Программа "Библиограф"
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа уроков библиотечно-информационной грамотности предназначена для обучающихся средней общеобразовательной школы и ориентирована на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой деятельности обучающихся с использованием традиционных и новых информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержимое программы "Библиограф" | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Никогда не будет придумано что-либо подобное книге-
способное дать вам как раз столько, сколько нужно,
и никогда - слишком мало или слишком много,
дать вам одному целую вселенную.
А.Азимов
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с документами: «Конвенция о правах ребёнка», «Закон об образовании в РФ», Конституцией РФ, на основе авторской программы Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно- метод. Пособие.- М.: Школьная б-ка, 2002.- 288 с.
Назначение программы. Одной из целей ФГОС ООО является гармоничное развитие личности и ее творческих особенностей на основе формирования мотивации к самообразованию в течение всей жизни. Самообразование невозможно без знаний, умений и навыков работы с информаций. Данная программа способствует расширению читательского пространства; реализации и дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика – читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга и чтение для ребенка – труд, творчество и новые открытия, удовольствие и самовоспитание. Программа направлена на совершенствование умений пользования источниками информации, на развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности в тесном содружестве библиотекаря и читателя. Содержание программы нацелено на формирование информационной культуры личности учащихся: знаний, умений, навыков учащихся при работе с информационными источниками при взаимодействии с информационной средой.
Актуальность программы .Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь её оценить и применить, сделать полезной для себя самого. Развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии в библиотеку и конечно, библиотечные уроки. Преимущество библиотечных уроков перед другими формами в том, что они позволяют охватить одновременно большое количество учащихся, способствуют приобретению определенной системы знаний. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых им для того, чтобы уверенно ориентироваться в многообразии современных информационных ресурсов, уметь оценить и эффективно использовать их для своей личной пользы и пользы общества, играют важнейшую роль в содержании образования.
Программа уроков библиотечно-информационной грамотности предназначена для обучающихся средней общеобразовательной школы и ориентирована на содействие овладению эффективными методами и формами информационно-поисковой деятельности обучающихся с использованием традиционных и новых информационных технологий.
Цели программы:
- обучение читателя навыкам пользования библиотекой, ее фондом;
- формирование представлений об информационно-поисковой деятельности, как жизненно важной, в информационном обществе;
- формирование навыков использования справочно-библиографического аппарата;
- формирование навыков работы с книгой и другими информационными ресурсами библиотеки;
- формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
- содействие совершенствованию навыков аналитической деятельности, необходимых при работе с информацией;
- углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них информационных потребностей.
Задачи :
- научить свободному ориентированию в библиотечном пространстве; самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий как внутри школьной библиотеки, так и вне ее;
- развить навыки работы со справочной и другой литературой;
- укрепить интерес к познанию окружающего мира и учебным предметам с помощью книги;
- научить необходимым навыкам оформления научно- исследовательских и других работ;
- привить и закрепить первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом.
Методы работы:
- Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
- Частично-поисковый (в форме игры, конкурса).
- Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений).
- Беседы, диалоги.
- Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения).
- Репродуктивный (воспроизводящий).
- Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
- Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
- Индивидуальная работа.
- Экскурсии.
- Праздники.
Общая характеристика курса. Содержание программы предполагает формирование когнитивного опыта личности (знаниевый компонент), опыта практической деятельности (формирование умений и навыков), опыта самостоятельной деятельности. Программа основана на принципах системности, непрерывности, дифференцированного и личностно-деятельного подхода, которые предполагается реализовать с помощью различных методов организации деятельности. Основной формой организации учебных занятий является урок, который может проводиться в форме практического занятия, экскурсии, ситуативной игры и др.Методы организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа с информационными ресурсами, демонстрация, практическая работа, игровая форма, метод создания ситуаций творческого поиска, создание проблемных ситуаций. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от знакомства с библиотекой- к изучению и содержанию фонда школьной библиотеки; от выбора книг- к использованию простейших картотек и каталогов, рекомендательных списков литературы; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней ; от знакомства с простыми словарями- к работе со справочной литературой. Темы закрепляются на последующих занятиях. Система библиографических занятий направлена не только на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, но и на развитие общественной активности школьников, а также на расширение их кругозора.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа состоит из 2 учебных часов (в неделю), часы отводятся на работу с обучающимися 5-х классов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (35 часов). Продолжительность занятия 1 час ( с перерывом 10-15 минут). Общее количество часов в год 70; по 35 часов в каждой параллели. Срок реализации- 1 год.
В основе понятия «информационная культура» лежат базовые понятия – «информация» и «культура». Библиотечно- библиографическая грамотность- комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно- библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них. Необходимость обеспечить продуктивную работу читателей с источниками информации, прежде всего с книгами, обусловила дальнейшее расширение границ библиотечно- библиографической грамотности и привело к появлению нового понятия- культура чтения.
Культура чтения- составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно- библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно обращаться с произведениями печати. Культура чтения рассматривается как необходимая составная часть культуры труда, обучения и самообразования.
Пропаганда библиотечно- библиографических и информационных знаний- это обучение читателей основным правилам поиска и сбора информации в пределах своей отрасли и в смежных отраслях, реферированию литературы, методам анализа состава и структуры документального потока. Интерес к изучению всего нового вокруг у современных школьников живой и неподдельный. Поэтому целесообразность создания данной программы очевидна и доказана временем. Современный грамотный ученик, владеющий передовой информацией и умеющий ее использовать для самообразования и достижения каких-либо целей, это целый «кладезь» современного общества.
Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 году в связи с появлением самостоятельной научно- обоснованной программы «Библиотечно- библиографические знания- школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9 классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, происшедшие в организации работы средней школы.
В одном ряду с умением писать читать и считать сегодня актуальным является умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит: сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиене чтения; владение навыками самостоятельного выбора книг; умение пользования картотеками, каталогами, рекомендательными списками литературы; знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний , полученных учащимися на уроках. Курс «Основы библиотечно-библиографических и информационных знаний» вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Для учащихся подобраны темы занятий общего и частного характера, с соответствующим уровнем сложности. В процессе обучения уделяется внимание обучению навыкам самостоятельной работы с книгой и восприятию прочитанного. Каждое предыдущее занятие закрепляется следующей практической работой самостоятельной или коллективной. При этом учтены такие формы занятий, при которых библиотечно- библиографическая грамотность является не конечной целью, а средством получения знаний.
В курсе используются достижения целого ряда дисциплин: библиотековедения, библиографии, психологии, логики, информатики, культуры чтения. В работе с учащимися планируется применение различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты и др.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с информационными источниками. Занятия кружка сочетают различные виды практической работы с книгой. В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются выставке.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Овладение понятиями, отражающими существование связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.)
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
- Понимание первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения; умение использования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации.
- Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на справочно-библиографический аппарат библиотеки, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- Осознание и формулирование своих информационных потребностей;
- Умение оценить результаты собственной самостоятельной информационной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН . 5 класс.
№ п/п | Тема занятия | 5 А,Б КЛАССЫ | ||
Теория (часы) | Практика (часы) | Общее кол-во учебных часов | ||
1 | Вводный урок. Роль информации в современном обществе. Основные понятия: информационные ресурсы, Интернет, документ и т.п. | 1 | 1 | |
2 | История письменности (от клинописи до кассет и дисков). Викторина «Путешествуем по истории письменности» | 1 | 1 | 2 |
3 | Основное из истории книг (камень, папирус, пергамент) | 1 | 1 | 2 |
4 | Русская рукописная книга. | 1 | 1 | 2 |
5 | Книгопечатание и ее история | 1 | 1 | |
6 | Русская печатная книга. Первопечатник Иван Федоров. | 1 | 1 | |
7 | Современная книга, ее структура , элементы. Справочный аппарат книги. «Из чего состоит книга?» (тест) | 2 | 1 | 3 |
8 | Искусство оформления книги. Художники- оформители. Книжные иллюстрации и их создатели. Конкурс на лучший титул книги « Я –художник-оформитель» | 2 | 1 | 3 |
9 | Периодические издания для детей. Их назначение. Обзор-информация одного издания | 2 | 1 | 3 |
10 | О библиотеке и библиотеках. Библиотеки нашего поселка. | 1 | 1 | 2 |
11 | Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеках. | 1 | 1 | 2 |
12 | Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители | 2 | 1 | 3 |
13 | Правила, обязанности читателя. Практическое занятие « Я- самостоятельный читатель» | 1 | 1 | 2 |
14 | Принципы использования справочного аппарата энциклопедий (серия «Я познаю мир». Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними. Библиографическая викторина «Энциклопедическая мозаика» | 6 | 2 | 8 |
ИТОГО: | 23 | 12 | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 5 класс.
- Тема. Вводный урок. Вводный урок. Роль информации в современном обществе. Основные понятия: информационные ресурсы, Интернет, документ и т.п.
- Роль информации в истории человеческой цивилизации. О роли информатизации в современном обществе. Отличие книги от других источников информации. Анкетирование «Какой я читатель?»
Основные понятия: информация, информационные ресурсы, документ, книга.
- Тема. История письменности (от клинописи до кассет и дисков). Викторина «Путешествуем по истории письменности».
- Исторический процесс возникновения письменности и книги в процессе эволюции человечества. Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо, письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Викторина «Путешествуем по истории письменности» для закрепления знаний по теме.
Основные понятия: книга, письмо, иероглифы, буквы, алфавит, кириллица, азбука.
- Тема. Основное из истории книги (камень, папирус, пергамент.
- Рассказать об исторических этапах книги: от камня до бумаги. Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность. Примеры из литературы.
Основные понятия: папирус, пергамент, свиток, бумага.
- Тема. Русская рукописная книга.
- Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних русских рукописных книг. Русская рукописная книга- исторический и художественный памятник.
Основные понятия: рукопись, миниатюра, инициал ( буквица), вязь, заставка, киноварь, устав, скрипторий, фолиант, формат, переплет, летопись.
- Тема. Книгопечатание и его история.
- Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Распространение книгопечатания в европейских странах. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и ее структуры с развитием печатного дела.
Основные понятия: наборная печать, шрифт, гравюра, типография, инкунабулы, титульный лист.
- Тема. Русская печатная книга. Первопечатник Иван Федоров.
- Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров. Роль печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 вв. Первый печатный детский иллюстрированный цветной «Букварь» Кариона Истомина. Развитие печатного дела в России в 18 веке. Формирование внешнего облика русской печатной книги и ее структуры. Роль новых элементов в книге.
Основные понятия: иллюстрация, фронтиспис, гражданский шрифт, титульный лист.
- Тема. Современная книга, ее структура , элементы. Справочный аппарат книги. «Из чего состоит книга?» (тест).
- Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге через использование элементов справочного аппарата (оглавление, указатели). Использование знаний о структуре и справочном аппарате при выборе книги. Алгоритм выбора книги при ее беглом просмотре. «Из чего состоит книга?» (тест).
Основные понятия: переплет, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление ( содержание), примечания, комментарии, указатели, иллюстрации.
- Тема. Искусство оформления книги. Художники- оформители. Книжные иллюстрации и их создатели. Конкурс на лучший титул книги « Я –художник-оформитель»
- Книжные иллюстрации и их создатели. Художники – оформители. Связь художника и писателя, связь иллюстрации и текста. Отличие книг с иллюстрациями и без иллюстраций. Этапы создания иллюстрации. Художники-оформители детских журналов. Известные художники-оформители детских книг и периодических изданий: Вениамин Николаевич Лосин, Евгений Иванович Чарушин, Вячеслав Дмитриевич Сергеев, Борис Аркадьевич Диодоров и др. . Практическая работа – конкурс на оформление лучшего титула книги или журнала.
Основные понятия: художник, оформитель, иллюстрация, создатель.
- Тема. Периодические издания для детей. Их назначение.
- Из истории периодических изданий. Отличительные признаки периодических изданий. Особенности публикаций в периодических изданиях. Детские журналы. Методы работы с периодическими изданиями. Обзор детских периодических изданий «Добрая Дорога Детства», « Детское чтение для души и разума», « В мире животных», «В мире растений», «Жили-были», «А почему?», «ДЭ АиФ» и пр.
Основные понятия: периодические издания, средства массовой информации, газета, журнал, редакция, статья, интервью, рубрика.
- Тема. О библиотеке и библиотеках. Библиотеки нашего поселка.
- Библиотеки Древнего мира. Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала. Александрийская библиотека. Библиотеки Древней Руси. Библиотеки при соборах и монастырях. Профессия- библиотекарь. Библиотеки нашего поселка ( детская, поселковая взрослая). Экскурсия в детскую библиотеку.
Основные понятия: библиотека, хранилище, книжный фонд, читальный зал, библиотекарь
- Тема. Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеках.
-ББК- таблицы для детских и школьных библиотек.. Основные принципы классификации. Назначение, использование, применение при выборе книг.
Основные понятия: таблицы, систематизация, анализ, индексы,ББК.
- Тема. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители.
- Структура библиотечного фонда, его формирование. Алгоритм комплектования. Распределение документов по фонду. Источники комплектования. Полочные разделители- указатель-помощник для читателя.
Основные понятия:структура, фонд, формирование, алгоритм,документ, разделитель.
- Тема. Правила, обязанности читателя. Практическое занятие «Я- самостоятельный читатель»
- Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг на полках, полочные разделители. Справочно- библиографический аппарат библиотеки. Рекомендательные библиографические списки. Книжные выставки, библиотечные плакаты.Практическое занятие «Я- самостоятельный читатель».
Основные понятия: фонд, разделители, справочно- библиографический аппарат, библиографические списки, выставка.
- Тема. Принципы использования справочного аппарата энциклопедий (серия «Я познаю мир». Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними. Библиографическая викторина «Энциклопедическая мозаика»
-Энциклопедии и словари разных издательств. Использование этих книг в учебных целях и при выполнении различных заданий. Доступная форма изложения научных знаний в энциклопедических книгах для юных читателей. Справочная литература, ее структура: алфавитное расположение материала, алфавитные, именные указатели и пр. Справочная литература: универсальная ( БСЭ, ДЭ и пр.) и отраслевая ( историческая, театральная, литературная и пр.)Библиографическая викторина «Энциклопедическая мозаика».
Основные понятия: энциклопедия, словарь, справочник, указатель, БСЭ, ДЭ.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Развитие читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю, к обществу как к носителю книжной культуры, к тексту как к сложной иерархической системе культуры.
- Формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Форма работы:
- индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
- групповые консультации, беседы;
- лекции об информационной системе и правилах ее использования;
- экскурсии по библиотечно-информационному центру
Средства контроля
- тестирование;
- анкетирование;
- поисковая работа
- самостоятельная работа;
- письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);
- составление плана, тезисов, списков литературы;
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Учебная, художественная, справочная, тематическая, детская литература.
- Компьютер (программное обеспечение Microsoft Word, Microsoft Power Point) , ксерокс.
- Раздаточный материал (карточки), иллюстративный материал, портреты писателей.
Использованная литература:
- Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: Учебно- методическое пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей- практиков.-М.: «Издательство Либерея», 2000.-176 с.
- Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание : продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий/ В.В. Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ.-СПб.: Профессия,2004.-304 с.- (Серия «Библиотека»)
- Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно- метод. Пособие.- М.: Школьная б-ка, 2002.- 288 с.
- Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа…: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1993.-143 с.
- Диодимова Г.Н. Библиографоведение: Учебник для средних профессиональных учебных заведений.-СПб.:Профессия.-2003.-288 с.- («Серия «библиотека»)
- Илдаркина Е.В. Мастер-классы школьных библиотекарей / Е.В.Илдаркина,- М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.-272 с.-(Школа)
- Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно- библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 классы/Сост. Е.В. Илдаркина.- 3-е изд. Стер.-М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.- 160 с.-(Школьные уроки)
- Кинг Э. Как пользоваться библиотекой: Практ.руководство для учащихся и студ./Пер. с англ.-Челябинск: Урал LTD, 1997.-156 с.:ил.
- Киперман С.А. Периодическая печать в школе и дома: Опыт воспитания школьников средствами период.печати: Кн. Для учителя.-М.: Просвещение,1993.-127 с.
- Лифшиц А. История русской письменности для школьников / А.Лифшиц.- М.: ООО «Чистые пруды», 2005.-32 с. (Библиотека «Первого сентября», серия «Литература»)
- Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение,1991.-224 с.:ил.
- Николаев Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с науч. И науч.попул.кн.-2-е изд., изм. И доп.-М.: Просвещение,1982.-191 с.,ил.
- Романенко В.Н., Никитина Г.В. Сетевой информационный поиск: Практ. Пособие / В.Н. Романенко, Г.В.Никитина; Российская акдемия естественных наук. Северо-Западное отделение образования и развития науки.- СПб.: «Профессия», 2003.-288 с.
- Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IX-XX вв.): Учебно- справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств.-М.: «Издательство Либерея»,2001.-80 с.
- Библиотечно- библиографические знания- школьникам: Практ. Пособие/Гос. респ. дет. б-ка РСФСР.- 3-е изд. Перераб. и доп.-М.: изд-во «кн. палата», 1989.- 216 с.
- Библиотечно- библиографическая классификация: Табл. Для дет. и б-к.-3-е изд., испр. И доп.-М.:Либерея,1998.-320 с.
- Домашняя библиотека/ Крейденко В.С., Гордукалова Г.Ф., Петрицкий В.А. и др.; Под общ. Науч.ред. проф. А.Н.Ванеева.- СПб., 2Профессия», 2002.-320 с., ил.
- Краткий справочник школьного библиотекаря / О.Р.Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общ. Ред. Г.И. Поздняковой.-СПб: Профессия, 2001.-352 с.- (Серия «Библиотека»)
- Мастер-классы для школьных библиотекарей.Вып.2.Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия/Авт.-сост. Е.В. Илдаркин6а.-М.: Издательство «Глобус»,2009.-232 с.-(Уроки мастерства)
- Средь умных книг, хранящихся на полке: Сценарии библиотечных уроков и праздников/Сост.Макарова Н.М.-М.: Школьная библиотека, 2002.- 168 с.- (Прилож. К журналу «Школьная библиотека»)