Сценарий праздника к фестивалю "Радуга наций".Представление Литературы Калмыкии.
методическая разработка по теме
Представление Литературы Калмыкии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий мероприятия | 24.7 КБ |
презентация | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Представление Литературы Калмыкии
сценарий мероприятия
Составила :
Измухамбетова А.С.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»
Цели:
- Воспитывать у школьников любовь к родной земле, уважение к традициям разных народов, проживающих на территории России, уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе.
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к окружающему миру.
- Формировать у детей интерес к самобытности, фольклору народов России.
Оборудование: презентация, фонограмма с записью музыки калмыцкого народов, национальные костюмы народов Калмыкии, выставка газет «Народы Поволжья», атрибуты для показа сказки, национальные блюда калмыков.
Время проведения: 28 декабря 2015г.
Место проведения : актовый зал лицея.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит этническая музыка народов Калмыкии «Жемчужина в цветке лотоса» (Приложение «Музыка»)
1в: Элиста - степная жемчужина и буддийский центр
2в: Элиста – это не только столица Калмыкии, но крупнейший центр сосредоточения буддистов со всей России. Город находится посреди калмыцких степей. Свое название столица Калмыкии получила от песчаного склона балки Элиста-Сала: «элст» дословно переводится как «песчаный».
3в: В наше время Калмыкия – суверенная республика со своим флагом, гербом и гимном.
Звучит гимн Калмыкии. Все встают.
4в: Достопримечательности Элисты
В последнее время Элиста стремительно набирает популярность среди туристов, немалую роль в этом играют и достопримечательности Элисты. Путешественники, прибывающие в город на один день, навряд ли успеют осмотреть все интересные места, а вот за 2-3 дня можно неспешно обойти весь город. Город богат на сооружения религиозного характера: так один за другим в 1990-2000 годах появились первый храм Элисты – Сякюсн-сюме, затем храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», Ступа Просветления, пагода Семи дней и другие буддийские места.
1в: А в 1998 году, в рамках проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады, в Элисте был построен Город Шахмат – Сити-Чесс, являющийся местом проведения шахматных соревнований и симпозиумов, деловых и культурных встреч.
Исполняется калмыцкий танец(мальчики)
Ведущий.Фольклор
2в: В наши дни калмыцкий народ хранит память о многовековых традициях своей самобытной культуры. Возрождается национальное самосознание народа, а вместе с ним язык, письменность, традиционное искусство, промыслы и ремесла, заново отстраиваются буддийские храмы.
3в: Уже несколько лет с успехом проводится праздник «Джангариада» (названный так по имени калмыцкого эпического героя Джангр), являющийся средоточием национальных символов и традиций калмыцкого народа.
5в: Ярким проявлением духовной культуры калмыков является фольклор, истоки которого восходят к древним центрально-азиатским традициям. С незапамятных времен в народе широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, эпических поэм, особое место среди которых занимает героический эпос «Джангр», по праву вошедший в сокровищницу мировой литературы. Эпопея «Джангр»- является самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его сознании священным.
6в: В "Джангаре" 12 песен, по числу основных героев поэмы. Каждый из них наделен какой-нибудь главной, только ему присущей чертой. Санал - воплощение выносливости, Савар Тяжелорукий - силы, Алтан Цеджи - мудрости, Мингйан - носитель идеала красоты, "первый красавец вселенной", Ке Джилган - златоуст, которого "никто не превзошел в искусстве словесной игры". Но вместе с тем у них есть и одна общая черта: страстная любовь к родине.
7в: "Джангар" - калмыцкий героический эпос, воспевающий воинские подвиги калмыкских богатырей и их предводителя Джангара, защитников сказочной страны Бумбы. В эпосе отражены надежды и чаяния калмыкского народа, его многовековая борьба за своё национальное существование. Огромным уважением пользовались джангарчи – мастера-исполнители «Джангра», поющие строфы эпоса под аккомпанемент домбры. Это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.
8в: О бытовании "Джангара" среди калмыков было известно ещё в 18 в. Первое исследование и перевод эпоса на русский язык принадлежат А. А. Бобровникову (1854). В 1910 был издан записанный со слов знаменитого джангарчи (исполнителя "Джангара") Ээлян Овла цикл песен (10 глав).Лучший перевод на русский язык принадлежит С. И. Липкину,редакция перевода Баатр Басангов и С. Я. Маршак.
9в: Популярностью пользовались трёхстишия гурвнт, сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки.
10в: Йорял — один из видов устного народного творчества калмыков. Применяется в разных жизненных ситуациях, таких, как: рождение ребенка, вручение подарков и др.
Сказка.
9 Ведущий: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края.
1 ученик:
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Мальчик-Богатырь, Юркабиухмах…
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
10 Ведущий: Предлагаем послушать калмыцкую народную сказку : «Неприсуждённая награда»
Неприсужденная награда
Много лет тому назад жила вдова-старуха. Было у нее четверо детей: три сына и дочь. Сыновья хороши собой, дочь еще лучше. Красавицы такой за тысячу верст кругом не сыскать. Кто хоть раз девушку эту увидел – всю жизнь красоту ее помнил.
Крепко любили ее и мать и братья, дорожили ею больше жизни своей, берегли ее как зеницу ока.
Братья-охотники, сильные и смелые, зоркие и быстрые, никогда не возвращались домой без обильной добычи.
Собрались однажды братья-молодцы в дальнюю охоту. Решили мяса запас сделать, разного зверья набить, матери и сестре мех на зиму раздобыть. Поели айрик, взяли с собой баранью ляжку, попрощались с матерью и сестрой, пошли.
Остались мать с дочерью.
К вечеру вышла мать из кибитки. Пока старуха занималась хозяйством, влетел в орко страшныймангус и унес красавицу.
Вошла мать, а кибитка пуста. Нет дочери. Искала-искала – не нашла.
Догадалась мать, что случилось. Пала на землю, плачет. Долго тянулась ночь.
Глаз не сомкнула старуха, слезами горькими изошла.
Утром вернулись братья с охоты, довольные, веселые. Встретила мать сыновей у входа в кибитку. Как сказать о несчастье? Старуха поздоровалась с ними, говорит:
- Сыновья мои любимые! Как и отец ваш, вы храбры, сильны и ловки, в доброте и в честности ему не уступите! Только и хороших людей несчастье постигнуть может. Хочется знать вашей матери, на что из вас каждый способен, если придется родному человеку помочь!
Сказал старший сын:
- На всем свете нет такой вещи, какую я отыскать бы не смог. Иголку в степи и ту увижу, головку булавочную на дне моря сыщу, за каменной стеной в сундуке, на семью семь замков запертом, булавочный кончик острый найду.
- А я одним выстрелом на любой высоте любую птицу убить могу, в дождевую каплю под облаком попаду, одной стрелой на ходу десять зайцев прикончу,- сказал матери средний сын.
Не отстал от братьев и младший сын.
- Я,- говорит,- своими руками все поймать, удержать могу. Камень с горы поймаю, скалу на лету схвачу. Если бы с неба огромная и тяжелая гора свалилась, и ту бы целой поймал – комочка земли не отпало бы.
Обняла мать сыновей по очереди и призналась им в несчастье.
- Нет больше дочери у меня, сестры – у вас. Горе нам, сыновья мои!
Ищите скорее сестру вашу любимую, простите меня, старую, что недоглядела за дочерью своей единственной.
Попадали у братьев из рук наземь оружие и добыча охотничья. Нет сестры…
Первым сказал старший брат:
- Ну, нечего делать! Времени попусту терять не зачем. Попрощаемся с матерью и пойдем по белу свету – сестру разыскивать. Пока не найдем, не бывать нам дома. Только бы найти нам мангуса, пока не съел он нашу сестру.
Ушли. Дня не прошло, как разыскал старший брат облако, в котором спрятался мангус.
Нацелился средний брат, натянул тетиву, так что концы лука вместе сошлись, пустил ввысь стрелу поющую. Прямо в сердце мангуса вонзилась, насмерть поразила злое чудовище. Выпустил мангус девушку. Камнем белым сестра вниз рухнула. До земли три четверти шага осталось – подхватил сестру младший брат, невредимой наземь поставил.
Слух о том, как братья свою сестру из ужасной беды выручили, от самого мангуса спасли, по всей земле прошел.
Собрались старики келмерчи из хотонов разных – решили присудить награду тому брату, кто ее больше всех заслужил.
- Среднего наградить – он дракона убил,- говорит один.
- Что же, что убил! Если бы старший брат дракона не нашел, так и стрелять среднему брату было б не в кого,- твердят иные.
- Младший брат больше заслужил,- настаивают третьи,- если бы не он, разбилась бы девушка, не помогли бы ни старший, ни средний братья.
- Младшему-то и ловить не пришлось бы, если бы не старший и средний братья: девушку мангус давно бы уже сожрал, а он всю жизнь искал бы сестру, пока не умер,- возражают некоторые.
Так и спорят келмерчи до сегодняшнего дня – все никак решить не могут, кому из братьев награду дать следует. А ты как думаешь? Сказки слушать всякий умеет. Ты вот помоги решить, кому же из братьев награду нужно дать.
Всем трем? Нельзя. Не по правилу. Келмерчи будут против. Одному из трех? Так кому же?
9в:Ведущий. (обращение к залу) Так кому же отдать награду. Помогите. (дети высказывают своё мнение)
(1. А й р и к – простокваша. 2 Орко – дымовое отверстие в кибитке. 3 Мангус – сказочное чудовище, пожирающее людей.)
10 в: -Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказку. Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Сказок много есть на свете, все их очень любят дети. А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.
(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.)
10в: Сейчас Калмыкия известна всему миру. В Элисте проходят международный, российский чемпионаты по шахматам. В п.Цаган-Аман почти ежегодно проводятся биологические олимпиады России среди школьников. В Калмыкию приезжают много иностранцев, калмыцкие учителя выезжают за границу. С каждым годом хорошеет наша Элиста.
Песня “Моя маленькая Элиста”
Все больше внимания уделяется нашим детям, раскрывают их талант..
Все больше калмыков говорят на родном языке.
Песня “Калмыцкий чай”
А сейчас всех гостей приглашаю на калмыцкий чай.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭЛИСТА
Республика Калмыкия — республика, входящая в состав Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа . Столица — город Элиста.
Государственные символы Калмыкии ГИМН Сарул сәәхн Хальмг Таңһч / Светлая красивая Республика КалмыкияСансн тоотан күцәнә, / Всё что задумала исполняет Авцта җирһлин бат җолаг / Складной жизни крепкие поводья Алдр һартан атхна . / В славной руке сжимает Давтвр : / Припев : Улан залата Хальмг улс , / С красной кисточкой калмыцкий народ Улата теегән кеерүлий! / Красную степь украсим Төрскн нутгтан күчән нерәдәд, / Родной державе мощь посвятим Толһа менд җирһий ! / Да будем здравствовать мы ! Олн-келн әмтнлә хамдан / Со всеми людьми разных языков вместе Уралан Таңһчм зүткнә./ Вперед стремится моя Республика Иньгллтин залин өндр герлд / Дружбы пламя в высоком свете Иргч мана батрна ./ Будущее наше крепнет Давтвр : / Припев : Баатр-чиирг үрдәр туурад , / Крепкими выносливыми детьми прославляясь Буурл теегм өснә./ Седая степь моя растёт Сурһуль-номдан килмҗән өгәд, / Отдавая учебе старание Сул нерән дуудулна . / Свободное имя возносят Давтвр : / Припев:
Золотая обитель Будды Шакьямуни «Золотая обитель Бу́дды Шакьяму́ни » —крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Расположен в центре Элисты на улице Юрия Клыкова. Освящён 27 декабря 2005 года.
Здание хурула имеет 56 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе двенадцатиметровую статую Будды.
ПАГОДА «СЕМЬ ДНЕЙ» Начнем «наш путь» с первого изображения- Пагоды «Семь Дней» Пагода "Семь дней" расположена на центральной площади города Элисты. Пятнадцатиметровая пагода была открыта в городе в 2005 году, в день национального калмыцкого праздника Зул . Название пагода получила благодаря семи ярусам, символизирующим семь дней недели. К возведению пагоды причастны тибетские ламы из индийского монастыря Гьюдмед . В самом центре расположен медный молитвенный барабан, высотой около 2-х метров, покрытый сусальным золотом. Он призван дарить гармонию и покой жителям города. В него заложено 75 миллионов мантр . По буддистской традиции одно вращения барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению всех этих мантр . Пагода окружена небольшими фонтанами. В целом, это сооружение придает особый восточный колорит главной городской площади.
Золотые Ворота Золотые Ворота « Алтн Босх» в городе Элиста Калмыкия. Они выполнены в традициях буддийской архитектуры. Двадцать восемь картин иллюстрируют страницы истории и современной жизни Калмыкии. Арка– это главный вход в ставку, символ священного порога, символ добра и благополучия, олицетворяющий начало, силу и власть. Проходящий черед Золотые ворота очищается духовно, вступает на высокий путь, путь добродетели – белую дорогу. Под звук колокольчиков здесь загадываются желания.
Скульптура Эхо Ещё одна из причин посещения Элисты – это объемная скульптура «Эхо». Достопримечательности Элисты очень интересуют туристов и гостей Калмыкии. Одним из примечательных памятников является скульптурная композиция «Эхо». Фигура мужчины бережно прижимает к груди домбру, которая словно сливается с телом музыканта Скульптура «Эхо» – это символ открытости и душевности калмыцкого народа, восприимчивости к явлениям окружающего мира. Скульптурная композиция высотой почти 4 метра выполнена скульптором Н. Евсеевой в 1996 году. Как выйти замуж: Существует давнее поверье о том, что если девушка сможет пролезть сквозь отверстие в этой скульптуре, то она в скором времени выйдет замуж. В связи с этим, часто появляются очереди к скульптуре.
Памятник Остапу Бендеру Памятник Остапу Бендеру находится в городе на проспекте имени Остапа Бендера . Рядом с памятником, полукругом расположены 12 стульев и столов – для сеанса одновременной игры в шахматы. Остап Бендер – главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма (увода) денег». Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.
Сити-Чесс Город Шахмат Нью-Васюки Сити-Чесс Город Шахмат Нью-Васюки построен в благословенной Калмыкии в 1998 году для проведения XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Идея создания шахматного города в Калмыкии принадлежит известному президенту Всемирной Шахматной Федерации FIDE, первому президенту Калмыкии Кирсану Илюмжинову. Кирсан Илюмжинов и голливудская звезда Чак Норрис в городе Сити-Чесс (1998 г.) изучают план строящегося шахматного города.
Фольклор « Джангар » — калмыцкий героический эпос, воспевающий воинские подвиги калмыцких богатырей и их предводителя Джангара , защитников сказочной страны Бумбы . В древнем ойрат-калмыцком эпосе « Джангар » 12 песенных историй о подвигах богатырей, по числу основных героев поэмы. Каждый из богатырей наделен какой-нибудь главной, только ему присущей чертой. Богатырь Санал — воплощение выносливости, богатырь Савар Тяжелорукий — силы, Алтан Цеджи — мудрости, богатырь Мингйан — носитель идеала красоты, «первый красавец вселенной», Ке Джилган — златоуст, которого «никто не превзошел в искусстве словесной игры».
Калмыцкая сказка « Неприсуждённая награда»
Памятник основателю калмыцкой письменности Зая-Пандите
Лиджи Инджиев — народный писатель Калмыкии
Народный поэт Калмыкии, Герой Социалистического Труда Давид Никитич Кугультинов Учитывая важность поэзии в калмыцкой культуре Народный Хурал Калмыкии установил памятную дату «День калмыцкой поэзии», которая отмечается ежегодно 13 марта.
Элиста Когда уже на первый разворот Заходит лайнер, медленно снижаясь, К стеклу прижавшись, смотришь, поражаясь, По-детски приоткрыв наивно рот. Внизу, как лотос сказочный, чиста, Не из земли — из чаши изумруда, Возник цветок — невиданное чудо — Моя, родная сердцу, Элиста, Впитавшая времен высотный стиль, Громадой камня к небесам вздымаясь, Глазами окон щедро улыбаясь Тем, кто кварталы города взрастил. Здесь в каждом доме радостно живут, Растя цветы, детишек пеленая, Мои друзья, достойно пожиная Плоды судьбы, что вырастил их труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника-концерта" Новогодний праздник"
Цель: поздравить ребят с успешным завершением первого полугодия; организовать праздник-концерт для класса и их родителей...
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...
Сценарий праздника "Новогоднее представление для учащихся 5 (6) -х классов "Приключения Питер Пэна и друзей"
Сценарий новогоднего праздника с при ключениями сказочных героев Питер Пэна Д.Барри. Сказочных героев могут играть старшеклассники, а учащиеся из 5-6-х классов готовят творческие выступления. Сценарий...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
Сценарий праздника "Тепло сердец для наших любимых мам! "Сценарий праздника на День матери.
Сценарий праздника на День матери....
Сценарий агитбригады «Мы будущее нации»
Сценарий агитбригады «Мы будущее нации»...
Рабочая программа по Литературе Калмыкии
Программа регионального компонента «Литература Калмыкии» для 5-6 классов рассчитана на 2 года обучения. На изучение курса отводится по 34 ч. в каждом классе (1 урок в неделю).Введени...