Программа "Мы -вместе" ДО "Факел" МБОУ "Школа №69"
рабочая программа на тему
В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов и с учетом основных принципов в работе детского объединения «Факел» стали:
-Принцип гуманизма, состоящий в ориентации подростков на желание и умение жить в гармонии с собой и окружающим миром, на способность и потребность к саморазвитию.
-Принцип сотворчества, выражающийся в том, что детское объединение проходит процесс становления и развития при участии каждого, согласовывая свои ценностные ориентации, приоритеты и способы достижения целей.
-Принцип самореализации детей в детском объединении предполагает осознание целей и задач своей деятельности в общественной организации.
-Принцип самоактуализации, выражающийся в формировании у подростков потребности в саморазвитии и приобретении успешного опыта социализации
Структура программы состоит из 4 основных разделов:
1.Пояснительная записка, в содержании которой отражены:
· новизна данной программы;
· актуальность программы;
· педагогическая целесообразность образовательной деятельности ДО «Факел»;
· отличительные особенности данной программы;
2.Целепологание – раздел, в котором прописываются цели и задачи программы Мы вместе!», ожидаемые результаты обучающихся и способы их проверки.
3.Содержание программы – основной раздел данной программы. Здесь прописываются этапы реализации программы: подготовительный, основной, итоговый; направление деятельности программы и план реализации
4. Механизм реализации – схема самоуправления Детского объединения
5. Литература, используемая педагогом и предназначенная для Членов ДО «Факел».
Корректировка содержательного компонента образовательной программы возможна с учётом интересов и творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-my_vmeste.docx | 63.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №69
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
«28» августа 2014 года
Протокол №7
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ФАКЕЛ» «МЫ ВМЕСТЕ!»
Возраст детей: 11-18 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Хахаева Ольга Викторовна
Педагог – организатор
Нижний Новгород
2018
Информационная карта программы
Название программы | Программа «Мы вместе!» |
Автор-составитель программы | Чехлова И.Ю.-заместитель директора по воспитательной работе Хахаева О.В.-педагог-организатор |
Руководитель программы | Чехлова И.Ю. -заместитель директора по воспитательной работе |
Место реализации программы | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №69 |
Сроки реализации программы | 3 года |
Цель программы | Развитие личностных качеств ребенка |
Задачи программы | -приобщить ребенка к здоровому образу жизни; -развивать активную жизненную позицию ребенка в социально-значимой деятельности, способствующей самореализации и самоопределению; -формировать знания, умения, навыки, необходимые ребенку для полноценного общения и развития творческого потенциала; -содействовать социализации личности, развитию лидерских качеств. |
Ожидаемые результаты | -социализация личности -формирование у детей активной жизненной позиции -развитие лидерского потенциала |
Специализация программы | Социально – педагогическая |
Формы реализации содержания программы |
|
Общее количество участников программы | 142 человек |
- Пояснительная записка
В настоящее время наша страна активно включается в мировое сообщество, идет развитие социокультурной жизни, усиливаются демократические процессы в различных сферах общества. Это повышает социальный запрос на духовно – нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность, способную гибко меняться вместе с обществом, осваивать и активно включаться в различные виды деятельности. Важную роль в этом играют дети, являясь равноправными субъектами процесса воспитания, развития, самоопределения. Будущее нынешних детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности, которая является приоритетной, так как большая часть жизни ребенка связанна именно с ней.
Социальная потребность создания программы «Мы вместе!» обусловлена следующими проблемами, выявленными при анкетировании учащихся среднего звена школы:
- Стремление детей к самосовершенствованию, саморазвитию, удовлетворению потребностей в различных сферах деятельности, но отсутствие информации о возможности реализовать свой творческий потенциал;
- Недостаточное внимание к сохранению и укреплению своего здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни;
- Формирование лидерского потенциала и его реализация
Но только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавать все свои силы на созидание, преодоление задач, связанных с творчеством. Поэтому одним из приоритетных направлений в программе «Мы вместе!» является направление здорового образа жизни, которое способствует укреплению физического и психического здоровья ребенка. Другим не менее значимым направлением деятельности данной программы является творческое направление. Выбор этот актуален и не случаен, так как является необходимым звеном в жизнедеятельности детей именно этой возрастной группы.
Другим, не менее важным аспектом стало формирование лидерского потенциала и его реализация, дальнейшим личностным ростом ребенка, через участие в детском общественном объединение «Факел», дающим такую возможность в жизни ребенка в своей школе.
Обозначенные проблемы, а также вопросы формирования личности, творческой самореализации каждого ребенка, его социокультурного самоопределения находят свое разрешение в условиях детского объединения «Факел!». Развитие в себе лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересное, продуктивное общение со сверстниками и младшими товарищами, забота о своем здоровье и здоровье окружающих помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.
В основу данной программы положена концепция В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека предлагаемый подход к воспитанию заключается: « … не от общества, а от ребенка, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремиться познать себя, найти в мире свое место».
Каждый ребенок стремится к общению, взаимодействию и взаимопониманию с теми, кто разделяет его интересы и занимается той деятельностью, которая наиболее ему по духу, отвечает его возможностям и склонностям.
Программа «Мы вместе!» поможет:
● Возродить традиции детского объединения «Факел»;
●Содействовать получению детьми опыта самостоятельного планирования
● Формировать организаторские навыки;
● Воспитывать ответственность за выполненную работу;
● Воспитывать стремление к правде, добру, красоте.
Основополагающими принципами в работе детского объединения «Факел» стали:
Принцип гуманизма, состоящий в ориентации подростков на желание и умение жить в гармонии с собой и окружающим миром, на способность и потребность к саморазвитию.
Принцип сотворчества, выражающийся в том, что детское объединение проходит процесс становления и развития при участии каждого, согласовывая свои ценностные ориентации, приоритеты и способы достижения целей.
Принцип самореализации детей в детском объединении предполагает осознание целей и задач своей деятельности в общественной организации.
Принцип самоактуализации, выражающийся в формировании у подростков потребности в саморазвитии и приобретении успешного опыта социализации.
- Целепологание
Цель:
Развитие личностных качеств ребенка
Задачи:
─ приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
─ развивать активную жизненную позицию ребенка в социально -
значимой деятельности, способствующей самореализации самоопределению;
─ формировать знания, умения, навыки, необходимые ребенку для полноценного общения и развития творческого потенциала;
─ содействовать социализации личности, развитию лидерских качеств.
В реализации программы принимают участие дети от 8 до 18 лет.
Срок реализации программы — три года.
Ожидаемые результаты.
В ходе данной программы ожидаются следующие результаты:
- Приобретение членами детского объединения знаний, умений, навыков, по планированию, организации разнообразной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни;
- Сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью, активных, творческих, общительных;
- Социализация личности, формирование у нее активной жизненной позиции, развитие лидерского потенциала;
- Осознание детьми роли социально значимой деятельности и повышение социальной и творческой активности членов детского общественного объединения;
- Формирование нравственных качеств личности: патриотизма, коллективизма, ответственности, забота о младших и пожилых;
- Увеличение численного состава членов детского общественного объединения, стабильность его состава;
- Формирование положительного имиджа детского объединения.
- Содержание программы
3.1 Этапы реализации программы
№ | Этап | Сроки реализации | Содержание |
1 | Подготовительный | НОЯБРЬ–ЯНВАРЬ 2017-2018 | Предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения, навыки по игровой, коллективно творческой, организаторской деятельности, знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Приобретение новых знаний, умений, навыков и развитие коллектива осуществляется через включение детей в предлагаемую им разнообразную деятельность. |
2 | Основной | ФЕВРАЛЬ 2018-ФЕВРАЛЬ 2020 | На данном этапе полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются. Дети становятся не только активными участниками, но и организаторами предлагаемых мероприятий, учатся сами планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит развитие коллектива, укрепление партнерских связей. Возрастает Социальная значимость детского общественного объединения в образовательном учреждении и в городе в целом и повышается активность самих его членов. |
3 | Итоговый | МАРТ-МАЙ 2020 | Дети сами предлагают, проводят и анализируют не только мероприятия, но и помогают проводить занятия школы активности, что способствует преемственности в деятельности детского объединения (от старших к младшим). Коллектив представляет собой единое целое, стремящееся к саморазвитию |
Направления деятельности
- Социальное направление
Формы работы:
- Конкурсы, игровые программы
- КТД
- Социальное проектирование
- Акции, выступление агитбригад
- Беседы, диспуты
- Выставки творческих работ
- Творческо-досуговое направление
Формы работы:
- Конкурсы, игровые программы
- КТД
- Праздники, концерты, вечера встреч
- Выставки творческих работ
- Военно-патриотическое направление
Формы работы:
- Беседы
- Игры
- Тренинги
- Творческие задания
- Учебное занятие
- Групповая работа
- Коллективная работа
- Спортивно-оздоровительное направление
Формы работы:
- Беседы
- Игры
- Тренинги
- Творческие задания
- Учебное занятие
- Групповая работа
- Коллективная работа
- Экологическое направление
Формы работы:
- Беседы
- Игры
- Тренинги
- Творческие задания
- Учебное занятие
- Групповая работа
- Коллективная работа
- Акции, выступление агитбригад
- Информационно – медийное направление - школьная редакция, создание школьной газеты «Школяръ», радио и телевидения, работа с социальными сетями, подготовка информационного контента, дискуссионные площадки
Формы работы:
- Беседы
- Игры
- Тренинги
- Творческие задания
- Учебное занятие
- Групповая работа
- Коллективная работа
- Акции, выступление агитбригад
План обучения актива
План первого года обучения актива
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие «Будем знакомы» | 2 | 1 | 1 | 2 |
2 | Из истории детского общественного движения | 3 | 2 | 1 | 3 |
3 | Государственная символика. Символика детских организаций. | 4 | 2 | 2 | 4 |
4 | Правовые основы деятельности общественного объединения | 3 | 2 | 1 | 3 |
5 | Игротехника | 3 | - | 3 | 3 |
6 | Организация и подготовка массовых мероприятий | 3 | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 18 | 8 | 10 | 18 |
План второго года обучения актива
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | теория | практика | всего |
1 | Изучение программ различной направленности | 2 | 2 | - | 2 |
2 | Методика организации и проведения КТД | 4 | 2 | 2 | 4 |
3 | Методика организации и проведения игр | 3 | 2 | 1 | 3 |
4 | Познание себя и окружающих | 4 | 2 | 2 | 4 |
5 | Как вести себя? | 4 | 2 | 2 | 4 |
6 | Итоговое занятие: игровой зачет | 1 | - | 1 | 1 |
Итого: | 18 | 10 | 8 | 18 |
План третьего года обучения актива
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | теория | практика | всего |
1 | Социальное проектирование | 4 | 2 | 2 | 4 |
2 | Организация и проведение КТД | 3 | - | 3 | 3 |
3 | Как вести за собой? | 4 | 2 | 2 | 4 |
4 | Наш коллектив | 2 | 1 | 1 | 2 |
5 | Навыки конструктивного общения | 4 | 2 | 2 | 4 |
6 | Итоговое занятие: игровой зачет | 1 | - | 1 | 1 |
Итого: | 18 | 7 | 11 | 18 |
Содержание первого года обучения
Тема: вводное занятие «Будем знакомы» | ||||
Теория | Практика | |||
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с ДО «Факел» | Работа по направлениям: игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Учить маршировать, салютовать. Разучивание песен. | |||
Тема: Из истории детского общественного движения | ||||
Теория | Практика | |||
Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина | Экскурсия в ДДТ. Посещение музея. Общая викторина по изученному. | |||
Тема: Государственная символика. Символика детских организаций | ||||
Теория | Практика | |||
Понятие «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России (герб, гимн, флаг). Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов. | Составление кроссвордов по изученным темам, разучивание и пение гумна. | |||
Тема: Правовые основы деятельности детского объединения | ||||
Теория | Практика | |||
Конвенция ООН о правах ребенка. Положение детского общественного объединения «Факел». | Работа в группах, анализ предложенных ситуаций. Деловая игра «Моя конвенция» | |||
Тема: «Игротехника» | ||||
Теория | Практика | |||
Работа по направлениям: Разучивание игр (массовые, подвижные, интеллектуальные, спокойные игры), составление игротеки. | ||||
Тема: Организация и подготовка массовых мероприятий | ||||
Теория | Практика | |||
Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенностей организации массовых мероприятий. | Работа по направлениям: деловая игра «Фирма» (организация и подготовка массовых мероприятий) |
Содержание второго года обучения.
Тема: Программы | ||||
Теория | Практика | |||
Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский орден милосердия», «Игра – дело серьезное», «Юный журналист» и другое | Работа в группах, викторина по изученному материалу. | |||
Тема: Методика организации и проведения КТД | ||||
Теория | Практика | |||
Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П. Иванову) | Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение и КТД. | |||
Тема: Методика организации и проведения игр | ||||
Теория | Практика | |||
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. | Разучивание и проведение игр (игры на местности, игры-аттракционы, словесные игры, игры-шутки), составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных программ в ГПД «Ура!», «Солдатская смена», «Веселые девчата» | |||
Тема: Познание себя и окружающих | ||||
Теория | Практика | |||
Я и Я, Я и другие – «Забота, милосердие и доброта». Взгляд в будущее: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Я и окружающий мир» | Тестирование, тренинги на взаимодействие, по толерантности. Творческие, практические задания. Интервьюирование, составление рубрик газет. | |||
Тема: Как вести за собой? | ||||
Теория | Практика | |||
Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы. | Работа в группах, треннинг, тестирование, интервьюирование. Работа по направлениям: деловая игра «Защита проекта «Дом самоуправления». |
Содержание третьего года обучения
Тема: Социальное проектирование | ||||
Теория | Практика | |||
Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. | Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам. | |||
Тема: Коллективная творческая деятельность | ||||
Теория | Практика | |||
Работа по направлениям: Разработка и реализация КТД, социальных акций или проектов по выбору. | ||||
Тема: Как вести за собой? | ||||
Теория | Практика | |||
Правила организаторской работы. Собрание: сущность, участники, этапы проведения. | Деловая игра «Лидер». Работа по направлениям: подготовка и проведение собраний. | |||
Тема: Наш коллектив | ||||
Теория | Практика | |||
Коллектив: понятие, стадии развития (по А.Н.Лутошкину) | Упражнения и игры на сплочение коллектива. | |||
Тема: Навыки конструктивного общения | ||||
Теория | Практика | |||
Правила межличностного общения. Особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений | Тренинги на знакомство, представление собеседников, деловые игры (знакомство с правилами активного слушания). Вечер дружественного общения, встречи с интересными людьми. Ролевая игра «Планета друзей». | |||
Итоговое занятие: игровой зачет |
4. Механизм реализации
4.1 Схема самоуправления Детского объединения
Программа построена с учетом возрастных особенностей и интересов детей и рассчитана на 3 года обучения.
Особенность программы заключается и в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует свое мастерство согласно структуре личностного роста членов детского общественного объединения, которая включает в себя специальные центры.
На первом сборе избирается актив детского объединения. Председатель избирается на один год. Заседание актива проводиться 1 раз в месяц.
5. Список литературы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год)
2. Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании». – Вестник образования, №7/1996.
3. Федеральный закон от 20.07.2000 №102 – ФЗ «О внесении изменений
4. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995г.)
5. Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» - Проблемы школьного воспитания, № 2/1995.
6. Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях». – Вестник образования, №9/2000.
7. Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 № 2419 о реализации решения коллегии от 29 мая 2001г. №11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений». – Внешкольник, №9/2001.
8. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 -2001 гг. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.1999 №574). – Внешкольник, №1/2000.
9. Баженова И.Н. педагогический поиск. – М.: Педагогика, - 1987.- 544
10.Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. Издание 3-е. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО, 2003.- 132с.
11. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций /Изд. 2-ое перераб. и доп. – Москва,1996.
12. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского.М.: Просвещение, 1979.-288 с.
13. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н. Степанова.- М.:ТЦ»Сфера»,2000.-128
14. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.И. Соколовой. – М.: Сентябрь, 1997.- 112с.
15.Гольберг В.А. Проект целевой комплексной программы «Здоровье («Классный руководитель» №1, 2001г.)
16.Коджаспирова Г.М. педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 192с.
17.Козлова Г.В. Программы воспитательной работы/ «Классный руководитель», №4, 2000. – с.31-53, 68-73.
18.Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986. – 208с.
19.Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
20.Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
21.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160с.
22.Поросток и досуг. Составитель С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова. – Мн.: Издательство ООО «Красико – Принт», 2004. – 176с.
23.Рожков М.И., Волохо А.В. Детские организации: возможности выбора. Метод. пособие для организаторов детского движения. – Москва, 1996.
24.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.- 160с.
25.Тебе, вожатый!: Выпуск 1. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2003.-90с.
26.Тебе вожатый!: Выпуск 2. – Н. Новгород: Педагогические технологии 2004. – 96с.
27. Технология воспитательных дел в школе. Под ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары, 1999. – 67с.