Растим патриотов России
статья на тему
В школе действуют несколько кружков. Один из них – «Родники», в основе которого лежит литературное краеведение, изучение истории Курского края и села Субботино, оформление и пополнение экспозиций школьного краеведческого музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Растим патриотов России
О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи неоднократно говорил Президент РФ В.В.Путин, особо подчёркивая в решении данной задачи роль школы:
«Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».
Большую роль в этом играет дополнительное образование как необходимое звено в воспитании многогранной образованной личности, в ранней профессиональной ориентации учащегося.
С 1 января 2017 года в МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области введена в действие Дополнительная общеразвивающая программа «Путь к звёздам», направленная на удовлетворение интересов личности ребёнка, его склонностей, способностей, выходящих за рамки стандарта общего образования. Учащиеся получили возможность выбирать различные сферы и виды деятельности, ориентированные на развитие их личностных качеств.
В школе действуют несколько кружков. Один из них – «Родники», в основе которого лежит литературное краеведение, изучение истории Курского края и села Субботино, оформление и пополнение экспозиций школьного краеведческого музея.
В приоритете воспитательные задачи:
- формирование гражданской позиции, чувства патриотизма и любви к Родине;
- воспитание чувства товарищества и личной ответственности;
- воспитание личности гражданина России, знающего и уважающего историю страны, края, культуру и традиции.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Нам, учителям, исключительно важно, каким будет наш ученик в будущем, в какой мере он освоит две важные социальные роли – гражданина и патриота.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность– самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – это важнейшая сторона личной и общественной культуры. Он предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие на её территории.
Однако слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и неудачам – нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит сформировать человека, который любит свою Родину, стремится к ее процветанию и могуществу.
Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, укрепит связь поколений.
Значительную роль в этом играет краеведение.
Краеведение – особая форма научно-познавательной деятельности, она давно уже стало частью отечественной науки, культуры и образования. Существуют две формы школьного краеведения: программное и внеклассное. Они не противоречат друг другу, часто взаимосвязаны, позволяют школьникам получать знания не только на уроках, но и в процессе дополнительных занятий в школьных краеведческих кружках. В основе краеведческой работы лежит поиск, глубокий интерес к прошлому, которое, по словам русского писателя Л.Н. Толстого, надо знать, чтобы «понимать настоящее и предвидеть будущее».
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и окружающих, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.
Село Субботино гордится замечательным человеком-тружеником, Героем Социалистического Труда Клоковым Н.С. Его трудовая биография известна большинству жителей села, интересна она и школьникам. Членами кружка была проделана большая работа по сбору информации о нём. В этом помогли публикации газеты «Курская правда», «За честь хлебороба», материалы школьного музея, беседы с его дочерью, она передала в школьный музей фотографии отца, Почётные грамоты, которыми он был удостоен за свой доблестный труд.
Клоков Н.С – пример для подражания, он на деле показал, как надо любить родную землю и трудиться на ней.
Во время бесед о людях, достойных уважения, у учащихся проявляется нравственная и гражданская позиция, формируется уважительное отношение к малой родине, уважение к людям труда.
Очень часто в СМИ пропагандируются ценности, не присущие для русского православного человека, забываются традиции, история родного края. Порой мы не замечаем, что живем рядом с замечательными людьми, имеющими богатую трудовую и личную биографию, что наш народ имеет прекрасные традиции, наш край прекрасен своей стариной и современностью, святынями русского православного человека.
Не оставила равнодушными учащихся жизнь и духовный подвиг уроженца села Субботино архимандрита Ипполита (Халина). Кружковцы провели исследовательскую работу: познакомились с печатными публикациями, собранными в школьном музее, побывали на месте родного дома батюшки Ипполита, на сельском кладбище, где похоронены его родители: Халин Иван Константинович и Евдокия Николаевна, взяли интервью у жительницы села Субботиной Валентины Михайловны, которая знала батюшку Ипполита ещё в юности и запомнила его как доброго, отзывчивого человека, умевшего поддержать в трудную минуту, с чувством юмора, но самое главное, его искреннюю веру в Бога.
С интересом смотрели и слушали видео-интервью с батюшкой Ипполитом, в котором он говорил о любви к своей семье, к родителям, к своей Родине и к Богу.
Итогом работы стал видео-фильм о нашем известном земляке. Работа над фильмом велась с полной ответственностью и пониманием того, что архимандрит Ипполит – человек, которого помнят и чтут не только субботинцы, но и многие люди, приезжающие из разных уголков страны в город Рыльск, где последние годы жил и трудился батюшка, где он и похоронен.
Большая часть занятий кружка была отведена изучению творчества курских писателей и поэтов: Е.Носова, К.Воробьёва, А.Фета, Н.Шумакова. В произведениях Е.И.Носова, К.Д.Воробьёва заложен большой воспитательный потенциал, в них затронуты важнейшие проблемы человеческого существования: добра и зла, бережного отношения к природе. Их книги учат размышлять, способствуют формированию сострадания и милосердия, стремлению к миру и добру. Главное, что поняли дети, – это любовь писателей к родному Курскому краю, его природе и людям.
Школьный краеведческий музей с обширным материалом из истории жизни и быта наших предков стал главным местом проведения занятий кружка. В музее собраны интересные экспонаты, документы, письма, фотографии. Ребята пополняют экспозиции музея материалами своих семей, родственников. В музее проходят обзорные и тематические экскурсии для учащихся школы, родителей и жителей села.
Памятным для ребят стало изучение темы: «Село Субботино в годы лихолетья». Уголок Боевой Славы в школьном музее помог увидеть героизм и мужество советских людей: воинов, отдавших свою жизнь на полях сражений, мирного населения, пережившего ад оккупации.
Среди материалов музея появился стенд, посвящённый 75-летию Курской битвы. Школьники с гордостью узнали о том, что в боях под Прохоровкой участвовала жительница села Субботино Вялых Мария Алексеевна. Собирая о ней материал, кружковцы выяснили, какой трудной была судьба женщины. Родилась Мария Алексеевна в многодетной крестьянской семье, девушкой работала домработницей в богатой московской семье. Когда началась Великая Отечественная война, Марии было всего18 лет. Фашисты подошли к Москве, жители покидали город, но девушка осталась и стала работать на машиностроительном заводе, что стоял на Красной Пресне. А в 1943 году её призвали на фронт. Окончила курсы радисток и попала на Курскую дугу, под Прохоровку, где развернулось историческое танковое сражение. Она видела горящие хлебные поля, вражеские самолёты и танки, вдыхала гарь и копоть, молилась за бойцов, когда они, поднявшись в полный рост, сходились с немцами врукопашную. Дальше фронтовая судьба забросила Марию Алексеевну в Брест, Карелию, Польшу. Ей повезло: встретила Победу и вернулась в родное село.
В плане работы кружка – экскурсии к памятнику погибшим воинам и к братской могиле, в которой похоронены восемнадцать погибших солдат, отдавших свои жизни при освобождении села от фашистских захватчиков. Школьники видят также на гранитных плитах сотни фамилий жителей села Субботино, ушедших на фронт и не вернувшиеся с полей сражений.
Все это: и рассказы о настоящих героях, и минута молчания у памятника – способствует формированию чувства любви к Родине, осознанию своей сопричастности к судьбе страны.
Занятия кружка сыграли немаловажную роль в развитии творческих способностей детей, которые они смогли проявить в различных конкурсах:
областной литературно- художественный конкурс «Гренадёры, вперёд!», конкурс исследовательских работ по направлению «Литературное краеведение», Всероссийский конкурс сочинений, Всероссийский конкурс юных чтецов, став победителями и призерами на муниципальном этапе.
Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.
Значимость патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Т. Климова, учитель русского языка и литературы МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области, руководитель кружка «Родники».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"
Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...
Классный час "Растим патриотов России"
Классный час "Растим патриотов России" проводили с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине. Перед учителем стояла задача- показать, что во все времена народ в случаи опасности вста...

Растим патриотов России!
Видеопрезентация работы по патриотическому воспитанию в классе.http://youtu.be/FhVWOpSqeIU...

Патриотическое мероприятие "Растим патриотов России"
Данный материал предназначен в помощь организаторам внеклассной работы, педагогам-организаторам, классным руководителям для проведения мероприятий в преддверии празднования Дня Победы...

Положение. Cоревнования по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России», посвященного 100 – летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина
Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества является важнейшей целью военно-патриотического воспитания молодежи. Муниципальные соревнования по военно-прикладным видам спорта организуются и ...