Внеклассное мероприятие "Химия плюс"
учебно-методический материал (8 класс) на тему
Данное мероприятие имеет междисциплинарный характер, содержит вопросы не только по химии, но и литературе, географии, физики, биологии, математики, оно развивает логическое мышление учащихся, формирует умения применять знания, полученные при изучении других дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие "Химия плюс" | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Тема: ХИМИЯ ПЛЮС.(8 класс)
Данное мероприятие имеет междисциплинарный характер, содержит вопросы не только по химии, но и литературе, географии, физики, биологии, математики, оно развивает логическое мышление учащихся,
формирует умения применять знания, полученные при изучении других дисциплин
Цель : развитие представлений учащихся о науке химии, её связи с другими науками,
Задачи :
- развитие познавательных интересов учащихся,
- способствовать усилению мотиваций к изучению химии.
- развивать логическое мышление учащихся
- формировать умения применять знания, полученные при изучении других дисциплин.
- Развивать навыки рефлексивной самостоятельной деятельности учащихся, их социальные компетенции
- Совершенствовать умение работать в коллективе, воспитание культуры общения
- Оборудование: компьютер, проектор, интеракивная доска, оборудование и реактивы для проведения занимательных опытов.
Ход мероприятия
- Представление команд- «Оксиды» и «Аурум»(звучит марш)
- Представление жюри
- Игра.
1 тур «Химия +физкультура»
Вед. 1 Древние греки говорили: «Хочешь быть здоровым- бегай, хочешь быть красивым- бегай, хочешь быть умным-бегай». Итак, физическая физминутка-пишем скакалкой (звучит быстрая музыка).
Вед. 2 Условия игры. Участник команды бежит на скакалке до обозначенной черты, пишет знак химического элемента, который показывает капитан (складывает скакалку на полу), возвращается на скакалке и передаёт следующему участнику. Побеждает команда, которая проделает задание быстро и правильно (команды пишут элементы: азот, кислород, фосфор, бор, углерод, сера, ванадий).
2 тур «Химия +математика»
Вед. 1 Командам необходимо рассчитать молекулярные массы: одной команде массу ортофосфорной, другой – кремниевой кислоты.
Вед. 2 Пока команды выполняют задание, у нас экспериментальная пауза.
(экспериментаторы выполняют опыт «Волшебный кувшин»)
опыт «Волшебный кувшин»
Для опыта необходимы 5 стаканов и непрозрачный кувшин(банка) В первый стакан помещают10-12 мл гидросульфата натрия, во второй- столько же карбоната натрия, а в третий- несколько капель фенолфталеина. Четвёртый и пятый стаканы предназначены для эффективности опыта. Во все стаканы прилейте по 1 мл воды, чтобы растворились соли .Возьмите кувшин и прилейте в него воду из водопроводного крана. Во все стаканы поровну вылейте воду из кувшина. Затем только из 4х стаканов, оставив как бы случайно стакан с гидросульфатом натрия, вливайте воду в кувшин. Затем вылейте вновь воду из кувшина в 4 стакана: вода будет окрашена в малиновый цвет .Вылейте растворы из всех стаканов в кувшин. После непродолжительной паузы разлейте воду из кувшинов по стаканам. Вода опять станет бесцветной. Карбонат натрия в результате гидролиза образует щелочную среду, поэтому раствор фенолфталеина окрасился в малиновый цвет. Раствор гидросульфата натрия имеет кислую среду. Поэтому растворы обесцветились
3 тур «Химия+литература»
Ведущие раздают командам строки стихотворений, нужно вместо точек вставить названия металлов.
И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая (серебро) и злато,
Врежет страшный путь.
(М. Лермонтов)
Здесь в дробильнях, бункерах,
В жаровнях железных пугал
Превращаются во прах
Известь,(марганец) и уголь.
(П.Антокольский)
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и (златом)
(А. Пушкин)
А за окошком в белом инее
Лежат поля из (алюминия).
(А.Вознесенский)
Сколько майских луж,
Обрезков голубого (цинка)
(Д. Полетаев)
Видишь, мрамор! Это просто (кальций)
Химия. Породистый кристалл…
(И.Сельвинский)
На рукомойнике моем
Позеленела (медь).
(А.Ахматова)
Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, (свинец).
(Н.Морозов)
Вед. 1 Пока команды выполняют задание, у нас игра со зрителями
Литературная разминка со зрителями.
Задания:
- Определите кому принадлежат следующие строки:
«Твоих оград узор чугунный…..»
А) М.В.Ломоносов; б)А.С. Пушкин; в) М. Ю. Лермонтов
2.Кто автор этих строк?
« Пугачёв бежал по берегу Волги. Тут тут он встретил астронома Ловица и спросил, что за человек. Услыша, что Ловиц наблюдал течение светил небесных, он велел его повесить ближе к звёздам»(А.С.Пушкин, «История Пугачёва» )
3.О каких соединениях серы упоминал А.С. Пушкин в стихотворении, написанном в 1832 году?
«Тогда услышал я (о,диво)
Запах скверный,
Как будто тухлое разбилося
Яйцо,
Иль карантийный страж
Курил жаровней серной.
Я, нос себе зажав, отворотил
Лицо….»
(Н2S и SO2)
- Назовите формулу газа, о котором идёт речь в литературном произведении:
«-Угарный газ!- вскричал Холмс.
–Подождите немного. Сейчас он уйдёт
Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое пламя, мерцающее в маленькой жаровне посередине..В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли…» (А.Конан –Дойль. «Случай с переводчиком» (СО)
- Назовите не менее 3 произведений, в заглавии которых фигурировало бы химических элементов или веществ( «Медный всадник», Золотой
Вед. 2 А сейчас экспериментальная пауза «фараоновые змеи» (Звучит медленная музыка.)
Опыт «Фараоновые змеи»
Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции (SO2, H2S, N2, пары воды), которые вспучивают массу и формируют пористую «змею». Опыт проводят под тягой! На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета, которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей»
4 тур «Химия плюс биология»
- Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента. (Медведь – Медь)
- Добавьте одну букву в название химического элемента и получите название парнокопытного животного. (Сера – Серна)
- Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса. (Бор)
- В название которого важнейшего для жизни растений соединения, придающего растениям зеленый цвет, входит название химического элемента? (Хлорофилл – Хлор)
- Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? (Фтор)
- В название какого химического элемента входят два животных? (Мышь-як)
- В название какого хвойного элемента входит хвойное растение? (Ник-ель)
- Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе? (Азот в переводе с греческого означает «безжизненный»)
(Экспериментальная пауза «Удивительные «чернила». Звучит медленная музыка.)
Опыт»Удивительные чернила»
В химический стакан наливают 30-50 мл воды, добавляют несколько капель раствора йода в иодиде калия и 1-2 мл разбавленной соляной кислоты HCl. Прибавляют около 0,5 мл раствора крахмала. Жидкость моментально окрасится в синий цвет (образуется комплексное соединение крахмала с йодом). Если стакан нагреть, жидкость обесцвечивается, а при охлаждении снова окрасится (комплексное соединение крахмала с йодом восстанавливается).
5 тур «Химия плюс физика»
Угадайте, о чем идет речь в следующих стихотворениях:
Он бежит по проводам, он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг, он, конечно, - лучший друг.
Если в атом он попал – то, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра носится вокруг ядра.
(Электрон)
Очень положительный с массою внушительной.
А таких, как он – отряд, создают в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он …
(Протон)
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре, и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь …
(Нейтрон)
6 тур «Загадочный»
О каком элементе идет речь в загадке.
Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
(Азот)
Я не горюю, а горю, и воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град –
Я напоить природу рад.
(Водород)
Я – коварный поджигатель.
Вы огня хотите – нате!
Я – всесильный окислитель.
(Кислород)
Вы со мной уже встречались –
Я – космический скиталец.
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я – любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
(Водород)
Иду на мелкую монету,
В колокола люблю звенеть.
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое – …
(Медь)
В честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь.
(Золото)
Из меня состоит все живое,
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я – на улице в поле и дома.
Я – в деревьях и в каждом из вас.
(Углерод)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
(Алюминий)
(Экспериментальная пауза: опыт «Дым без огня». Звучит медленная музыка.)
опыт «Дым без огня».
Два стакана перед демонстрацией смачивают растворами: первый- раствором концентрированной соляной кислоты, второй-раствором аммиака. Второй стакан переворачивают вверх дном и закрывают им первый стакан. При соприкосновении аммиака и соляной кислоты выделяется белый дым хлорида аммония.
7 тур «Химия плюс география»
- Назовите химические элементы, названные в честь частей света. (Америций, Европий)
- Перечислите элементы, названные в честь стран. (Германий, Франций, Полоний (Польша), Рутений (Россия), Галлий (Франция))
- Какой химический элемент назван по имени острова? (Медь – о.Кипр)
- Заменив последнюю букву в названии химического элемента, получите название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией. (Уран – Урал)
- Замените первую букву в названии химического элемента и получите название пролива между Европой и Азией. (Фосфор – Босфор)
- В названиях каких химических элементов входят названия рек? (Радон – Дон, Нильсборий – Нил, Индий – Инд, Полоний – По)
Вед. 1 Пока жюри подводит окончательные итоги игры, зрителям предлагается следующее задание. Прослушайте стихотворение и скажите, кому поэт посвятил следующие строки:
Характер минералов, недра гор,
Механика,
Металлургия,
Оды.
Гидравлика – обдумыванье рек.
Рождение химической науки.
Встает великий русский человек,
Могучий разум, трудовые руки.
Склоняется над образцами руд,
Расплескивают сильные кислоты…
Работает.
Наука – это труд,
Единоборство, Точные расчеты. (М.АлигерМ.Ломоносову)
Вед. 2 А сейчас слово жюри для подведения итогов игры
Итоги игры. Награждение команд и активных болельщиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике: "Математика плюс профилактика"
Внеклассное мероприятие по математике:"Математика плюс профилактика"...
Внеклассное мероприятие по математике: интеллектуальная игра "Математика плюс профилактика"
внеклассное мероприятие...
Конспект внеклассного занятия "Плюс один шаг к дружбе"
Цель: сплочение коллектива.Задачи: снятие напряжения в группе и сокращение дистанции в межличностном взаимодействии обучающихся.Актуальность: занятие с целью формирования позитивных навыков межличност...
Внеклассное мероприятие по химии "Химия плюс..."
Игра-конкурс знакомит учащихся с межпредметными связями и ролью химии в природе и жизни человека, активизируя познавательный интерес к предмету....
Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов
Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...
Конспект занятия «Кот, плюс, пёс, плюс я – мы друзья?!»
Конспект занятия разработан для учащихся 5 - 7 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) по теме нравственное развитие. Конспект написан по новым требованиям ФГОС. Данный материал учавствовал в облас...
Сценарий внеклассного мероприятия "23 февраля плюс 8 марта"
Очень интересное внеклассное мероприятие для учащихся 6-7-х классов по теме "23 февраля плюс 8 марта". Ребята с удовольствием принимают участие....