ухаживать за проблемной кожей;
-действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях,
-противостоять негативному давлению окружающих, применять способы саморегуляции.
Шестой год обучения (9 класс второй год обучения)
Название темы | Количество часов |
Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 3ч |
Рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в период подготовки к экзаменам. | 1ч |
Питание и режим дня выпускника. Питание и вес тела. Индекс массы тела человека. | 2ч |
Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 3 ч |
Гигиена тела юноши. Гигиена тела девушки. Гигиенические средства и принадлежности по уходу за телом. | 1ч |
Водные процедуры (бассейн, сауна, баня): польза и вред. | 1ч |
Необходимость для организма мышечных нагрузок. | 1ч |
Раздел III. Самопознание и управление собой. | 5 ч |
Лидерство. Типы лидеров. Психологические качества лидерства. | 2ч |
Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде. | 1ч |
Общение. Деловое общение. | 2ч |
Раздел IV. Профилактика вредных привычек. | 11 ч |
Причины употребления алкоголя, курительных смесей (спайс, насвай), электронных сигарет(вейп ) | 2ч |
Ролевая игра «Влияние сверстников». | 3ч |
Деловая игра «Суд над вредными привычками». | 2ч |
СПИД. Излечим ли СПИД в настоящее время? | 2ч |
Меры профилактики интернет зависимости | 2ч |
Раздел V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 12 ч |
Здоровый образ жизни. Духовное и психическое здоровье человека. Влияние социальной среды на здоровье человека. | 3 ч |
Сохранение здоровья в ЧС: наводнение, землетрясение, терроризм. | 3 ч |
Сохранить природу – сохранить жизнь. | 1ч |
Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в крупных магазинах, на стадионах, дискотеках, в кинотеатрах, театрах. | 3 ч |
Как не стать жертвой преступления. Правила поведения на улице при нападении. | 2ч |
Итого | 34ч |
Учащиеся 9 класса второго года обучения должны
Знать:
-правила питания и организации режима дня выпускника;
-виды и способы закаливания,
-меры профилактики инфекционных заболеваний;
-о влиянии наркотиков и алкоголя на физическое, психическое и социальное здоровье человека;
- о последствиях влияния компьютерных игр на здоровье;
- о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека;
-правила поведения в ЧС.
Уметь:
-правильного организовывать распределение учебных нагрузок и отдыха;
-соблюдает личную гигиену;
-действовать и принимать правильные решения в чрезвычайных, опасных для жизни ситуациях;
-противостоять негативному давлению окружающих, применяет способы саморегуляции.
Седьмой год обучения (10 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 6 ч |
Критерии здоровья. Основные жизненные ценности. | 1 ч |
Гигиена и режим питания. | 1 ч |
Режим учебы, отдыха и сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Переутомление. Его субъективные и объективные признаки, методы снятия переутомления. | 4 ч |
Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 6 ч |
Личная и общественная гигиена. | 1 ч |
Пользование предметами личной гигиены. | 1 ч |
Выбор гигиенических средств для ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. | 3 ч |
Влияние физических упражнений на организм человека. | 1 ч |
Раздел III. Самопознание и управление собой. | 6 ч |
Утомление и психический стресс. Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы защиты от стрессовых ситуаций. | 3 ч |
Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. | 3 ч |
Раздел IV. Профилактика вредных привычек. | 6 ч |
Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков. | 1 ч |
«Наркотики: мифы и реальность». Дискуссия. | 1 ч |
Предупреждение употребления психоактивных веществ. Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества. | 3 ч |
Круглый стол о вредных привычках «Зачем тебе это надо?» | 1ч |
Раздел V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 10 ч |
Сохранение здоровья в ЧС. Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде. | 4 ч |
Жить в согласии с природой. | 1ч |
Экология и здоровье. | 1ч |
Безопасное поведение на дорогах. | 1ч |
Безопасное поведение в транспорте – зоне повышенного риска. | 1ч |
Травматизм в местах массового скопления людей. Модели поведения людей в экстремальных ситуациях. | 2 ч |
Итого | 34 ч |
Учащиеся 10 класса должны
Знать:
-критерии здоровья, режим учебы, отдыха и сна;
-меры предупреждения употребления ПАВ;
-что такое стресс и его влияние на организм и психику человека, способы защиты в стрессовых ситуациях;
-правила безопасного поведения социальной и природной среде.
Уметь:
- пользоваться предметами личной гигиены;
-противостоять групповому давлению, отказаться от употребления психоактивных веществ;
- находить выход из стрессовых ситуаций.
Восьмой год обучения (11 класс)
Название темы | Количество часов |
Раздел I. Рациональный режим труда и отдыха. Режим питания. | 5 ч |
Гигиена труда и отдыха. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам. | 2ч |
Рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в период подготовки к экзаменам. | 2ч |
Питание и режим дня выпускника. | 1ч |
Раздел II. Личная гигиена. Двигательная активность. | 4 ч |
Гигиена пола. Планирование семьи (мальчики). | 1ч |
Гигиена пола. Планирование семьи (девочки). | 1ч |
Физическая культура и двигательная активность. Гиподинамия. | 2ч |
Раздел III. Самопознание и управление собой. | 7 ч |
Психология малых и больших групп. | 1ч |
Коллектив и личность. | 1ч |
Психическое благополучие как составная часть здоровья. | 1ч |
Правила общения. Профилактика стресса. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. | 4ч |
Раздел IV. Профилактика вредных привычек. | 9 ч |
Жизненный стиль человека, зависимость от ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления ПАВ. Употребление ПАВ как слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению и не употреблять ПАВ. | 5ч |
Ролевая игра о влиянии на организм человека никотина, алкоголя, наркотиков «Минздрав предупреждает». | 1ч |
«Слабое звено» интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек. | 1ч |
Ближайшие последствия курения и выработка навыков отказа от предложения закурить. | 1ч |
ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий. | 1ч |
Раздел V. Безопасное поведение вне дома. Экологическая культура. | 9ч |
Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде. Поведение при аварийных ситуациях, поведение в незнакомой природной среде. | 6ч |
Окружающая среда и здоровье. | 1ч |
Экстремальные ситуации аварийного и криминального характера. Правила личной безопасности. | 2ч |
Итого | 34 ч |
Учащиеся 11 класса должны
Знать:
-что такое правильное питание, режим дня выпускника;
-меры профилактики нервных стрессов, конфликтных ситуаций;
-правила межличностных отношений;
-правила личной ответственности за сохранение собственного здоровья.
Уметь:
-рационально распределяет учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам;
-использует знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
-действует и принимает правильные решения в чрезвычайно опасных для жизни ситуациях, находит выход из стрессовых ситуаций; управляет своим состоянием, мыслями, поступками;
-активно противостоит групповому давлению, отказывается от употребления психоактивных веществ.