Внеклассное мероприятие "День биоразнообразия"
материал на тему
привлечения интереса и внимания к проблеме сохранения уникальной природы на нашей планете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_den_bioraznoobraziya.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Пристеньская основная общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Акция
«Дни защиты от экологической опасности»
Экологическое мероприятие, посвящённое
Международному дню биологического разнообразия.
Подготовила: учитель
биологии Жиренко Н.В.
Пристень 2017
Цель мероприятия:
- привлечения интереса и внимания к проблеме сохранения уникальной природы на нашей планете
Задачи :
- формировать представления детей о биологическом разнообразии и его сокращении;
- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;
- развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе
Биоразнообразие – основа жизни. Без огромного природного многообразия жизнь на нашей планете была бы невозможна.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро была открыта для подписания Конвенция о биологическом разнообразии. Под этим термином понимается совокупность всех видов живых организмов (от бактерий до млекопитающих), неотъемлемой частью которых является и человек. Основной целью Конвенции является сохранение биологического разнообразия на генетическом, видовом, экосистемном уровнях.
Конвенция о биологическом разнообразии была ратифицирована более чем 160 странами. Россия утвердила Конвенцию в 1995 году.
20 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 22 мая, день принятия Конвенции о биологическом разнообразии, Международным днем биологического разнообразия. Ранее этот День отмечался 29 декабря.
Главная задача Международного дня биологического разнообразия - обратить внимание общественности на проблему безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Биологическое разнообразие нашей планеты продолжает сокращаться, а экологическое равновесие все еще подвергается изменениям. Около 60% экологической системы деградирует или используется безрассудно, что ведет к потере биологического разнообразия и тяжелым последствиям, которые в ближайшие 50 лет могут усугубиться.
Главной целью данного праздника можно назвать привлечение внимания мировой общественности к проблеме утраты различных видов животных, растений, насекомых и т.д. В настоящее время очень многие из них находятся на грани исчезновения, некоторые уже успели исчезнуть. Нам необходимо сохранять биологическое разнообразие, с умом использовать все его компоненты.
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте –ка мы все навек объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Всемирный союз охраны природы назвал семь основных факторов, которые способствуют сокращению биологического разнообразия:
- Загрязнение окружающей среды.
- Потеря и фрагментация естественной среды.
- Глобальные климатические изменения.
- Конкуренция со стороны инвазивных видов.
- Опустынивание.
- Безрассудное использование природных ресурсов.
- Рост населения и чрезмерное потребление.
Большинство этих факторов так или иначе связано с человеческой деятельностью.
Международный день биологического разнообразия призван напомнить нам о необходимости бережного отношения к природе для обеспечения сохранения в том числе и человека как одного из биологических видов.
Потеря биологического разнообразия
Большая часть тех, кто периодически задумывается об опасностях, подстерегающих мир природы, склонны думать об опасности, как о чем-то, грозящем другим существам. Сокращение популяций таких экзотических животных, как панды, тигры, слоны, киты, а также различные виды птиц привлекают внимание к проблеме попавшего в зону риска вида. С учетом текущих мировых тенденций исчезновение грозит почти 34 000 видов флоры и 5200 видам фауны, включая исчезновение каждого восьмого вида пернатых.
Можем ли мы на глобальном уровне спасти экосистемы, а вмести с ними не только ценные для нас виды, но также миллионы других видов, которые, возможно, станут для будущих поколения источниками питания и лекарств? Ответ кроется в нашей способности умерить наши аппетиты, приведя их в соответствие с возможностями природы производить то, что нам нужно, и поглощать то, что мы выбрасываем.
Традиции, связанные с праздником (как отмечается)
- Ежегодно, по случаю этого праздника, генеральный секретарь ООН обращается с посланием к обществу. Проводятся также и различные мероприятия, каждый раз под новым девизом. Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства присоединиться к этой конвенции. Кроме того, данная организация объявила о своем намерении к 2015 году обеспечить экологическую стабильность в мире.
- Ежегодно меняется тема проведения Международного дня биологического разнообразия:
2014 года - «Биоразнообразие островов».
2013 год — «Вода и биоразнообразие»
2012 год — «Биоразнообразие морей»
2011 год — «Биоразнообразие лесов»
2010 год — «Биоразнообразие для нужд развития и облегчения бремени нищеты»
2009 год — «Захватнические чуждые виды»
2008 год — «Биоразнообразие и сельское хозяйство»
2007 год — «Изменение климата и биологическое разнообразие»
Сегодняшнее внеклассное мероприятие мы приурочили к Международному дню биологического разнообразия. Ребята, вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в разрешении экологических ситуаций. (Ребята делятся на две команды, придумывают себе название)
Я думаю, что команды неплохо подготовились к сегодняшней встрече и готовы начать игру.
Конкурс 1 «Экологическая зарядка»
Вопросы для 1 команды:
- Дерево – символ России. (Береза)
- Листья сосны. (Хвоя)
- Самое высокое дерево мира. (Секвойя)
- Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
- Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)
- Сосновый лес. (Бор)
- Плод дуба. (Желудь)
- Самое быстрое животное суши. (Гепард)
- «Плач» березы весной. (Сокодвижение)
- Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
- Токсичный туман. (Смог)
- Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее элементов. (Мониторинг)
- Экологически чистое топливо. (Водород)
- Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)
Вопросы для 2 команды:
- Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
- Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
- Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м в окружности)
- Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)
- Симбиотические организмы – индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники)
- Кора березы. (Береста)
- Дубовый лес. (Дубрава)
- Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок)
- Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
- Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
- Лежбище медведя. (Берлога)
- Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)
- Виды растений и животных, встречающиеся только на данной местности. (Эндемики)
- Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
Конкурс 2 «Экологическая АБВГДейка»
За одну минуту 1 команда должна вспомнить представителей флоры, а 2 команда – представителей фауны.
Варианты ответов:
ФЛОРА ФАУНА
А – акация аист
Б – береза беркут
В – василек варан
Г – горицвет горилла
Д – дуб дикообраз
Е – ель енот
Ж – жасмин жираф
З – земляника зебра
И – ива иволга
К – клен кит
Л – липа лось
М – малина морж
Н – незабудка носорог
О – ольха ондатра
П – полынь павлин
Р – ромашка рысь
С – сосна сыч
Т – тополь тушканчик
У – улотрикс удав
Ф – фиалка фазан
Х – хвощ хорек
Ц – цикорий цапля
Ч – чистотел чайка
Ш – шиповник шакал
Щ – щавель щука
Э – элодея эму
Ю – юка юрок
Я – ягель ягуар
Вопросы для зрителей
- Какое животное может прожить 45 дней без употребления воды? (Верблюд.)
- Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто. (Белка.)
- Рекордсмен спячки среди животных. Недаром говорят: «спит, как...». (Сурок.)
- Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверек похож на гордо вытянувшегося командира. (Суслик.)
- Замечательные строители и инженеры, создатели различных «проектов» построек. (Бобры.)
- Название свое они получили оттого, что их мясо похоже по вкусу на мясо молочного поросенка, а второе слово добавилось потому, что завезены были «из-за моря». (Морские свинки.)
- Какое животное обычно изображают с фонтанчиком на спине? (Кит.)
Конкурс 3 «Скороговорочный»
1 команда: Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.
2 команда: Три свиристеле еле-еле свистели у ели.
Конкурс 4 «Что? Где? Когда?
Что?
1) О каком дереве идет речь?
Стоит дерево, цветом зелено,
В этом дереве четыре угодья:
Первое – мир освещать,
Другое – крик утешать,
Третье – больных исцелять,
А четвертое – чистоту соблюдать.
- Объясните, что означают эти угодья.
(Береза – из нее делают лучины – для освещения, деготь – смазка колес, лекарства - почки, веники – мытье в бане).
2) О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении
Преданье есть, оно неново,
Что в ночь Иванову, раз в год,
Он может цвесть. Кто знает слово
Лишь тот цветок его найдет?
- Может ли цвести папоротник? Почему?
(Папоротник. Он никогда не цветет, т. к. споровое растение).
Где?
Где живут колибри? (В Южной Америке)
Где у кузнечика ухо? (На ноге)
Когда?
1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?(Одинакова, т. к. птицы - теплокровные животные)
2. Когда клест выводит своих птенцов? (Зимой)
Конкурс 5 «Капитан, капитан, улыбнитесь…»
На экране проецируются изображения животных, которых при помощи мимики и жестов должен изобразить один из членов команды. Задача капитана - не видя изображения, угадать животное.
Конкурс 6 «Решаем экологические проблемы»
Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:
1) Использование ядохимикатов.
2) Приобретение белянкового наездника.
3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.
Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.
Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового наездника.
Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.
Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.
Пословицы и поговорки
Лес и воды – краса природы.
Враг природы тот, кто лес не бережет.
Не поднимай на лес руку, он послужит и сыну, и внуку.
Лес не школа, а всех учит.
Много леса – не губи, мало леса – береги.
Растение – земли украшение.
Срубили кусты – прощай птицы.
Кто лес любит, тот его не губит.
Берёзового соку на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Сломить деревце – секунда, а вырастить – года.
Срубил дерево – посади два.
Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади.
Был бы лес, соловьи прилетят.
Срубишь лес – на следующий год не вырастет.
Не тот охотник хорош, который убивает, а тот хорош, который бережет и охраняет.
Возвращай земле долг – будет толк.
Зеленое царство – лучшее лекарство.
Конкурс 7 «Цепи питания»
Составить схему цепи питания из предложенных компонентов природы.
1 команда: лягушка, водный детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж.
Ответ: детрит – комар (личинка, затем взрослая особь) – стрекоза – лягушка – уж.
2 команда: пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд, ястреб.
Ответ: хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед.
Конкурс 8 «Литературная гостиная»
Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.
- Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян)
- В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
- Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)
- Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- «В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк)
- В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)
- Сколько лет рыбачил старик пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)
- Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
- Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
- Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три пескаря)
- Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуницу)
- Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)
- На чем совершал путешествие за медом Винни-пух? (На воздушном шаре)
- В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?(В комара, муху, шмеля)
Конкурс 9 «Черный ящик»
В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки? (Зеркало)
Подведение итогов игры, награждение победителей.
И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки:
Сегодня живя, помни о том,
Что эта планета - наш общий ДОМ.
Ответственным будь ты, все береги!
Для будущих поколений ДОМ сохрани!
Красная книга
Охраняются «Красной книгой»
Много редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Охранять от опасности нужно,
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстие и дружбу,
И доверие, и доброту.
И скорее под звездною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас.
Источники информации
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.inmoment.ru/holidays/day-biological-diversity.html
- http://www.calend.ru/holidays/0/0/125/
- https://festival.1september.ru/articles/416933/
- http://festival.1september.ru/articles/501418/
- http://www.publicant.ru/Demo/611505.htm
- http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=77&id=470947
- http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=130891
ФЛОРА | ФАУНА |
А – | А – |
Б – | Б – |
В – | В – |
Г – | Г – |
Д – | Д – |
Е | Е |
Ж – | Ж – |
З – | З – |
И – | И – |
К – | К – |
Л – | Л – |
М – | М – |
Н – | Н – |
О – | О – |
П – | П – |
Р – | Р – |
С – | С – |
Т – | Т – |
У – | У – |
Ф | Ф |
Х – | Х – |
Ц – | Ц – |
Ч – | Ч – |
Ш – | Ш – |
Щ – | Щ – |
Э – | Э – |
Ю – | Ю – |
Я- | Я – |
1 команда: Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.
2 команда: Три свиристеле еле-еле свистели у ели.
Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:
1) Использование ядохимикатов.
2) Приобретение белянкового наездника.
3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.
Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.
Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.
1 команда: лягушка, водный детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж.
2 команда: пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд, ястреб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сохраним!" - конференция по теме "Потери биоразнообразия"
У замечательного американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ под названием «И грянул гром…». В нём повествуется о фирме, организующей путешествия на 60 млн. лет назад в прошлое. Все «пос...
План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»
Экологизация образования в настоящее время требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразоват...
Экологический проект на тему: «Биоразнообразие дикорастущих первоцветов окрестностей г. Новоульяновска Ульяновского района и проблемы их охраны».
Цель данной работы – изучить эколого-биологическое состояние и особенности распространения первоцветов в окрестностях г. Новоульяновска.К числу основных задач относятся:- выявление видового...
МЕРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Cовременная биосфера, среда обитания всех живых организмов, является в то же время и продуктом их жизнедеятельности: неустанного воспроизведения, метаболизма (обмена веществ) и посмертного разложения ...
Биоразнообразие рыб реки Моген-Бурен и озера Хиндиктиг-Хол
Семейства Хариусовые. Род Хариусы. Вид Монгольский хариус...
Внеклассное мероприятие по биологии «Этот удивительный мир цветов» «Биоразнообразие – основа жизни на Земле»
Данное внеклассное мероприятие знакомит учащихся с многообразием первоцветов и проблемой их сохранения,воспитывает бережное отношение к природе,развивает познавательный интерес, творческие спосо...
Внеклассное мероприятие " Растения Бугульминского района, занесенные в Красную книгу Республики Татарстан" в рамках Международного дня биоразнообразия.
Ситуацию с охраной редких растений усугубляет то, что население их почти не знает. Именно поэтому на занятиях кружка, мы решили выяснить какие редкие и исчезающие растения, занесенные в К...