беседа "Дружба"
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
Цели: Формирование понятия дружба
Задачи: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
Форма проведения: внеклассное мероприятие
Участники: 7 класс
- Презентация (Приложение 1)
- На партах папки с заданиями
- Лист ватмана сделать “тумбу для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления.
- Цветные листочки.
- Приготовить карточки для слов - понятий Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Раздать листы с тестами на каждого человека
- Каждому выдается по ромашке (желтые магниты, желтые кнопочки, иголочки)
- Раздать листы с тестами на каждого человека.
- Блокноты “Карманное пособие для Друга”
- Ранжирование распечатать каждому задание
Слово учителя. Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: (“улыбка”, все смотрим клип “ Дружба “ Я + ты”(.сеть творческих учителей )Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом.
Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)
А теперь на счет раз два три произнести дружно хором “ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!”.
(Открывается слайд, там плакат со словами “друг”, “товарищ”, “приятель” и написано предложение “Дружба – это….”)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
Итак, тема нашего классного часа: “Дружба – это…”.
Актуальные вопросы для обсуждения
- Можно ли научиться общению?
- Как стать хорошим товарищем ?
- Кто становится другом? Как его найти?
- Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?
- Почему дружбу называют школой самовоспитанием?
Основные понятия:
Дружбы – одна из форм межличностных отношений людей, основанная на глубокой личной симпатии и привязанности, на единстве взглядов и интересов и проявляющаяся в тесном, длительном и разностороннем общение, взаимопомощи и взаимоподдержке.
Добро – важнейшая категория этике. В этом понятие люди выражают свои наиболее общие интересы, устремление пожелания и надежды на бедующее.
Душевность – характеризуется добрым отношением человека к окружающем его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.
Алгоритм деятельности:
Занятие начинается с рассуждения о радости общения.
Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.
I. Поиграем в игру “ Знакомство – представление”. ( Раздаются цветные листочки.)
Вы решили друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе
в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатков. (Листочки— объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.)
Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.
II. Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Заполним таблицу.
Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.
Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?
III. Учитель. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество
IV.В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: “Это здорово! ” и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.
V. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”. (Клип – сеть творческих учителей)
VI. Расположите в порядке значимости следующие высказывания.
- Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.
- Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.
- Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.
- Быть хорошим товарищем - это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
- Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его.
(Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте? Спросить несколько ребят)
VII.Физкультминутка
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
- Хлопают все присутствующие;
- Только девочки;
- Только те, кто любит вкусно поесть;
- Только те, кто опаздывает на уроки;
- Только те, кто хорошо учится;
- Только те, кто не любит каникулы;
- Только те, кто любит сладкое;
- Только те, кому нравится играть в футбол;
- Только те, у кого прекрасное настроение.
VIII. Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А ты умеешь дружить? (Предлагается тест из модного юношеского журнала “Gool”.)
VIII. Тест:
1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,
А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.
2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…
А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали мне, когда я об этом попрошу.
С. Никогда не предавали меня в трудную минуту.
3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга…
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.
4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.
5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?
А. Думаю, что да.
В. Я не уверен(а).
С. По-моему, счастье не в этом.
6. Как ты считаешь у тебя есть качество, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили ( может быть, пока ) твои друзья?
А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.
7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…
А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Оценка результатов теста.Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.
А | В | С | |
1 | 0 | 3 | 6 |
2 | 6 | 0 | 3 |
3 | 6 | 3 | 0 |
4 | 0 | 6 | 3 |
5 | 6 | 3 | 0 |
6 | 3 | 0 | 6 |
7 | 6 | 3 | 0 |
0–18 баллов:
Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…
Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.
21 – 33 балла:
Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34 – 48 баллов:
Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов (а ) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!
Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и провести какое-то психологическое конструирование. Помните: “Дружба- это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”.
Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышкам… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себе на служение ближним”. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.
IX. Послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова “Берегите друзей” Такие стихи расширят ваши представления о гамме чувств в дружбе, утешат, помогут в трудную минуту.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.
X. “Карманное пособие для друга” блокнотики там написаны высказывания
- “Если хочешь иметь друга – будь им!”
- “У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”.
- “Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием”.
- “Не хочу ничего, не прошу ничего,
Не нужны мне ни деньги, ни слава,
Только б знать, что всегда у плеча моего
Два товарища – слева и справа”.
- “Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!”
Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие?
(Блокнотик вы заберете и подарите своему другу.)
Видите, как важно, основываясь на проверенных жизненных опытом советах, уметь сформулировать свои собственные выводы по обсуждаемой проблеме. (Советуем во время занятия поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, стремление к самостоятельности и независимыми суждениями.)
XI. (Проводится групповое решение вопросов-проблем, вынесение их на обсуждение в классе.)
Вопросы для обсуждения:
- Всегда ли нужно быть категорическим в споре, если твоя точка зрения иная, чем у твоего товарища?
- Можно ли осуждать товарища, стесняющегося напомнить однокласснику о том, что тот давно не возвращает книгу?
- Какую обиду на друга можно и нужно быстрее забыть?
- Как себя вести, если услышал нелестное мнение о друге?
- Нужно ли вмешиваться в ситуацию, в которой друг поступает неправильно?
- Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?
Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задумываться нам неожиданными вопросами и решать необычные “задачки”, самим себе задавать вопросы (приятные, и не очень). Может быть, кто-то из вас немного “изменился” в лучшую сторону и сто-то “поменял” в своем отношение к другу… Главное, чтобы осталось неизменным – Доброе отношение к людям!
“Дружба”, все смотрим клип “ Дружба “ Я + ты”(2мин.29сек.)БыковаЛ.Г. сеть творческих учителей
XII. Рефлексия
Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят “ДО-СВИ-ДА-НИЯ!”. На последнем слоге участники поднимают руки вверх, и не разнимая их, делают шаг в середину круга.
Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей!
Да, Вы со мною были нечестный,
Вы предали меня. И может статься
Не стоило бы больше разбираться,
Нужны Вы мне теперь иль не нужны.
Нет, я не жажду никакой расплаты.
И, как ни жгут минувшего следы,
Будь предо мной вы только виноваты,
То это было б пол еще беды.
Скажи мне, где любви начало?
Ум, сердца ль жизнь ей даровало?
И чем питаться ей пристало?
Но Вы, с душой не доброю своей,
Всего скорей, даже не увидели,
Что вслед за мною ни за что обидели
Совсем для Вас неведомых людей:
Всех тех, кому я после встречи с Вами,
Как, может быть, они не хороши,
Отвечу не сердечными словами,
А горьким недоверием души.
В. Шекспир
Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управление ими. (Б. Шо)