Осенним вечерком
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
«Осенним вечерком…»
Цели внеклассного мероприятия:
1. Познакомить учащихся с произведениями об осени.
2. Развивать коммуникативность - умение участвовать в беседе, слушать товарищей, выразительно читать стихи и создавать собственные по метафоре «Осень».
3, Воспитывать глубокое чувство любви к родной природе.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный, игровой.
Ход мероприятия
Воспитатель. За окном падают жёлтые листья. Вся улица украшена осенним ковром. Кругом пасмурно, но очень, очень красиво. Вслед за летом к нам незаметно пришла осень. И сегодня мы будем говорить об этом времени года в творчестве писателей и поэтов, создавать стихотворение по метафоре «осень», играть словами, и вы узнаете очень много нового и интересного.
Звучит «Осенняя песня» (Чайковский «Времена года»).
Воспитатель.
Ребята, хотите послушать сказку?
А было это, когда лето отшумело,
И отзвенело, и отзеленело,
Когда промчались теплые деньки,
И больше не летали мотыльки.
И тут неслышно Осень подошла
И тихо-тихо встала у ворот:
Осень. Кап-кап, откройте, это я пришла, Кап-кап, уж наступает мой черед.
Воспитатель. У входа. Осень молча поджидает, Но двери ей никто не открывает.
Воспитанник.
Нет, я Осень к себе не впущу ни за что!
Разве летом хоть раз надевал я пальто?
Воспитанница.
Разве осенью стала бы я загорать,
Или в речке купаться, цветы собирать?
Воспитанник.
Если лето нельзя, то уж лучше зимой
Мне на санках кататься с горы ледяной.
Воспитанница.
Пусть уж лучше весной ручейки потекут,
И кораблики наши по ним поплывут.
Ну, а осень унылая нам не нужна.
Мы не пустим ее, пусть уходит она!
Воспитанник.
Тут загрустила Осень у дверей:
До слез, до слез обидно стало ей.
И плачет Осень дождиком у входа.
И все дождливее становится погода.
Девочки исполняют «Танец с зонтиками» (музыка М. Леграна «Шербурские зонтики»).
Воспитанница.
А Осень плачет, плачет у дверей.
Еще бы, ведь не рады дети ей!
Мы не хотим, - доносятся слова, -
Чтобы с деревьев падала листва,
Чтоб становились голыми кусты,
Чтоб на лужайке высохли цветы.
Воспитанник.
Ведь сразу станет холодно вокруг,
И птицы улетят от нас на юг.
Как грустно видеть где-то там, вдали
Как пролетают клином журавли!
Осень.
Кал-кап-кап, - снова Осень заплакала вдруг, -
Кап-кап-кап, разве людям я больше не друг?
Повнимательней ты посмотри на меня,
Ты увидишь всю прелесть осеннего дня,
Я сошью для деревьев златые наряды,
И березка, и клен их надеть будут рады.
Ты взгляни, уже лес стоит весь расписной,
Только осенью можно увидеть такой.
Мои листья пылают золотистым огнем
И на землю ложатся разноцветным ковром!
Звучит песня «Падают листья»).
Воспитатель. Осень - одно из любимых времён года многих из нас. Ей посвящали свои произведения поэты и писатели: А Фет, Ф. Тютчев, К. Паустовский и многие другие,
Воспитатель подходит к столику и показывает портреты писателей, выходят ученики и читают стихотворения.
1 ученик.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера. (Ф. Тютчев)
2 ученик.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются - там на дне долин
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой.)
3 ученик.
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.(Е. Головин)
4 ученик.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит,
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.{И. Некрасов.)
Воспитатель. А ведь правда, без осени нам не прожить, Надо осень сюда поскорее впустить.
Осень. Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится мой новый лесной наряд?
Звучит песня «Листья жёлтые».
Воспитатель. А как любил осень А.С. Пушкин! «Осень подходит, - писал он П.Плетневу. - Это мое любимое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает. Трижды в эту пору посещал Пушкин село Болдино. Здесь день за днем перед глазами поэта развертывалась картина долгой осени со всеми ее оттенками и переменами, от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды с непролазной грязью, дождями и снегопадами. В последующие годы поэт не раз мечтал о спокойной и независимой жизни в Болдино в «этой обители дальней, трудов и чистых нег», но так и не смог осуществить свое желание.
Группа чтецов подходит к столику с портретом Пушкина и читают отрывки из его стихотворений.
1 чтец.
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
2 чтец.
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дыхнул осенний хлад, дорога промерзает
Журча еще бежит за мельницу ручей.
3 чтец.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день. Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поле туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
4 чтец.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной.
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.
Воспитатель. Нотки грусти, печали, осени звучат в стихах Есенина. Есенин -эта фамилия созвучна словам «есень», «ясень», «осень». Откуда она происходит? В фамилии «Есенин» звучит языческий корень «овсень», «таусень», будто она происходит от слова «осень» (по церковно - славянски - «есень»). Говорят, что мотивы тоски, увядания, осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией.
Звучит песня на стихи Есенина «Отговорила роща золотая»
Воспитатель. Михаил Юрьевич Лермонтов писал об осени так:
1 чтец.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникли ели,
Зелень мрачную хранят.
Воспитатель. А вот стихи Бальмонта об осени.
2 чтец.
За утром преждевременно студеным
Июльский полдень в полдень сентября,
В лесах цветет древесная заря
Рубиново-топазным перезвоном.
Обрызган охрой редкий изумруд.
Шафранные ковры затрепетали,
И лисьим мехом выкрасились дали,
Излом всех линий в сети веток крут
«Туда, туда! Ото всего, что тут!»
Отчаливая, птицы прокричали.
Воспитатель. Прекрасно знал русскую природу И.С. Тургенев. Вот как описывает он осень в лесу.
«И как же лес хорош поздней осенью. Ветра нет и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями, сквозь обнаженные бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья...». А как необыкновенно ярки и выразительны стихи об осени Ивана Алексеевича Бунина!
3 чтец.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою листвой,
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеет
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной -
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель. А кто-нибудь из вас смотрел внимательно на звездное осеннее небо? Звезды осенью такие яркие, крупные, низкие. И их так много, что кажется, между ними нет просвета и только протяни руку и дотянешься до звезд. Осеннее звездное небо даже пугает своей бездонностью и неземным, космическим дыханием.
Открылась бездна звезд полна:
Звездам числа нет,
бездне - дна. (М. Ломоносов)
4 чтец. «Мигают звезды. Они сегодня особенно яркие, налитые, живые. Они выстраиваются в причудливые дороги, и чем сильнее в них вглядываешься, тем их кажется больше и больше. Чудится что-то живое в их синем мерцании». (В. Потанин)
1 чтец.
Ты посмотри, какая в мире тишь,
Ночь обложила небо звездной данью,
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью. (В. Маяковский)
Осень. Я слышала, что здесь собрались ребята, которые хотят испытать себя в роли стихотворцев. Я вам помогу. Напишите, пожалуйста, стихи обо мне. В этой корзинке вы найдете все необходимое. Я обязательно прочитаю то, что у вас получится. Удачи!
Оставляет корзину и уходит.
Воспитатель. Сегодня мы будем сочинять стихотворение по метафоре. А что такое метафора?
Учащиеся работают со словарём и находят определение слова «метафора»
Воспитатель. Давайте запишем название будущего стихотворения: «Осень»... Что такое осень? А каково лексическое значение этого слова?
Учащиеся работают со словарями.
Воспитатель. Как вы относитесь к осени? Что вы особенно любите в осени? Что вам вспоминается прежде всего, когда мы говорим «осень наступила» или «приближается осень»?
Ответы учащихся на вопросы учителя.
Воспитатель. Итак, теперь мы можем приступить к созданию стихотворения. А как же строится стихотворение по метафоре? Посмотрим, нет ли подсказки в корзине у Осени?
Раздаёт листочки с заданиями ребятам.
Воспитатель. Мы с вами должны сейчас «наполнить» слово «осень» цветом, вкусом, запахом, звуком. Стихотворение состоит из шести строчек. Каждая строчка - это пара слов. Первая часть каждой пары - предмет стихотворения (в данном случае осень), вторая - его характеристика по одному из шести признаков: цвету, вкусу, запаху, внешности, звуку, качеству связанного с ним переживания.
Ребята составляют стихи, а потом читают их вслух)
Осень. Молодцы, справились с заданием! У вас все получилось. Мне очень понравились ваши стихотворения, лучшие из них будут помещены в нашу школьную газету. Мне хочется, чтобы вам всегда нравилось сочинять, творить, что-то придумывать
Воспитатель. Вы услышали много красивых слов русских писателей и поэтов об осени, а русская душа созвучна осени. В ней много грусти и печали, но как сказал Пушкин: «Печаль моя светла». Завершает наш поэтический час «Осенний вальс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного осеннего праздника "Капусные вечерки"
Ох, и много праздников на Руси раньше было! Но самые щедрые были осенью. Начиная с 27 сентября (праздник Воздвижения) в течении двух недель продолжались в России «капустницы» - девичьи посиделки, во в...
Осенние вечерки
Фольклорный праздник...
Капустные вечерки
конспект внеклассного мероприяняе с целью формирование у учащихся устойчивого интереса к крестьянскому быту через знакомство с традициями и обычаями русского народа...
Классный час:"Раз осенним вечерком".
Игровая программа,поздравление ребят, которые родились осенью....
План-конспект мастер-класса Название: Русская вечерка
Цель мастер-класса: Создать привлекательнуюальтернативу другим видам досуга, в виде традиционного русского молодежного ( семейного) отдыха....
Сценарий народного праздника «КАПУСТНАЯ ВЕЧЕРКА»
quot;Капустные вечерки" стал традиционным осенним праздником в нашей школе. Сценарий разработан для детей 10-15 лет, может использоваться педагогами доп. образования, а так...
"КРЕЩЕНСКИЕ ВЕЧЕРКИ"
Святки праздновались всеми, но в основе своей, это был праздник детей и молодежи....