Спортивный кружок "Волейбол"
рабочая программа на тему
Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе
пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы,
рекомендации» Волгоград: Учитель , 2014 в соответствии с федеральным компонентом
государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» - 2004. Количество часов в неделю -2, в год – 68 часов.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка
компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому обучающиеся смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Спортивная секция по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volejbol_yunoshi_1.docx | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронцовская средняя школа»
Полтавского муниципального района Омской области
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании МС | Зам. директора по ВР | Директор БОУ |
Протокол№___ от «____»____2017г. _________ С.Н.Дорожко | «____»_______ 2017г. _________Я.В.Бауэр | «Воронцовская СШ» от «___»_____ 2017г. ___________ А.Н.Дорожко |
Рабочая программа
спортивной секции
«Волейбол»
по физической культуре
Уровень обучения (класс) 5 – 11 класс
Количество часов 68
Уровень базовый
Учитель Романенко Евгения Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе
пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы,
рекомендации» Волгоград: Учитель , 2014 в соответствии с федеральным компонентом
государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» - 2004. Количество часов в неделю -2, в год – 68 часов.
Место программы в образовательном процессе
- процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка
компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому обучающиеся смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Спортивная секция по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».
По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие обучающимся организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки обучающихся по волейболу;
- подготовка обучающихся к соревнованиям по волейболу;
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
- разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.
- разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организма к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
- разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
- конце обучения по программе обучающиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и обучающегося. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ | Всего: | ||||
1 | История развития волейбола Общие основы волейбола | 1 ч | ||||
2 | Правила игры и методика судейства | 1 ч | ||||
3 | Техническая подготовка волейболистов | 2 ч | ||||
4 | Физическая подготовка | 2 ч | ||||
5 | Методика тренировки волейболистов | 1 ч | ||||
Изучение техники игры в волейбол | ||||||
Техника нападения: | ||||||
6 | Перемещения | 1 ч | ||||
7 | Стойки | 1 ч | ||||
8 | Подачи | 10 ч | ||||
9 | Передачи | 5 ч | ||||
10 | Нападающие удары | 5 ч | ||||
Техника защиты: | ||||||
11 | Перемещения | 2 ч | ||||
12 | Прием мяча | З ч | ||||
13 | Блокирование | З ч | ||||
Изучение тактики игры в волейбол | ||||||
Тактика нападения: | ||||||
14 | Индивидуальные действия | 2 ч | ||||
15 | Групповые действия | 3 ч | ||||
16 | Командные действия | 3 ч | ||||
Тактику защиты: | ||||||
17 | Индивидуальные действия | 7 ч | ||||
18 | Групповые действия | 7 ч | ||||
19 | Командные действия | 6 ч | ||||
20 | Игра по правилам с заданием | 3 ч | ||||
Итого: | 68 ч. | |||||
№ | Дата | |||||
заняти | Коли | Темы | Содержание материала | проведения | ||
я | ч. | |||||
план | факт | |||||
часов | ||||||
№1 | 1 | История развития | Становление волейбола как вида спорта | |||
волейбола | Последовательность и этапы обучения | |||||
волейболистов. Общие основы волейбола | ||||||
№2 | 1 | Правила игры и | Правила игры и методика судейства | |||
методика | соревнований. Эволюция правил игры по | |||||
судейства | волейболу. Упрощенные правила игры. | |||||
Действующие правила игры. | ||||||
№3-4 | 2 | Техническая | Значение технической подготовки для | |||
подготовка | повышения спортивного мастерства. | |||||
волейболиста | Основные задачи технической подготовки. | |||||
Особенности проведения занятий в | ||||||
начальном периоде обучения технике. | ||||||
Всесторонняя физическая подготовка - | ||||||
необходимое условие успешного освоения | ||||||
техники в начальном периоде обучения. | ||||||
Определения и исправления ошибок. | ||||||
Задачи тренировочного процесса. | ||||||
Показатели качества спортивной техники | ||||||
(эффективность, экономичность, простота | ||||||
решения задач, помехоустойчивость) | ||||||
Основы совершенствования технической | ||||||
подготовки. Методы и средства | ||||||
технической подготовка | ||||||
№5-6 | 2 | Техника игры в | Взаимосвязь техники нападения и защиты | |||
волейбол | в обучении и тренировке. Ознакомление с | |||||
техникой игры. Последовательность, | ||||||
методы, методические приемы при | ||||||
обучении и совершенствовании техники | ||||||
игры. Роль соревнований для проверки | ||||||
технической подготовки игроков. | ||||||
Нормативные требования и испытания по | ||||||
технической подготовке. "Техника игры, | ||||||
ее характеристика. Особенности | ||||||
современной техники волейбола, | ||||||
тенденции ее дальнейшего развития. | ||||||
Терминология. Техника нападения, | ||||||
техника защиты. Взаимосвязь развития | |||||||
техники нападения и защиты. | |||||||
№7-8 | 2 | Физическая | Характеристика средств и методов, | ||||
подготовка | применяемых при проведении | ||||||
общеразвивающих, подготовительных, | |||||||
подводящих и специальных упражнений. | |||||||
Подбор упражнений при составлении и | |||||||
проведении комплексов по физической | |||||||
подготовке. | |||||||
Индивидуальный подход к занимающимся | |||||||
при решении задач физической | |||||||
подготовки. | |||||||
Виды контрольных тестов по физической | |||||||
подготовке. Проведение тестирования. | |||||||
№9 | 1 | Методика | Подбор и применение упражнений для | ||||
тренировки | исправления ошибок в технике игры. | ||||||
волейболистов | Подбора и проведение упражнений для | ||||||
развития физических качеств. | |||||||
Анализ средств и методов при обучении | |||||||
основным техническим приемам. | |||||||
Виды упражнений и методы, | |||||||
применяемые при обучении. | |||||||
Применение технических средств при | |||||||
обучении технике. | |||||||
Изучение техники игры в волейбол техника нападения: | |||||||
№10 | 1 | Стартовые стойки | Устойчивая, основная; статическая | ||||
стартовая стойка; динамическая | |||||||
стартовая стойка. | |||||||
№11 | 1 | Освоение техники | Техника стоек, перемещений | ||||
перемещений, | волейболиста в нападении (бег, ходьба, | ||||||
стоек | прыжки: толчком двумя с разбега, с | ||||||
волейболиста в | места; толчком одной с разбега, с | ||||||
нападении | места). | ||||||
№12 | 1 | Освоение техники | Техника стоек, перемещений | ||||
перемещений, | волейболиста в защите. Ходьба | ||||||
стоек | обычным шагом (бег), скрестным | ||||||
волейболиста в | шагом (бег), приставным шагом (бег). | ||||||
защите | Выпады: вперед, в сторону. | ||||||
Обучение техники подачи мяча: | ||||||||
№13-14 | 2 | Обучение технике | подводящие упражнения для обучения | |||||
нижней прямой | нижней прямой подаче; специальные | |||||||
подачи | упражнения для обучения нижней | |||||||
прямой подаче; | ||||||||
№15-16 | 2 | Обучение технике | подводящие упражнения для обучения | |||||
нижней боковой | нижней боковой подаче; специальные | |||||||
подачи | упражнения для обучения нижней | |||||||
боковой подаче; | ||||||||
№17-19 | 3 | Обучение технике | подводящие упражнения для обучения | |||||
верхней прямой | верхней прямой подаче; специальные | |||||||
подачи | упражнения для обучения верхней | |||||||
прямой подаче: | ||||||||
№20-22 | 3 | Обучение техники | подводящие упражнения для обучения | |||||
верхней боковой | верхней боковой подаче; специальные | |||||||
подаче | упражнения для обучения верхней боковой | |||||||
подаче; | ||||||||
№23 | 1 | Обучение | специальные упражнения для обучения | |||||
укороченной | укороченной подаче подача на точность; | |||||||
подачи | ||||||||
№24-25 | 2 | Обучения технике | Техника передачи двумя сверху Техника | |||||
верхних передач | передачи в прыжке над собой, назад | |||||||
№26-28 | 3 | Обучения технике | подводящие упражнения для обучения: с | |||||
передач в прыжке | набивными мячами, с баскетбольными | |||||||
(отбивание | мячами; | |||||||
кулаком выше | специальные упражнения в парах на месте; | |||||||
верхнего края | ||||||||
специальные упражнения в парах с | ||||||||
сетки). | ||||||||
перемещением; | ||||||||
№29-30 | 2 | Обучение технике | подводящие упражнения с набивными | |||||
передач снизу | мячами; | |||||||
имитационные упражнения с | ||||||||
волейбольными мячами; специальные | ||||||||
упражнения индивидуально у стены; | ||||||||
специальные упражнения в группах через | ||||||||
сетку; упражнения для обучения передаче | ||||||||
одной снизу | ||||||||
№31-35 | 5 | Обучение технике | подводящие упражнения с набивным | |||||
нападающих | мячом; упражнения для обучения | |||||||
ударов | напрыгиванию; упражнения с теннисным | |||||||
мячом; упражнения для обучения замаху и | ||||||||
удару по мячу; специальные упражнения у | ||||||||
стены в опорном положении; специальные | |||||||
упражнения у стены. | |||||||
Техника защиты: | |||||||
№36-38 | 3 | Обучение технике | упражнения для обучения | ||||
приема подач | перемещению игрока; имитационные | ||||||
упражнения с баскетбольными мячами | |||||||
по технике приема подачи (на месте, | |||||||
после перемещения); специальные | |||||||
упражнения в парах без сетки; | |||||||
№39-40 | 2 | Обучение технике | - на спину, бедро-спину, набок, на | ||||
приема мяча с | голени, кувырок, на руки - грудь | ||||||
падением | |||||||
№41-43 | 3 | Обучение технике | упражнения для обучения | ||||
блокирования | перемещению блокирующих игроков; | ||||||
(подвижное, | имитационные упражнения по технике | ||||||
неподвижное) | блокирования (на месте, после | ||||||
перемещения); | |||||||
имитационные упражнения по технике | |||||||
блокирования с баскетбольными | |||||||
мячами (в паре); | |||||||
специальные упражнения по технике | |||||||
блокирования через сетку (в паре); | |||||||
упражнения по технике группового | |||||||
блока (имитационные, специальные) | |||||||
Изучение тактики игры в волейбол | |||||||
Тактика нападения: | |||||||
№44-46 | 3 | Обучение и | Групповые взаимодействия. | ||||
совершенствовани | Характеристика командных действий в | ||||||
е индивидуальных | нападении. Условные названия | ||||||
действий | тактических действий в нападении. | ||||||
Функции игроков. Взаимодействие | |||||||
игроков внутри линии и между линиями. | |||||||
Определение эффективности игры в | |||||||
нападении игроков и команды в целом | |||||||
(короткие, средние, длинные), двумя с | |||||||
поворотом, без поворота одной рукой. | |||||||
№47 | 1 | Обучение | При выполнении вторых передач, подбор | ||||
индивидуальным | упражнений, составление комплексов | ||||||
тактическим | упражнений для развития быстроты | ||||||
действиям | перемещений | ||||||
Тактика защиты: | |||||||
№48-49 | 2 | Обучение и | Групповые взаимодействия. | ||||
совершенствовани | Характеристика командных действий. | ||||||
е индивидуальных | Взаимодействие игроков. Определение | ||||||
действий | эффективности игры в защите игроков и | ||||||
команды в целом. | |||||||
№50-51 | 2 | Обучения | Обучение технике передаче в прыжке: | ||||
индивидуальным | откидке, отвлекающие действия при | ||||||
тактическим | вторых передачах. Подбора | ||||||
действиям при | упражнений для воспитания быстроты | ||||||
выполнении | ответных действий. Упражнения на | ||||||
первых передач | расслабления и растяжения. Обучение | ||||||
на удар | технике бокового нападающего удара, | ||||||
подаче в прыжке. Подбор упражнений | |||||||
для совершенствования ориентировки | |||||||
игрока. Обучения тактике подач, подач | |||||||
в прыжке СФП. Подбор упражнений | |||||||
для развития ловкости, гибкости. | |||||||
№52 | 1 | Обучения тактике | Нападающий удар задней линии. СФП. | ||||
нападающих | Подбор упражнений для развития | ||||||
ударов | специальной силы. | ||||||
№53 | 1 | Обучение | Упражнения для развития прыгучести. | ||||
индивидуальным | Нападающий удар толчком одной ноги. | ||||||
тактическим | Учебная игра. | ||||||
действиям | |||||||
блокирующего | |||||||
игрока | |||||||
№54-56 | 3 | Обучение | Упражнения для развития гибкости. | ||||
отвлекающим | Обучение технико-тактическим | ||||||
действиям при | действиям нападающего игрока (блок- | ||||||
нападающем | аут). Упражнения для развития силы | ||||||
ударе | (гантели, эспандер). Обучение | ||||
переключению внимания и переходу от | |||||
действий защиты к действиям в атаке (и | |||||
наоборот). Упражнения для развития | |||||
быстроты перемещений. | |||||
№57 | 1 | Обучение | Подбор упражнений для воспитания | ||
групповым | прыгучести и прыжковой ловкости | ||||
действиям в | волейболиста. Учебная игра. | ||||
защите внутри | |||||
линии и между | |||||
линиями | |||||
№58 | 1 | Применение | Технико-тактические действия в защите | ||
элементов | при страховке игроком 6 зоны Учебная | ||||
гимнастики и | игра. | ||||
акробатики в | |||||
тренировке | |||||
волейболистов | |||||
№59 | 1 | Применение | Технико-тактические действия в защите | ||
элементов | для страховки крайним защитником, | ||||
баскетбола в | свободным от блока. Учебная игра. | ||||
занятиях и | |||||
тренировке | |||||
волейболистов | |||||
№60-61 | 2 | Обучения | Обучение приему мяча от сетки. | ||
индивидуальным | Обучения индивидуальным | ||||
тактическим | тактическим действиям при приеме | ||||
действиям при | нападающих ударов Развитие | ||||
приеме подач | координации. Учебная игра. | ||||
№62 | 1 | Обучения | Передача мяча одной рукой в прыжке | ||
взаимодействиям | Учебная игра. | ||||
нападающего и | |||||
пасующего | |||||
№63-65 | 3 | Обучение | Изучение слабых нападающих ударов с | ||
групповым | имитацией сильных (обманные | ||||
действиям в | нападающие удары). Обучение | ||||
нападении через | групповым действиям в нападении | ||||
игрока передней | через выходящего игрока задней линии. | ||||
линии | Подбор упражнений для развития | ||||
взрывной силы. Учебная игра. | |||||
№66-68 | 3 | Обучение | Учебная игра с заданием. | ||
командным | |||||
действиям в | |||||
нападении | |||||
ЛИТЕРАТУРА
- Беляев Н.А. «Внеклассная работа», М. «Просвещение», 1982 год.
- Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх», Москва «ФиС», 1980 год.
- Былеева А.В., Коротков И.М. «Подвижные игры» Пособие для институтов физической культуры, Москва «ФиС», 1982 год.
- Голомазов В.А. и др. «Волейбол в школе» Пособие для учителей, Москва «Просвещение», 1976 год.
- Железняк Ю.Д. «Юный волейболист» Учебное пособие для тренеров Москва «ФиС», 1988 год
- Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. «Волейбол в школе», «Просвещение», 1989 год.
- Зациорский В.М. «Физические качества спортсмена», Москва «ФиС», 1970 год.
- ЕВСК (последний выпуск).
- Куколевский Г.И. «Врачебные наблюдения за спортсменами», Москва «ФиС», 1975 год.
10.Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. «Физическая культура», Москва «Просвещение», 1997 год.
- Матвеев Л.П. «Теория и методика физического воспитания» Учебник для институтов физической культуры в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивный праздник "Старшеклассник и я дружная спортивная семья"
Цель: Пропагада здорового образа жизни. Повышение интереса км занятиям физкультурой и спортомСотрудничество с ДОУ. Привлечение воспитанников ДОУ в школу. Укрепление взаимотношений между ДОУ микра...
Методическая разработка спортивного праздника "Мама, папа, я - спортивная семья"
Методическая разработка спортивного праздника "Мама, папа, я - спортивная семья"...
Спортивный праздник в 5-8 классах « Мини-футбол и веселые старты на спортивном поезде»
Закрепить полученные навыки и умения в процессе обучения и тренировок.Совершенствовать технику передвижения футболиста, ведения мяча, остановки мяча подошвой и удару серединой подъема в движении...
сценарий спортивного праздника "Спортивные девчонки" к 8 марта
праздник апроходит в канун праздника 8 марта. Участвуют в празднике девчонки 9-11 классов....
Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"
тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...