Растим патриотов России
статья на тему

Климова Татьяна Ивановна

В школе действуют несколько кружков. Один из них – «Родники», в основе которого лежит литературное краеведение, изучение истории Курского края и села Субботино, оформление и пополнение экспозиций школьного краеведческого музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastim_patriotov_rossii.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Растим патриотов России

О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи неоднократно говорил  Президент  РФ  В.В.Путин, особо подчёркивая  в  решении  данной задачи роль школы:

 «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны,   впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».

          Большую роль в  этом играет дополнительное образование как необходимое звено в воспитании многогранной образованной личности, в ранней профессиональной ориентации учащегося.

 С 1 января 2017 года в МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района  Курской области введена в действие Дополнительная  общеразвивающая  программа «Путь к звёздам», направленная на удовлетворение интересов личности ребёнка, его склонностей, способностей, выходящих за рамки стандарта общего образования. Учащиеся получили возможность выбирать различные сферы и виды деятельности, ориентированные на развитие их личностных качеств.

В школе действуют несколько кружков. Один из них – «Родники», в основе которого лежит литературное краеведение, изучение истории Курского края и села Субботино, оформление и пополнение экспозиций школьного краеведческого музея.

В приоритете  воспитательные задачи:

- формирование  гражданской  позиции, чувства патриотизма и любви к Родине;

- воспитание чувства товарищества и личной ответственности;

- воспитание  личности гражданина России, знающего и уважающего историю страны, края, культуру и традиции.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Нам, учителям, исключительно важно, каким будет наш ученик в будущем, в какой мере он освоит две важные социальные роли –  гражданина и  патриота.

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность– самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.        

         Патриотизм – это важнейшая сторона личной и общественной культуры. Он предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие на её территории.

         Однако слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и неудачам –  нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит сформировать человека, который любит  свою Родину, стремится  к ее процветанию и могуществу.

Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, укрепит связь поколений.  

Значительную роль в этом играет краеведение.

Краеведение  –  особая форма  научно-познавательной деятельности, она давно уже стало  частью отечественной науки, культуры и образования.  Существуют две формы школьного краеведения:  программное и внеклассное. Они не противоречат друг другу, часто взаимосвязаны, позволяют школьникам получать  знания не только на уроках, но и в процессе дополнительных занятий в школьных краеведческих кружках.  В основе краеведческой работы лежит поиск, глубокий интерес к прошлому, которое, по словам русского писателя Л.Н. Толстого, надо знать, чтобы «понимать  настоящее и предвидеть будущее».                        

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и окружающих, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.

        Село Субботино гордится замечательным человеком-тружеником, Героем  Социалистического Труда Клоковым  Н.С.   Его трудовая биография известна большинству жителей села, интересна она и школьникам.  Членами кружка была проделана большая работа по сбору информации о нём. В этом помогли  публикации    газеты  «Курская правда», «За честь хлебороба», материалы школьного музея, беседы с его дочерью,  она  передала  в  школьный музей  фотографии отца, Почётные грамоты, которыми он был удостоен за свой доблестный труд.  

         Клоков Н.С –   пример для подражания, он на деле показал, как надо любить родную землю и трудиться на ней.

              Во время  бесед о людях, достойных уважения, у учащихся проявляется нравственная и гражданская позиция, формируется уважительное отношение к малой родине, уважение к людям труда.

         Очень часто  в СМИ пропагандируются   ценности,  не присущие для русского православного человека, забываются традиции, история  родного края.  Порой  мы не замечаем, что  живем рядом с замечательными людьми, имеющими богатую трудовую и личную биографию, что наш народ имеет прекрасные традиции, наш край прекрасен  своей стариной и современностью,  святынями русского православного человека.

         Не оставила равнодушными учащихся жизнь и духовный подвиг уроженца села Субботино архимандрита Ипполита  (Халина). Кружковцы провели  исследовательскую работу: познакомились с печатными публикациями, собранными в школьном музее,  побывали на месте родного дома батюшки Ипполита,  на сельском кладбище, где похоронены его родители: Халин  Иван Константинович и Евдокия Николаевна, взяли интервью у жительницы села Субботиной Валентины Михайловны, которая знала батюшку Ипполита ещё в юности и запомнила его как доброго, отзывчивого человека, умевшего  поддержать в трудную минуту, с чувством юмора, но самое главное, его искреннюю веру в Бога.      

        С интересом смотрели и слушали видео-интервью с батюшкой Ипполитом, в котором  он говорил о любви к своей семье, к родителям, к своей Родине и к Богу.

         Итогом работы стал видео-фильм   о нашем известном земляке.     Работа над фильмом велась  с  полной ответственностью  и пониманием того, что  архимандрит Ипполит – человек, которого помнят и чтут не только субботинцы, но и  многие  люди,  приезжающие из разных уголков страны  в  город Рыльск, где последние годы жил и трудился батюшка, где он и похоронен.  

      Большая часть занятий кружка  была отведена изучению творчества курских писателей и поэтов: Е.Носова, К.Воробьёва, А.Фета, Н.Шумакова. В произведениях Е.И.Носова, К.Д.Воробьёва заложен большой воспитательный потенциал, в них затронуты важнейшие  проблемы человеческого существования: добра и зла, бережного отношения к природе.  Их книги учат размышлять, способствуют формированию сострадания и милосердия, стремлению к миру и добру. Главное, что поняли дети,  – это любовь писателей к родному Курскому краю, его природе и людям.

        Школьный краеведческий музей с обширным материалом из истории жизни и быта наших предков стал главным местом проведения занятий кружка. В музее собраны интересные экспонаты, документы, письма, фотографии. Ребята пополняют экспозиции музея материалами своих семей, родственников. В музее проходят обзорные и тематические  экскурсии  для учащихся школы, родителей и жителей села.

        Памятным для ребят стало изучение темы: «Село Субботино в годы лихолетья». Уголок  Боевой  Славы в школьном музее помог увидеть героизм и мужество советских людей: воинов, отдавших свою жизнь на полях сражений, мирного населения, пережившего ад оккупации.

Среди материалов  музея появился стенд, посвящённый 75-летию Курской битвы. Школьники с гордостью  узнали о том, что в боях под Прохоровкой  участвовала  жительница села Субботино Вялых Мария Алексеевна. Собирая о ней материал, кружковцы выяснили, какой трудной была судьба женщины. Родилась Мария Алексеевна в многодетной крестьянской семье, девушкой работала домработницей в богатой московской   семье. Когда началась Великая Отечественная война, Марии было всего18 лет. Фашисты подошли к Москве, жители покидали город, но девушка осталась и  стала работать  на машиностроительном  заводе, что стоял на Красной Пресне. А в 1943 году её призвали на фронт.  Окончила  курсы радисток и попала  на Курскую дугу, под Прохоровку, где развернулось  историческое танковое сражение. Она видела горящие хлебные поля, вражеские самолёты и танки, вдыхала гарь и копоть, молилась за  бойцов, когда они, поднявшись в полный рост, сходились с немцами врукопашную. Дальше фронтовая судьба забросила Марию Алексеевну в Брест, Карелию, Польшу. Ей повезло: встретила Победу и вернулась в родное село.

          В плане работы кружка – экскурсии к памятнику погибшим воинам и  к братской могиле, в которой похоронены восемнадцать погибших солдат, отдавших свои жизни при освобождении села от фашистских захватчиков. Школьники  видят также  на гранитных плитах сотни  фамилий  жителей  села Субботино, ушедших на фронт и не вернувшиеся с полей сражений.

          Все это: и  рассказы о настоящих  героях, и минута  молчания у памятника – способствует  формированию чувства любви к Родине, осознанию  своей сопричастности к судьбе страны.  

Занятия кружка сыграли немаловажную роль в развитии творческих способностей детей, которые они смогли проявить в различных конкурсах:  

областной  литературно- художественный  конкурс  «Гренадёры, вперёд!», конкурс исследовательских работ по направлению «Литературное краеведение», Всероссийский конкурс сочинений, Всероссийский конкурс юных чтецов, став победителями и призерами на муниципальном этапе.

          Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.

Значимость  патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

           

        Т. Климова, учитель русского языка и литературы МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области,  руководитель кружка «Родники».

                                                                         

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"

Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...

Классный час "Растим патриотов России"

Классный час "Растим патриотов России" проводили с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине. Перед учителем стояла задача- показать, что во все времена народ в случаи опасности вста...

Растим патриотов России!

Видеопрезентация работы по патриотическому воспитанию в классе.http://youtu.be/FhVWOpSqeIU...

Патриотическое мероприятие "Растим патриотов России"

Данный материал предназначен в помощь организаторам внеклассной работы, педагогам-организаторам, классным руководителям для проведения мероприятий в преддверии празднования Дня Победы...

Сценарий"Растим патриотов России"

Сценарий"Растим патриотов России"...

Положение. Cоревнования по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России», посвященного 100 – летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина

Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества является важнейшей целью военно-патриотического воспитания молодежи. Муниципальные соревнования по военно-прикладным видам спорта организуются и ...