Внеурочная деятельность "В мире творчества"
рабочая программа (5 класс) на тему

Ощепкова Александра Сергеевна

Внеурочная деятельность. 5 класс. Общекультурное направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_tvorchestva.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48 имени М.Ю. Коломина»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«В мире творчества», 5 класс

(общекультурное направление)

на 2016 – 2017 учебный год

Составители:

Парамыгина Е.В.

Евдокимова А.С.

                                                                                                                           

Утверждено на заседании

педагогического совета

Протокол № _______________

_____________________2016 г.

Директор школы ____________

Обсуждено на заседании

методического совета

Протокол № ____________

__________________ 2016 г.

Председатель МС ________

Кемерово, 2016 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА        3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        15

ЛИТЕРАТУРА        17


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность, изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой; театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления; театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше; при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми.

Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Целью внеурочной деятельности «В мире творчества» является создание условий для саморазвития и развития личности ребёнка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогики.

Эта цель решается через ряд задач:

  1. Формировать духовные качества личности на основе развития творческой активности.
  2. Развивать эстетические способности.
  3. Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
  4. Развивать чувства коммуникативной сообразности, навыки общения.
  5. Воспитывать эмоциональную культуру общения.

Данная программа предназначена для учащихся среднего школьного возраста, рассчитана на один год 1 час в неделю, 35 часов в год. Она ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации у учащихся творческих способностей.

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностных УУД: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к выполнению творческих проектов;
  • Регулятивных УУД: постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
  • Познавательных УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Коммуникативных УУД: обеспечение социальной компетентности и учёт позиции других людей; участие в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные результаты освоения программы «В мире творчества» проявляются в:

  1. обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) с  художественно-эстетическим содержанием;
  2. умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  3. способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

        Часы, отводимые на внеурочную деятельность по программе  «В мире творчества», используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий; культпоходов в театры, на выставки, на концерты, в музеи; круглых столов; конференций; диспутов; КВНов; викторин; праздничных мероприятий; творческих соревнований и конкурсов,  и т.д. Посещая внеурочную деятельность по программе «В мире творчества», учащиеся учатся прекрасно адаптироваться в общественной среде. На занятиях руководитель старается раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии обучающихся. Внеурочные занятия по программе  «В мире творчества» направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность, своё положение в обществе и многогранность человеческого общества и мироустройства, содействуют максимальному развитию потенциальных возможностей ребёнка, способности к творческой мысли, к духовному самосовершенствованию, чувству собственного достоинства, умеющей принимать правильные решения и быть ответственным за свои дела.

        Занятия проводятся  учителем школы, но и допустимо приглашать на занятия других педагогов, деятелей культуры, родителей.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Дата

№ занят.

Содержание программы

Количество часов

Теоретические часы

Практические часы

 I раздел. «Основы театральной культуры» (8 ч.)

 

1

История театра и устройства зала

1

 

2

Виды театрального искусства:

  1. драматический театр;
  2. музыкальный театр;
  3. кукольный театр.

1

 

3

Драматический спектакль. Культпоход в театр драмы

1

4

Музыкальный театр. Культпоход в музыкальный театр

1

5

Кукольный театр. Культпоход в кукольный театр

1

6

Рождение спектакля

1.творцы сценического чуда;

2.спектакль и актер;

3.спектакль и зритель.

1

7

Театр снаружи и внутри.

1.театральное здание;

2.зрительный зал;

3.мир кукол.

1

8

Культура зрителя.

1.«театр начинается с вешалки...»;

2.зрительская культура.

1

II раздел. «Театры на все времена» (4 ч.)

9

Просмотр отрывков из известных фильмов, видеозаписи спектаклей

1

10

Обсуждение соотношения режиссёрского замысла и игры актёров

1

11

Тень

1

12

Внимательные матрёшки

1

III раздел. «Гимнастика чувств и пантомима» (7 ч.)

13

Упражнения по актёрскому мастерству

1

14

Отработка сценического движения

1

15

Сила воображения

1

16

Культпоход в театр

1

17

Культпоход в Филармонию

1

18

Культпоход в музей

1

19

Культпоход в театр

1

IV раздел. «Культура и техника речи» (3 ч.)

20

Дыхательные и артикуляционные упражнения

1

21

Учимся говорить красиво. Дикционные и интонационные упражнения

1

22

Творческие игры со словом

1

V раздел. «Рождение спектакля» (12 ч.)

23

Этапы работы над спектаклем.

1

24

Знакомство и распределение ролей для инсценировки сказки

1

25

Распределение обязанностей по подготовке к спектаклю

1

26

Изготовление костюмов и декораций. Репетиция

1

27

Подбор музыкального сопровождения. Репетиция

1

28

Репетиция спектакля

1

29

Репетиция спектакля

1

30

Репетиция  спектакля

1

31

Репетиция спектакля

1

32

Репетиция спектакля

1

33

Премьера спектакля - для учащихся и родителей участников спектакля

1

34

Организация представления для учащихся школы

1

 

35

Итоги внеурочной деятельности

1


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

"В мире творчества"

5 класс (35 часов)

I раздел. «Основы театральной культуры» (8 ч.)

        Раздел призван помочь детям в овладении профессиональной терминологией театрального искусства.

        В раздел включены темы:

  1. Что такое театр.
  2. Виды театрального искусства.
  3. Рождение спектакля
  4. Театр снаружи и внутри.
  5. Культура зрителя.

        В этом разделе необходимо познакомить детей с некоторыми понятиями и терминологией театрального искусства. Материал носит практический характер. Знакомство с ним происходит во время работы над пьесой, посещения театров, просмотров видеозаписей спектаклей. В ходе театральных игр словарный запас учащихся постепенно пополняется. На занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их опытом.

        Темы разделов раскрываются при помощи основных понятий.

        Виды театрального искусства:

  • драматический театр;
  • музыкальный театр;
  • кукольный театр.

        Рождение спектакля:

  • творцы сценического чуда;
  • спектакль и актер;
  • спектакль и зритель.

        Театр снаружи и внутри:

  • театральное здание;
  • зрительный зал;
  • мир кукол.

        Культура поведения в театре:

  • «театр начинается с вешалки...»;
  • зрительская культура.

II раздел. «Театры на все времена» (4 ч.)

        В этом разделе руководитель знакомит учащихся с самыми известными театрами мира, выдающимися драматургами и их пьесами. Ребята смотрят отрывки из известных фильмов, видеозаписи спектаклей и обсуждают соотношение режиссёрского замысла и игры актёров. Вместе с руководителем посещают спектакли в театрах.

III раздел.«Гимнастика чувств и пантомима» (7 ч.)

        Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относится к любому делу, учит общаться со всеми сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает в учащихся свободу и выразительность движений.

        Игры этого раздела:        

  • общеразвивающие игры,
  • театральные игры,
  • импровизация,
  • действия с воображаемым предметом,
  • пластические, ритмические, музыкальные игры.

        Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действии с действиями партнёра.

        Посещение театров города Кемерово.

IV раздел. «Культура и техника речи» (3 ч.)

        Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Уделяется внимание играм со словом, развивающим связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы; происходит работа над тембром, темпом речи.

        Упражнения и игры раздела:

  • Дыхательные и артикуляционные упражнения.
  • Дикционные и интонационные упражнения.
  • Творческие игры со словом.

        Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.

        Дети должны понимать, что театральная речь должна быть чёткой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по театральной деятельности. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем подключать другие компоненты речи. В зависимости от поставленной задачи постепенно тренируются все мышцы речевого аппарата. Затем переходим к работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т. д. Всё это тренируется на скороговорках, стихах, без применения специальных актёрских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный отрезок.

        Эта работа предполагает встречи с мастерами слова, во время которых юные актёры учатся сценическому мастерству.

V раздел. «Рождение спектакля» (12 ч.)

        Создание спектакля - очень увлекательное занятие. Процесс постановки вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, активных и не очень, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.

        Первая встреча детей с пьесой должна быть интересной, эмоционально насыщенной, чтобы им хотелось играть ее. Чаще всего это бывают сказки, для более взрослых - водевили. Выбирая материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, расширяя творческие возможности.

        Этапы работы над спектаклем:

  • Выбор пьесы.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  • Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов).
  • Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами.
  • Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиции отдельных картин и репетиции всего спектакля.
  • Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями.

        Выделим наиболее важные этапы.

        Первый этап— самый важный. Выбранная пьеса должна быть яркой, интересной. Для развития воображения очень полезно прослушивание музыкальных произведений, чтение стихов по тематике пьесы.

        Над отдельными эпизодами продуктивно работать индивидуально, продумывая детали и характер персонажей.

        При использовании музыки желательна совместная работа с учителем музыки. Дети вместе с педагогами создают атмосферу пьесы, подбирая и конструируя костюмы, декорации.

        Очень важна работа над речью ребёнка, её чистотой, дикцией, тембром, выразительностью,  темпом, чёткостью,  внятностью. Особенное внимание уделяется речевой характеристике героев.

        При репетициях отдельных сцен задача учителя - следить, чтобы дети не повторяли друг друга, а искали собственные варианты. Всякую находку, удачное решение поощрять.

        Формы контроля

        Контролировать выполнение программы внеурочной деятельности «В мире творчества»можно по практической работе. Проведение спектаклей, конкурсов - это и есть главный результат работы. Прежде всего обращается внимание на свободное поведение детей на сцене, на чёткую дикцию, пластику тела. Если подготовка была тщательной, то видна уверенность игры и достоверность подачи материала.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к  саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,
    здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • гуманистическое сознание;
  • социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

        

        Регулятивные результаты:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.


        
Коммуникативные результаты:

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
  2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
  5. Вербовая Н.П.  Искусство речи. – М.:1977
  6. Корогородский З.Я. Первый год. Начало. – М.:1975
  7. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. – Л.:1977
  8.  Журнал «Читаем, учимся, играем». – 2006 (№3), 2003 (№7), 20004 (№8)
  9.  Сборник инсценировок «Когда кончаются уроки» - Кр.:1996
  10.  Сборник «Путешествие по книжной вселенной». – К..:2006
  11. Сборник программ элективных курсов по выбору. – Кр.:2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"

Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный про...

ИКТ в мире творчества

Самоанализ использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе....

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

ФГОС. Внеурочная деятельность. Художественное творчество.

Примерная программа внеурочной деятельности по художественному творчеству основывается на принципах, о который бы хотелось рассказать в своей презентации....

Сценарий недели английского языка "В мире творчества и успеха"

Предметная неделя представляет собой соревнование, в котором принимают участие творческие, целеустремленные учащиеся, направленна на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, изучающих англий...

Отчёт о проведении недели гуманитарного цикла «В мире творчества и знаний».

Активизация внеклассной деятельности по предметам гуманитарного цикла призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предметам, но и желание заниматься ею дополнительно, как под рук...