Клуб "Умник"
рабочая программа (6 класс) по теме
Программа курса «Умник» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Цели программы: создание условий развития исследовательских умений учащихся, отражающих единство и специфику творческой деятельности в различных областях.
Задачи:
• Развитие творческого потенциала обучающихся.
• Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в различных очных и заочных конференциях, во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_umnik.docx | 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.
Актуальность
В концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года №1756-Р п.2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Кроме того, в докладе Государственного совета Российской Федерации о развитии образования на данном этапе (от 21 марта 2006г.) указано на необходимость обеспечения открытости образования как государственной общественной системы. «Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».
Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». ( Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».)
Проблема формирования познавательного интереса привлекла внимание многих исследователей. Разработка этой проблемы в 50-е г.г. прошлого века осуществлялась Л.И.Божович, Н.Г.Морозовой, Л.П.Благонадежиной. Позже интересовались этой темой Г.И.Щукина, В.Н. Липник, В.Н.Максимова и другие. Исследователями показана роль различных видов самостоятельных работ в становлении у школьника интереса к учению. Среди разнообразных самостоятельных работ особенно значимы работы творческого характера. Творческая работа способна вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету. Ученик, ощутивший радость собственного поиска и творчества, несомненно, с большим интересом и уважением относится к творческой деятельности других людей.
Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы позволяет даже слабому ученику, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа курса «Умник» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: учащиеся 6 класса
Особенности набора детей: свободный
Цели программы: создание условий развития исследовательских умений учащихся, отражающих единство и специфику творческой деятельности в различных областях.
Задачи:
• Развитие творческого потенциала обучающихся.
• Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в различных очных и заочных конференциях, во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, творческой активности, независимости и нестандартности мышления.
Отличительные особенности программы:
Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:
- соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
- привлекательность материала;
- необходимость «активного изучения»
- материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
- благоприятная обстановка в коллективе;
- эффективные методы и приёмы.
Требования к организации процесса:
- ориентация на самостоятельную работу учащихся;
- ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
- развивать и поддерживать в работе творческое начало.
Способы определения результативности:
* Диагностика (сентябрь, май)
* анкетирование
Преимущества - целенаправленная индивидуальная работа с учащимися, ориентированная на их успешность, самореализацию.
Трудоемкость - затраты времени учителя и ученика.
Риски - победы, завоеванные с 1-го раза, могут привести к остыванию дальнейшей деятельности, а может, наоборот. Разочарование детей, не получивших признание на территориальных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и конференциях.
Прогнозируемый результат: предполагается, что в результате реализации программы обучающийся будет обладать следующими качествами личности:
-уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
-критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей,
-генерировать новые идеи;
- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
*самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
* составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
*работать по плану, сверяя свои действия с целью,
*корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерииоценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
*перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
*пользоваться словарями, справочниками;
*осуществлять анализ и синтез;
* устанавливать причинно-следственные связи;
* строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
*адекватно использовать речевые средства для решения различныхкоммуникативных задач;
*владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
*слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
*договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
*задавать вопросы.
Прогноз положительных результатов реализации деятельности программы:
1) увеличение количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов;
2) увеличением количества победителей предметных олимпиад;
3) формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;
4) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества,
5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:
• в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;
• в активном применении учащимися новых информационных технологий.
6) Повышение уровня творческого потенциала обучающихся.
Режим занятий:
Обучение происходит в течение 1учебного года – 68 часов, 2 часа в неделю.
Пути реализации:
1.Творческие задания на развитие воображения: одушевление неодушевленного, «сказочное» и «фантастическое» в содержании, создание образов, придумывание метафор, сравнений, загадок.
2.Творческие задания дивергентного типа: множество точек зрения при истолковании текста, твой взгляд на проблему, «посмотри на мир чужими глазами», изобретательские задачи.
3.Творческие задания, развивающие беглость и гибкость мышления: ассоциации, сопоставления, аналоги.
4.Творческие задания, развивающие оригинальность мышления: поиск необычных средств художественной выразительности, «зашифруй правило», «полезная ошибка», моделирование информации.
5.Использование эвристических методов работы (когнитивные, креативные и оргдеятельностные). Наиболее продуктивным является метод «Если бы…». Использование его возможно не только для переключения видов деятельности, но и для развития языкового чутья.
6.Выполнение учащимся заданий, связанных с поиском дополнительного материала, в том числе и в Интернете, обучение их способам работы с этой информацией, предупреждая об опасности неэффективного использования ИКТ.
7. Подготовка исследовательских, проектных работ.
Формы организации воспитательной деятельности: групповые, парные, индивидуальные.
Формы межгруппового общения: совместно-индивидуальная; совместно последовательная; совместно-взаимодействующая. Уже при анализе форм групповой работы, мы видим, что её характеризуют следующие черты: деятельностная черта - процесс познания предполагает вовлечение учащегося в активную творческую деятельность; интерактивность - активное взаимодействие обучающего и учителя; рефлексивный аспект – постоянное размышление ученика о субъективном опыте, его анализ и самостоятельная постановка цели; выход учащегося на индивидуальную образовательную траекторию с последующим самоопределением.
План
учебно – воспитательной работы клуба «Умник» в 6-х классах (68 часов)
№ занятий | Количество часов | Тема занятий | Содержание и формы работы | Дата проведения |
1-2 | 2 | Стремление к совершенству | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Сентябрь |
3-4 | 2 | Ум в жизни человека | Обобщать, делать несложные выводы; Определять последовательность событий; Судить о противоположных явлениях. | Октябрь |
5 | 1 | Выбор тем и направлений для творческих и исследовательских работ | Обсуждают тему исследовательской работы с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Сентябрь |
6-8 | 3 | Теоретические занятия по теме: «Библиотечно-информационная культура» | Работают с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме. | Октябрь |
9-12 | 4 | Подготовка и участие во внутришкольной олимпиаде по русскому языку и литературе | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Давать определения тем или иным понятиям. | Сентябрь |
13-16 | 4 | Подготовка и участие во Всероссийском заочном конкурсе интеллект – экспресс «В мире русского языка». | Творческие задания дивергентного типа: множество точек зрения при истолковании текста, твой взгляд на проблему, «посмотри на мир чужими глазами», изобретательские задачи. | Сентябрь |
17-20 | 4 | Познавательная экскурсия «Самара космическая» | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. | Октябрь |
21-25 | 5 | Подготовка и участие в международном проекте «Граммотей – марафон 2015» | Использование эвристических методов работы (когнитивные, креативные и оргдеятельностные). Наиболее продуктивным является метод «Если бы…». Использование его возможно не только для переключения видов деятельности, но и для развития языкового чутья. | Ноябрь |
26-30 | 5 | Консультации по научно-исследовательской деятельности учащихся. | Выполнение учащимся заданий, связанных с поиском дополнительного материала, в том числе и в Интернете, обучение их способам работы с этой информацией, предупреждая об опасности неэффективного использования ИКТ. | Ноябрь |
31-35 | 5 | Подготовка и участие во Всероссийских и международных дистанционных олимпиадах по русскому языку | Интерактивные методы работы: 1. Бортовые журналы; 2 Мозговой штурм 4. Дерево решений. | В течение года |
36-40 | 5 | Подготовка и участие во Всероссийских и международных дистанционных олимпиадах по литературе | Творческие задания, развивающие оригинальность мышления: поиск необычных средств художественной выразительности, «зашифруй правило», «полезная ошибка», моделирование информации. | В течение года |
41-45 | 5 | Подготовка и участие в международном проекте «Почитай-ка 2016» | Интерактивные методы работы: 1.Гражданские слушания. 2. Ролевая (деловая) игра. 3. Займи позицию. | Декабрь |
46-51 | 6 | Подготовка и участие во всероссийских, региональных конкурсах творческих работ. | Творческие задания на развитие воображения: одушевление неодушевленного, «сказочное» и «фантастическое» в содержании, создание образов, придумывание метафор, сравнений, загадок. | В течение года |
52-57 | 6 | Подготовка материала и выступление нашкольной конференции | Организация выставок исследовательских, творческих, прикладных работ учащихся. Выступления детей. | В течение года |
58-59 | 2 | Познавательная экскурсия в музей г. Новокуйбышевска | Умение преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Представлять полученную информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. | Февраль |
60-62 | 3 | Встреча с интересными людьми (писателями, поэтами, бардами) г. Новокуйбышевска | Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство( аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории. Понимать систему взглядов и интересов человека. Владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования. | Март |
63-64 | 2 | Подведение итогов | Уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его. Уметь самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. | Май |
Список использованной литературы:
- Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
- Григорьева Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
- Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко. - М.: Изд-во Проспект, 2011.
- Петров И.И. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: изд. «Педагогика», 1989.
- Праздник в средней школе - 2 / Сост. Н.Г. Кувашова. - Волгоград: Учитель, 2004.
Отчет о работе клуба «Умник»
№ | Время проведения | Мероприятие | Участники | Результат |
1 | Октябрь | Всероссийский конкурс «В мире русского языка» национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России» | Косякова Софья Сухарева Кристина Мартынова Екатерина Долгова Анастасия Чернышова Александра Шадрин Антон Потапов Егор Колдова Татьяна Григорян Артак | Диплом 2 место Диплом6 место Диплом3 место Диплом2 место Диплом3 место Диплом3 место Диплом2 место Диплом2 место Диплом3 место |
2 | Сентябрь | Олимпиада по литературе (школьный уровень) | Долгова Анастасия Косякова Софья Колдова Татьяна Григорян Артак Шадрин Антон | |
3 | Октябрь | Грамотей – марафон 2015 Международный проект по русскому языку | Колдова Татьяна Долгова Анастасия Потапов Егор Каменев Виктор Григорян Артак Мартынова Екатерина Косякова Софья Брынцев Семен Леонов Михаил Шадрин Антон Шишкина Анастасия | Сертификат (96 %) Сертификат(99 %) Сертификат(99 %) Сертификат (98 %) Сертификат (97 %) Сертификат(99 %) Сертификат (99 %) Сертификат (99 %) Сертификат (95 %) Сертификат (98 %) Сертификат(94 %) |
4 | Октябрь | Олимпиада по русскому языку (школьный уровень) | Колдова Татьяна Долгова Анастасия Григорян Артак | 2 место |
5 | Ноябрь | Всероссийский конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» | Болонина Карина Сухарева Кристина Шишкина Анастасия Голубева Христина Долгова Анастасия Крылов Сергей Косякова Софья Бурлуцкая Ангелина Леонов Михаил Григорян Артак Шадрин Антон | |
6 | Декабрь | |||