Конкурс знатоков русской культуры и быта для 10-11 кл.
план-конспект на тему
Внеклассное мероприятие по истории русской культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_dlya_10.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по истории
«Конкурс знатоков русской культуры и быта».
Данное мероприятие разработано и проведено в рамках школьной «Недели истории» посвященное «Году культуры» для 10-х классов. В игре участвуют три команды.
Цели мероприятия:
Образовательная: способствовать формированию у школьников устойчивого интереса и уважения к истории и культуре своей страны, ее традициям.
Развивающая: закрепить и расширить знания по темам, пройденным на уроках истории.
Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учеников в нестандартных игровых ситуациях.
Воспитательная: воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства патриотизма.
Оборудование: зал оформлен в стиле эпохи XVIII века; портреты русских царей и т.д., мультимедийная презентация.
Литература:
1. Ключевский В.О. История русского быта. М.,1995.
2. Короткова М.В. Город и горожане. Из истории быта старой Москвы. М.,1999.
3. Короткова М.В. Застольные и кулинарные традиции. М., 2005.
4. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 2003.
5. Методика изучения истории повседневной культуры в школе: сборник учебно-методических материалов. М., 2006.
Ход мероприятия.
Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей игре по истории. Девиз игры: “Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу”. Эти слова были написаны А.С.Пушкиным в поэме “Борис Годунов”. На уроках истории вы узнали о том, как становилось и развивалось Российское государство, какие цари и императоры стояли во главе страны, и какой вклад они внесли в русскую историю. Какие войны и крестьянские восстания прошли на территории страны. На этой игре нужно будет вспомнить все это и показать свои знания. Ведь все мы должны знать прошлое нашей Родины для того, чтобы лучше разбираться в нашей сегодняшней жизни и правильно оценивать те или иные ситуации. Хронологически задания охватывают период с древнейших времен до конца XVIII в.
Все наши конкурсы будет оценивать многоуважаемое жюри. Позвольте представить…
Члены жюри объявляют перед игрой правила ее проведения, фиксируют названия команд, устанавливают количество баллов за каждое задание. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.
Первый этап
«Знаете ли вы, когда впервые…»?
- На Руси был воздвигнут каменный храм? (в 996 г.) в Киеве каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (десятинная церковь).
- Была создана система светового оповещения? (в Х в. при князе Владимире)
- Был введен в действие писанный Свод законов? («Русская правда» при Ярославе Мудром)
- Созданы библиотеки? (также при Ярославе Мудром)
- В летописи упомянута Москва? (в 1147 г.)
- Счет лет стали вести в России не от Сотворения мира, а от Рождества Христова? (1 января 1700 г.)
- Был учрежден российский орден? (в 1699 г.)
- В России появилась Академия наук? (в 1549 г. при Иване Грозном)
- Начала обучение Российская Академия художеств? (в 1725 г.)
- В России был создан обобщающий исторический труд? (во второй четверти XVIII в. – труд В.Н. Татищева)
- В России появился музей? (в 1719 г. - Кунсткамера)
- В Москве отпечатали типографским способом книгу? (Иваном Федоровым в 1564 г.)
- Был создан российский флаг? (при Петре Великом)
- Вышла первая печатная газета в России? («Ведомости» в 1702 г.)
- В Москве был открыт университет? (в 1755 г.)
- В России была проложена железная дорога? (в 1837 г.)
- Предпринята первая русская кругосветная экспедиция? (в 1803-1806 гг. под руководством И.Ф. Крузенштерна)
- Был запущен искусственный спутник Земли? (в 1957 г.)
- Человек полетел в космос? (1961 г.)
Второй этап
«Выдающиеся деятели русской культуры».
На втором этапе от команд требуется указать, какой вклад в развитие культуры внесли перечисленные в карточках деятели.
Карточка №1
Владимир Святой, Сергей Радонежский, Ярослав Мудрый, И.И. Шувалов, Кирилл и Мефодий, В.И. Баженов, Ф.С. Рокотов.
Карточка № 2
Митрополит Илларион, Всеволод Большое гнездо, Феофан Грек, Е.Р. Дашкова, Д.И. Фонвизин, Ф.И. Шубин, И.И. Бецкой.
Карточка № 3
Елизавета Петровна, Иван Федоров, Б. Растрелли, М.В. Ломоносов, Андрей Рублев, В.Г. Волков.
Третий этап.
«Иноязычные заимствования в нашей речи».
Предлагаем ребятам вспомнить, у каких стран и народов наши предки заимствовали привычные нам слова.
Раздаем конверты с указанием соседей нашей страны и карточки со словами. Конвертов – четыре:
1-й – Византия. Из греческого языка заимствовали слова: монастырь, ересь, епархия, грамматика, история, фонарь, академия, алфавит, асфальт, ангел, дьявол, каторга.
2-й – Западная Европа. Заимствованные слова: панцирь, аптека, администрация, ярмарка, табак, лимон, юбка, адмирал, куранты, курорт, вагон.
3-й – тюркоязычные народы. Из тюркских языков заимствовали слова: болван, орда, ярлык, караул, басурман, юрта, ямщик, деньги, арбуз, башмак, чулок, халат, изюм, артель, аршин.
4-й – ираноязычные народы. Из персидского языка заимствовали слова: бумага, кафтан, базар, шаль.
Четвертый этап.
«Творцы и творения».
Ребятам предлагается рассмотреть репродукции памятников, скульптурных портретов и архитектурных сооружений, узнать и назвать эти творения и их создателей.
Произведения архитектуры и скульптуры | Авторы |
Успенский собор в Кремле | Аристотель Фиораванти |
Покровский собор (храм Василия Блаженного) | Постник и Барма |
Зимний дворец в Петербурге | Б.Ф. Растрелли |
Воспитательный дом в Москве | К.И. Бланк |
Дом Пашкова в Москве | В.И. Баженов |
Московский университет | М.Ф. Казаков |
«Меньшикова башня» (церковь Архангела Гавриила) в Москве | И.П. Зарудный |
Таврический дворец в Петербурге | И. Е. Старов |
Собор Смольного монастыря в Петербурге | Б.Ф. Растрелли |
Памятник Петру I в Петербурге («Медный всадник») | Э.М. Фальконе |
Памятник Минину и Пожарскому в Москве | И.П. Мартос |
Памятник Суворову в Петербурге | М.И. Козловский |
Бронзовый бюст Петра I | Б.К. Растрелли |
Скульптурный бюст М.В. Ломоносова | Ф.И. Шубин |
Пятый этап
«Предметы и детали древнерусского костюма».
Командам предлагаются два задания:
1) назвать предметы и детали мужского и женского костюмов и пояснить их назначение;
2) пояснить смысл выражений, связанных с древнерусской одеждой.
Мужская одежда:
Рубаха, порты, кафтан (верхняя мужская одежда), козырь (стоячий воротник, которым снабжали некоторые виды кафтанов), ферязь (особый вид кафтана с длинными, почти до самой земли рукавами; такой кафтан носили представители высшей русской знати), опашень (шрокое одеяне, которое бояре накидывали поверх кафтана), шуба, пояс, шапки, обувь (в зависимости от знатности – лапти, кожанные сапоги)
Женская одежда
Сорочки (нижняя и верхняя), сарафан, понева (подобие современной юбки), венец (носили на голове девушки), кика (небольшая шапочка – головной убор замужней женщины), столбунцы (суживающиеся кверху высокие шапки, из – под которых спускались вплетенные в косы ленты и накосницы – специальные золотые нити в волосах), убрус (вышитый платок с красивыми кистями, приколотый булавками), накапки (длинные и широкие рукава летников), телогреи (короткие наплечные верхние одежды без рукавов), обувь: башмаки, сапожки, поршни, онучи (полосы ткани, обматывающиеся вокруг ноги).
Во втором задании командам предстоит пояснить смысл следующих выражений.
«Подоплека дела» (выражение связано с традицией подшивать на спину и грудь рубахи – места, наиболее подверженные потению, подкладку – подоплеку. Выражение означает, что суть дела не лежит на поверхности).
«Ходить козырем» (выражение связано с высоким стоячим воротником кафтана – козырем, который не позволял опустить голову, отчего осанка становилась гордой).
«Работать спустя рукава» (выражение связано с ношением ферязи, что было привилегией знати, не занимавшейся физическим трудом).
«С царского плеча» (идет от особой царской милости – жаловать шубу за хорошую службу).
«Распоясался» (означает несдержанное, вызывающее поведение. Наши предки верили, что пояс оберегает человека от нечистой силы, и ходить без него считалось зазорным).
«По Сеньке и шапка» (по шапке всегда можно было догадаться о происхождении человека).
«Выплывает словно пава» (выражение связано с походкой русской женщины. Из – за множества одежд женщины ходили медленно, плавно, их осанка была прямой и горделивой, что высоко ценилось).
Шестой этап.
«Приглашение к столу».
Участникам игры предстоит «накрыть стол» в доме горожанина XVI –XVII веков.
Сначала ребятам предстоит вычеркнуть из перечня продуктов те, которые не были в употреблении в России в XVI –XVII веков.
- горох, репа, свекла, помидоры, картофель, морковь, огурцы, капуста;
- морс, чай, кофе, пиво, коктейль, молоко, простокваша, квас;
- сыр, сливочное масло, соусы, майонез, сметана, муковники;
- пироги, пирожные, шоколад, финики, патока, пряники.
(Ответ: вычеркнутыми из списка будут помидоры, картофель, чай (в современном понимании), кофе, коктейли, сыр, сливочное масло, соусы, майонез, пирожные, шоколад).
Далее предлагаем командам из перечня блюд выбрать те, которые могли подаваться на стол только богатым горожанам:
- Голова свиная под чесноком 10) ботвинья добрая
- Тетерев под шафраном 11) смолочи (вымя) коровье
- Мясо лебяжье 12) студень говяжий
- Почки заячьи верченые 13) головы щучьи с чесноком
- Куры верченые 14) грибки соленые
- Баранина рассольная 15) киселек ягодный
- Ши капустные 16) лапша гороховая
- Баранина печеная 17) каша гречневая с луком
- Лососевая икра 18) пироги подовые с маком
Ответы: 1, 2, 3, 4, 5
Седьмой этап
«Русский быт в русской речи».
На заключительном этапе участникам игры предстоит расположить перечисленные выражения под соответствующими заголовками и разъяснить их смысл.
Итоговый вариант работы.
Заголовок (ячейка) №1
Развлечения и игры
- «стена на стену»
- «сажать в лужу»
- «на ловца и зверь бежит»
- «валять дурака»
- «бить баклуши»
- «играть в бирюльки»
Заголовок (ячейка) № 2
Дороги и передвижения
- «еще и конь не валялся»
- «верста коломенская»
- «куда кривая выведет»
- «пускать пыль в глаза»
- «явился – не запылился»
- «ни тпру ни ну»
Заголовок (ячейка) № 3
Кухня
- «щи да каша – пища наша»
- «седьмая вода на киселе»
- «калачом не заманишь»
- «хуже горькой редьки»
- «проще пареной репы»
- «несолоно хлебавши»
Заголовок (ячейка) № 4
Ремесла и торговля
- «мастер на все руки»
- «лыка не вяжет»
- «тянуть канитель»
- «ободрать как липку»
- «с суконным рылом да в калашный ряд»
- «с лихвой»
- «зарубить на носу»
Заголовок (ячейка) № 5
Меры измерения
- «сорок сороков»
- «куда коса да соха ходили»
- «ни пяди земли»
- «сколько лет, сколько зим»
- «от горшка два вершка»
- «рукой подать»
Заголовок (ячейка) № 6
Государева служба и делопроизводство
- «отложить в долгий ящик»
- «бумажная волокита»
- «взятки гладки»
- «не входи в избу с носом, а входи с приносом»
- «служить верой и правдой»
- «ума палата»
Заголовок (ячейка) № 7
Судопроизводство
- «готов в огонь и в воду»
- «выходить сухим из воды»
- «шемякин суд»
- «укротить язык»
- «согнуть в три погибели»
- «подвести под монастырь»
Заголовок (ячейка) № 8
Домашний быт
- «засучив рукава»
- «не лыком шит»
- «из кулька в рогожку»
- «не мытьем, так катаньем»
- «дым коромыслом»
- «смотреть как баран на новые ворота»
Заголовок (ячейка) № 9
Повседневное общение
- «в добрый час»
- «заварить кашу»
- «достать из – под земли»
- «ломать голову»
- «быть правой рукой»
Заголовок (ячейка) № 10
Крестьянский быт
- «всем миром»
- «круговая порука»
- «ни кола, ни двора»
- «Бог в помощь!»
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Мы надеемся, что она прошла с большой пользой для вас. Вы повторили и углубили свои знания по истории Отечества, а кто-то может узнал что-то новое для себя. Вместе работали в одной команде, боролись за результат и, конечно же, стали еще дружнее друг с другом. Пусть ваша команда не победит сегодня, зато впечатлений от игры запомнятся надолго.
Жюри подводит итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков русского языка и литературы
Игра для учащихся 7 класса. Проводится в начале 2 полугодия. Содержит в себе задания по русскому языку и литературе. После каждого задания на слайде следует ответ. Продолжительность 40 минут. ...
План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов в рамках недели русского языка и литературы....
Конкурс знатоков русского языка
Презентация к разработке мероприятия "Конкурс знатоков русского языка"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса «Конкурс знатоков русского языка»
Цель: · прове...
"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)
В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...
Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков англоязычной культуры"
Мероприятие предназанчено для обучающихся 7-11 классов и представляет собой интеллектуальную игру двух команд. Во врмя подготовки ответов команд проходит концерт с номерами в форме песен, стихов и инс...
Конкурс знатоков русского языка "Люби и знай русский язык"
Данный материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы...