Программа по баскетболу.
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивного направления
«Оранжевый мяч»
возраст воспитанников 8-18 лет
срок реализации – 6 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по баскетболу разработана на основе Примерной программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) ( авторы-составители: Ю.М.Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.Башкирова- заслуженный тренер России; В.Г.Луничкин- заслуженный тренер СССР и России; М.И.Духовный – заслуженный тренер России; А.Б.Мацак – канд. пед. наук; А.Б.Саблин - канд. пед. наук). Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. № 233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту. Москва ; Советский спорт, 2004 – 100 с.
Основная цель программы – реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
обучающие:
- ознакомить с историей развития баскетбола;
- освоить технику и тактику игры в баскетбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- подготовить инструкторов и судей по баскетболу.
воспитывающие:
- воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;
развивающие:
- способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.
Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.
Для более эффективной подготовки юных баскетболистов необходимо построить учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям:
- повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;
- усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;
- повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;
- осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;
- повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса.
Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.
В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса.
Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Подготовка юных спортсменов предусматривает два этапа: этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап.
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 52 недели. Из них 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель – для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
Кол-во занятий в неделю
НП – 1 год 3 занятия по 2 час.
НП – 2 -3 год 3-4 занятия по 2-3 час.
УТГ – 1-2 год 4-5 занятий по 2-3 час.
УТГ - 3-5 год 6 занятий по 3 -4час.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
Задачи этапа начальной подготовки
- Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
- Формирование стойкого интереса к занятиям.
- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Общие задачи учебно-тренировочного этапа
- Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
- Совершенствование специальной физической подготовленности
- Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков
- Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
- Индивидуализация подготовки.
- Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
- Овладение основами тактики командных действий.
- Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.
Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.
Задачи начальной специализации
- Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
- Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
- Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.
- Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.
Задачи углубленной специализации
1. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.
- Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
- Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
- Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного баскетболиста.
- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).
Учебный план учебно-тренировочных занятий
в ДЮСШ по баскетболу (ч)
№ п/п | Виды подготовки | Этап учебно-тренировочный | |||||||
Этапы начальной подготовки | Год обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Теоретическая | 6 | 8 | 8 | 12 | 14 | 16 | 20 | 20 |
2. | Общая физическая | 120 | 108 | 102 | 90 | 90 | 80 | 70 | 70 |
3. | Специальная физическая | 40 | 60 | 66 | 75 | 90 | 120 | 150 | 150 |
4. | Техническая | 50 | 86 | 86 | 110 | 120 | 130 | 180 | 180 |
5. | Тактическая | 20 | 30 | 30 | 55 | 90 | 120 | 150 | 150 |
6. | Игровая | 20 | 30 | 30 | 50 | 50 | 70 | 90 | 90 |
7. | Контрольные и календарные игры | 10 | 30 | 30 | 30 | 30 | 40 | 40 | 40 |
8. | Восстановительные мероприятия | - | - | - | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
9. | Инструкторская и судейская практика | - | - | - | 20 | 20 | 20 | 30 | 30 |
10. | Контрольные испытания | 8 | 12 | 12 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
11. | Медицинское обследование | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Общее количество часов | 276 | 368 | 368 | 552 | 644 | 736 | 920 | 920 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебный план по теоретической подготовке
Тема |
| УТ |
| |||||
НП |
| |||||||
1-й | 2-3 | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й |
| |
Физическая культура и спорт в России | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Состояние иразвитие баскетбола в России | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Влияние физических упражнений на организм спортсмена | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Гигиенические требования к занимающимся спортом | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Профилактика травматизма в спорте | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Общая характеристика спортивной подготовки | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Планирование и контроль подготовки | - | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
|
Основы техники игры и техническая подготовка | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
|
Основы тактики игры и тактическая подготовка | - | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 |
|
Физические качества и физическая подготовка | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Спортивные соревнования | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Правила по мини-баскетболу | - | - | 1 | - | - | - | - |
|
Правила по баскетболу | - | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Официальные правила ФИБА | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 |
|
Установка на игру и разбор результатов игры | - | - | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 |
|
Всего часов | 6 | 8 | 12 | 14 | 16 | 20 | 20 |
|
На основании Образовательной программы по баскетболу разработанной на основе Примерной программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) мы разработали свою программу по баскетболу «Оранжевый мяч»:
В соответствии с концепцией физического воспитания в рамках проекта «Наш спорт - мое здоровье» учебно-тренировочные группы по баскетболу призваны решать следующие основные задачи:
1. Обеспечить формирование у учащихся устойчивой потребности к
систематическим занятиям физическими упражнениями в тренировочных
режимах;
2. Осуществлять подготовку гармонически развитых,
физкультурнообразованных учащихся, обеспечивать укрепление их здоровья,
разностороннюю физическую подготовленность и сбалансированное
физическое развитие;
- Создать условия для овладения учащимися основными ценностями физической и спортивной культуры и специфическими ценностями избранного вида спорта;
- Обеспечить освоение учащимися базовых теоретических знаний и сведений об истории, совместном состоянии избранного вида спорта и его возможностях для гармонического физического, духовного и нравственного совершенствования человека.
- Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
В учебно-тренировочных группах первого года обучения занимаются мальчики и девочки в возрасте от 8 до 13 лет, изъявляющие желание период, заниматься баскетболом. В первые два года обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет занятий учебно-тренировочных групп общеобразовательной школы задачи-укрепления здоровья и всесторонней физической, моральной и психологической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретения навыков правильного выполнения движений й игровых действий.
Занятия по баскетболу планируются ежегодно на полный цикл (40
недель) с возможным дополнением в виде занятий в летнем спортивном
лагере или самостоятельных тренировок по заданиям тренера-педагога в объеме 10 недель.
Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий, конспекта учебно-тренировочных уроков, журнале учета работы и дневнике тренера - педагога.
Тренера - педагоги по баскетболу должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведение занимающихся в школе и вне ее. Проверять и визировать дневники, поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах баскетбола.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекции, экскурсии, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, известными гражданами города и страны, просмотр видеофильмов и т. д.
Тренер - педагог должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.
Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств: смелости, решительности, самообладания, умения преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважения к спортивному сопернику, умения побеждать и достойно встречать неудачи.
Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример преподавателя: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношением к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.
Программа
Гигиенические понятия, знания и навыки. Понятия о тренировке и спортивной форме. Основы спортивного массажа. Дневник самоконтроля.
Основы методики тренировки. Понятие об общей и специальной физической подготовке. Контрольные испытания и их значение для планирования индивидуальной подготовки баскетболистов. Основная направленность тренировки - это влияние на развитие физических качеств и формирование спортивно-технического мастерства. Основы сведения о методах тренировки и спортивной квалификации баскетболистов.
Общая и специальная физическая подготовка. Особенности применения средств скоростно-силовой и силовой подготовки. Упражнения с отягощениями. Бег на различные дистанции, кроссы, различные спортивные игры.
Контрольные игры и соревнования. Анализ проведенной игры. Положение команды в календаре во время проведения соревнований по баскетболу.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической и технической подготовке.
Инструкторская практика. Проведение разминки, показ выполнения технических приемов. Помощь руководителя при проведении занятий. Судейство игр. Помощь в организации и проведении соревнований по баскетболу и другим видам спорта.
Целью программы является - определение направления и содержания учебно-тренировочной и воспитательной работы секции баскетбола.
Целью баскетбола является - максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в физкультурно - спортивные занятия широкие слои населения, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрения здорового образа жизни, создание прочной основы для воспитания здорового, сильного, работоспособного и гармонически развитого молодого поколения.
Задачи:
1. Содействие нормальному росту и укреплению здоровья ребенка.
2. Развитие физических и психологических качеств, обеспечивающих
высокую дееспособность.
- Воспитание жизненно - важных гигиенических навыков.
- Помощь в овладении и закреплении разнообразных двигательных навыков и умений.
- Обеспечение отбора и своевременной спортивной ориентации одаренных детей, способных достичь высокого уровня спортивного мастерства.
Организационная работа. Программа рассчитана для категории детей школьного возраста. В секции «Баскетбола» занимаются учащиеся 5-11 классов. В секции занимаются по четырнадцать человек в каждой группе. Занятия проводятся 3-4 раза в неделю на базе школы.
Ожидаемые результаты. Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности занимающегося. Успех в этом решающим образом зависит от профессионализма тренера и профессионального отношения к тренировочной и соревновательной деятельной деятельности самих школьников. Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, выбора средств и методов, сочетание тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и команды.
Конкретные задачи.
- Разучивание и закрепление базовых элементов.
- разучивание. Закрепление и совершенствование специальных упражнений.
3. Участие в массовых выступлениях, контрольных и школьных
соревнованиях.
Планирование и учет учебно-тренировочной работы. Годовой учебно-тематический план состоит из шести основных разделов: теоретической, технической, тактической, физической, интегральной и психологической подготовки. Изучение и совершенствование технических и тактических действий в баскетболе.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ДЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ «ОРАНЖЕВЫЙ МЯЧ» | ||
№ | Содержание занятий | Часы |
Теория | ||
1 | История возникновения баскетбола. Краткий анализ развития баскетбола в Росси. | 2 |
2 | Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи. | 1 |
3 | Техника и тактика игры. | 2 |
4 | Правила соревнований. Организация и проведение соревнований. | 2 |
5 | Оборудование и инвентарь. | 1 |
Итого часов: | 8 | |
Практика | ||
1 | Общая и специальная физическая подготовка. | 113 |
2 | Обучение и тренировка в технике и тактике баскетбола. | 120 |
3 | Товарищеские и учебные игры. | 20 |
4 | Прием нормативов по технической и специальной подготовке. | 8 |
Итого часов: | 158 | |
Всего часов: ' | 269 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Вид занятий |
1 | Техника безопасности | Беседа |
2 | История развития баскетбола | Беседа |
3 | Техника игра:
- техника игры в защите. | Практические занятия |
4 | Тактическая подготовка: -тактика игры в нападении -тактика игры в защите. | Практические занятия |
5 | Физическая подготовка (подготовительные игры, контрольные игры, задания по технике и тактике игры). | Практические занятия |
6 | Интегральная подготовка (подготовительные | Соревновательный |
7 | Психологическая подготовка (участие в соревновательных, контрольных соревнованиях). | Беседа |
8 | Развитие физических качеств:
- быстрота; - координация; - ловкость; - гибкость; - скоростно-силовые качества; - выносливость. | Практические занятия |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Всего | Теория | Практика |
8 часов | Сведения о баскетболе | Подготовительные упражнения |
8 часов | Теоретические основы баскетбола | Упражнения повышающие надежность передачи мяча, передачи мяча двумя руками, одной. |
14 часов | Стойки, перемещения, передачи двумя руками, одной рукой, отскоком от пола, броски мяча. | Материал по изучению и совершенствованию техники упражнений, в соответствии с возрастом и физической подготовкой |
106 часов | Упражнения для развития прыгучести (подвижные игры и эстафеты) | |
20 часов | Рассматривается вопросы обучения баскетболистов игровой и соревновательной деятельности, в процессе интегральной подготовки | |
99 часов | Развитие физических качеств (специальные упражнения, повышающие физическую подготовку) | Специальные Общеразвивающие упражнения физической подготовки |
Всего: | 269 часов |
УСТРОЙСТВА
ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Для развития основных двигательных качеств и специальных физических способностей используется специальное оборудование и тренажеры, такие как:
- Качели (для развития скоростно–силовых качеств);
- Прыжковая тумба (для развития прыгучести и прыжковой выносливости);
- Экран прыгучести (для развития прыгучести соревновательным методом);
- Отягощение для всего тела(для прыжковой выносливости).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение соревнований и тренировок.
Спортивные сооружения, оборудование и инвентарь должны отвечать правилам соревнований, утвержденным Международной и Всероссийской федерацией баскетбола.
Спортивно-техническое мастерство баскетболистов во многом зависит от качества тренировочного процесса. Повышения эффективности тренировочных занятий. В этом важная роль принадлежит специальным средствам обучения, куда входят различные устройства, тренажеры, приборы и приспособления.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОРАНЖЕВЫЙ МЯЧ»
№ п/п | Содержание учебного материала | Год обучения | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
1 | Теоретические сведения | |||||||||||
1.1. | Общая характеристика игры в баскетбол. 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
Е2. | История возникновения и развития баскетбола. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
1.3. | Оборудование, инвентарь, форма учащихся при занятиях баскетболом. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
1.4. | Правила соревнований и судейство игры. | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | |||||
1.5. | Предупреждение травматизма. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
1.6. | Применение технических и тактических игровых приёмов (перемещения и стойки; ловля и передачи; ведение; броски). | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | |||||
1.7. | Правила игры в мини-баскетбол. | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОРАНЖЕВЫЙ МЯЧ»
№ п/п | Содержание учебного материала | Год обучения | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
1 | Теоретические сведения | |||||||||||
1.1. | Общая характеристика игры в баскетбол. 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
Е2. | История возникновения и развития баскетбола. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
1.3. | Оборудование, инвентарь, форма учащихся при занятиях баскетболом. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
1.4. | Правила соревнований и судейство игры. | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | |||||
1.5. | Предупреждение травматизма. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
1.6. | Применение технических и тактических игровых приёмов (перемещения и стойки; ловля и передачи; ведение; броски). | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | |||||
1.7. | Правила игры в мини-баскетбол. | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | |||||
2. | Умения и навыки |
2.1. | Перемещения: а) ходьба; б) бег (по прямой, рывком, спиной, с в) прыжки (толчком двумя ногами, одной) г) повороты (вперед, назад); д) остановка двойным шагом; е) остановка прыжком. | 5 5 5 5 5 5 5 | 5 5 5 5 5 5 5 | 5 5 6 6 5 5 5 | 3 5 6 6 5 5 5 | 3 5 6 6 5 5 5 | 3 5 6 6 5 5 5 |
2.2. | Ловля: а) двумя руками; б) одной рукой. | 5 1 | 5 1 | 5 2 | 6 6 | 6 6 | 6 6 |
2.3. | Передача мяча: а) двумя руками от груди; б) двумя руками сверху; в) одной рукой от плеча; г) с отскоком от пола; д) передачи в движении. | 3 3 3 3 3 | 3 3 3 3 3 | 3 3 3 3 3 | 6 6 6 6 6 | 6 6 6 6 6 | 6 6 6 6 6 |
2.4. | Ведение мяча: а) с высоким и низким отскоком; б) с изменением скорости; в) с изменением направления. в) с изменением направления. | 5 5 5 | 5 5 5 | 5 5 5 | 6 6 6 | 6 6 6 | 6 6 6 |
2.5. | Броски: а) двумя руками от груди. | 4 | 4 | 5 | 10 | 10 | 10 |
■ | б) двумя руками сверху и) одной рукой от плеча г) бросок одной рукой сверху в движении д) бросок одной рукой сверху в прыжке | 4 4 4 4 | 4 4 4 4 | 5 5 5 5 | 10 10 10 10 | 10 10 10 10 | 10 10 10 10 |
2.6. | Стойки: а) с выставлением вперед ноги б) со ступнями на одной линии в) закрытая стойка | 3 3 3 | 3 3 3 | 3 3 3 | 6 6 6 | 6 6 6 | 6 6 6 |
2.7. | Противодействия: а) вырывание и выбивание мяча б) перехват мяча и покрывание при броске | 2 2 | 2 2 | 3 7 | 5 15 | 5 15 | 5 30 |
2.8. | Финты и сочетание приемов | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 35 |
3. | Развитие двигательных способностей | 52 | 52 | 111 | 42 | 42 | 42 |
4. | Контрольные требования: | ||||||
4.1 | Рекомендуемые для педагогического контроля качественные показатели сформированности знаний и навыков по баскетболу | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
4.2. | Нормативные требования | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого часов: | 216 | 216 | 288 | 288 | 288 | 288 |
Содержание учебного материала
1. Теоретические сведения
Тема 1.1. Общая характеристика игры в баскетбол
Представление о спортивных играх и их отличие от подвижных. Баскетбол и сиеюме физического воспитания, его роль и место среди других спортивных игр. Влияние занятий баскетболом на гармоническое развитие человека (оздоровительно-гигиеническое. воспитательное, агитационное значение). Состав команды и функции игроков. Баскетбол, мини-баскетбол, стритбол, их сходства и различия, рекреационный эффект,
Тема 1.2. История возникновения и развития баскетбола.
Исторический очерк появления их - прообразов баскетбола. Место и время возникновения баскетбола, его распространение по странам мира. Возникновение баскетбола в России и развитие его в СССР. Эволюция правил. Включение баскетбола в программу Олимпийских игр. Международные встречи и соревнования по баскетбол на современном этапе.
Тема 1.3. Оборудование, инвентарь, форма учащихся при занятиях баскетболом.
Требования, предъявляемые к площадкам для игры в баскетбол, их максимальные и минимальные размеры. Размеры баскетбольного мяча, кольца, щита. Назначение зон площадки. Техническое оборудование для проведения соревнований (игровые часы, табло счета, указатели фолов и т. д.). Ведение протокола. Использование тренажерных установок на занятиях по баскетболу.
Тема 1.4. Правила соревнований и судейство игры.
Комплектование команды. Расположение игроков на площадке. Перерывы в игре. Замены игроков. Игровое время. Начало игры и спорный бросок. Как играют мячом? Вбрасывания. Заброшенный мяч (когда это происходит) и его цена. Нарушения. Фолы. Судейская бригада. Жесты судей.
Тема 1.5. Предупреждение травматизма.
Значение разминки для профилактики травматизма. Требования к соблюдению дисциплины. Правило обращения с мячом. Техника безопасности при подготовке мест занятий, а также во время использования тренажерных устройств. Оказание первой медицинской помощи при растяжениях и вывихах.
Тема 1.6. Применение технических и тактических игровых приемом
Определение приема, его разновидности. Особенности выполнения игровых приемов (стоек, перемещений, ловли, передач, ведения, бросков, остановок, противодействий, финтов и сочетания приемов). Целесообразность использования разновидностей игровых приемов в зависимости от складывающихся игровых ситуаций в нападении и защите. Индивидуальные, групповые и командные действия в нападении и защите. Переключения, подстраховки и заслоны. Системы защиты (личная, зонная).
II. Умения и навыки
2.1. Перемещения:
а) Ходьба (шаги) как способ смены позиций в период коротких пауз, снижение интенсивности игровых действий (перемещение па слегка согнутых ногах). Рекомендуемые упражнения: разновидности ходьбы на носках, пятках, внутренне и внешней стороне стопы, носками внутрь, носками наружу, спиной вперед;
б) бег как один из способов перемещения по площадке. Разновидности бега (лицом вперед, приставными шагами, единой вперед, рывком с изменением направления).
Рекомендуемые упражнения: бег по дистанции, пружинистый бег с высоким подниманием бедра, прыжки с ноги на ногу по отметкам с переходом на бег, стерты с места с пробеганием отрезков 5-1 0 м, переход от обычного бега к ускоренному (по ориентирам, по внезапным, слуховым и зрительным сигналам), ускорения по дугам после выхода с прямой, беге поворотами на 360 0 и 180°, бег спиной с поворотами;
в) прыжки. Прыжки с места, в движении, толчком одной и двумя ногами.
Отталкивание. Согласованность работы рук и ног. Приземление. Приземление при ловле, бросках, борьбе за отскок. Типичные ошибки: недостаточный вертикальный взлет, направленный вынос рук, приземление на прямые ноги. Рекомендуемые упражнения: прыжки вверх, вверх - вперед, вверх - назад, вверх – в сторону; прыжки вверх с поворотом от90° до 360°; прыжки вверх, отталкиваясь двумя и одной ногой с доставанием предметов
(сетки, щита, кольца); повторные. прыжки после приземления: выпрыгивание па предметы(ступеньки, скамейки); прыжки со скакалкой; подвижные игры «Чехарда», «Удочка».
г) повороты вперед и назад. Исходное положение. Перемещение общего центра тяжести относительно опоры. Постановка опорной ноги. Типичные ошибки: отрыв осевой ноги, когда игрок с мячом; выпрямление осевой ноги; излишний наклон туловища вперед; мяч не укрыт телом от защитника. Рекомендуемые упражнения: повороты вперед (назад) по
команде; сочетание поворотов вперед и назад в разной последовательности но общей команде, по условным и зрительным сигналам; повороты, стоя на месте с мячом; то же в сочетании с ловлей мяча на месте; то же в сочетании с ведением мяча, остановками; то же с добавлением ловли и Передачи мяча; то же с сопротивлением защитника;
д) остановка двумя шагами. Особенности выполнения первого шага. Перемещение общего центра тяжести. Значение сгибания ног. Распределение веса тела. Используется в игре: после бега, изменения скорости и направления движения, для постановки заслона.
Типичные ошибки: потеря равновесия, отрыв; рекомендуемые упражнения: остановки без мяча в ходьбе, беге (по прямой и с изменением направления); остановки по сигналу, то же с мячом, то же после ведения мяча, то же после ловли мяча, остановка после получения передачи от учителя;
е) остановка прыжком. Постановка ног. Замах рук. Отталкивание в разных
направлениях. Применяется игроком, закончившим ведение (получившим мяч в движении.
поймавшим мяч в высоком прыжке), а также с целью сближения с защитником и последующего прохода. Типичные ошибки: потеря равновесия, остановка па прямые ио1 п. Рекомендуемые упражнения: остановка в беге (по сигналу, но указанным ориентирам). остановка после ведения с последующей передачей, броском.
Тема 2.2. Ловля (двумя и одной рукой).
Ловля как способ уверенного овладения мячом и выполнения с ним дальнейших атакующих действий. Ловля мяча одной и двумя руками: летящего по воздуху с отскоком от поля, катящегося. Исходное положение: положение рук при различных вариантах ловли: амортизационные движения рук. Типичные ошибки: мяч принимается ладонью, отсутствие амортизирующего движения рук, потеря равновесия. Рекомендуемые упражнения: бросок мяча вверх и ловля его двумя руками; подбрасывание мяча вверх (приседания, поворот на 360°, хлопок перед собой и за спиной и т.д.) и ловля мяча; то же, но мяч лови гея после отскока, подбрасывание мяча вверх и ловля его поочередно то правой, то левой рукой. В парах - один набрасывает мяч (по воздуху, с отскоком от пола, несколько вперед или и сторону), другой ловит мяч".
Домашнее задание: играть в игры «Перестрелка», «Мяч - ловцу». «Охотники и утки».
Тема 23. Передачи
а) Передача двумя руками. Выполняется на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой обстановке. Исходное положение (локти вдоль туловища): положение пальцев на мяче; заключительное усилие кистью. Типичные ошибки: прямые ноги; широко расставленные локти; большой замах. Рекомендуемые упражнения: держание мяча; вкладывание мяча в руки, проверяя положение пальцев и степень их напряженности на мяче; имитация передачи мяч, а двумя руками от груди; стоя на месте, передача мяча друг другу в паре; передача мяча в шеренге (влево, вправо); передача по кругу нескольких мячей; передача мяча во встречных колоннах. Подвижные игры: «Мяч Капитану». «Быстрый мяч», «Мяч - в центр», «Борьба за мяч»;
б) передача двумя руками сверху. Выполняется на среднее расстояние при плотной опеке игрока. Исходное положение. Держание мяча. Заключительное усилие кисти.
Типичные ошибки: потеря равновесия. Рекомендуемые упражнения: принять исходное положение при выполнении передачи на месте; имитируя передачу двумя руками из-за головы; стоя на месте, передача мяча друг другу в паре; передача мяча в шеренге (влево, вправо); передача по кругу нескольких мячей; передача мяча во встречных колоннах;
в) одной рукой от плеча, Применятся на средние и близкие расстояния. Исходное положение: держание мяча, положение локтей вдоль туловища; согласованность движений рук и ног; заключительное движение кисти. Типичные ошибки: при передаче впереди оказывается нога одноименной руки; выпрямление ног; отсутствие захлестывающего движения кистью. Рекомендуемые упражнения: передачи в парах, шеренгах, колоннах, по кругу нескольких мячей;
г) передачи с отскоком от пола. Применяются на близкие расстояния и эффективны при быстром прорыве. Типичные ошибки: мяч передается толчком. Рекомендуемые упражнения: в парах, на расстоянии 3-4 м друг от друга, на полу чертяг круги, попадая в которые учащиеся приучаются к нужному отскоку; в тройках - дается задание крайним ударить мячом о пол у ног среднего; то же под рукой среднего, который пытается перехватить мяч. Подвижные игры «Мяч - капитану», «Быстрый мяч»;
д ) передача в движении. Точность движений с учетом своей скорости и скорости партнера. Учет скорости удаляющегося партнера и силы передачи. Встречная передача;
е) скрытые передачи. Позволяют нападающему замаскировать истинное
направление передачи; передача под рукой, за спиной, из-за плеча. Способы маскировки передач. Особенности замаха: завершающее движение кисти и пальцев.
Типичные ошибки:
большая амплитуда движения, плохая работа кисти. Рекомендуемые упражнения: передача в парах - один из партнеров стоит спиной к другому и выполняет передачу в пол рукой, из-за плеча; стоя у стены, передачи за спиной (правой и левой рукой): то же выполняется и пара-. в тройках: первый отдает любую передачу второму, стоящему посредине спиной к третьему, который выполняет любую скрытую передачу третьему, третий возвращает первом) (данное упражнение выполняется одним и двумя мячами). Домашнее задание: удары мяча о стену и ловля; упражнение на развитие мышц верхних конечностей.
Тема 2.4. Ведение
Ведение как способ перемещения игрока с мячом по площадке. Разновидности ведения: с изменением высоты отскока, направления, скорости, с поворотом и переводом мяча.
а) С высоким отскоком. Применяется для перемещения игрока по площадке без опеки игрока. Расположение кисти на мяче. Сопровождение и своевременная встреча мяча. Расположение мяча по отношению к туловищу. Типичные ошибки: «шлепанье» по мячу; ведение со зрительным контролем. Рекомендуемые упражнения: ведение на месте; ведение в колонне друг за другом, ведение по кругу, по указателям; зигзагообразное ведение: ведение мяча правой и левой рукой; обводка препятствий с укрыванием мяча;
б) ведение с низким отскоком. Применяется для прохода мимо защитника без отклонения в сторону. Положение туловища. Работа кисти и ног. Сопровождение мяча рукой.
Типичные ошибки: прямые ноги; недостаточное сопровождение мяча рукой. Рекомендуемые упражнения: ведение мяча на месте в заранее обусловленном ритме (три удара с обычным отскоком, три со сниженным); ведение по прямой с высоким отскоком, а обводка круга - со сниженным; ведение по прямой с обычным отскоком, а в указанном месте - с низким; то же, но по зрительному или слуховому сигналу с низким отскоком;
в) ведение с изменением направления и скорости. Используется для обводки противника и проходов. Расположение кисти на мяче. Выпрямленные руки в нужном на правлении. Положение туловища. Укрывание мяча. Типичные ошибки: прямые ноги: неправильное расположение кисти на мяче; ведение перед собой, а не сбоку. Рекомендуемые упражнения: переводы (перед собой, за спиной) с последующим ускорением; обводка стоек с использованием вышеупомянутых переводов; изменение направления (по слуховому или зрительному сигналу); ведение мяча на ограниченном участке: по заданию выбить мяч у партнера и не дать выбить свой; «пятнашки» с ведением мяча.
Тема 2.5. Броски
а) Двумя руками от груди. Используются для атаки с дальней дистанции. Держание мяча. Постановка ног. Согласованность движений рук и ног. Финальное усилие кистью.
Типичные ошибки:
разведенные в стороны локти; несогласованность в работе рук и ног.
Рекомендуемые упражнения:
принять правильное исходное положение (держание мяча и постановка ног); имитация движения броска без мяча и с мячом; бросок мяча с места двумя руками от груди через веревку или сетку; бросок по кольцу с места; бросок мяча по кольцу после ведения (с фиксацией остановки);
б) двумя руками сверху. Применение (при атаке кольца со средних и дальних дистанций). Вынос мяча. Положение туловища. Согласованная работа рук и ног.
Типичные ошибки:
изменение отведения мяча за голову; после броска направление рук вперед, а не вверх. Рекомендуемые упражнения: имитация движения, стоя на месте (скатывание мяча по высоко поднятым рукам с концов пальцев); бросок через высоко натянутую сетку или веревку; выполнение броска в парах, стоя друг напротив друга; броски с места по кольцу; бросок мяча по кольцу после ведения (с фиксацией остановки);
в) одной рукой от плеча. Применение (при атаке с места соседней и дальней фиксации); постановка ног, держание мяча: Согласованность в движении рук и ног. Движение кистью (конечная фаза броска).
Типичные ошибки:
движение руки вперед, а не вверх; мяч не бросается, а толкается; прямые ноги. Рекомендуемые упражнения:
поднять прямую руку с мячом вверх, выполнить тыльное сгибание, скатить мяч с концов пальцев назад; то же, но выполнить ладонное сгибание кисти; скатывая мяч с шипов пальцев, вынести мяч вверх и скатить его с кончиков пальцев за счет ладонного сгибания кисти: то же, но стоя у стены выполнить бросок; броски у щита; броски с ближней дистанции с набрасыванием мяча на переднюю дужку кольца;
г) бросок одной рукой сверху в движении. Применение (для атаки кольца и движении непосредственно из-под щита). Ритм шагов. Отталкивание (вверх). Вынос мяча. Движение кисти и пальцев. Положение игрока после броска.
Типичные ошибки:
нарушение ритма шагов; толчок в длину, а не вверх.
Рекомендуемые упражнения:
построение на середине боковой линии, учитель с мячом в руках стоит у линии штрафного броска, занимающийся выбегает из колонны, снимает мяч с руки учителя и. выполняя два шага, бросает мяч в кольцо; то же, но учитель подбирает мяч, чтобы занимающийся овладел им в воздухе;
д) бросок одной рукой сверху в прыжке. Основное средство нападения и
современном баскетболе. Вынос мяча в исходное положение. Согласованность движений рук и ног. Своевременный выпуск мяча. Постановка ног при броске с отклонением туловища.
Типичные ошибки:
несвоевременный вынос мяча в исходное положение; постановка ног; несогласованность движений ног и рук; несвоевременный выпуск мяча.
Рекомендуемые упражнения:
в прыжке вынести мяч в исходное положение для броска по кольцу; выполнить один удар в площадку и затем, поймав мяч, выполнить прыжок и вынос
мяча в исходное положение; то же, но бросок в прыжке; бросок после ведения; бросок в прыжке после движения.
Тема 2.6. Стойки
а) С выставленной вперед ногой. Применяется при движении игрока с мячом, когда необходимо бросить мяч по кольцу или пройти под щит;
- б) со ступнями на одной линии. Применяется при опеке нападающего, готовящегося в средней части поля к проходу с ведением в правую или левую сторону;
в) закрытая стойка. Применяется, когда защитник стремится отрезать сопернику путь к мячу.
Постановка ног. Расположение игрока. Положение рук. Равномерное распределение. тяжести тела. Положение в игре.
Типичные ошибки:
излишнее смещение общего центра тяжести на впередистоящую ногу; прямые ноги; опущенные руки.
Рекомендуемые упражнения (для всех видов стоек):
принять стойку самостоятельно по сигналу; перемещение в защитной стойке с применением комбинаций из разученных передвижений (с повторением действий партнера), в тройках два нападающих располагаются лицом друг к другу, защитник, находясь между ними и передвигаясь приставными шагами, препятствует осаживанию игрока, скрывающегося за его спиной.
Тема 2.7. Противодействия
а) Вырывание и выбивание мяча. Используется защитником для противодействия нападающему. Сближение с нападающим. Выбор момента для применения приема. Захват мяча.
Типичные ошибки: движение в игрока, а не в мяч, захват рук, нет резкого рывка после захвата;
б) перехват мяча и покрывание при броске. Применяется при противодействии атакующего кольцо игрока. Исходное положение. Своевременность и быстрота действий. Движение в мяч (но не в игрока). Своевременность прыжка.
Типичные ошибки:
нарушение правил (движение в игрока), несвоевременность выхода при перехватах; прыжок не вертикально вверх при покрывании броска.
Тема 2.8. Финты и сочетания приемов
Применяются в комплексе для решения тактических задач и определенной игровой ситуации. Момент перехода от одного приема к другому. Согласованность в фазах движения. Отвлечение внимания противника. Типичные ошибки: нет зашагивания за защитника, нет укрывания мяча. Рекомендуемые упражнения: группа в четыре человека, трое из них образуют треугольник, а четвертый (защитник) находится против игрока с мячом, игрок с мячом, выполняя финт на «передач)» вправо, передаст мяч плево: построение в колонне у пинии штрафного броска, в роли защитника - учитель, ученик выполняет финт на бросок и в момент, когда защитник пытается противодействовать, укрывая мяч, быстро переходит на ведение с проходом к кольцу; построение то же. игрок выполняет финт на ведение, после чего возвращается в исходное положение и выполняет бросок.
III. Развитие двигательных способностей
Упражнения для развития собственно силовых способностей: стоя липом к степс на расстоянии 0,5-0,7 м сгибать и разгибать руки в упоре на пальцах, толчком от стены; лежа на попу, упор на пальцах с опорой бедрами о скамейку, сгибать и разгибать руки в упоре на пальцах; выталкивание из круга: спиной, боком, грудью (без помощи рук) (2-й класс). Положив прямые руки на плечи партнера, не давать ему выпрыгивать вверх; обхватив партнера сзади двумя руками, не давать ему продвигаться вперед (3-й класс). Стоя спиной друг к другу, передавать набивной мяч весом 1 кг на уровне пояса, над головой, под ногами и наоборот; упор лежа на мяче, перемещения на 360° ногами вправо и влево (5-й класс). Упор лежа на полу, руки на ширине плеч: толчком рук переход в упор, руки шире плеч, и наоборот, переход в упор на одну руку с хлопком в безопорном положении; стоя спиной друг к другу, закрепиться в локтевых суставах, выполнить присед, положить партнера на спину и выполнить полуприсед (6-й класс). В положении лежа на животе руки за головой максимально прогнуться вверх, лежа на спине, руками захватить ноги партнера, поднять ноги вверх, партнер отталкивает ноги вправо, влево, вперед (7-й класс). Первый партнер лежит на спине, руки спереди, второй - в, упоре но руках первого, сгибание и разгибание .рук вторым партнером; вис, стоя лицом к гимнастической стенке, одновременно отводить ноги вверх - назад; прогибая спину и отводя голову, то же, но в .ногах зажат набивной мяч 1 -2 кг; ноги на ширине плеч, гантели весом 3-5 кг сзади, глубокие приседания с гантелями.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: из упора руками о пол, переставляя их, принять упор лежа и вернуться в исходное положение: упор руками сзади о скамейку, ноги прямые - сгибание и разгибание рук; одиночные и серийные прыжки с доставанием предметов одной или двумя руками (1-й класс). Ходьба на руках, йоги держит стоящий сзади партнер, разнообразные прыжки со скакалкой; передачи с набивными мячами (1 кг) одной и двумя руками (4-й класс). Выпрыгивания из исходного положения. стоя толчковой ногой на опоре 40-50 см; спрыгивания с возвышения 40-50 см с последующим прыжком через планку и выпрыгиванием вверх; то же, но с разбега 3-6 шагов; отжимания от колен партнера, находящегося в положении лежа па спине, пот согнуты, передачи набивного мяча в прыжке (5-й класс). Один лежит на спине, руки за головой, другой в низком приседе держит ноги партнера - одновременно один поднимает туловище, другой сгибает ноги; прыжки в яме с песком на одной и двух ногах; передача набивного мяча весом 1 кг после наклонов, приседаний (8-й класс). Прыжки с места вперед-вверх, назад - вверх, вправо - вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами; то же, по с преодолением препятствий; передачи набивного мяча, прыгая на одной, двух ногах, выполняя выпады, скрещивания ног; подвижные игры «Скачки», «Соревнования тачек» (8-й класс). Ходьба в полуприседе с набивным мячом; прыжки вперед, назад, влево, вправо. выпрыгивания с выносом набивного мяча вверх под головой; прыжки, удерживая набивной мяч над головой (9-й класс).
Скоростные способности развиваются через формы проявления быстроты (частотудвижении, упражнений для развития быстроты: по зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15 м и т. д.) до 30 м. с постоянным изменением длины отрезка и исходных положений: из стойки баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; то же, но перемещения приставными шагами (1 -3-е классы). Стартовые рывки с мячом вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом (4-й класс). Бег с остановками и резким изменением направления: челночный бег на 5, 8 и Юме общим пробеганием за попытку 25-35 м (отрезки пробегаются лицом, спиной вперед, правым, левым боком, приставными шагами); то же с набивными мячами (весом от 1 до 3 кг); бег в колонне по одному -по постоянно меняющемуся зрительном) сигналу выполняется определенное задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 3600 - прыжок вверх, имитируя передачи; то же. по занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линии. Подвижные игры «День и ночь»; «Вызов номеров», «Борьба за мяч», различные эстафеты с перечисленными выше заданиями для 5-9-х классов.
Наиболее эффективными средствами для развития выносливости в динамическом режиме с 1-го по 10-й класс являются разновидности бега: длительный бег. кроссы от 5 до 10 мин., затем довести до 15 мин. Во время бега полезно двигаться спиной, приставными шагами; с жонглированием мячом, вращением вокруг туловища, головы, передавая мяч друг другу в парах; бег с увеличением длины отрезков; прыжковые и метательные упражнения.
Упражнения для выполнения работы определенной интенсивности в течение как можно большего времени: ходьба па руках в упоре лежа на 360° в правую и левую стороны; ходьба на руках - «тачка»; прыгая на одной ноге, руки за спиной; вытолкать партнера из нарисованного круга; «Бой петухов»; прыжки через скакалку (1 -2-е классы). Подтянуть себя, лежа на скамейке; перепрыгивая друг через друга (прыжки через козла), пройти через баскетбольную площадку туда и, обратно; подтягивание и опускание по шведской стенке с помощью одних рук (3-4-е классы). Челночный бег 10- 15 м с ведением мяча (5-Й класс). Вырывание мяча друг у друга, прыжки с низкого приседа (мяч над головой); прыжки боком с продвижением вперед, касаясь над головой мяча партнера (6-й класс). 11ередача мяча в парах: в прыжке двумя и одной рукой из положения сидя, ноги приподняты над полом. лежа на животе прогнувшись (7-8-е классы). Прыжки с поочередным касанием руками щита; подтягивая колени к груди; закрепив мяч ступнями, подбросить его перед собой и • поймать; лежа на спине, принять упор сидя, отдать передачу партнеру (9-й класс).
Наиболее благоприятным биологическим периодом для развития координационных способностей у школьников, занимающихся баскетболом, является возраст от 7 до 11 лет. Для развития этих способностей рекомендуется использовать следующие упражнения: прыжок вверх ноги врозь руки в верх, йоги вместе руки вниз, ноги скрестно (левая над правой) руки вверх, ноги скрестно - двигаться вперед как можно быстрее; лежа на спине, колени согнуты у подбородка, по сигналу встать без помощи рук; ходьба по бруску. высотой 1 0 см от пола; прыжки на дальность с высокого постамента; пролезания между ног партнера туда и обратно (1 -3-е классы).
Прыжки ноги врозь, вместе, правая вверх, затем левая, обе вниз, обе вверх, вниз: прыжки с поворотом по сигналу на 90°. Как можно быстрее; сидя па иолу, ухватив колени руками, покачиваться во все стороны; прыжок после 3-5 шагов разбега через широкое препятствие; прыжки через множество препятствий с промежуточными шагами и изменением расстояния между ними (4-й класс). Полные круги вращения руками в противоположные стороны; бег между конусами, стоящими в 2 ряда по 3 в каждом (положение конусов меняется); шаговый прыжок через препятствие после короткого разбега и приземление на обе ноги; прыжок с гимнастической скамейки и после этого прыжок в длину, в высоту или через препятствие (6-й класс). Вращения - правая ступня поворачивается налево, а левая -направо, правая рука направо, левая - налево; левая рука выполняет кругообразные движения над головой по часовой стрелке, правая рука движется по животу против часовой стрелки; вращения мяча вокруг головы, туловища, восьмеркой между ног; перебросить мяч одной рукой через левое или правое плечо: прыжки через мяч. лежащий на полу, влево, вправо, вперед, назад; подбросить мяч над собой, сделать хлопки перед собой и за спиной (поворот на 360°, присесть, наклониться, сесть, встать) и пойман. мяч (7-й класс). Ловля и передача мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивая через препятствия, во время прыжков через крутящуюся, скакалку, после поворотов, ускорений, кувырков; прокати, мяч по коридору и догнать его до определенной линий; удары 1 -3 мячей о степу попеременно правой и левой рукой; попеременные удары мяча левой и правой рукой о Щит или стену в прыжке: балансируя, удержать на мяче второй мяч; последовательно подбивать верхний мяч нижним; удержать на мяче второй мяч; последовательно подбивать верхний мяч нижним: подбросить верхний мяч нижним и поймать его нижним.
Подвижные игры «Пятнашки» с передачей в парах, с ведением мяча; «Колдун» - с ведением мяча расколдовывать пролезанием между ног или перепрыгиванием через партнера, который осален и находится в полуприсед (9-й класс).
IV. Контрольные требовании
Тема 4.1. Рекомендуемые для педагогического контроля качественные показатели сформированности знаний и навыков по баскетболу.
- Знание истории возникновения баскетбола.
- Краткая характеристика баскетбола как средства физического воспитания.
- Знание гигиенических требований к местам занятий баскетболом и инвентарю. Спортивной одежде и обуви.
- Оборудование площадки для игры в баскетбол.
- Знать основные правила игры:
- состав команды и функции игроков;
- игровое время, начало игры и спорный бросок;
-перерывы в игре и замена игроков;
- игра мячом и вбрасывания;
- нарушения в игре;
- жесты судей.
6. Иметь представление о значении разминки при игре в баскетбол.
4.2. Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см). Бег 20 м (сек.).
Год обучения | Девочки | Мальчики | ||||
Отлично | Хорошо | Удовлетворител. | Отлично | Хорошо | ||
Удовлетворител. | ||||||
1-й | 5,0 и менее | 5,1-5,3 | 5,3-5,5 | 5,0 и менее | 5,1-5.3 | 5.3-5.5 |
2-й | 4,6 и менее | 4,6-4,9 | 5,0 | 4,5 и менее | 4,7 | 4,9 |
3-й | 4,0 и менее | 4,1 . | 4,2 | 3,9 и менее | 4,0 | 4,1 |
4-й | 3,8 и менее | 3,9-4,0 | 4,1 | 3,7 и менее | 3,8-4,0 | 4,0-4.3 |
5-й | 3,7 и менее | 3,841 | 4,2-4,4 | 3,5 и менее | 3,6-3.8 | 3,9-4,1 |
6-й | 3,5 и менее | 3,6-4,0 | 4,1-4,3 | 3,3 и менее | 3,4-3.7 | 3.8-4.1 |
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)
Год обучения | Пол | Оценка высоты прыжки | |||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | |||
1-й | М | 36 и выше | 31 -35 | 25-30 | |
Д | 34 и выше | 29-33 | 24-27 | ||
2-й | М | 39 и выше | 34-38 | 28-33 | |
Д | 36 и выше | 31-35 | 25-30 | ||
3-й | М | 42 и выше | 37-41 | 31-36 | |
Д | 38 и выше | 32-37 | 25-31 | ||
4-й | М | 46 и выше | 40-45 | 33-39 | |
Д | 38 и выше | 33-37 | 27-32 | ||
5-й | М | 52 и выше | 45-51 | 34-44 | |
Д | 37 и выше | 32-36 | 27-31 | ||
6-й | М | 53 и выше | 47-52 | 40-46 | |
Д | 39 и выше | 34-38 | 28-33 |
Передача и броски мяча (кг)
№ п/п | Контрольные упражнения | Год обучения | |||||
1-й | 2-й | .5-й | 14-й | 5-й | 6-й | ||
1. | Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр - 60 см, высота 1 м, расстояние - 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз) | 20 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
2. | 5 штрафных бросков (попаданий) | 2 | 2 | 5 . | 7 | 7 | 8 |
3. | 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий) | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 |
V. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;
- в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;
- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
- торжественный прием вновь поступивших в школу;
- проводы выпускников;
- просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
- регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
- проведение тематических праздников;
- встречи со знаменитыми спортсменами;
- экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
- тематические диспуты и беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
Список литературы:
1.Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направлние совершенствования физического воспитания и спорта для всех. // Теория и практика физической культуры.- 1993.-№.-С21-23.
2.Бальсевич В.К. с соавт. Сургутский проект (сообщение первое)// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-1997.-№4.-С48-55.
3.Бальсевич В.К., Корунец А.И., Марков ЮА, Прогонюк Л.Н. Спортизация общеобразовательной школы как новый вектор взаимодействия олипийского, массовог и юношеского спорта// Матер. Международного форума «Молодежь – Наука - Олимизм»: 14-18 июля 1998 гю москва. – С46-48.
4.Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. // М.: Высшая школа.-1995-206 с.
5.Прогонюк Л.Н.,Марков Ю.А., Корунец А.И, Чащева Л.Н. Использование технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе Материалы Всероссийской конференции «Укрепление здоровья школьников», Секция « Физическая культура и здоровье школьников». // Казань: министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ-2000. С 40-46
6.Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) Ю.М.Портнов и др. М. Советский спорт, 2004. 100 с.
7.Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 1997.
8.Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. - М: ФиС, 2001.
9.Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2002.
10.Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2004.
11.Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 2004.
12.Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под редакцией Ю.Д. Железняка. - М., 1984.
13.Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы
Учебно-методическое пособие/ Ленингр. педиатр, мед.ииститут - Л. ЛПМ11. 19X6. 56
14.Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М. Физкультура и спорт. 1983. 175 с.
15.Гаптов В.Б., Чернов СВ. и др. Баскетбол. Программа для ДЮСШОР. ППК'М. СДЮШ Изд. «Советский спорт» 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по баскетболу
Спортивная секция. Рабочая программа по баскетболу. Цели, задачи, ожидаемый результат...
календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу
В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...
Программа по баскетболу для старших школьников
Очень удобная программа по баскетболу в школе для детей старших и средних возрастов....
программа по баскетболу
оздоровительная программа по баскетболу для учащихся средних школ...
программа секции баскетбол
программа секции баскетбол...
экспертное заключение к программе секции баскетбол
экспертное заключение к программе секции баскетбол...
Программа по баскетболу для детей 14-17 лет
Баскетбол – одна из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в Америке, и поэтому не удивительно, что самый эффектный баскетбол можно увидеть на играх Национальной Баскетб...