Театр на немецком языке - эффективное средство эмоционального воздействия на детей
статья на тему
В данной статье представлен опыт работы по использованию во внеурочной деятельности театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_na_nemetskom_yazyke.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр на немецком языке – эффективное средство эмоционального воздействия на детей (Из опыта работы)
Малютина Н.А.
МАНОУ «Гимназия №2», г.Мариинск, Россия
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
В России и в Мариинске, в частности, сложилась серьёзная ситуация с изучением немецкого языка. Только незначительная часть учащихся хочет изучать немецкий язык, в то время как группы английского языка переполнены. Выбор иностранного языка предоставлен родителям, которые убеждены, что будущая работа их ребёнка будет связана с английским языком. Это происходит даже в тех регионах, где существует явная востребованность немецкого языка. Такое положение немецкого языка в нашей стране противоречит мировой образовательной тенденции, направленной на сохранение языкового плюрализма. [2, c. 88-89] Поэтому главная задача учителей немецкого языка стимулировать и пропагандировать изучение немецкого языка, показать важность знания немецкого языка в современном мире.
Большую возможность для решения этой задачи представляет внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Ребёнок – свободный артист от природы. Театр как синтетический вид искусства позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения и воспитания привлекательным и радостным [1, c. 4] Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие и воспитание каждого ребёнка, его психическое благополучие, нравственное здоровье, решение проблем его социальной адаптации и приобщение к общечеловеческим ценностям [3]. Использование театра и театральных методик в изучении немецкого языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивать способность к «вчувствованию» в других, обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию [1, c. 4].
Идеей создания театра на немецком языке «загорелись» мои пятиклассники. Театральная студия «Unser kleines Theater» существует в гимназии, таким образом, с 1996 года, первоначально на базе 5 класса, в котором я являлась классным руководителем, затем она стала действовать при поддержке ЦНК «Гармония» (сегодня это РНЦ «Гармония»).
Целью деятельности студии является популяризация изучения немецкого языка как иностранного среди детей, родителей и педагогов, совершенствование владения немецким языком, совершенствование мастерства актёров. Основные задачи театральной студии – прививать интерес и любовь к немецкому языку, уважение к культуре страны изучаемого языка, воспитывать чувство толерантности, товарищества и ответственности за совместную работу, готовность к коллективному творчеству, культуру общения друг с другом, развивать память, внимание, воображение, мышление, фантазию, эстетический вкус, творческие и драматические способности, умения речевого взаимодействия, повышать общую языковую культуру, развивать межкультурную, коммуникативную, языковую, речевую компетенции.
Актёры театральной студии живут под девизом: «Чтобы сделать жизнь лучше, достаточно изменить мир вокруг себя!». В течение существования студии сменилось 3 поколения актёров. Нынешние студийцы – это ребята 7-11 классов. Лица ребят светятся радостью, когда они приходят на занятия в театр. Каждый год мы ставим с ними спектакли на немецком языке. В ходе работы над спектаклем ребята занимаются сценической речью, танцами, пластикой.
Театральная деятельность осуществлялась в разные годы в тесном сотрудничестве с режиссёрами (Зубарев П.М., директор Мариинского муниципального театра «Жёлтое окошко», Зубарева Е.В., художественный руководитель театра «Жёлтое окошко», Лукашова О.И., преподаватель класса ФЭА и народного творчества ДМШ, Волкова Е.В., методист по работе с молодёжью и детьми). Я, как учитель немецкого языка, с помощью разнообразных театрально-игровых приёмов знакомлю ребят с содержанием произведения на немецком языке, организую работу над лексикой, над интонацией предложений, над характерами персонажей. Вместе с ребятами мы распределяем роли, разучиваем их, изготавливаем афиши и пригласительные билеты. Режиссёр проводит актёрский тренинг: работает над сценической речью, над пластической культурой, над сценическими образами; отрабатывает актёрское мастерство студийцев, репетируя отдельные эпизоды, отрабатывая очередность мизансцен спектакля и соединяя их воедино, подбирает музыку, даёт консультации по изготовлению реквизитов и декораций. Неоценимую помощь нам оказывает РНЦ «Гармония» (непосредственный пошив костюмов, изготовление декораций).
В прошедшем учебном году разработана рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «Весь мир театр, и все мы в нём актёры» для учащихся II ступени обучения (с 5 по 9 классы) по общекультурному направлению в соответствии с новым ФГОС ООО (победитель муниципального этапа областного конкурса программ внеучебной (внеурочной) деятельности для основной школы). Предусмотренные данной программой занятия рассчитаны на 34 часа и проводятся 1 раз в неделю с использованием проектной методики (проект – постановка спектакля) для учащихся 5 класса, изучающих немецкий язык и заинтересованных в его активном совершенствовании. Предполагается по мере перехода учащихся из 5 в 6 класс и далее, используя данную программу, брать для проекта более сложные в языковом отношении и сценическом плане сценарии.
Театральная студия «Unser kleines Theater» дарит зрителям добрые немецкие сказки братьев Гримм «12 месяцев», «Белоснежка», «Золушка», «Волк и 7 козлят», «Гензель и Гретель», «Госпожа Метелица», датчанина Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», К. Чуковского «Муха-Цокотуха», балладу И.В.Гёте «Верный Эккарт», знакомит их со средневековым героем - борце за справедливость Тиле Уленшпигеле: «Чудо-доктор», «Искусство чистой правды». В анонсе её программы также «Мистерия рождения Иисуса Христа».
«Unser kleines Theater» – лауреат I степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги-2007», награждён грамотами и благодарственными письмами за участие в городских театральных конкурсах, областных, международных фестивалях, постоянный участник Дней немецкой культуры в городе Мариинске (Областной фестиваль немецкого языка и литературы, Ассамблея народов Кузбасса, Международный фестиваль «Германия. Вехи культурного и исторического развития», г. Кемерово, 10-ый театральный фестиваль «Весна 2005», 12-ый театральный фестиваль «Весна 2007», г. Новосибирск, VI региональный фестиваль немецкой культуры, г. Ленинск-Кузнецкий).
«Unser kleines Theater» не останавливается на достигнутых результатах, прибывает в постоянном творческом поиске, совершенствует своё мастерство, пропагандирует духовное богатство немецкой и русской культуры в многонациональном городе Мариинске и за его пределами.
Занимаясь со своими детьми внеурочной деятельностью по немецкому языку, я поняла одну простую вещь: даже если мои ученики не станут специалистами со знанием иностранного языка, то в их сердцах и умах останется доброе, приятное воспоминание о нашей театральной деятельности и о гимназии вообще.
Список литературы
- Полякова, Т. Н. Театр в изучении немецкого языка учеб. пособие по немецкому языку для младших школьников/ Т. Н. Полякова. – СПб.: КАРО, 2007. – С. 4.
- Шатерник, Г. А. Немецкий язык нужен всегда / А. Г. Шатерник // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 3. – С. 88-89.
- Павленко С.Н., Сильвестрова М.Т., Хромушина С.В. Авторская программа внеурочной деятельности «Театральная студия». URL:
http://tnu.podelise.ru/docs/index-314300.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Аффирмации как средство коррекционного воздействия на детей с ОВЗ»
Все, что говорит мама или папа, а особенно их скрытые послания, напрямую попадают в подсознание ребенка и закрепляются там на всю жизнь. Мысль, часто прокручиваемая в голове, рано или поздно ста...
Мастер-класс "Эффективные методы эмоционального воздействия на уроках литературы..."
Приёмы, способствующие нравственному воспитанию учащихся....
Программа внеурочной деятельности театра на немецком языке "Театро"
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Театро» для 4 - 6 классов составлена согласно требованиям ФГОС .Настоящая программа своим содержанием дета...
выступление на тему сенсорная комната как средство коррекционного воздействия на детей с недостатками речи
Сенсорная комната как средствокоррекционного воздействияна детей с недостатками речи....
Семинар – практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития дошкольников
Материал может использывать, воспитатели, музыкальные руководители, специалист ДОУ....
Опыт работы по теме «Эмоционально-образные формы обучения на уроках литературы как средство эмоционального воздействия на чувства учащихся»
Современные программы по литературе восстанавливают в своих правах утраченные и несправедливо забытые духовные ценности....
Опыт работы по теме «Эмоционально-образные формы обучения на уроках литературы как средство эмоционального воздействия на чувства учащихся»
Современные программы по литературе восстанавливают в своих правах утраченные и несправедливо забытые духовные ценности....