Рабочая программа кружка "Волшебный узелок" (макраме)
методическая разработка на тему
I. Пояснительная записка
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей макраме.
У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство макраме требует аккуратности, точности выполнения, художественного вкуса
Макраме - один из самых старых и интереснейших видов прикладного творчества. В искусстве макраме нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды, кашпо и многое другое. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.
Курс обучения макраме планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 5 класса один раз в неделю. Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы макраме.
В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов макраме, так и при подведении итогов работы.
В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.
Принципы построения программы
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам макраме. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой макраме.
Цель программы
Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь макраме учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
Задачи программы.
Образовательные:
- обучить приемам плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий;
- обучить приемам самостоятельной разработки поделок.
- закрепить и расширить знания и умения в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда;
- возведение базиса личностной культуры,
- формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
Развивающие:
- развитие у детей творческого мышления,
- приобщение к великой русской культуре, знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
- научить учиться,
- научить детей видеть красоту окружающего мира.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
- обозначения основных узлов макраме,
- основные приемы плетения в технике микромакраме,
- способы оформления изделий при помощи кистей, бахромы,
- владение основными приемами шитья,
- приемы изменения количества нитей в процессе плетения,
- расширение кругозора в области истории, математики, биологии.
дополнительные знания, умения и навыки:
- плетение по схеме,
- составление схемы плетения по образцу.
Учебно-материальная база
Помещение
Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должна быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.
Методический фонд
Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, образцы работ, журналы и книги по макраме.
Материалы и инструменты
Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Так же нужно иметь подставку, ножницы, нитки, шнурки.
Структура проведения занятий
Общая организационная часть.
Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).
Практическое выполнение приемов и образцов.
Уборка рабочих мест.
Правила безопасности проведения занятий
1. В кружок допускаются дети и подростки, изучившие и выполняющие правила по
технике безопасности.
2. Бережно относиться к имуществу кружка.
5. Работать начинай только с разрешения руководителя.
6. Применяй инструменты только по их назначению.
7. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
8. Пользуясь инструментом, держи его так, как показал руководитель.
9. Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.
10. Не держи ножницы концами вверх. Не оставляй их в раскрытом виде.
11. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
12. Рабочее место держи в чистоте.
Методические рекомендации
Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств.
При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Волшебный узелок» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.
Ожидаемые результаты
· дети научатся различным приемам работы с нитью;
· будут знать основные понятия и базовые формы;
· научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике макраме;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
· овладеют навыками культуры труда;
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
· Развитие детского прикладного творчества;
· Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_makrame_.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
«Приволжская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Принято УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете школы Директор Г.Ю. Сизова
Протокол №__от_____________________ __________________________
Приказ
№___от___________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный узелок»
(макраме)
Возраст детей 10-11 лет
Срок реализации: 1 уч.год
Составитель: Услугина А.В., учитель
высшей квалификационной категории
Приволжск
2017- 2018 учебный год
- Пояснительная записка
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей макраме.
У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство макраме требует аккуратности, точности выполнения, художественного вкуса
Макраме - один из самых старых и интереснейших видов прикладного творчества. В искусстве макраме нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды, кашпо и многое другое. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.
Курс обучения макраме планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 5 класса один раз в неделю. Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы макраме.
В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов макраме, так и при подведении итогов работы.
В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.
Принципы построения программы
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам макраме. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой макраме.
Цель программы
Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь макраме учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
Задачи программы.
Образовательные:
- обучить приемам плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий;
- обучить приемам самостоятельной разработки поделок.
- закрепить и расширить знания и умения в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда;
- возведение базиса личностной культуры,
- формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
Развивающие:
- развитие у детей творческого мышления,
- приобщение к великой русской культуре, знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
- научить учиться,
- научить детей видеть красоту окружающего мира.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
- обозначения основных узлов макраме,
- основные приемы плетения в технике микромакраме,
- способы оформления изделий при помощи кистей, бахромы,
- владение основными приемами шитья,
- приемы изменения количества нитей в процессе плетения,
- расширение кругозора в области истории, математики, биологии.
дополнительные знания, умения и навыки:
- плетение по схеме,
- составление схемы плетения по образцу.
Учебно-материальная база
Помещение
Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должна быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.
Методический фонд
Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, образцы работ, журналы и книги по макраме.
Материалы и инструменты
Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Так же нужно иметь подставку, ножницы, нитки, шнурки.
Структура проведения занятий
Общая организационная часть.
Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).
Практическое выполнение приемов и образцов.
Уборка рабочих мест.
Правила безопасности проведения занятий
1. В кружок допускаются дети и подростки, изучившие и выполняющие правила по
технике безопасности.
2. Бережно относиться к имуществу кружка.
5. Работать начинай только с разрешения руководителя.
6. Применяй инструменты только по их назначению.
7. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
8. Пользуясь инструментом, держи его так, как показал руководитель.
9. Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.
10. Не держи ножницы концами вверх. Не оставляй их в раскрытом виде.
11. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
12. Рабочее место держи в чистоте.
Методические рекомендации
Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств.
При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Волшебный узелок» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.
Ожидаемые результаты
- дети научатся различным приемам работы с нитью;
- будут знать основные понятия и базовые формы;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике макраме;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- Развитие детского прикладного творчества;
- Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение. Знакомство с основными приемами макраме. | 9 | 9 | 9 |
2 | Изготовление изделий | 26 | 26 | 26 |
Итого | 35 | 35 | 35 |
- Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- О роли трудовой деятельности в жизни человека.
- О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
- Назначение, сферы применения, основные свойства материалов
- Назначение и применение инструментов ( булавки, ножницы )
- Правила техники безопасности при работе
Уметь:
- Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.
- Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
- Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
- Изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
- Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
- Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
- Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий, используя: ленты, пуговицы, бисер и т.д.
VI. Список литературы
- Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
- Журнал «Лена Креатив».
- Журнал «Лена».
- Постнова М. В. «Гильоширование: искусство выжигания по ткани».
5. Рудик П.А. «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г
6. Фридман Л.М. «Психологический справочник учителя».
7. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1998
8. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990
Интернет – ресурсы:
1) http://www.schoolbase.ru — Всероссийский школьный портал.
2) Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия»
3) Клуб рукоделие http://www.club-rukodelie.com/toys.htm
- Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Дата | |
по плану | по факту | ||
1 |
Вводное занятие: знакомство с материалами и инструментами. Правила по технике безопасности. | 04.09. | |
2 |
Плетение узла по схеме. | 11.09. | |
3 |
Плетение плоского узла. | 18.09. | |
4 |
Плетение правостороннего , витого узла. | 25.09. | |
5 |
Плетение плоского квадратного узла. | 02.10. | |
6 |
Плетение диагонального репсового узла. | 09.10. | |
7 |
Плетение витой цепочки | 16.10. | |
8 |
Плетение узлов «жозефина». | 23.10 | |
9 |
Плетение «бриды». | 06.11. | |
10 |
Плетение узлов и составление схем. | 13.11. 20.11. 27.11. | |
11 | Плетение браслета. | 04.12. | |
12 | Плетение ремня. | 11.12. 18.12. 25.12. | |
13 | Плетение сувенира. | 15.01. 22.01. 29.01. 05.02. 12.02. 19.02. 26.02. | |
14 |
Плетение пояса. | 05.03. 12.03. 19.03. | |
15 |
Плетение кашпо. | 02.04. 09.04. 16.04. 23.04. 30.04. | |
16 | Плетение кулона. | 07.05. 14.05. 21.05. 28.05. | |
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...