Рабочая программа кружка "Вдохновение"(гильоширование)
методическая разработка на тему
I. Пояснительная записка
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей гильошированию (выжигание по ткани). Гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и аппликацией с помощью выжигательного аппарата.
У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме.
Выжигание по ткани- один из самых новых и интереснейших видов прикладного творчества. В искусстве гильоширования нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – воротники, жабо, шарфики, декоративные платочки, скатерти, панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.
Курс обучения гильошированию планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 6 класса один раз в неделю. Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы гильоширования.
В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов гильоширования, так и при подведении итогов работы.
В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.
Принципы построения программы
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам гильоширования. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой гильоширования.
Цель программы
Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь гильошированием учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, электроприборами.
Задачи программы.
1) Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2) Прививать навыки трудолюбия.
3) Интерес и любовь к искусству.
4) Привить практические навыки.
5) Формировать чувство цвета, художественного вкуса.
6) Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.
7) Развивать мелкую моторику рук.
8) Формировать упорства в достижении желаемого результата.
9) Выражать мнение о своей и чужой работе.
10) Участие детей в школьных, районных, краевых выставках, конкурсах, фестивалях.
Учебно-материальная база
Помещение
Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должна быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.
Методический фонд
Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, образцы работ, журналы и книги по гильошированию.
Материалы и инструменты
Ткани и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и ткани. Основным инструментом является выжигатель. Выбирая выжигатель, необходимо проверить, хорошо ли он заточен. Так же нужно иметь стекло, трафареты, подставку, ножницы.
Структура проведения занятий
Общая организационная часть.
Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).
Практическое выполнение приемов и образцов.
Уборка рабочих мест.
Правила безопасности проведения занятий
Перед началом работы нужно проверить, нет ли оголенных мест на проводе выжигателя. Нельзя делать резких движений рукой с выжигателем.
Оставлять выжигатель только на подставке.
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы работа оставалась всегда чистой.
По окончанию работы все инструменты следует складывать в определенное место.
Методические рекомендации
Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств.
При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Вдохновение» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.
Ожидаемые результаты
ü Развитие детского прикладного творчества;
ü Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности;
ü Развитие у обучающихся воображения, мышления, памяти, внимания;
ü Пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
ü Повышение личностной самооценки;
ü Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.
ü Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.
ü Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_giloshirovaniyu.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
«Приволжская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Принято УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете школы Директор Г.Ю. Сизова
Протокол №__от_____________________ __________________________
Приказ №___от___________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Вдохновение»
(гильоширование: выжигание по ткани)
Возраст детей 12-13 лет
Срок реализации: 1 уч.год
Составитель: Услугина А.В., учитель
высшей квалификационной категории
Приволжск
2015
- Пояснительная записка
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей гильошированию (выжигание по ткани). Гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и аппликацией с помощью выжигательного аппарата.
У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме.
Выжигание по ткани- один из самых новых и интереснейших видов прикладного творчества. В искусстве гильоширования нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – воротники, жабо, шарфики, декоративные платочки, скатерти, панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.
Курс обучения гильошированию планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 6 класса один раз в неделю. Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы гильоширования.
В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов гильоширования, так и при подведении итогов работы.
В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.
Принципы построения программы
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам гильоширования. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой гильоширования.
Цель программы
Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь гильошированием учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, электроприборами.
Задачи программы.
- Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.
- Прививать навыки трудолюбия.
- Интерес и любовь к искусству.
- Привить практические навыки.
- Формировать чувство цвета, художественного вкуса.
- Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать упорства в достижении желаемого результата.
- Выражать мнение о своей и чужой работе.
- Участие детей в школьных, районных, краевых выставках, конкурсах, фестивалях.
Учебно-материальная база
Помещение
Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должна быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.
Методический фонд
Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, образцы работ, журналы и книги по гильошированию.
Материалы и инструменты
Ткани и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и ткани. Основным инструментом является выжигатель. Выбирая выжигатель, необходимо проверить, хорошо ли он заточен. Так же нужно иметь стекло, трафареты, подставку, ножницы.
Структура проведения занятий
Общая организационная часть.
Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).
Практическое выполнение приемов и образцов.
Уборка рабочих мест.
Правила безопасности проведения занятий
Перед началом работы нужно проверить, нет ли оголенных мест на проводе выжигателя. Нельзя делать резких движений рукой с выжигателем.
Оставлять выжигатель только на подставке.
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы работа оставалась всегда чистой.
По окончанию работы все инструменты следует складывать в определенное место.
Методические рекомендации
Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств.
При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Вдохновение» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.
Ожидаемые результаты
- Развитие детского прикладного творчества;
- Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности;
- Развитие у обучающихся воображения, мышления, памяти, внимания;
- Пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
- Повышение личностной самооценки;
- Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.
- Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.
- Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение. Знакомство с основными приемами гильоширования. | 4 | 4 | 4 |
2 | Декор для дома | 30 | 30 | 30 |
Итого | 34 | 34 | 34 |
- Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- О роли трудовой деятельности в жизни человека.
- О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
- Назначение, сферы применения, основные свойства материалов (ткани)
- Назначение и применение инструментов (выжигатель, ножницы)
- Правила техники безопасности при работе с выжигателем и ножницами.
Уметь:
- Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.
- Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
- Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
- Изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
- Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
- Подобрать ткани по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
- Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.
VI. Список литературы
- Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
- Журнал «Лена Креатив».
- Журнал «Лена».
- Постнова М. В. «Гильоширование: искусство выжигания по ткани».
- Кочанова Н. П. «Фантазия и ваших рук творение».
6. Рудик П.А. «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г
7. Фридман Л.М. «Психологический справочник учителя».
Интернет – ресурсы:
1) http://www.schoolbase.ru — Всероссийский школьный портал.
2) Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия»
3) Клуб рукоделие http://www.club-rukodelie.com/toys.htm
- Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Дата | |
по плану | по факту | ||
1 | Вводное занятие: знакомство с материалами и инструментами. Правила по технике безопасности. | 01.09. | |
2 | Выполнение различных операций: -резать ткань сплошной линией; -выжигать мелкие отверстия; -формировать различные прорезы. | 08.09. | |
3 | Выполнение различных операций: -ставить» точки» различного диаметра; -обрабатывать края изделия; -соединять вместе несколько тканей. | 15.09. | |
4 | Изготовление различных шаблонов, раскладывание их по конвертам. Перевод рисунка на кальку. | 22.09. | |
5 | Бант-цветок. Вырезание трафарета. Вырезание лепестков. | 29.09. | |
6 | Вырезание листьев. Скрепление лепестков. | 06.10. | |
7 | Прикрепление лепестков (сборка цветка). Прикрепление листьев. | 13.10. | |
8 | Выполнение простой аппликации «Мухомор». Вырезание трафаретов. Вырезание деталей. | 20.10 | |
9 | Сборка отдельных деталей. Оформление работы. | 27.10. | |
10 | Плоская аппликация «Божья коровка». Вырезание трафаретов. Вырезание деталей. | 10.11.
| |
11 | Сборка отдельных деталей. Оформление работы. | 17.11. | |
12 | Салфетка «Хохлома». Вырезание трафаретов. Вырезание деталей белого цвета. | 24.11. | |
13 | Вырезание деталей голубого цвета. | 01.12. | |
14 | Соединение деталей белого и голубого цвета вместе. Вырезание на деталях рисунка. | 08.12. 15.12. | |
15 | Обколка деталей на салфетке. | 22.12. 29.12. | |
16 | Вырезание рисунка на салфетке. | 12.01. 19.01. | |
17 | Вырезание салфетки по краям. | 26.01. | |
18 | Салфетка «Бабочки в саду». Вырезание трафаретов. Вырезание крыльев бабочки. | 02.02. | |
19 | Сборка бабочек. | 09.02. | |
20 | Сборка бабочек. | 16.02. | |
21 | Прикалывание бабочек на основу. Вырезание рисунка на крыльях. | 01.03. 15.03. | |
22 | Вырезание цветов. Прикалывание бабочек на основу. | 22.03. 05.04. | |
23 |
Вырезание салфетки по краям (фестончиками). | 12.04. | |
24 |
Панно «Цветочная поляна». Вырезание трафаретов. Вырезание деталей на цветы. | 19.04. 26.04. | |
25 | Вырезание листьев на цветы. | 03.05. | |
26 | Сборка цветов. | 10.05. | |
27 | Вырезание деталей на бабочек. Соединение бабочек. Оформление композиции. | 17.05. 24.05. | |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Гильоширование"
Программа кружка "Гильоширование" (выжигание по ткани) представлена с дополнительным материалом: конспектами занятий, инструкционными картами....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...