«Ляксам»
материал (7 класс) на тему
Цель занятия:
- Приобщать учащихся к культуре и традициям народа ханты.
Задачи :
- познакомить учащихся со старинным обычаем народа ханты – ляксам;
-углубить и расширить знания о родном крае и народе;
- воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа,
любовь к родному краю, его истории и духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyaksam.docx | 348.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Внеклассное мероприятие: «Ляксам»
Составили: Н.И. Талигина,
учитель родного языка.
27 ноября 2017 год с. Горки
Внеклассное мероприятие: «Ляксам»
Цель занятия:
- Приобщать учащихся к культуре и традициям народа ханты.
Задачи :
- познакомить учащихся со старинным обычаем народа ханты – ляксам;
-углубить и расширить знания о родном крае и народе;
- воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа,
любовь к родному краю, его истории и духовным ценностям.
Ход занятия
Учитель
Сегодня мы поговорим об очень интересном старинном обычае народа ханты – «Ляксам», который сохранился и до наших дней, например, на Сыне.
Историческая справка.
Ляксам – переселение души умершего в душу новорождённого. Переселение возможно только среди близких (кровных) родственников. Нох ляксам – «вверх вернуться» - процесс реинкарнации. Реинкарнация – (фр.reincarnation-воплощение) – в восточных религиях повторное воплощение души после смерти в новой телесной форме; переселение душ.
Иттарма- вместилище души умершего человека.
Когда в хантыйской семье рождался ребёнок, его ждали сразу 4 мамы. Вам на празднике « День Ямала» участницы ансамбля « Сорни най» показывали этот обряд. Вспомните, как по-хантыйски называют этих мам?
Ответы учащихся.
Учитель.
Правильно: Первая мама-которая родила- просто анки, вторая - принявшая роды –пукан анки, третья- та, что первой подняла на руки и занесла его в дом, где жила вся семья. Её называли алтам анки. Четвёртая мама – крёстная мама-перна анки, которая отвечала за духовное становление ребёнка.
Ребёнок очень рано начинал ощущать и свою роль будущего родителя.
Этому способствовал старинный обычай под названием «Ляксам». У северных ханты считалось, что в душу новорождённого вселяется душа кого-либо из умерших родственников, и нужно было определить, чья именно. Родители приглашали женщину, которая с помощью иттарма или другим способом могла определить, кто вернулся. Она проводила гадание с помощью иттарма, называла поочерёдно имена умерших родственников и каждый раз поднимала люльку с новорождённым. На каком-то из имён люлька как бы «прилипала», её не могли поднять. Это и было сигналом, что к ребёнку «прилипла» душа названного человека. Если ребёнок по ночам спал спокойно после того, как определили ляксам, значит всё было правильно. Именно душа этого родственника (цы) вернулась в новорождённом. Если же ребёнок плакал по ночам, не давал спать родителям, то это признак того, что неправильно определили его ляксам. Приглашали ещё раз женщину, которая проводила обряд ляксам. Если и это не помогало определить ляксам, то уже приглашали шамана. Он и узнавал у духов истинную причину. Ошибка при определении ляксам могла быть из-за того, что две умершие женщины, желая воскреснуть в душе данного ребёнка, не уступали друг другу. Например, одна из них – прабабушка новорождённой, а другая – тётка, жена ири – «брата деда». Вот тётка «говорила» в свою пользу:
- Я приходила в вашу семью, теперь ушла. Следа от меня не осталось – ни дочерей, ни сыновей мне Бог не посылал, так пусть же моё имя вспоминают через мою ляксам! После этого ребёнок спал спокойно и днём, и ночью. Девочку время от времени называли УртыОхпи Ай-Вош-Куртэ – «Красноволосая женщина из Вош-Курта». Называли ребёнка обычным женским именем. Но она имела свою вторую родню в этой деревне, откуда была родом её ляксам-нэ.
Иногда его (ребёнка) называли даже именем его ляксам. Вместе с именем к нему как бы переходили и родительские функции. Дети умершего человека считались теперь детьми новорождённого. Они называли его мамой и папой, делали подарки и относились как взрослому. Если в маленькой девочке воскресала душа чьей-то жены, то муж называл её ласкательными именами. Но это было редко. Гораздо чаще можно было наблюдать то, как если чей-то муж воскресал в маленьком мальчике, то жена в нём души не чаяла- начинала с ним возиться, разговаривать. Называла его йикем- «мой муж», нявремлам аси –«отец моих детей». Вместе с ляксам ребёнок как бы приобретал вторую семью, второй круг близких людей.
Родственники, которые могли ляксаты, не вступали в брак друг с другом –указатель того, что родственные связи очень близки.
Отношения между детьми-ляксам. Дети-ляксам отличались друг от друга по возрасту – старшие, средние, младшие. И этот возрастной порядок был связан с оленеводческими терминами: ухал тэл-«нарты полнота» (комплект чего-то полного). В зимний период в нарты запрягалось по три оленя: олан- «первый, или ведущий», кутлап- «средний», пелак- «ведомый, крайний». Летом в мужскую нарту запрягали пять оленей, в женскую – четыре. Если количество ляксам ( тэл) переходило количество тэл, то делали второй набор ляксам. Следовательно, мальчиков –ляксам не три и пять, а шесть и десять человек.
Старинный обычай ляксам с самого рождения приобщал ребёнка к социуму, в котором он жил, воспитывал уважение к родственникам, укреплял родственные связи, вызывал живой интерес к своей родословной. И самое главное, по моему мнению, он настраивал человека достойно прожить свою жизнь, чтобы его долго помнили потомки, чтобы его душа могла много раз воскреснуть.
Этот обычай вошёл в мою жизнь с самого рождения. У меня ляксам – моя прабабушка, манси по национальности. Мой прапрадед решил женить моего прадеда Талигина Василия, съездил к манси вп.Ломбовож. Высватал у одного манси старшую дочь, заплатил, как и положено было в ту пору, нужное количество оленей. Когда приехали за невестой, случилось не предвиденное: невеста оказалась с норовом и отказалась выходить замуж за незнакомца и чужеземца. Она себе цену знала и заявила: « Неужели я здесь, на своей родине, жениха не найду, чтобы ехать жить к каким-то хантам ?!»
Договор есть договор. И пришлось её отцу отдать замуж самую младшую дочь-Елену. Приехала она к хантам. Изучила их язык, стала соблюдать все обычаи. Родила и воспитала 5 детей : Никиту, Егора (моего деда), Ивана, Матрёну и Наталью. Все её дети хорошо говорили и на мансийском, и на хантыйском языке. За это я её очень уважаю. Старшего сына Никиту она женила на мансийке. Во время Великой Отечественной войны, когда Никита пропал без вести, его жена уехала с сыном Яковом к себе на свою малую родину, в Саранпауль, откуда была родом. Теперь и в ХМАО живут мои близкие родственники.
А в детстве меня дома звали «Охаль ими (женщина-манси) ляксам» и это я воспринимала как должное. Я была очень привязана к сестре моего деда Егора – Наталье Васильевне Носкиной, которая во мне души не чаяла и называла меня «анкие». В детстве она мне дарила всякие подарки, а потом я ей привозила отдарки. Ляксам идёт по мужской линии.
У моей мамы, Талигиной Павлы Тихоновны, я знала всехляксам:олын – Тоболева Анна Матвеевна, кутлап – Возелова Ульяна Семёновна, пелкие – Прокина Тамара Яковлевна. Со всеми у меня были тёплые родственные отношения.
И у моей мамы появились ляксам. Я всем уже её ляксам делала подарки за то, что благодарные потомки её помнили.
Обычай ляксам помогал с раннего детства приобщиться к социуму. Настраивал человека достойно жить в обществе, чтобы после смерти его долго помнили родственники. Мужчины могли иметь возможность 5 ляксам, а женщины-4 ляксама. Если человек после смерти имел хотя бы 3ляксама, это уже было нормально: он прожил достойную жизнь.
А теперь, дети, расскажите о своих ляксам, ведь этот обычай существует и в наши дни.
Ответы учащихся.
Нензелов Егор рассказал про своём ляксам. Это его родной дед Егор, в честь которого его и назвали. Шиянов Илья тоже знает про свой ляксам. У Васи Попова ляксам – его прадед Семён Андреевич Хунзи, ветеран Великой Отечественной войны.
Учитель.
Давайте подведём итоги занятия. О каком старинном обычае народа ханты мы с вами беседовали?
Ответы учащихся.
Учитель.
Как определяли ляксам ребёнку?
Ответы учащихся.
Учитель.
По мужской или по женской линии идёт ляксам и почему?
Ответы учащихся.
Учитель.
Ребята, когда поедете на каникулы, обязательно поговорите со своими родственниками об этом старинном обычае и узнаете много нового и интересного о своей родне, лучше узнаете свою родословную.
Список литературы:
1.В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина «Знакомьтесь: ханты» - ВО «Наука», Новосибирск,1992,с.14
2.Н.М.Талигина «Обряды жизненного цикла у сынских хантов» - Изд. Томского университета, 2004, с.99.
3.Д.Озелова «Рождение ребёнка в хантыйской семье» - ж. «Ямальский меридиан» №1-2005,с.52.
4.Фото из личного архива Талигиной Н.И.
.