Родительский тренинг Профилактическая помощь по проблемам подросткового суицида
методическая разработка на тему

Рабжурова Эши-Ханда Дамбаевна

Родительский тренинг «Профилактическая помощь по проблемам подросткового суицида»

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида
  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком
  3. Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание его проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suitsid.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Кяхтинское районное управление образованием»

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                      «Наушкинская средняя общеобразовательная школа»

Родительский тренинг

Профилактическая помощь по проблемам подросткового суицида

Подготовила: Рабжурова Эши-Ханда Дамбаевна,

учитель бурятского языка

Наушки

2017

Родительский тренинг «Профилактическая помощь по проблемам подросткового суицида»

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида
  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком
  3. Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание его проблем.

Ритуал приветствия.

Здравствуйте, уважаемые родители, я рада вас приветствовать на нашем тренинге.        

Упражнение «Для приветствия»

Цель: Развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу.

Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления контактов и в завершение упражнения разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, а также продемонстрировать наиболее продуктивные способы приветствий.

Упражнение «Закрытая дверь» На листе ватмана изображена закрытая дверь.

В е д ущ и й. Что вы ожидаете найти за закрытой дверью? (Возможные ответы записываются на ватмане)

Дверь символизирует:

 вход в новую жизнь;

 переход из одного места или состояния в другое, от света к тени;

приют и защита;

доступ к убежищу и теплу очага, общение,

контакты с людьми и внешним миром;

 защиту от опасностей и неведомого.

Чтобы за этой дверью нам было уютно  и наше занятие было более продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга.

Упражнение «Заключение контракта» 
Цель: выработка правил групповой работы.Участники делятся на две группы.
Выработка правил группы производится с помощью активного обсуждения принципов тренинговой работы.
 Участникам предлагается задуматься и каждому индивидуально написать те правила работы в группе, которые помогут создать доброжелательную рабочую обстановку, на это 3 минуты. Затем участники объединяются в свои команды и, зачитывая индивидуально написанные правила, составляют список, с которым согласна вся команда. После этого составляется общий список правил, с которым будут согласны все. Список составляется следующим образом: каждая команда по очереди зачитывает одно из своих правил и объясняет, что включает в себя это правило. Если все участники согласны с данным правилом, то оно выписывается на лист ватмана.   Возможные правила:        

* Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.

*Я - высказывание: говорим только о собственных чувствах.

*Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто не имеет право оценивать личность другого, обсуждаем только действия, критика должна быть конструктивной.

*Право на ошибку: в тренинге нет «правильных» и «неправильных» действий и суждений.

*Уважение другого: если один говорит, остальные молчат, не перебивая друг друга.

*Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».

*Добровольность: можно не участвовать в отдельных упражнениях.

*Активность: чаще всего те, кто проявляет активность, приобретают больше, чем те, кто был пассивен на занятиях.

Основной этап. Минилекция с обсуждением.

Уважаемые родители! Я хочу обсудить очень сложный и очень серьезный вопрос. 
Подростковое самоубийство.

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать, В его сути биологической заложено изначально -   выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок -  вот это уже настораживает.

За последние 15 лет число самоубийств  среди подростков от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности  во многих экономически развитых странах, причина самоубийств стоит на 2-3 местах.

На сегодняшний день этот вопрос очень остро стал в нашей республике, и эти часто обсуждаемые взрослыми, в последнее время,  случаи известны не только взрослым, но и детям. В этом заключается некая  опасность и необходимость поднять этот вопрос на рассмотрение, т.к. для многих подростков характерна некая внушаемость и стремление к подражанию. Вы сами, я думаю, замечали, как по поселку  идет компания подростков, и 4 из 6 идут в одинаковых куртках или джинсах. И  часты такие высказывания: Я хочу именно такую вещь, как у Иванова, Петрова и т.д." Это подражание, стремление быть похожим на кого-то просматривается не только в манере одеваться, но и в поведении, в решении каких-то ситуаций.

Видя то, как окружающие озабочены ситуацией, сколько эмоций, обвинений, обсуждений, т.е. внимания вокруг этого факта, склонный к суициду подросток может рассматривать этот вариант, как решение

Что побуждает, что является причиной, толкающей подростков на столь отчаянный шаг? (Обсуждение в группах, ответы участников, вывод)

Каждому из нас природа подарила бесценный дар — жизнь. Мы редко над этим задумываемся. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили. Заложило нос при насморке — почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога — оценили чудесную возможность двигаться. Иногда мы оказываемся в какой-то ситуации, даём волю своим эмоциям, и нам кажется, что жить не хочется.

Сейчас я попрошу вас посредине листочка нарисовать круг и написать в нём фразу «жить не хочется». Ведущий пишет на доске. Назовите слова, которые могут ассоциироваться с этой фразой. (Горе, обида, злость, смерть и т. д.) А теперь попробуйте представить разные причины, почему человеку не хочется жить. Случаи, когда у вас, может быть, на душе было плохо, обидно, горько. Запишите ситуации и обведите их, придайте им форму, например, облака. Кто хочет прочитать свои ситуации? Ведущий может записывать их на доске. Обсуждение.

В перечисленных ситуациях оказываются и дети, и взрослые

Мозговой штурм

 Какие мотивы ведут подростка к суициду? Обсуждение в группах.

Возможные ответы:

  • Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
  • Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверены, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
  • Смерть кого – либо из близких родственников.
  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.
  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
  • Затяжное депрессивное состояние подростка.
  • Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.
  • Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
  • Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.

Но все эти причины объединяет одна самая глубокая: неумение почувствовать себя равноправными членами подростковой общности. Первая причина и самая основная — непонимание. Как научиться понимать подростка? Как вовремя распознать его душевное состояние? Как удержать от неверного шага? Эти вопросы волнуют учителей  и вас, родителей. Найти на них ответы и есть главная цель.

Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. 

Приведу несколько примеров:

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

Восьмилетний мальчик, который пытался повеситься на собственных колготках, но вовремя был вынут из петли, рассказывал, что решился умереть потому, что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его детский дом. Родители, впрочем, этого делать не собирались: его просто пугали — очень уж часто на него жаловались в школе. «Понимаете, — говорит мальчик, — иначе на них подействовать было невозможно. Я уж и прощения просил, и ревел, и ругался, и скандалил, — не слышат, и все. В детский дом, говорят, сдадим - будешь знать». — «И ты решил умереть? А что это такое, по-твоему, — умереть? Что потом будет?» — «Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймет, что в детский дом меня сдавать нельзя, и все будет хорошо». — «Когда?» — «Когда смерть кончится». 
        Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?

Зачастую трагедии можно избежать. Профилактика детского суицида зачастую помогает избежать самого страшного – смерти ребенка. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящим в поведении ребенка. Зачастую первыми тревожными звоночками могут стать сущие пустяки – фраза, оброненная якобы случайно, либо что-то еще.     Мифы и факты. Дискуссия.Заполнить таблицу, что относится к мифу, что - к фактам. Обсуждение в группах.

                                МИФ                                                                                              

ФАКТ

         

Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание

Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом “кричит” о помощи и ставит в известность о своей боли людей

Настоящее самоубийство случается без предупреждения

Примерно 8 из 10 человек подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке

Самоубийство - явление наследуемое, значит, все равно ничем не поможешь

Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные (агрессию, направленную на себя) модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении

Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь

Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы

Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом

Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата

Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их  дело.

Большинство людей хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п.

Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить

Большинство людей вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач.

Не все, покушающиеся на свою жизнь, страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид:

  • Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
  • Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
  • Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
  • Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.
  • Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
  • Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
  • Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.

В том случае, если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Упражнение «Нужные слова» Задание: заполнить таблицу (в группах) В процессе выполнения упражнения ведущий способствует обсуждению и анализу различных мнений по каждому утверждению и нахождению реальных жизненных, литературных примеров. При этом строго соблюдается принцип безоценочности высказываний.

№ п/п

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1.

Ненавижу учёбу, класс…

2.

Всё кажется таким безнадёжным…

3.

Всем было бы лучше без меня!

4

Вы не понимаете меня!

5

Я совершил ужасный поступок…

6

А если у меня не получится?

Возможные правильные ответы:

№ п/п

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1.

Ненавижу учёбу, класс…

… Что у нас происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?

Когда я был в твоём возрасте. Да ты просто лентяй

2.

Всё кажется таким безнадёжным…

… Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь

Подумай лучше о тех, кому ещё хуже, чем тебе

3.

Всем было бы лучше без меня!

Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит.

Не говори глупостей. Давай поговорим о чём-нибудь другом.

4.

Вы не понимаете меня!

Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать.

Кто же может понять молодёжь в наши дни. Никому не нужны чужие проблемы.

5.

Я совершил ужасный поступок…

… Давай сядем поговорим об этом.

Что посеешь, то и пожнёшь.

6.

А если у меня не получится?

Если не получится, мы подумаем, как это сделать по-другому. Если не получится, я буду знать, что ты сделал всё возможное

Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!

Ведущий предлагает составить памятку родителям. Обсуждение в группах.

Примерная памятка родителям:

Если вы заметили склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:  

внимательно слушайте: в состоянии душевного кризиса любому, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать;

внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребёнка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им, попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися проблемами;

 придайте уверенность ребёнку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со всеми проблемами и т.д.

Ведущий предлагает ответить на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с ребёнком.

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете, кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

- Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Суть любой поддержки человека, находящегося в этой ситуации депрессии, когда этот фундамент смысла жизни из-под ног ушел, - дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости  того, что он в этом мире кому-то нужен. Покажите, что вы его любите. «Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того, как веду себя, если  не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно».

Обсуждение

Ведущий: Вернемся к началу нашего занятия. Итак, «жить не хочется», зачеркнем частицу не (если на доске, можно «не» стереть) и найдем те причины, из-за которых хочется жить. Поверьте их намного больше. От нашего круга нарисуем много-много линий-лучей, на которых напишем аргументы в пользу человеческой жизни. Пусть каждому человеку в жизни светит солнце. Жизнь безгранично щедра. Мы теряем кого- то или что-то, но как много еще остается. Лучший день — сегодняшний. Будем же счастливы сегодня! Здесь и сейчас!

Рефлексия

На доске лист ватмана с изображением двери. На столах лежат конверты с «ключиками» и «замками». Ведущий спрашивает у участников, полезными ли оказались для них полученные знания. «Если сегодняшний тренинг для Вас был полезным, интересным, то, Вы, пожалуйста, возьмите ключик. Приклеивая его на изображенную дверь, озвучьте, что для Вас было самым интересным и полезным. Приклеивая на «дверь» замок, отметьте те моменты, вопросы, которые остались для Вас непонятными». Каждый участник круглого стола высказывает свою точку зрения в отношении поставленной проблемы.
               Ритуал прощания

Ведущий  подводит итог занятию: «Каждый из нас сегодня сделал шаг к лучшему. Давайте поднимемся, возьмёмся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло, пошлем друг другу импульс добра и радости и мысленно произнесем добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом. Помните: «Счастье – это когда тебя понимают»

Спасибо за работу.

Источники:

http://kurkino.reg-school.ru

http://festival.1september.ru

http://www.jlady.ru

http://lady.tochka.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Сигналы SOS для взрослых: подростковый суицид"

Презентация для родительского собрания . Рассмотрены следующие вопросы:основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков,особенности суицидального поведения у детей и подростков,признаки су...

проблема подросткового суицида

презентация для родительского собрания...

Классный час "Проблемы подросткового суицида"

Суицид -психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда че...

Проблема подросткового суицида

Проблема подросткового суицида...

Классный час "Мы выбираем жизнь!" (проблема подросткового суицида)

В беседе раскрывается проблема  суицидов среди подростков....

Проблема подросткового суицида

Проблема подросткового суицида...

«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Проблема подросткового суицида – борьба с самим собой!

В нашей жизни, к сожалению, существует такое трагическое явление, как подростковый суицид. Когда такое происходит, у окружающих остается неизбывное чувство вины и множество вопросов: «Что м...