РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детской драматической студии «Хоймор»
рабочая программа на тему

Ахаржанова Баярма Викторовна

программа деятельности кружка "Хоймор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hoymor.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

Педагогическим советом

Протокол № ___________

от  «___»__________2017г.

                                                                       

                                                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

детского драматического кружка «Хоймор»

на 2017-2018 учебный год

Составитель

Ахаржанова Баярма Викторовна,

учитель первой квалификационной категории

         

                                                     

Хурай-Хобок, 2017

                                                           

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка_______________________________________3__

  1. Учебный план_______________________________________________6__

  1. Учебно-тематический план____________________________________9_

  1. Методическое обеспечение программы__________________________9___

  1. Список литературы___________________________________________9-10_

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение детского коллектива, расширение культурного диапазона, национального самосознания учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.

Роль и место данного курса.

          Особое значение театральное творчество приобретает в связи с изучением национальной культуры. Оно не только помогает развить с помощью игры наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте, обучить особенностям сценического воображения, но и открывает перед учащимися возможность соприкоснуться с национальной бурятской культурой, знакомит с творчеством бурятских драматургов и писателей.
        Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через школьный театр. Театр - это искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Цели и задачи кружка:

1) создать коллектив, способствовать расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты; особенностями        национальной        культуры;
2) помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков,        характеров;
3) способствовать развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи;
4) воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим, стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность, любовь и уважение к культуре родного народа.

Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных        задач.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии        и        взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.

Формы        и        методы        работы.
Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, Государственного бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева, организация встречи с С.Лыгденовым, театральными актерами и актерами кино.   Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров бурятских театров.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского  и бурятского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и бурятской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин ,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Методические        рекомендации.
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Сроки реализации программы. Обучение по данной программе рассчитано на 68 часов.
Ожидаемые        результаты:
ЧЕМУ НАУЧИЛ ТЕАТР МОИХ РЕБЯТ? Именно этот вопрос я задам себе в конце года
. Подросли мои ученики. Хорошие ребята: добрые, чуткие, искренние, доверчивые, впрочем, как и многие дети этого возраста. Рано делать далеко идущие выводы, но стоит подумать. Выполнила ли я цель, которую ставила в начале своей работы: воспитать развитую личность, раскрыть у каждого ребенка дремлющие способности?
На занятиях кружка дети пробовали свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта. Конечно, наш кружок не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Занятия драматическим искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, национальному искусству, повышают общую культуру ребят. Наши дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. В театральном кружке дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Вводное занятие:

  1. Знакомство с коллективом.
  2. выявление возможностей для распределения ролей (голосов, дикция, внешних данных).

    Тема 1:  «Что такое театр?»

        Беседа:

  1. «Значение театра, его отличие от других видов искусства».
  2. «Сценическое действие как основа актёрского творчества».
  3. «Первостепенная роль актёра».

Тема 2: «Знакомство с основоположником театрального искусства К.С. Станиславским».

Тема 3:  «Система Станиславского».

а) «Сценическое воспитание актёра».

б) «О методе работы над ролью».

Тема 4:  «Понятие о психофизическом тренинге».

а)  «Что такое психофизический тренинг?» Цели и задачи».

б)  «Принципы психофизического тренинга»

в) «Упражнения».

Тема 5:  «Слово и современная сцена».

а) «Слово в жизни и на сцене».

б) «Дикция в звучащем слове».

в) «Дикция и артикуляционный аппарат».

г) «Артикуляционная гимнастика».

д) «Речевые игры».

Тема 6:  «Игры, упражнения, этюды».

а)  Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности   и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.

б) Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах. Действия с  реальными предметами в предлагаемых обстоятельствах.

г) Упражнения на развитие образных представлений.

д) Упражнения и этюды, развивающие способность живо и инициативно реагировать на изменения условия вымысла.

е) Действия с воображаемыми предметами.

ё) Сюжетные этюды на общение без слов.

ж) Сюжеты литературные с минимальным использованием слов в целях воздействия на партнёра.

      з) Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика.

                и) Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

Тема 7:  «Чтение материала: басен, стихов, сценок».

а)    Разбор, обсуждение инсценированных басен, сценок.

б) Разбор по событиям. Анализ поступков и поведения действующих лиц.

Тема 8:  «Работа над тексом. Чтение по ролям. Упражнения».

а) «Активное отношение к тексту».

Тема 9: «Словесное действие. Упражнения».

а) «Воздействие текстом на партнёров».

Тема 10:  «Общение. Взаимодействие. Этюды.»

а) Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия: групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов.

Тема 11:  «Понятие о мизансценировании».

а) Мизансценирование сценок, басен.

Тема 12:  «Репетиции. Работа с оформлением».

а) Освоение элементов оформления, реквизита.

б) Понятие о выгородке той или иной постановки.

Прогоны: Репетиции с готовыми элементами оформления. Обсуждения, замечания.

Подготовка к показу: Подготовка музыки, светового оформления, костюмов, реквизита, декораций.

Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Содержание

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

Беседа об искусстве театра.

2

2

3

Система Станиславского.

1

1

2

4

Знакомство с основоположником театрального искусства К.С. Станиславским.

2

1

3

5

Понятие о психофизическом тренинге. Упражнения.

1

2

3

6

Слово и современная сцена. Государственный бурятский академический театр драмы: вчера и сегодня.

1

2

3

7

Игры, упражнения. Этюды. Просмотр отрывков из спектаклей ГБАТД.

2

8

10

8

Чтение материала: басни, стихи, сценки. (Э.Манзаров, Б.Базарон, Н. Балдано, Ц.Шагжин и др.)

2

6

8

9

Работа над текстом. Чтение по ролям. Упражнения. (Э.Манзаров, Б.Базарон, Н. Балдано, Ц.Шагжин и др.)

2

6

8

10

Словесное действие. Упражнения. (Бурятские народные сказки)

2

10

12

11

Общение. Взаимодействие. Этюды.

2

10

12

12

Понятие о мизансценировании.

2

2

4

  1. Методическое обеспечение программы

Обеспеченность программы методическими видами продукции

1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

2. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

           3.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных  школ. – М.,  1988 г.

           4.Б. Бегак  «Воспитание искусством».

           5.Т.С. Зеналов  «Уроки литературы и театр».

   6.Г. Г. Калякова  «Слово в драматическом театре».

  7.Б.Е. Захарова  «Мастерство актёра и режиссёра».

  1. Список литературы
  2. Бурятские народные    сказки.
  3.  Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств
  4. Пиз А. Язык телодвижений Н. Новгород: ай Кью, 1992.
  5. Козлянникова И.П. Артикуляционная гимнастика. М. 1999
  6.  Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: Аст-пресс. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения занятий по теме "Воображение" в детской театральной студии

Рекомендации основаны на 20летнем опыте. В приложениях - план-конспект Открытого занятия, а также некоторые упражнения...

Специфика работы концертмейстера в детских хореографических студиях

Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и ...

ПРОГРАММА детской вокальной студии

Экспериментальная программа...

ПРОГРАММА детской вокальной студии

Экспериментальная программа...

Авторская программа детской художественной студии "Колорит"для одарённых детей по ИЗО.

Ведущими идеями развития современной школы являются идеи гуманизации и гуманиторизации образования и развития одарённого ребёнка, формирование у него духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзы...

программа детской театральной студии "Лучики" в ДОУ

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически  все образовательные задачи в рабо...

«Детский ролик социальной рекламы – маленький шаг к большим изменениям» (из опыта работы детско-молодежной студии телевидения «Нтv-шка»)

Как можно изменить сложившуюся ситуацию, привлечь внимание детей к факторам, “отравляющим” нашу жизнь, объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо? Одним из способов решения этой проб...