Мониторинговое исследование по выявлению коммуникативных склонностей обучающихся
материал на тему
Предварительный просмотр:
Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся
Цель: выявление коммуникативной развитости обучающихся
Ход проведения. Обучающимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Ели Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из –за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в группе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне коммуникативных способностей воспитанника:
Низкий уровень –0,1 –0,45
Ниже среднего –0,46 –0,55
Средний уровень –0,56 –0, 65
Выше среднего –0,66 –0, 75
Высокий уровень –0,76 –1
Протокол изучения коммуникативных склонностей учащихся
ФИО | количество положительных ответов на нечетные вопросы, х количество отрицательных ответов на четные вопросы, у | х + у 20 |
Коммуникативные склонности — это склонности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и психологическую совместимость в коллективной деятельности.
Низкие — человек малообщительный, испытывает трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми.
Ниже среднего — человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать свое мнение и трудно переживает обиды.
Средние — человек общительный, разговорчивый (особенно в кругу знакомых людей), круг знакомств не ограничивает.
Высокие — человек общительный, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, в общении проявляет инициативу, стремится расширить круг своих знакомых.
Очень высокие — человек очень общительный, испытывает потребность в общении, активно вовлекается в события, происходящие вокруг него. Вносит оживление в компании, легко заводит новые знакомства, стремясь к расширению круга своих друзей.
Характеристики коммуникативных склонностей:
1. Высокий уровень. Такие люди - прекрасные коммуникаторы. В общении с другими они ведут себя непринуждённо, легко осваиваются в новом коллективе, заводят знакомства, включаются в новые компании. Другие видят в них заинтересованных собеседников, готовых оказать помощь и поддержку. Эти люди охотно проявляют инициативу, ведут себя с другими уверенно и комфортно. Известно немало профессий, требующих от специалиста достаточно развитой потребности в общении и умения выстраивать отношения грамотно, корректно, доброжелательно. Это профессии врача, психолога, тренера, продавца, торгового и рекламного агентов и т. д.
2. Средний уровень. В целом, такие люди - хорошие коммуникаторы. Они стремятся к контактам с другими людьми, при необходимости готовы проявить инициативу в процессе общения, оказать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается. Охотно могут поддержать беседу. Без особого труда осваиваются в новом коллективе. В общении с другими такие люди чувствуют себя достаточно уверенно.
3. Низкий уровень. О таких, как правило, говорят, что это -«человек в себе». Это стеснительные люди, которые любят проводить время наедине с самими собой. Они не стремятся к расширению круга своих знакомств, предпочитая близких людей. При этом нередко они отличаются искренностью и глубиной переживаний. В компании такие люди чувствуют себя достаточно скованно и небезопасно. Склонны переживать из-за неудач в общении, неумения выстроить отношения эффективно для себя. При желании они могут развить в себе коммуникативные навыки.
2015-2016 учебный год 1 полугодие
группа | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
КПКК-1,20 | 5 (25%) | 10 (50%) | 5 (25%) | ||
КАМ-1, 25 | 2 (8%) | 9 (36%) | 9 (36%) | 5 (20%) | |
КПК-1, 25 | 1 (4%) | 10 (40%) | 12 (49%) | 2 (8%) | |
КТПОП-1, 23 | 1 (4%) | 12 (52%) | 8 (34%) | 2 (8%) | |
МОСР-1, 15 | 1 (6%) | 7 (46%) | 5 (33%) | 2 (13%) | |
5 (4%) | 43 (39%) | 44 (40%) | 16 (15%) | ||
Кол-во обучающихся в группах 108 | |||||
Кол-во обучающихся прошедших анкетирование 108, 100% |
2015-2016 учебный год 2 полугодие
Группа, кол-во обучающихся | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
КПКК-1 , 19 | 2 (10%) | 7 (37%) | 5 (26%) | 3 (16%) | |
КАМ-1, 25 | 4 (16%) | 6 (24%) | 8 (32%) | 5 (20%) | |
КПК-1, 25 | 5 (20%) | 7 (28%) | 7 (28%) | 3 (12%) | |
КТПОП-1, 23 | 1(4%) | 2 (9%) | 9 (39%) | 8 (35%) | 2 (8%) |
МОСР-1,15 | 2 (13%) | 7 (47%) | 5 (33%) | 1 (7%) | |
Итого: | 1 (1%) | 15 (15%) | 36 (36%) | 33 (33%) | 14 (14%) |
Кол-во обучающихся в группах 107 | |||||
Кол-во обучающихся прошедших анкетирование 99, 92% |
2016-2017учебный год 1 полугодие
Группа, кол-во обучающихся | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
КПКК-2, 19 | 1 | 4 | 7 | 5 | 2 |
КАМ-2, 24 | 4 | 8 | 8 | 5 | |
КПК-2, 25 | 1 | 5 | 6 | 7 | 3 |
КТПОП-2, 22 | 3 | 2 | 8 | 5 | 2 |
МОСР-2, 17 | 2 | 7 | 5 | 1 | |
5 | 17 | 36 | 30 | 13 | |
Кол-во обучающихся в группах 107 | |||||
Кол-во обучающихся прошедших анкетирование 101, 94% |
2016-2017 учебный год 2 полугодие
Группа, кол-во обучающихся | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
КПКК-2, 19 | 3 | 4 | 5 | 5 | 2 |
КАМ-2, 24 | 1 | 4 | 7 | 6 | 3 |
КПК-2, 23 | 1 | 3 | 7 | 5 | 3 |
КТПОП-2, 22 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 |
МОСР-2, 17 | 2 | 3 | 5 | 3 | 2 |
11 | 19 | 29 | 24 | 13 | |
Кол-во обучающихся в группах 105 | |||||
Кол-во обучающихся прошедших анкетирование 96, 91% |
2017-2018 учебный год 1 полугодие
Группа, кол-во обучающихся | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
КПКК-3, 16 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
КАМ-3, 24 | 3 | 4 | 6 | 5 | 5 |
КПК-3, 23 | 3 | 5 | 7 | 5 | 3 |
КТПОП-3, 21 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 |
МОСР-3, 17 | 2 | 3 | 5 | 5 | 2 |
11 | 20 | 27 | 22 | 15 | |
Кол-во обучающихся в группах 105 | |||||
Кол-во обучающихся прошедших анкетирование 95, 90% |
Показатель уровня коммуникативности обучающихся техникума за три года обучения
группа | Кол-во обучающихся | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень |
2015-2016 | 108 | 1 (1%) | 10 (9%) | 39 (36%) | 37 (34%) | 15 (14%) |
2016-2017 | 99 | 8 (8%) | 18 (18%) | 33 (33%) | 27 (27%) | 13 (13%) |
2017-2018 | 95 | 11 (11%) | 20 (21%) | 27 (28%) | 22 (23%) | 15 (16%) |
Анализ методики выявления коммуникативных склонностей обучающихся
Исходя из данных, приведенных в таблице, видно, что значительный процент обучающихся имеют средний уровень развития коммуникативных склонностей. Эти обучающиеся, стремятся к общению, но у них есть определенные трудности, которые не позволяют им полноценно общаться с другими людьми. Можно сделать некоторые снисхождения для обучающихся первых курсов, так они проходят процесс адаптации и не все студенты могут быстро перестроиться к новым условиям. На данном графике мы видим, что показатель уровня коммуникативности обучающихся растет, если в 2015-2016 году у большинства детей был средний показатель, то к третьему курсу возрос показатель высокого уровня на 11%. Но к сожалению низкий уровень остается примерно на том же месте, есть небольшие колебания. Это говорит о том, что есть обучающиеся, которые не стремятся к общению, им больше нравится вести замкнутый образ жизни. В основном эти обучающиеся из детей прибывших с района, из неблагополучных семей. Кураторам групп даны рекомендации обратить на категорию этих детей и активно привлекать к общественным мероприятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Выявление коммуникативных склонностей учащихся....

Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей обучающихся
В опроснике 20 вопросов, с выбором ответа "да" или "нет"...
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой
Данная методика предназначена для выявления уровня коммуникативных компетенций учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юноше...
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся(составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой)
предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся....

«Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчаровой)»
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся...
МЕТОДИКА Р.В.Овчаровой ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
МЕТОДИКА Р.В.Овчаровой ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ...

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
Составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой "Справочная книга школьного психолога"...