Игра-викторина "В мире русской словесности"
методическая разработка (8 класс) на тему

Киреева Ольга Юрьевна

Конспект внеклассного мероприятия в 8 классе "В мире русской словесности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

- пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;

- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов   русского языка и литературы;

- развитие творческих способностей, познавательных интересов;

- развитие общей эрудиции участников.

ХОД ИГРЫ.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей интеллектуальной игре  «В мире русской словесности». Сегодня в нашем зале  собрались самые болтливые, говорливые, и весёлые, чтобы блеснуть своим остроумием, эрудицией и ораторским  искусством.

Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой — враг мой!». В каких случаях так говорят? (Ответы детей.) Но есть и вторая часть этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня участникам предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему хозяину.

        Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими участниками. (Представление участников команды (в игре принимают участие 2 команды учащихся

8 – х классов).

А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и фантазию. (Представление жюри.)

1. Литературная разминка. «Писатель – не писатель»

- Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

Для 1 команды.

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А. Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка).

Для 2 команды.

М.Ю. Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И. С.Тургенев, А. Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

2. «Эрудит». Угадай слово по его лексическому значению.

Я буду читать вопросы, а вы, если догадались, о каком слове идет речь, поднимаете руку. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

1.Титул древнеегипетских царей (фараон)

2.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

3.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов(манекен)

4.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

5.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

6.Устное народное творчество (фольклор)

7.Общая часть родственных слов (корень)

8.Научное справочное пособие (энциклопедия)

9.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

10.Герой русских былин (богатырь)

11.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах(эскалатор)

12.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

3. «Конкурс скороговорок».

- На экране вы видите 2 скороговорки. Выберете представителя команды, который сможет правильно и быстро произнести скороговорку.

Для 1 команды:

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

     Для 2 команды:

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

4. «Литературные Анаграммы».

- Вы знаете, что такое анаграмма?

Слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, составляющих другое слово (или словосочетание).

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. МОТ → Т _ _  (Единица собрания сочинений.)                                (Том.)

2. КРЕН → К _ _ _  (Адресат стихотворения «Я  помню чудное мгновенье ...»
А.С. Пушкина.)                                                                        
(Керн А.П.)

3. ОПЕР → П _ _ _  (Инструмент писателя.)                                         (Перо.)

4. СИЛА → Л _ _ _  (Героиня многих басен И.А.  Крылова.)                        (Лиса.)

5. СТОПА → О _ _ _ _  (Имя сына Тараса Бульбы.)                                (Остап.)

6. МАШБАЧНИК → Б _ _ _ _ _ _ _ _  (Герой  «Шинели» Гоголя.)                (Башмачкин.)

7. ЛОБ + ОДИН → Б _ _ _ _ _ _  (Бывшее имение Пушкиных.)                (Болдино.)

8. КРЕН + СОВА → Н _ _ _ _ _ _ _  (Русский поэт.)                        (Некрасов Н.А.) 

9. РАК + СЛОН → К _ _ _ _ _ _  (В меру  упитанный персонаж   Астрид Линдгрен.)

                                                                                    (Карлсон.)

 

10. ОМОН + ГОЛ → М _ _ _ _ _ _  (Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)                                                                                (Монолог.)

5. Орфоэпическая минутка «Ударный-безударный».        

- Ребята, многие окружающие нас люди некоторые слова произносят неправильно. Сейчас проверим, грамотна ли ваша устная речь.

Расставьте ударение в словах. За выполненное без ошибок задание команда получает  баллы.

Апостроф, баловать, банты, водопровод, договор, дочерна, жалюзи, завидно, закупорить, звонит, зубчатый, иконопись, каучук, кашлянуть, красивее, ломота, лососевый, мельком, надолго, обеспечение, облегчить, оптовый, плесневеть, принудить, свекла, торты, туфля ходатайство, христианин, черпать, шарфы, шприцы щавель, эксперт.

АпострОф, баловАть, бАнты, водопровОд, договОр, дочернА, жалюзИ, завИдно, закУпорить, звонИт, зубчАтый, Иконопись, каучУк, кАшлянуть, красИвее, ломОта,

лососЁвый, мЕльком, надОлго, обеспЕчение, облегчИть, оптОвый, плЕсневеть, принУдить, свЁкла, тОрты, тУфля, ходАтайство, христианИн, черпАть, шАрфы, шпрИцы щавЕль, экспЕрт.

6. «Черный ящик»

- Перед вами черный ящик. В нем находятся 2 предмета.

1. Пушкин - Дантес, Лермонтов - Мартынов, в ящике находится предмет, неотъемлемый атрибут трагических событий, связанных с данными именами? (Перчатка)

2. В ящике находится предмет с надписью, послуживший причиной Троянской войны? (Причина - спор между 3 богинями - Герой, Афиной и Афродитой за обладание яблоком, которое подбросила им богиня раздора Эрида с надписью «Прекраснейшей»)

7. «Пословицы на канцелярском языке».

- Послушайте, как звучат известные пословицы на шершавом канцелярском языке и попробуйте их узнать. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

1.Истина не содержится в нижних конечностях (В ногах правды нет)

2.ТО,что отражает свет, не обязательно является драгоценным металлом (Не все то золото, что блестит)

3.Превратности любви заводят нас так далеко, что козел кажется идеалом.(Любовь зля, полюбишь и козла).

4.Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет)

5.Ощущение потребности в еде – это не сестра вашей матери или отца (Голод не тетка).

6.Кушанье из крупы нельзя ухудшить с помощью изделия молочной промышленности (Кашу маслом не испортишь)

7.Большое количество усвоенной информации приведет к быстрому одряхлению организма (Много будешь знать-скоро состаришься).

8. Конкурс капитанов «Кто быстрее, кто больше?»

- Сейчас от каждой команды приглашаются капитаны. Им дается слово, из которого они должны составить как можно больше слов. Выигрывает та команда, чей капитан справится с этой задачей лучше. Болельщики не остаются безучастными, вы можете помочь своей команде заработать очки.

Скоросшиватель

Вошь        Тело        Ров        Корова        Кот        Кросс        Свитер      Ток

Лето        Шоссе        Вор        Скорость        Крот        Короста        Рис        Кит

Лес        Кровать        Лось        Рост        Шов        Сорока        Рот        Толь

Село        Воск        Кость        Сор        Ворота        Коса        Рок

Сера        Тик        Сито        Сорт        Шило        Сок        Кора

.

Для 1 команды:

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Апостроф, баловать, банты, водопровод, договор, дочерна, жалюзи, завидно, закупорить, звонит, зубчатый, иконопись, каучук, кашлянуть, красивее, ломота, лососевый, мельком, надолго, обеспечение, облегчить, оптовый, плесневеть, принудить, свекла, торты, туфля ходатайство, христианин, черпать, шарфы, шприцы щавель, эксперт.

     Для 2 команды:

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Апостроф, баловать, банты, водопровод, договор, дочерна, жалюзи, завидно, закупорить, звонит, зубчатый, иконопись, каучук, кашлянуть, красивее, ломота, лососевый, мельком, надолго, обеспечение, облегчить, оптовый, плесневеть, принудить, свекла, торты, туфля ходатайство, христианин, черпать, шарфы, шприцы щавель, эксперт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина "В мире природы"

Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....

Игра-викторина "В мире природы"

Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....

Игра-викторина "В мире искусства"

Викторина посвящена Международному Дню музеев.Может использоваться на внеклассных занятиях, не требует особой подготовки....

В мире русской словесности

Презентация внеклассного мероприятия для 8 класса "В мире русской словесности"...

Игра - викторина "В мире животных"

Эта игра посвящена Всемирному дню защиты животных, который отмечается ежегодно 4 октября....

Учащиеся школ и центров открытого образования Казахстана стали участниками Игры-викторины «В мире русского языка»

В течение 2-х дневного периода,  21 и  24 октября 2022 года для обучающихся русских школ г. Алматы (Университет «Туран», ул. Сатпаева, 16А) и г. Астана (РЦНК, ул. Кенесары 39) бы...