Беседа "Ученье - свет"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ялгинский детский дом - школа»
Беседа
Подготовила: Сафонова Е. В.
Тот, кто вылетел из школы,
Со второго этажа,
Все равно по всем предметам
Должен быть на высоте.
Прерывать процесс учебный
Не имеет прав никто.
Пусть, пока паденье длится,
Повторяет падежи.
Григорий Остер
И кто же это выдумал, что учиться легко? Наверное, тот, кто никогда не корпел над учебниками! Как известно, все великие люди разделяли мнение знаменитого педагога К. Д. Ушинского: учиться трудно, ибо учение — умственный труд, а он едва ли не самый тяжелый труд для человека. Это мечтать легко и приятно, а думать тяжело. Но не забывай: от того, насколько усердно ты будешь учиться в юности, напрямую зависит твоя взрослая жизнь.
Известно ль тебе, что знаменитый ученый академик Отто Юльевич Шмидт в четырнадцатилетнем возрасте составил план своей жизни? Он подробно записал, какие книги должен прочитать, какими науками овладеть, какие проблемы решить и как развиваться физически. Однако когда он подсчитал, сколько лет ему потребует для претворения программы в жизнь, то схватился за голову: необходимо ровно девятьсот лет! Шмидт урезал программу — опять жуткий результат: пятьсот лет. Пришлось сократить еще. Получилось сто пятьдесят лет.
На этом юный Отто остановился.
Шмидт распланировал всю жизнь до минуты, работал на пределе и выполнил почти всю стопятидесятилетнюю программу. За пятьдесят лет взрослой жизни (Отто Юльевич умер на шестьдесят пятом году) он прожил творчески сто пятьдесят лет, перекрыв «норму» ровно в три раза.
Пример ученого наталкивает на интересную идею. Может быть, работа «на пределе» и есть тот способ, который выявляет скрытые в человеке резервы?
Недогрузки — вещь весьма опасная. Недогрузить мозг — значит замедлить его развитие, приучить к ограниченности мышления, к отказу от всего творческого.
Вдумайся в эти-слова и, пожалуйста, отнесись к ним как к серьезному предупреждению.
Исследования показали, что утомление, так называемая эмоциональная тревожность, гораздо меньше у тех учащихся, которые занимаются по сложным программам, чем у тех, кто учится по программам обычным. Простыми словами это можно объяснить так: чтобы избежать перегрузок, бойся недогрузить свой мозг, бойся его бездействия.
Во многих фантастических произведениях авторы выдумывали такие планеты, где автоматы решают практически все задачи за людей. И в результате неизбежно происходит деградация личности. Вспомни хотя бы мультфильм про Нехочуху. Не случайно филологи, психологи и медики советуют регулярно тренировать интеллектуальные, эмоциональные и физические силы.
Итак, необходимо работать на пределе. Но здесь встает очень трудная задача — определить индивидуальный предел. Ее важно решить, чтобы твое умственное напряжение не превратилось в болезненное перенапряжение сил.
Английский историк и социолог Генри Томас Бокль, будучи восемнадцатилетним юношей, задумал написать историю мировой цивилизации. Замысел, что и говорить, грандиозный. И требовал столь же грандиозного труда.
Бокль писал впоследствии: «Я стал работать по девять или десять часов в сутки, без выходных. Метод у моих занятий был такой: утром я изучал естественные науки, после завтрака — языки, в которых был круглым невеждой, вечером — историю, юриспруденцию и всемирную литературу». Бокль ценил каждую минуту, выходил из кабинета только на прогулку, да и то изредка. Он почти не выделял времени на общение с друзьями, а «светские беседы» совершенно исключил. Ничего, кроме четко очерченного круга занятий, не интересовало Бокля. Из своей жизни он безжалостно убрал искусство: не отличал Бетховена от Моцарта, не посещал спектаклей и картинных галерей. Отказался даже от любимых шахмат!
Всю жизнь Бокль посвятил одному — «Истории цивилизации».
Такая упорная, титаническая работа не могла не принести плоды. Бокль изучил 19 языков для чтения необходимых материалов в оригинале. Но сам он чувствовал, что размах его планов сродни желанию объять необъятное. Вдобавок ко всему работе мешало слабое здоровье. Тогда пришло решение: заменять «Историю цивилизации человечества» менее трудоемкой «Историей цивилизации Европы». Она же ограничивалась еще и еще, постепенно превращаясь в «Историю цивилизации Англии», которая по замыслу автора должна была состоять из 15 томов. Но и этого не получилось. Бокль сумел написать только два тома...
Он скончался в возрасте 41 года. И последние его мысли были о работе. Он без конца твердил: «Книга моя, книга! Я никогда не кончу моей книги!».
Как ты понимаешь, Бокль сам себя «загнал». Это и понятно: крайности никого не доводили до добра.
Чтобы учеба была не только полезной, но и приятной, постарайся полюбить все, чем тебе приходится заниматься. В этом нет никакого открытия: интерес прячется не в делах, не в занятиях, а в самом человеке. Что он умеет делать хорошо — то и любит. Чего не умеет — того и не любит. Любовь всегда требует хоть немного взаимности.
В противном случае — заколдованный круг: неинтересно потому, что не занимаешься, а не занимаешься потому, что неинтересно.
Из заколдованного круга, в который попадает тот, кто недостаточно хорошо учится, есть выход.
Подумай над следующими утверждениями:
• стоит немного повысить интерес, как учеба сразу идет лучше;
• человек по собственной воле может заинтересоваться даже очень скучным делом;
• учеба кажется более интересной, если ты настроилась на то, что она будет интересной;
• не только поведение зависит от настроения, но и настроение зависит от поведения.
Конечно, одной установки на интересную работу мало. Надо приложить хоть немного старания и сделать работу более тщательно, чем обычно. Более внимательно. Посвятить ей больше времени. Не торопиться. Помни: тщательность — основной источник увлечения работой.
Наивно полагать, будто человек плохо работает оттого, что ему скучно и неинтересно. Дело обстоят как раз наоборот: ему не интересно оттого, что он работает плохо, не тщательно, без духовной активности.
Постарайся завести привычку приступать к занятиям в хорошем настроении. Некоторые психологи считают, что для образования привычки нужно ни много, ни мало, а именно три недели, то есть 21 день. Например, на новом месте начинаешь чувствовать себя как дома именно через три недели. Почему так происходит — неизвестно. Но появление пылкой любви к учебе по истечении трех недель усилий тебе гарантировано. Попробуй!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Источники света. Распространение света" в 8 классе
План-конспект урока с применением ЭОР....
Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".
Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
Источники света.Распространение света
Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава "Световые явления" 8 класс...
Методическая разработка. Проверочная работа по теме: "Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света".
Проверочная работа на 15-20 минут, 8 класс, раздел "Световые явления"....