Рабочая программа кружка "Вдохновение"(гильоширование)
методическая разработка на тему

Услугина Анна Валерьевна

I.       Пояснительная записка

 

             Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей гильошированию (выжигание по ткани). Гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и аппликацией с помощью выжигательного аппарата.

             У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме.

              Выжигание по ткани- один из самых новых и интереснейших видов прикладного творчества. В искусстве гильоширования нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – воротники, жабо, шарфики, декоративные платочки, скатерти, панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.

              Курс обучения гильошированию планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 6 класса один раз в неделю.              Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы гильоширования.

             В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов гильоширования, так и при подведении итогов работы.

                В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.

 

Принципы построения программы

 

             В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.                                          

             При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам гильоширования. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой гильоширования.

 

  Цель программы

 

Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь гильошированием учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, электроприборами.

 

             Задачи программы.

1)    Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2)    Прививать навыки трудолюбия.

3)    Интерес и любовь к искусству.

4)    Привить практические навыки.

5)    Формировать чувство цвета, художественного вкуса.

6)    Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.

7)    Развивать мелкую моторику рук.

8)    Формировать упорства в достижении желаемого результата.

9)    Выражать мнение о своей и чужой работе.

10)  Участие детей в школьных, районных, краевых выставках, конкурсах, фестивалях.

 

Учебно-материальная база

Помещение

Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должна быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.

Методический фонд

Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, образцы работ,  журналы и книги по гильошированию.

Материалы и инструменты

Ткани и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и ткани. Основным инструментом является выжигатель. Выбирая выжигатель, необходимо проверить, хорошо ли он заточен. Так же нужно иметь стекло, трафареты, подставку, ножницы.

 

Структура проведения занятий

 

Общая организационная часть.

Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).

Практическое выполнение приемов и образцов.

Уборка рабочих мест.

Правила безопасности проведения занятий

Перед началом работы нужно проверить, нет ли оголенных мест на проводе выжигателя. Нельзя делать резких движений рукой с выжигателем.

Оставлять выжигатель только на подставке.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы работа оставалась всегда чистой.

По окончанию работы все инструменты следует складывать в определенное место.

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

              Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств.

              При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Вдохновение» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.

 

                                                               Ожидаемые результаты

 

ü     Развитие детского прикладного творчества;

ü     Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности;

ü     Развитие у обучающихся воображения, мышления, памяти, внимания;

ü     Пробуждение наблюдательности, познавательной активности;

ü     Повышение личностной самооценки;

ü     Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.

ü     Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.

ü     Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_giloshirovaniyu.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«Приволжская специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат VIII вида»

  Принято                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ                                      

  на педагогическом  совете школы                                                                      Директор Г.Ю. Сизова

  Протокол №__от_____________________                                                        __________________________

                                                                                                                               Приказ №___от___________________

                                                         

                                                                                                                               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Вдохновение»

(гильоширование: выжигание по ткани)

Возраст детей  12-13   лет 

Срок реализации: 1 уч.год

Составитель: Услугина А.В., учитель

высшей квалификационной категории

Приволжск

2015

  1. Пояснительная записка

             Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей гильошированию (выжигание по ткани). Гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и аппликацией с помощью выжигательного аппарата.

             У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме.

              Выжигание по ткани- один из самых новых и интереснейших видов прикладного творчества. В искусстве гильоширования нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – воротники, жабо, шарфики, декоративные платочки, скатерти, панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.

              Курс обучения гильошированию планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 6 класса один раз в неделю.              Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы гильоширования.

             В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов гильоширования, так и при подведении итогов работы.

                В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.

Принципы построения программы

             В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.                                          

             При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам гильоширования. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой гильоширования.

  Цель программы

Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь гильошированием учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, электроприборами.

             Задачи программы.

  1. Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.
  2. Прививать навыки трудолюбия.
  3. Интерес и любовь к искусству.
  4. Привить практические навыки.
  5. Формировать чувство цвета, художественного вкуса.
  6. Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.
  7. Развивать мелкую моторику рук.
  8. Формировать упорства в достижении желаемого результата.
  9. Выражать мнение о своей и чужой работе.
  10. Участие детей в школьных, районных, краевых выставках, конкурсах, фестивалях.

Учебно-материальная база

Помещение

Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должна быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.

Методический фонд

Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, образцы работ,  журналы и книги по гильошированию.

Материалы и инструменты

Ткани и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и ткани. Основным инструментом является выжигатель. Выбирая выжигатель, необходимо проверить, хорошо ли он заточен. Так же нужно иметь стекло, трафареты, подставку, ножницы.

Структура проведения занятий

Общая организационная часть.

Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).

Практическое выполнение приемов и образцов.

Уборка рабочих мест.

Правила безопасности проведения занятий

Перед началом работы нужно проверить, нет ли оголенных мест на проводе выжигателя. Нельзя делать резких движений рукой с выжигателем.

Оставлять выжигатель только на подставке.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы работа оставалась всегда чистой.

По окончанию работы все инструменты следует складывать в определенное место.

Методические рекомендации

              Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств.

              При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Вдохновение» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.

                                                               Ожидаемые результаты

  • Развитие детского прикладного творчества;
  • Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности;
  • Развитие у обучающихся воображения, мышления, памяти, внимания;
  • Пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
  • Повышение личностной самооценки;
  • Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.
  • Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.
  • Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.

  1. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

  Введение.

  Знакомство с основными приемами     гильоширования.

4

4

4

2

 Декор для дома

30

30

30

  Итого

34

34

34

  1.   Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

  • О роли трудовой деятельности в жизни человека.
  • О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
  • Назначение, сферы применения, основные свойства материалов (ткани)
  • Назначение и применение инструментов (выжигатель, ножницы)
  • Правила техники безопасности при работе с выжигателем и ножницами.

Уметь:

  • Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.
  • Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
  • Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности,  рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
  • Изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
  • Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
  • Подобрать ткани по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
  • Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.

VI. Список литературы

  1. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
  2. Журнал «Лена Креатив».
  3. Журнал «Лена».
  4. Постнова М. В. «Гильоширование: искусство выжигания по ткани».
  5. Кочанова Н. П. «Фантазия и ваших рук творение».

       6.  Рудик П.А.  «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г

      7.  Фридман Л.М. «Психологический справочник учителя».

Интернет – ресурсы:

1) http://www.schoolbase.ru — Всероссийский школьный портал.

2) Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия»

3) Клуб рукоделие http://www.club-rukodelie.com/toys.htm

  1. Приложение

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Дата

по плану

по факту

1

 Вводное занятие: знакомство с материалами и инструментами.

Правила по технике безопасности.

01.09.

2

 Выполнение различных операций:

-резать ткань сплошной линией;

-выжигать мелкие отверстия;

-формировать различные прорезы.

08.09.

3

 Выполнение различных операций:

-ставить» точки» различного диаметра;

-обрабатывать края изделия;

-соединять вместе несколько тканей.

15.09.

4

 Изготовление различных шаблонов, раскладывание их по конвертам.

Перевод рисунка на кальку.

22.09.

5

 Бант-цветок.

Вырезание трафарета.

Вырезание лепестков.

29.09.

6

 Вырезание листьев.

Скрепление лепестков.

06.10.

7

 Прикрепление лепестков (сборка цветка).

Прикрепление листьев.

13.10.

8

 Выполнение простой аппликации «Мухомор».

Вырезание трафаретов.

Вырезание деталей.

20.10

9

 Сборка отдельных деталей.

Оформление работы.

27.10.

10

 Плоская аппликация «Божья коровка».

Вырезание трафаретов.

Вырезание деталей.

10.11.

             

11

Сборка отдельных деталей.

Оформление работы.

17.11.

12

 Салфетка «Хохлома».

Вырезание трафаретов.

Вырезание деталей белого цвета.

 24.11.

13

 Вырезание деталей голубого цвета.

01.12.

14

 Соединение деталей белого и голубого цвета вместе.

Вырезание на деталях рисунка.

08.12.

15.12.

15

 Обколка деталей на салфетке.

22.12.

29.12.

16

 Вырезание рисунка на салфетке.

12.01.

 19.01.

17

 Вырезание салфетки по краям.

26.01.

18

 Салфетка «Бабочки в саду».

Вырезание трафаретов.

Вырезание крыльев бабочки.

 02.02.

19

Сборка бабочек.

 09.02.

20

 Сборка бабочек.

 16.02.

21

Прикалывание бабочек на основу.

Вырезание рисунка на крыльях.

 01.03.

15.03.

22

Вырезание цветов.

Прикалывание бабочек на основу.

 22.03.

05.04.

23

 

Вырезание салфетки по краям (фестончиками).

 12.04.

24

 

Панно «Цветочная поляна».

Вырезание трафаретов.

Вырезание деталей на цветы.

 19.04.

 26.04.

25

 Вырезание листьев на цветы.

03.05.

  26

 Сборка цветов.

10.05.

27

Вырезание деталей на бабочек.

Соединение бабочек.

Оформление композиции.

17.05.

24.05.

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Гильоширование"

Программа кружка "Гильоширование" (выжигание по ткани) представлена с дополнительным материалом: конспектами занятий, инструкционными картами....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...