Клуб "Умник"
рабочая программа (6 класс) по теме

Рагузина Галина Ивановна

Программа курса «Умник»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное развитие    личности.

Цели программы: создание условий развития исследовательских умений учащихся, отражающих единство и специфику творческой  деятельности в различных областях.

Задачи:

• Развитие творческого потенциала обучающихся.

• Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в различных очных и заочных  конференциях, во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_umnik.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

Актуальность

В концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года №1756-Р п.2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Кроме того, в докладе Государственного совета Российской Федерации о развитии образования на данном этапе (от 21 марта 2006г.) указано на необходимость обеспечения открытости образования как государственной общественной системы. «Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».

Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.

          Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». ( Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».)

            Проблема формирования познавательного интереса привлекла внимание многих исследователей. Разработка этой проблемы в 50-е г.г. прошлого века осуществлялась Л.И.Божович, Н.Г.Морозовой, Л.П.Благонадежиной. Позже интересовались этой темой Г.И.Щукина, В.Н. Липник, В.Н.Максимова и другие. Исследователями показана роль различных видов самостоятельных работ в становлении у школьника интереса к учению. Среди разнообразных самостоятельных работ особенно значимы работы творческого характера. Творческая работа способна вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся  к предмету. Ученик, ощутивший радость собственного поиска и творчества, несомненно, с большим интересом и уважением относится к творческой деятельности других людей.                          

          Курс представляет собой  занятия, направленные на формирование у учащихся стремления  творчески мыслить. Организация творческой работы  позволяет даже слабому ученику, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление  возможности  сделать собственное      «открытие»,  знакомство   с оригинальными  путями  рассуждений,   овладение   элементарными  навыками   исследовательской   деятельности   позволят  обучающимся   реализовать  свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Программа курса «Умник»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное развитие    личности.

Возрастная группа  учащихся, на которых ориентированы занятия:  учащиеся  6  класса

Особенности набора детей:  свободный

Цели программы: создание условий развития исследовательских умений учащихся, отражающих единство и специфику творческой  деятельности в различных областях.

Задачи:

• Развитие творческого потенциала обучающихся.

• Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в различных очных и заочных  конференциях, во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.

Личностными   результатами   изучения   данного      курса  являются:

  •  развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий;  
  •  развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности;
  • развитие   самостоятельности   суждений,  творческой активности, независимости   и   нестандартности  мышления.

Отличительные особенности программы:

Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:

  • соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
  • привлекательность материала;
  • необходимость «активного изучения»
  • материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
  • благоприятная обстановка в коллективе;
  • эффективные методы  и приёмы.

Требования к организации процесса:

  • ориентация на самостоятельную работу учащихся;
  • ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
  • развивать и поддерживать в работе творческое начало.

Способы определения результативности:

* Диагностика (сентябрь, май)

* анкетирование

Преимущества - целенаправленная индивидуальная работа с учащимися, ориентированная на их успешность, самореализацию.

Трудоемкость - затраты времени учителя и ученика.

Риски - победы, завоеванные с 1-го раза, могут привести к остыванию дальнейшей деятельности, а может, наоборот. Разочарование детей, не получивших признание на территориальных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и конференциях.

Прогнозируемый  результат: предполагается, что в результате реализации программы обучающийся будет обладать следующими качествами личности:

-уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

-критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей,

-генерировать новые идеи;

- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

*самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

* составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

*работать по плану, сверяя свои действия с целью, 

*корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерииоценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

*перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

*пользоваться словарями, справочниками; 

*осуществлять анализ и синтез;

* устанавливать причинно-следственные связи; 

* строить рассуждения;

   Коммуникативные УУД:

*адекватно использовать речевые средства для решения различныхкоммуникативных задач;

*владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

*слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

*договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

*задавать вопросы.

Прогноз положительных результатов реализации деятельности программы:

1) увеличение количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов;

2) увеличением количества победителей предметных олимпиад;

3) формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;

4) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества,

5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:

• в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;

•   в активном применении учащимися новых информационных технологий.

6) Повышение уровня творческого потенциала обучающихся.

Режим занятий:

Обучение происходит в течение 1учебного года – 68 часов, 2 часа в неделю.

Пути реализации:

1.Творческие задания на развитие воображения: одушевление неодушевленного, «сказочное»  и «фантастическое» в содержании, создание образов,  придумывание метафор, сравнений, загадок.

2.Творческие задания дивергентного типа: множество точек зрения при истолковании текста, твой взгляд на проблему, «посмотри на мир чужими глазами», изобретательские задачи.

3.Творческие задания, развивающие беглость и гибкость мышления: ассоциации, сопоставления, аналоги.

4.Творческие задания, развивающие оригинальность мышления: поиск необычных средств художественной выразительности, «зашифруй правило», «полезная ошибка», моделирование информации.

5.Использование эвристических методов работы (когнитивные, креативные и оргдеятельностные). Наиболее продуктивным является метод «Если бы…».  Использование его возможно не только для  переключения видов деятельности, но и для развития языкового чутья.

6.Выполнение учащимся заданий, связанных с поиском дополнительного материала, в том числе и в Интернете, обучение их способам работы с этой информацией, предупреждая об опасности неэффективного использования ИКТ.

7. Подготовка исследовательских, проектных работ.

Формы организации воспитательной деятельности: групповые, парные, индивидуальные.

Формы межгруппового общения: совместно-индивидуальная; совместно последовательная; совместно-взаимодействующая. Уже при анализе форм групповой работы, мы видим, что её характеризуют следующие черты: деятельностная черта - процесс познания предполагает вовлечение учащегося в активную творческую деятельность; интерактивность - активное взаимодействие обучающего и учителя; рефлексивный аспект – постоянное размышление ученика о субъективном опыте, его анализ и самостоятельная постановка цели; выход учащегося на индивидуальную образовательную траекторию с последующим самоопределением.

План

учебно – воспитательной работы клуба «Умник» в 6-х классах (68 часов)

занятий

Количество часов

Тема занятий

Содержание и формы работы

Дата проведения

1-2

2

Стремление к совершенству

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  

Сентябрь

3-4

2

Ум в жизни человека

Обобщать, делать несложные выводы;

Определять последовательность событий;

Судить о противоположных явлениях.

Октябрь

5

1

Выбор тем и направлений для творческих и исследовательских работ

Обсуждают тему исследовательской работы с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Сентябрь

6-8

3

Теоретические занятия по теме: «Библиотечно-информационная культура»

Работают с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

Октябрь

9-12

4

Подготовка и участие во внутришкольной олимпиаде по русскому языку и литературе

Различать   главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Давать определения тем или иным понятиям.

Сентябрь

13-16

4

Подготовка и участие во Всероссийском заочном конкурсе интеллект – экспресс «В мире русского языка».

Творческие задания дивергентного типа: множество точек зрения при истолковании текста, твой взгляд на проблему, «посмотри на мир чужими глазами», изобретательские задачи.

Сентябрь

17-20

4

Познавательная экскурсия «Самара космическая»

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения задач.

Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.

Октябрь

21-25

5

Подготовка и участие в международном проекте «Граммотей – марафон 2015»

Использование эвристических методов работы (когнитивные, креативные и оргдеятельностные). Наиболее продуктивным является метод «Если бы…».  Использование его возможно не только для  переключения видов деятельности, но и для развития языкового чутья.

Ноябрь

26-30

5

Консультации по научно-исследовательской деятельности учащихся.

Выполнение учащимся заданий, связанных с поиском дополнительного материала, в том числе и в Интернете, обучение их способам работы с этой информацией, предупреждая об опасности неэффективного использования ИКТ.

Ноябрь

31-35

5

Подготовка и участие во Всероссийских и международных дистанционных олимпиадах по русскому языку

Интерактивные методы работы:

1. Бортовые журналы;

2 Мозговой штурм

4. Дерево решений.

В течение года

36-40

5

Подготовка и участие во Всероссийских и международных дистанционных олимпиадах по литературе

Творческие задания, развивающие оригинальность мышления: поиск необычных средств художественной выразительности, «зашифруй правило»,  «полезная ошибка», моделирование информации.

В течение года

41-45

5

Подготовка и участие в международном проекте «Почитай-ка 2016»

Интерактивные методы работы:

1.Гражданские слушания.

2. Ролевая (деловая) игра.

3. Займи позицию.

Декабрь

46-51

6

Подготовка и участие во всероссийских, региональных  конкурсах творческих работ.

Творческие задания на развитие воображения: одушевление неодушевленного, «сказочное»  и «фантастическое» в содержании, создание образов,  придумывание метафор, сравнений, загадок.

В течение года

52-57

6

Подготовка материала и выступление  нашкольной конференции

Организация выставок исследовательских, творческих, прикладных работ учащихся.

Выступления детей.

В течение года

58-59

2

Познавательная экскурсия в музей г. Новокуйбышевска

Умение преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Представлять полученную информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Февраль

60-62

3

Встреча с интересными людьми (писателями, поэтами, бардами)

г. Новокуйбышевска

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство( аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории.

Понимать систему взглядов и интересов человека.

Владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.

Март

63-64

2

Подведение итогов

Уметь соотносить результат своей деятельности с целью и                    оценить его.

Уметь самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Май

Список использованной литературы:

  1. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание  школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Григорьева Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко. - М.: Изд-во Проспект, 2011.
  4. Петров И.И. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: изд. «Педагогика», 1989.
  5. Праздник в средней школе - 2 / Сост. Н.Г. Кувашова. - Волгоград: Учитель, 2004.

Отчет о работе клуба «Умник»

Время проведения

Мероприятие

Участники

Результат

1

Октябрь

Всероссийский конкурс «В мире русского языка» национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России»

Косякова Софья

Сухарева Кристина

Мартынова Екатерина

Долгова Анастасия

Чернышова Александра

Шадрин Антон

Потапов Егор

Колдова Татьяна

Григорян Артак

Диплом 2 место

Диплом6 место

Диплом3 место

Диплом2 место

Диплом3 место

Диплом3 место

Диплом2 место

Диплом2 место

Диплом3 место

2

Сентябрь

Олимпиада по литературе (школьный уровень)

Долгова Анастасия

Косякова Софья

Колдова Татьяна

Григорян Артак

Шадрин Антон

3

Октябрь

Грамотей – марафон 2015

Международный проект по русскому языку

Колдова Татьяна

Долгова Анастасия

Потапов Егор

Каменев Виктор

Григорян Артак

Мартынова Екатерина

Косякова Софья

Брынцев Семен

Леонов Михаил

Шадрин Антон

Шишкина Анастасия

Сертификат (96 %)

Сертификат(99 %)

Сертификат(99 %)

Сертификат (98 %)

Сертификат (97 %)

Сертификат(99 %)

Сертификат (99 %)

Сертификат (99 %)

Сертификат (95 %)

Сертификат (98 %)

Сертификат(94 %)

4

Октябрь

Олимпиада по русскому языку (школьный уровень)

Колдова Татьяна

Долгова Анастасия

Григорян Артак

2 место

5

Ноябрь

Всероссийский конкурс по языкознанию «Русский медвежонок»

Болонина Карина

Сухарева Кристина

Шишкина Анастасия

Голубева Христина

Долгова Анастасия

Крылов Сергей

Косякова Софья

Бурлуцкая Ангелина

Леонов Михаил

Григорян Артак

Шадрин Антон

6

Декабрь