Взрослые проблемы наших детей
методическая разработка (10 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект индивидуальной беседы с родителями
Тема : «Взрослые проблемы наших детей. »
Работа выполнена :
Сайкина Е.В.
воспитатель Школы-
интернат №576
Санкт-Петербург
2017
Индивидуальная беседа на тему :
«Учебные нагрузки в старших классах»
Цель:
Разговор об учебной нагрузке в средней и старшей школе.
Увеличение нагрузки.
Помощь родителей в подготовке домашнего задания, контроль за учебной деятельностью в старших классах.
Ход разговора (беседы)
"Для того чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно» Л.Н.Толстой
1.Воспитатель:
Проблема здоровья детей сегодня настолько остра, что мы вправе поставить вопрос:
“ Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение”. Очень часто в связи с учебной нагрузкой происходит переутомление организма. Это дает сбой в организме ребенка. Происходит чрезмерное утомление
Утомление — временное состояние организма и существует целая система мероприятий для его снятия и предупреждения. Давно установлено, что восстановление сил быстрее происходит при смене деятельности, переключении с умственной на физическую работу и наоборот.
Одним из важнейших направлений при переходе к профильному обучению является итоговая аттестация выпускников основной школы, которая позволяет объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю. Соответственно, в связи с подготовкой к ГИА учебная нагрузка учащихся также увеличивается.
Новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала, в том числе методических пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения.
Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если учителя игнорируют состояние здоровья учеников, если на ряду с другими вопросами учебной программы не раскрывают "секреты" их здоровья, если не используют в полном объеме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе.
Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Однако следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья в школе и дома. Нужно показывать преимущество здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.
Первым шагом к которому в условиях школы могут быть уроки и внеклассные мероприятия по здоровьесбережению. Они, безусловно, у нас в школе, в интернате проводятся с традиционным постоянством
Таким образом, закреплению знаний о здоровье способствуют почти все учебные предметы, так как процессы, происходящие в организме, подчиняются биологическим, физическим, психологическим законам.
Образовательный процесс неизбежно сопровождается определенной интеллектуальной и психологической нагрузкой учащихся. Так же не стоит забывать о физических нагрузках, которые есть у детей профессиональных спортсменов.
В условиях перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за природных возможностей не в состоянии справиться с таким объемом заданий, – нравственным здоровьем.
Обсуждая проблему перегрузки, нельзя не учитывать тот факт, что нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах или в объеме материала. Она зависит и от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно, снижает эффект перегрузки, и наоборот, то, что вызывает у учащегося отторжение, может вызвать этот эффект даже при небольших объемах учебного материала. Напомним, что в начале одной из своих педагогических статей Л.Н. Толстой писал: "Для того чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно". Поэтому организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ребенка означает не принуждение его к занятиям, а воспитание у него познавательного интереса. Ребята, не справляющиеся с учебой, нередко перестают заниматься и находят совершенно неподходящие для детей и подростков источники удовлетворения своих интересов.
Большая учебная нагрузка оказывает не только прямое, но и опосредованное негативное воздействие на здоровье учащихся, создавая серьезные препятствия для реализации их возрастных биологических потребностей в двигательной активности, пребывании на воздухе, сне.
Причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает
Причем уставать интеллектуально дети начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые – повышенные – требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает.
Следующий опасный рубеж – старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон – организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.
Неудивительно, что старшеклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию.
Родители редко обращают на это внимание: «Какие твои годы, чтобы болела голова, да и чего ей болеть?» И лишь особенно дотошные мамы отправляются с ребенком к врачу. На приеме выясняется, что нагрузка в школе переходит все разумные границы, а жалобы ребенка – закономерное следствие переутомления.
Синдром непоседы
Предупредить последствия переутомления можно, если вовремя обратить внимание на главные проблемы этого возраста – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенку не сидится на месте. Он не может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется.
Часто дерется, что-нибудь ломает. Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть, и его очень сложно уложить спать. Измученные мама и папа ведут его к психологам, врачам. Там школьнику ставят диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Родителям «непоседы» объясняют, что, как ни парадоксально, такая необузданная активность может быть следствием умственного переутомления.
Школьник с дефицитом внимания отнюдь не глупее своих одноклассников, а в чем-то даже сообразительнее и шустрее. Но он никогда не записывает домашнее задание, постоянно отвлекается на уроках, учится нестабильно: в его дневнике пятерок и троек поровну. У него часто возникают проблемы со сверстниками. Он не может «вести себя хорошо», не потому, что не хочет, а потому что не может.
Специалисты объясняют, что голова таких детей может продуктивно работать лишь в течение 10–15 минут, после чего ребенок «отключается» на 3–5 минут, чтобы накопить энергии. Для того чтобы поддерживать активность мозга в этот период, школьник интенсивно двигается: бегает по классу, дергает соседку по парте за косички и пускает бумажные самолетики в окно.
В такой ситуации нужно вовремя обратиться к врачу, который составит индивидуальную психотерапевтическую программу коррекции и поможет родителям правильно организовать режим дня ребенка. В противном случае, увеличение нагрузок в старших классах приведет к большим проблемам со здоровьем.
10 советов для здравого ума и твердой памяти
Не требуйте лишнего
Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований.Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.
Установите режим дня
Умственные нагрузки можно облегчить, если соблюдать правильный распорядок дня. Школьники не должны ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя». Режим дня нужен и в каникулы, чтобы потом легче было перестроиться на рабочий лад. Укрепляйте иммунитет
Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период. Эти меры помогут школьнику избавиться от частых болезней, которые усиливают усталость. Помните: чтобы прийти в себя после болезни, включиться в работу, детям нужно не меньше двух недель.
Отключите компьютер
Подросток не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше двух-трех часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
Позаботьтесь об отдыхе
От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе, активных играх и общении с друзьями.
Сделайте массаж
Умственному и физическому переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится – в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль. Запишите школьника на лечебную физкультуру и плавание. А расслабиться после учебного дня ему помогут мягкие поглаживающие движения в области шейно-воротниковой зоны, волосистой части головы и мышц лица.
Проверьте зрение
Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.
Не забывайте о правильном питании
Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творОг, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.
Будьте для ребенка примером
Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.
Таким образом, здоровье действительно та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы наших детей
Доклад посвящен вопросам семейного воспитания. «Дети – это зеркало нравственной жизни отцов и матерей»- сказал В.А. Сухомлинский. Неслучайно говорят: «Когда ребенок трудновосп...
Дисграфия и дислексия. Проблемы грамотности наших детей.
Данная статья рассматривает определения дисграфии и дислексии, способы и методы ее коррекции. Полезна для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов....
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.Как помочь ребенку, если он забывает, путает,неправильно пишет буквы?Консультации для родителей....
Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».
Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...
Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"
Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспит...
А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Тапёр». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых
А.И. Куприн...
Детско – взрослая проблема: Потеря контакта с ребёнком.
Данный материал может быть использован для работы с родителями по указанной теме, как материал для классных часов, круглого стола и диспутов....