Классный час "Этика сетевого общения"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Для обучающихся 8-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_na_temu.docx | 179.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа на тему:
«Этика сетевого общения»
(8 – 11 класс).
Цель мероприятия:
- познакомить ребят с основными нормами поведения в сети Интернет, особенностями общения в чатах, по электронной почте.
Лучше построить классный час в форме беседы, в которой учащиеся должны привести примеры непорядочного поведения в сети Интернет: нетерпимости, навязывания своих убеждений, экстремизма.
В качестве вступительного слова ребятам можно предложить ситуации, часто встречающиеся в последнее время при пользовании сетью Интернет, и выяснить мнение ребят по той или иной проблеме (ситуации).
Например:
1. В последнее время чешские школьники, как и учащиеся в других странах, частенько шантажируют одноклассников и учителей, выкладывая нелицеприятные видеоролики о них в Интернете. Для рассылки фотографий, звуковых и видеофайлов дети также пользуются электронной почтой и мобильными телефонами.
Чтобы решить эту проблему, чиновники предлагают учителям просто конфисковывать у детей сотовые аппараты или же запрещать их использование во время уроков. Кроме того, преподавателям рекомендуется приглашать родителей в школу и обсуждать с ними поведение малолетних шантажистов; есть и более радикальная мера — перевод провинившегося в другой класс. Ну, а, если школьник упорствует, продолжая выкладывать фотографии и видео, чиновники советуют педагогам обращаться в полицию.
- Как вы оцениваете такое поведение своих сверстников в других странах?
- Какие методы воздействия на Интернет-шантажистов можете предложить?
2.Онлайновое запугивание — к сожалению, довольно распространенное сегодня явление. Согласно недавнему исследованию, в США трое из четырех подростков подвергались запугиванию в Сети в течение последнего года. И только один ребенок из десяти рассказал об онлайновых угрозах родителям или другим взрослым. Многие подростки не говорят о происшедшем родителям, поскольку намерены сами решать подобные проблемы. 31% опрошенных не обсуждают инциденты, так как боятся, что родители ограничат им доступ в Интернет. Треть респондентов заявили, что не говорили со взрослыми об онлайновых угрозах, поскольку опасались, что в результате у них могут возникнуть проблемы с родителями.
- Подвергались ли вы подобному воздействию?
- Как нужно правильно вести себя в подобной ситуации, по вашему мнению?
3. В связи с развитием электронного государства, идея электронного школьного журнала становится все более популярной. Подобные журналы успеваемости востребованы в Америке (программа PinnacleGradebook) и набирают обороты в России. На заседании президиума Госсовета УР летом текущего года, на котором рассматривался вопрос о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, президент России Дмитрий Медведев одобрил ввод электронных версий школьных журналов наряду с бумажными. Многие родители с энтузиазмом восприняли эту идею.
В правительстве Калининградской области активно обсуждается вопрос о введении электронных карточек для контроля за школьниками. Об этом министр образования правительства Калининградской области Наталья Шерри сообщила на состоявшейся 22 августа пресс-конференции на тему: "Реализация в Калининградской области проекта по совершенствованию организации школьного питания".
По словам министра, данное нововведение позволит обеспечить контроль как школьной администрации, так и родителей за посещением занятий, приёмом пищи и получением материалов в библиотеке их детьми. Также разрабатываются варианты ведения электронного журнала, причём в некоторых школах такие журналы уже используются.
- Выскажите свое отношение к таким формам контроля за детьми со стороны родителей и учителей.
Хотя Интернет – специфическая среда для общения, в ней существуют определенные правила вежливости, которые получили название «сетевой этикет». Правила сетевого этикета широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остается на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям. В связи с этим, необходимо рассмотреть пример крайне негативного сетевого поведения, предложить дать ему нравственную оценку и указать на недопустимость такого поведения. Например, сообщение в новостях: «Группа хакеров повредила на этой неделе несколько церковных страниц, поместив на них высказывания почитателей культа Сатаны, его изображения и другие символы Сатанизма». Предложить учащимся дать им оценку.
Работая в Интернете, учащиеся обязательно должны столкнуться с проблемой виртуального общения (чат, форум, электронная почта, телеконференции). Если мы общаемся с незнакомыми людьми, то возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. Человек может изменять свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту, а также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни. Для того чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете, следует придерживаться определенных правил:
- не нужно слепо верить в то, что собеседник говорит о себе;
- следите за своими словами (не употребляйте грубых выражений);
- не сообщайте незнакомому лично человеку ваш домашний адрес, телефонный номер;
- если вы чувствуете дискомфорт в общении, уходите.
Можно предложить учащимся составить свои принципы общения в Интернете.
Рассмотрим подробнее неформальный кодекс поведения в сети Интернет, регулирующий общение пользователей друг с другом и так называемый сетевой этикет (netiquette — от слияния англ. слов net — сеть и etiquette — этикет). Сетевой этикет — это некоторое количество базовых правил поведения в сети, однако эти правила время от времени подвергаются изменениям, что-то устаревает и теряет свою актуальность в связи с развитием технологий Интернет, а что-то добавляется новое.
Сетевой этикет регулирует:
- правила обмена сообщениями по электронной почте
- стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях
- общие правила написания публикуемых текстов в сети и пр.
При переписке по электронной почте каждый пользователь должен помнить о некоторых правилах.
- Приветствуйте собеседника в начале письма и прощайтесь в конце.
- По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
- Пишите кратко, грамотно и аккуратно.
- Отвечая на сообщение, необходимо цитировать его наиболее существенные места.
- Удобно, когда письма пользователя заканчиваются краткой «подписью», автоматически добавляемой к каждому сообщению, отправляемому пользователем, однако эта подпись не должна быть длиннее четырех-пяти строк. Очень важно указать в подписи своё имя-отчество полностью, чтобы получателю было удобно обратиться к Вам. Если указаны только инициалы, то отвечающему придётся искать имена в других источниках, на это потребуется время. Подразумевать же, что все точно помнят наше имя-отчество, – это неверно. У всех свои особенности памяти и объёмы информации, а также круг общения.
Например:
С уважением,
Петров Иван Сергеевич
преподаватель ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Тел.8(3412)10-20-30
E-mail: petrov@mail.ru
- В переписке личного характера можно придерживаться разговорного стиля.
- Не следует переправлять чье-то личное сообщение другим людям или в телеконференцию без предварительного согласия его автора.
- Если вы заняты и не можете быстро ответить на поступившее сообщение, отправьте пару строк с подтверждением получения и обещанием ответить при первой возможности.
- Если сообщение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. В первом случае - ответить в течение трех дней. Во втором - не отвечать.
- Текст письма нужно структурировать по смыслу, абзацы отделять пустой строкой.
- Если вы отправляете заархивированный файл, поинтересуйтесь заранее, сможет ли получатель письма его распаковать (то есть, имеет ли он на своем компьютере нужную программу-архиватор).
- Строка текста должна ограничиваться 60-70 символами, справа без выравнивания.
- Нежелательно посылать письма большого объема - около одного мегабайта, поскольку пользователь, работающий с бесплатным почтовым ящиком, может такое послание не прочитать из-за ограничений на объем входящей корреспонденции.
- К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа.
- Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять не следует.
- При обращении к незнакомым людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использования других средств связи, отличных от электронной почты.
- Если в письмо вложен файл, то в тексте письма обязательно должно был указано, что приложено и зачем.
И наконец, существуют общие Правила общения в Сети :
- Помните, что Вы говорите с человеком.
- Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
- Помните, где Вы находитесь в киберпространстве.
- Уважайте время и возможности других.
- Сохраняйте лицо.
- Помогайте другим там, где Вы это можете делать.
- Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
- Уважайте право на частную переписку.
- Не злоупотребляйте своими возможностями.
- Учитесь прощать другим их ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Культура общения".
Конспект урока...
Классный час "Виртуальное общение"
До 12 лет дети еще слушаются родителей, которые пытаются авторитарно контролировать время, которое дети проводят в Интернете. Далее в период подросткового максимализма просто запретами достичь р...
Классный час "Секреты общения " по Г.К. Селевко
Воспитание у учащихся умения общаться с людьми, друг с другом при помощи таких средств общения, как мимика, пантомимика, зрительный контакт. ...
«Классный коллектив–место общения ученика и классного руководителя.»
Общение- одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека.Одна из целей общения,быть понятым и понимать другого человека.Выявление правил гормоничного общения-ученик,учитель,родитель....
Этика сетевого общения
Презентацияя к уроку Этика сетевого общения...
Классный час «Искусство общения. Искусство беседы. Общение между юношами и девушками»
Классный час ...
Классный час "Сетевая паутина"
Классный час посвящен проблеме безопасности при использовании подростками сети интернет, потенциальных рисках, путях защиты от сетевых угроз, о проблеме интернет-зависимостив связи с возрастанием попу...