ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
методическая разработка (5 класс) на тему

Хайрулина Айжан Гильмжановна

Родительское собрание в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobr_5_kl.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…” Д.Уэбстер

Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту…” Ф.Абрамов

Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей”. Д.И.Писарев

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…” Януш Корчак

У ребенка свое особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим…” Жан-Жак Руссо

Чтобы судить о человеке, по крайней мере, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, его волнений…” Оноре де Бальзак

(Первое родительское собрание-встречу уместно проводить в конце августа. Это позволяет, во-первых, заранее познакомиться с родителями учеников, которые переступают порог школы и класса впервые, настроить семьи на необходимость общения со школой, педагогами, во-вторых, создаст определенный оптимистический настрой на учебную деятельность, снимет боязнь семьи перед школой и учителями.)

Цель родительского собрания: знакомство классного руководителя с родительским составом класса; знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы; провести выборы родительского комитета.

Форма проведения – торжественное собрание (с элементами тренинга).

Участники: родители учащихся 5 класса, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.

Подготовительная работа к собранию: (классная комната должна быть с компьютером, проектором или смарт-доской для презентации темы собрания)

1) приглашение на первое родительское собрание родителей учащихся 5 класса за 1-2 недели до проведения собрания пригласительными письмами; приглашение на собрание представителей школьной администрации;
2) изучение классным руководителем личных дел учащихся с целью составления социального паспорта класса;
3) подготовка анкеты для родителей (визитной карточки семьи);
4) сбор и анализ информации по вопросам: особенности учебной работы в пятом классе, основные направления воспитательной работы деятельности, права и обязанности классного руководителя в среднем звене;
5) изучение ожиданий пятиклассников от нового учебного года. Мини-сочинения “Мои ожидания от пятого класса”;
6) изготовление учащимися класса визиток своих родителей (таблички с указанием фамилии, имени и отчества обоих родителей);
7) подготовка места для раздевалки родителей.

Оформление помещения – классной комнаты, оборудование.

Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся. Это позволит с первого собрания ознакомиться с родителями, обращение по имени отчеству располагает к доверительному взаимодействию. Стулья стоят внутри круга. На школьной доске (или на смарт-доске) – тема родительского собрания.

На столах – бланки с анкетами, чистые листы бумаги и ручки. (см. Приложение 1)

Можно провести анкетирование с пятиклассниками тоже заранее. (см. Приложение 2).

Можно выделить детей в классе, ответы которых показались им самыми интересными, у которых много общего, и отметить вопросы, которые были трудными для детей.

Ход собрания

В кабинете (классной комнате) звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет, рассаживаются за столы, находят свои визитки на столах, до начала собрания отвечают на вопросы анкеты.

Вступительное слово классного руководителя будущих пятиклассников.

Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашей встрече. Начало учебы в пятом классе – особый этап в школьной жизни. Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от мам и пап. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни. В который раз мы все вместе будет преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников. Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда можете получить исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора школы, его заместителей, всех тех, кому поручено помогать семье в воспитании детей. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Но прежде чем мы приступим к поиску решения этих задач. Давайте познакомимся!

Слово предоставляется директору школы (или заместителю директора по учебной части):

Администратор школы представляет классного руководителя пятого класса, характеризуя его профессиональные качества. В своем выступлении он/она говорят о традициях и обычаях школы, о первоначальных требованиях к учащимся-пятиклассникам, знакомит родителей с Уставом школы и вручает его каждой семье вместе с визитной карточкой школы;

(Если администрация не смогла придти на ваше собрание, то вы сами представляете себя, рассказывая о себе, о выборе профессии педагога, о своей работе в качестве классного руководителя в других выпусках, о планах на будущее в работе с новым классом.)

Классный руководитель: Вы познакомились со мной поближе, сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство с вами. Давайте поиграем: я – ведущая – стою в центре круга и предлагаю поменяться местами ( или пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком и называет этот признак. Например, я скажу: “Поменяйтесь местами те, у кого в семье один ребенок”. Все, кто соответствует этому признаку, должны поменяться местами. При этом ведущий должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто остается в центре круга без места, продолжает игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге.

Примерные вопросы для игры: (можно заранее приготовить наводящие вопросы):

  • Поменяйтесь местами те, кто помнит своего классного руководителя.
  • Поменяйтесь местами те, кто любил в школе математику.
  • Поменяйтесь местами те, у кого в школе был любимый учитель.
  • Поменяйтесь местами те, кому в школе помогали родители.
  • Поменяйтесь местами те, кто помнит свой пятый класс.
  • Поменяйтесь местами те, кто помнит сколько девочек и мальчиков было в вашем пятом классе.
  • И т.п.

Классный руководитель: Вот мы и познакомились. Теперь я думаю, что многие из вас готовы поделиться своими ожиданиями от пятого класса. Это может быть ожидание успеха или тревоги из-за предстоящих трудностей.

(Выслушиваются все родители. В это время учитель может кратко записывать ожидания на доске, сортируя их на группы).

Ожидание успеха

Предстоящие страхи и трудности

Повышение учебной успеваемости
Ожидание приобретения новых друзей

Страх снижение успеваемости
Трудность установления контакта с новыми учителями
Трудности ориентации в школьном помещении
Ожидание приобретения новых друзей

С чем связано возникновение проблемных ситуаций, каковы особенности возраста расскажет школьный психолог.

Выступление школьного психолога

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми и товарищами в наличии подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии их поступков. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любых занятиях. Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочей опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. Меняются постепенно приоритеты и в стенах школы. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению.

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • навыки самоподготовки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:

1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
2) формирование умения учиться в средней школе;
3) развитие учебной мотивации, формирование интересов;
4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Обсуждение плана воспитательной деятельности, решение организационных вопросов

Классный руководитель: Мы познакомились с особенностями развития пятиклассников, услышали о возможных проблемах и задачах развития. Для успешного преодоления трудностей необходима совместная воспитательная деятельность.

Далее классный руководитель знакомит родителей с задачами и целями школы, определяет задачи свои и классного коллектива на учебный год; рассказывает об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся; знакомит родителей с основными направлениями воспитательной деятельности школы, основными делами на год, конкретным планом работы на первую четверть/триместр; рассказывает родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста.

Решаются следующие организационные вопросы:

  • о питании в школьной столовой;
  • возможности оказания материальной помощи;
  • сменной обуви;
  • дневники (электронные);
  • об организации классного фонда.

Выборы родительского комитета

Уважаемы родители! Сейчас вам нужно выбрать родительский комитет. Это может быть назначение по списку, по желанию, по очередности с последующим распределением обязанностей внутри комитета.

Подведение итогов собрания

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.

Проект решения собрания

  • Принять тематику родительских собраний на учебный год.
  • Установить состав родительского комитета в количестве … человек.
    Председатель – ФИО.
    Учебный сектор – ФИО.
    Культмассовый сектор – ФИО.
    Трудовой сектор – ФИО.
    Казначей – ФИО.

Обязательно после собрания встретьтесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения родителей к учителю и школе…

Литература для подготовки к собранию

  • Дереклеева Н.И. “Родительские собрания 5-11 классы”, М., “ВАКО”, 2004.
  • Дюкина О.В. “Родительские собрания”, М., “ВАКО”, 2008.
  • Воскобойников В.М. “Как определить и развить способности ребенка” СПб, 1996.
  • Коляда М.Г. “Шпаргалка для родителей”, Донецк, 1998.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. “Общаться с ребенком. Как?”, М., 1997.
  • Хрестоматия по педагогической психологии, М., 1995.
  • Алоева М.А., Бейсова В.Е. “Настольная книга классного руководителя. 5-8 классы”, Ростов н/Д, Феникс, 2005 (Сердце отдаю детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....