исследовательская работа «День Велеса - Коровий праздник.»
творческая работа учащихся (6 класс) на тему

Шабарова Марина Михайловна

    Исследовательская работа посвящена этно-экологическим аспектам изучения традиционного праздника Власьего дня. В своей работе автор исследует историю возникновения праздника; изучает традиции его празднования в мире, России, в селе Байково; выявляет отношение людей к данному празднику; определяет значимость праздника для общества на сегодняшний день. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_obrazovaniya_administratsii.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Починковского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Байковская основная школа

«День Велеса - Коровий праздник.»

Малышева Кристина

12 лет

Руководитель - учитель биологии

Шабарова Марина Михайловна

с. Байково, 2017

Оглавление

1.Введение.                                                                                             с. 3- 4

2. Основная часть.                                                                                  с. 5- 11

3. Заключение.                                                                                        с. 12

4. "Паспорт" исполнителей, от которых были сделаны записи        с. 13

5.  Список использованной литературы и интернет ресурсов.     с. 13

6. Рецензия                                                                                       с. 14

7. Приложение                                                                                 с 15-17

Введение.

 С большим удовольствием в праздничные дни собирается огромное количество людей под открытым небом. Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях. Люди раскрепощаются, становясь не только зрителями, но и активными участниками праздничного действа.

Народные праздники — это давнее народное наследие наших предков, из глубины веков явившееся нам. Многие детали забыты и истерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Поэтому по крупицам собираем все, что связано с обычаями и обрядами нашего народа, стараемся возобновить, преумножить, дополнить своими современными традициями. Радует, что все чаще и чаще мы возвращаемся и обращаемся к истории возникновения и существования народного праздника, пытаемся осмыслить, исследовать, сделать определенные выводы о том, что народный праздник — это многогранный источник духовного и эстетического развития людей.

       Праздник является продолжением жизни людей, его будней. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным фактором расширения культурно-досугового пространства.

Народные праздники издревле связаны с природой, с земледельческим и скотоводческим календарем. История и культура народов повлияли на специфику праздников, придали им особый оттенок, отражающий сложившиеся устои жизни и быта народа, составляющих национальную культуру каждого народа.

Цель нашего проекта – это исследование и  сбор информации о праздновании народного праздника Дня Велеса.

Задачи:

-        развитие интереса к истории и культуре родного края;

-       провести информационно–просветительскую работу по пропаганде традиционных праздников среди  обучающихся и жителей села;

-        сохранение традиций празднования Дня Велеса.

Основная часть.

     На занятиях по внеурочной деятельности «Разноцветный мир» мы знакомились с народными праздниками. Один из праздников, который заинтересовал меня был Коровий праздник. В нашем селе большинство жителей работает в СПК «Заря», на молочной ферме, которая славится большой продуктивность коров. Я решила узнать, знают ли жители села о таком празднике как День Велеса (Коровий праздник). Вместе с Мариной Михайловной, мы решили исследовать историю, традиции  праздника по следующему Плану:

1. Изучение дополнительного материала в Интернете;

2. Опрос родителей 6 класса;

3. Опрос старожилов села;

4. Экскурсия на ферму СПК «Заря».

История праздника.

  Изучив материалы на сайтах в Интернете, я узнала об истории праздника следующие сведения.  

   Власти Севастийский жил в III – начале IV в. в Малой Азии и был епископом. Из-за гонений на христиан Власий вынужден был укрыться в пещере в горах Аргоса, куда вскоре начали приходить дикие животные, чтобы святой благословил и исцелил их (скорее всего, именно поэтому Власия принято считать покровителем домашнего скота). При этом, согласно преданию, обитавшие в пещере звери его не трогали, а даже наоборот охраняли его. Подосланные местным правителем Агриколой ловчие, подойдя к пещере, в которой находился Власий, заметили, что животные почтительно замерли вокруг пещеры, ожидая, когда Власий закончит молитву и выйдет благословить их. Об этом немедленно было доложен Агриколе и он приказал привести Власия к себе. На пути к Севастии Власий совершал разные чудеса, славя Имя Христово. Так, он помог сыну бедной женщины, у которого в горле застряла кость, а также помог бедной вдове, у которой волк унес единственного поросенка. По прибытию в Севастию Власий подвергся жестоким пыткам.

Много разных пыток пришлось претерпеть Власию, но его вера осталась непоколебима. Видя, что Власия не сломить, Агрикола отдал приказ отрубить ему голову. Вместе с Власием он отправил на казнь также двух мальчиков, которых Власий наставлял в христианской вере. И после смерти Власия, в память о его благочестивых деяниях, в народе стали отмечать его день особыми с особыми почестями, а также разными обрядами. Поскольку в пещере в горах Аргоса могучие звери не тронули Власия, он считается покровителем домашних животных. В связи с этим в его день у наших предков было принято кормить домашний скот самым лучшим кормом, а также совершать ритуалы, направленные на защиту скота от нечистой силы. Отсюда, кстати, скорей всего, и произошло второе название праздника — Коровий праздник.

     По другой версии, христианский Власий в сознании народа стал «наследником» славянского Волоса, хранителя крестьянского скота. Загадка «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый» относится непосредственно к этому отождествлению. Сходя на землю, по верованию наших пращуров, Велес принимал вид быка, хотя бывали случаи, когда он, по старинному преданию, странствовал между веровавшими в него людьми и в человеческом образе. Богопочитание Велеса являлось в древней Руси одним из наиболее важных в языческом обиходе: именем бога-покровителя стад клялись наравне с громовержцем-Перуном. Об этом свидетельствуют государственные договоры и летописные сказания. Как бог-пастырь, Велес считался и покровителем песнотворчества, так упоминалось в  единственном литературном поэтический памятник XII-го столетия. Таким образом, ему на славянском Олимпе приписывались некоторые свойства Аполлона древней Греции и некоторые - Пана, своеобразно объединенные в нечто цельное.
Совпадение имени христианского святого с языческим богом дало прямой повод к слиянию их обоих воедино. Таким образом, к св. Власию перешло покровительство стад. Существуют даже иконы, на которых он изображен окруженным коровами и овцами - подобно тому, как святые Флор и Лавр пишутся с лошадьми подле себя. В коровниках и в хлевах нередко можно встретить в деревенской глуши иконы св. Власия. На крестных ходах во время падежей скота впереди всех других особо чтимых святынь поднимается богоносцами икона этого угодника Божия. 
 Впрочем, не для всех животных праздник заканчивался хорошо.

 

Традиции празднования у разных народов.

    В этот день непременно кормили домашних животных лучшим кормом, совершали ритуальные обряды, чтобы уберечь скот от нечистой силы. Чтобы защититься от нее, необходимо плотно закрыть все печные трубы вьюшками или даже замазать глиной. К святому Власию обращались с молитвой: «Дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, с поля шли-скакали». Во многих районах Власьев день отмечали как большой праздник. В это время устраивали многолюдные молебны, во время которых освящали караваи ржаного хлеба, которые затем хозяйки скармливали скоту. В любом случае, в этот день старались вообще не работать — считалось, что это поможет предохранить домашних животных от падежа. На Власия принято было угощаться жарким.

    На Власия принято было закалывать бычка, телушку или свинку и угощаться жарким. Это было весьма целесообразно: зима шла к концу, корма убывали, держать лишний скот становилось накладно. Кроме того, таяли и запасы хлеба, крестьянский стол скудел, а перед Великим постом людям стоило запастись силами. В день Власия начинались и скотские базары, когда можно было выгодно продать или купить корову. Власьевские морозы считались последними. В народе говорили: «Мороз запел — санный след оледенел»;  «Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги».

  11-го февраля повсеместно служатся власьевские молебны, причем во многих селах сохранился обычай пригонять рогатый скот к церковной ограде ко времени служения этих молебнов, чтобы его можно было окропить святой водою. 
  В некоторых местностях приносят в церковь на Власьев день свежее коровье масло и ставят в новой посудине под икону чествуемого святого. Это масло в Вологодской, Новгородской и других соседних губерниях так и зовется «воложным», «волосным» или «власьевым». Оно поступает в пользу церкви и причта. Отсюда ведется поговорка: «У Власия - и борода в масле». При сделках клялись-божились на Власьевом торгу непременно именем этого святого, и такая клятва почиталась за самую крепкую,- немного выискивалось людей, которые решились бы покривить душою, поклявшись так в этот день. Разгневанный клятвопреступником покровитель, по народному верованию, отступается от него навсегда, предоставляя всяким лихим силам опутывать того всевозможными наваждениями.

В Рязанской, Тульской, Орловской губерниях блюлся в старину по селам обычай - выставлять на три утренних зорьки после Власьева дня всякие семена на мороз, а потом подмешивать их в меру при будущем посеве. Это называлось «делать семенное» и делалось - в надежде на обильный урожай. Таким Образом, покровительству св. Власия до некоторой степени поручался не только скот домашний, а и будущий его корм. Раздельные -заботливые хозяйки, заканчивая ко Власьеву дню пряжу льна и кудели, отбирали лучший изо всей пряжи моток и выставляли его на первую после Власия утреннюю зорьку на мороз. От этого, - гласит предание, вся пряжа делается ровнее, белее, тоньше и добротнее. «Позорнишь пряжу после Власия,- будешь с деньгами на Маслену!» - говорится в старой поговорке деревенской (т.е. выгодно продашь прядево): «Власий уйдет, масло на дорогу прольет»... А широкая Масленица - не заставит себя долго ждать после Власьева дня, если не вздумается ей - веселой затейнице - самой об иной год опередить его. 

  В некоторых местах утром на Власьев день с особыми причитаниями завивали из соломы "закруту" ("Власию, или — Волотке на бородку"). Ее смазывали маслом и вешали в коровнике или в овечьем хлеву. Этот обычай соблюдается с древнейших времен.


Народные приметы 24 февраля, Власьев день.

  • Пришел Власьев день, пришли и власьевские морозы.
  • Власьевские утренники пойдут — держи ухо востро!
  • Власьевские морозы последние, завершающие зиму.
  • Власий сшибает рог с зимы.
  • Прольет мороз маслица на дороги — зиме пора убирать ноги.
  • Мороз запел — санный путь оледенел.
  • С Власьева дня полоз санный покатится и корова бок греет.
  • На Власьев день стараются вообще не работать в расчете предохранить свой скот от падежа.

Песенное заклинание.

«Смерть, ты Кровавая Смерть! 
Выходи из нашего села, 
Из закутъя, из двора! 
В нашем селе 
Ходит Власий святой 
С ладоном, со свечой, 
Со горячей золой, 
Мы тебя огнем сожжем, 
Кочергой загребем, 
Помелом заметем, 
И попелом забьем! 
Не ходи в наше село, 
Чур наших коровушек, 
Чур наших буренушек, 
Рыжих, лысых, 
Беловымьих, Криворогих, Однороги-их!» 

 Результаты опроса.

      Каждый ученик нашего класса, дома родителям задали следующие вопросы: «Знаете ли вы такой праздник Коровий день?», «Когда его празднуют?», «Как отмечают этот праздник?». Результат был одинаков у всех. Все родители ничего не знают об этом празднике.

     Я решила спросить у жительницы нашего села, труженицы тыла во время Великой отечественной войны, Балакиной Анны Ивановны.   Анна Ивановна рассказала, что ее мама рассказывала ей про этот праздник. Раньше во времена, когда не только скотине, но  и  людям есть нечего было, корова считалась кормилицей. Потеряв ее семья голодала. Во времена падежа скотины от голода, хозяева хватались за любую «соломинку», лишь бы спасти корову. Вот тогда они вспоминали про молитвы Власию. Работая на ферме, во времена советского периода, молится запрещалось и про эту традицию забыли.

       Мы, с ребятами из класса, решили узнать у работников фермы о Коровьев празднике. 11 февраля 2016 года мы отправились на экскурсию в СПК «Заря». Заведующий фермой Бардин Сергей Николаевич познакомил нас работниками фермы, провел экскурсию по дворам, рассказал о современных технологиях в животноводстве. Знакомясь с работниками мы расспрашивали о празднике. Все работники отвечали, что впервые слышат о нем. Экскурсия на ферму не принесла нам новых сведений. Зато мы провели просветительскую работу. Поздравили с праздником животноводов, подарили  икону святого Власия, праздничные календари.

Заключение.

    В ходе данного исследовательского проекта была проделана следующая работа:

- организован опрос жителей села и работников фермы;

- познакомились с историей и традициями  праздника;

- посетили ферму и поздравили работников с праздником.

Мною были сделаны следующие выводы:

- традиции празднования Дня Власия утеряны;

- празднование народных праздников в любые времена приносят  радость, хорошее настроение, объединяют людей.

Паспорт исполнителей, от которых были сделаны записи.

1. Родители 6 класса- 8 человек.

2. Балакина Анна Ивановна- 1 932 года рождения, 28 лет отработала дояркой, имеет орден Красного знамени.

3. Бардин Сергей Николаевич  – заведующий фермой

4. Шиленкова Надежда Егоровна, Чирова Нина Николаевна, Кандюкина Любовь, Николаевна-  работники фермы.

Список использованных интернет ресурсов.

1. http://www.syl.ru/article/204306/new_russkie-narodnyie-prazdniki-i-obryadyi-letnie-narodnyie-prazdniki-v-rossii

2.  http://www.calend.ru/narodevent/6468/

3. http://cddk.ru/modules.php?name=News&file=

Рецензия.

Автор – Малышева Кристина Васильевна.

МБ ОУ Байковская ОШ

Заочный этап I возрастная группа: 11-14 лет

Номинация- «Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников»

Название работы- «Власьев день. Коровий праздник»

Руководитель – Шабарова Марина Михайловна – учитель биологии.

    Исследовательская работа посвящена этно-экологическим аспектам изучения традиционного праздника Власьего дня. В своей работе автор исследует историю возникновения праздника; изучает традиции его празднования в мире, России, в селе Байково; выявляет отношение людей к данному празднику; определяет значимость праздника для общества на сегодняшний день. 

 На основе исследования сведений из Интернета, опроса жителей села Байково, родителей 6 класса, работников фермы СПК «Заря», автор работы пришел к выводу, что  традиции празднования Дня Власия утеряны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».

Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...

Исследовательская работа по теме "День Победы приближали как могли"

   Актуальность исследования в том, что сегодня осталось очень мало ветеранов Великой Отечественной войны - участников трагических событий, внёсших свой вклад в защиту Отечества. Цель...

Сценарий для праздника «День здоровья!», посвященный праздникам «День воспитателя и всех дошкольных работников» и «День учителя!»

Цель: • Сформировать у коллектива потребность в здоровом образе жизни.• Сплочение коллектива.• Задачи: • Способствовать укреплению здоровья.• Пропагандировать здоров...

Школьный конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «День науки». Справка члену жюри

Школьный конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «День науки». Справка члену жюри...

Исследовательская работа «День, когда я родилась»

Каждый человек интересуется событиями, связанными с его жизнью.  Изучая информацию, относящуюся к жизни автора, истории англоговорящих стран, а также известных людей, человек расширяет кругозор. ...

Исследовательская работа «Сравнительная характеристика праздников России и Великобритании»

Исследовательская работа "Сравнительная характеристика праздников России и Великобритании"...