Кружок "Шах и Мат"
рабочая программа на тему
Внеурочная деятельность учащихся Программа кружка «Шах и мат» Возраст детей 10-13 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_shah_i_mat.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индекс дела 02 – 05
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
с. Ульяновка Тамалинского района
Пензенской области – ООШ с.Обвал
ул. Центральная, 11, с. Обвал Тамалинского района Пензенской области
телефон (8-4169) 3-86-49, Е-mail: ooshsobval@rambler.ru
ОКПО 47527973, ОГРН 1025801073143
ИНН/КПП 5832003411/583201001
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ с. Ульяновка
Тамалинского района Пензенской области
____________________ А.А. Цыбяков
Приказ № от 20 г.
Внеурочная деятельность учащихся
Программа кружка
«Шах и мат»
Возраст детей 10-13 лет
Срок реализации программы-1 год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №
От « » августа 20 г.
Пояснительная записка
Программа шахматного кружка рассчитана на 36 занятий для учащихся 5 – 7 классов.
Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
В нашей школе дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах. Для изучения курса мною предусмотрено использование мультимедийных технологий и мультимедийных обучающих сред «Шахматная школа для начинающих».
Ожидаемые результаты:
1. Возросший интерес к шахматам.
2. Развитие интеллектуальных способностей.
3. Воспитание чувства уверенности и собственного достоинства.
К концу учебного года дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Тематический план
№п/п | Темы занятий | всего | теор | практ | Вид деятельности |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по техники безопасности. | 1 | 1 | Беседа. | |
2 | Что такое шахматы? Развитие шахмат. | 1 | 1 | Презентация. | |
3 | Шахматная доска. Поле боя и войско. | 1 | 1 | Работа с демон доской. Практика | |
4 | Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 1 | 1 | Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь» | |
5 | «Способности» фигур. | 1 | 1 | Теория. Презентация | |
6 | Ходы и взятие фигур | 1 | 1 | Практикум | |
7 | Что такое вечный Шах и Мат. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практикум и теория |
8 | Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? | 1 | 1 | Ролевая игра | |
9 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 | 1 | Практикум | |
10 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | 1 | 1 | Практикум | |
11 | Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). | 1 | 1 | Теория | |
12 | Ладья против слона | 1 | 1 | Практикум | |
13 | Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практикум |
14 | Конь против ферзя, слона и ладьи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и практика |
15 | Мат ферзем и мат ладьей. | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и практика |
16 | Мат двумя слонами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и практика |
17 | Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля). | 1 | 1 | Ролевая игра | |
18 | Типичные матовые финалы. | 1 | 1 | Работа с компьютером | |
19 | Типичные матовые финалы. | 1 | 1 | Работа с компьютером | |
21 | Рокировка и ее правила | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и практика |
22 | Шахматная партия | 1 | 1 | Игра | |
23 | Шахматная партия (продолжение) | 1 | 1 | Игра | |
24 | Техника матования одинокого короля | 1 | 1 | Практикум | |
25 | Техника матования одинокого короля (продолжение) | 1 | 1 | Практикум | |
26 | Достижение мата без жертвы материала | 1 | 1 | Практикум | |
27 | Ничья, мат. | 1 | 1 | Теория | |
28 | Шахматный дебют | 1 | 1 | Игра, теория | |
29 | Шахматный дебют (продолжение) | 1 | 1 | Игра | |
30 | Основы дебюта | 1 | 1 | Игра | |
31 | Основы Миттешпиля. | 1 | 1 | Теория | |
32 | Основы Миттешпиля.(продолжение) | 1 | 1 | Игровые комбинации | |
33 | Шахматная комбинация | 1 | 1 | Игра | |
34 | Шахматная комбинация | 1 | 1 | Игра | |
35 | Спортивно-массовое мероприятие | 1 | 1 | Соревнование | |
36 | Заключительное занятие | 1 | 1 | «Что? Где? Когда?» |
ВСЕГО 36
Содержание программы
- Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат.(2часа) Теория: Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
- Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
- Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации “Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.
- «Способности» фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
- Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.
- Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра “Первый шах”. Что такое пат? Дидактическое задание “Мат или пат”.
- Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее?”.
- Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.
- Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание “Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
- Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.
- Ладья против слона. “Игра на уничтожение” (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.
- Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.
- Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.
- Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание “Мат или не мат”.
- Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание “Мат в один ход”.
- Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).
- Типичные матовые финалы.(2 часа) Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание “Дай мат в один ход”
- Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание “Рокировка”.
- Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра “Два хода”,
- Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
- Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.
- Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.
- Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата.. Игровая практика.
- Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.
- Шахматный дебют. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”.
- Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”.
- Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила)
- Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
- Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
- Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
- Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика.
- Заключительное занятие. Шахматный вечер “Что? Где? Когда?”
Методическое обеспечение
1. Шахматы.
2. Компьютерная игра в шахматы для начинающих разной сложности.
Литература.
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
- Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982
- Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
- Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.
- Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.