Кружок "Буквоед"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки учеников – создание базы знаний для решения заданий по материалам ГИА и ЕГЭ. Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» к обучению на любом занятии 1-го этапа, а также на любом занятии этапа повторения на втором году обучения. Курс рассчитан на 68 часа в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме каждого занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bukvoed_fadeeva.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: | Согласовано: | Утверждаю: |
На заседании МО Гуманитарного цикла Председатель МО: | Заместитель директора по УВР: | Директор школы: |
Фадеева Т.А. | Барданова Е.Ф. | Щербакова Н.А. |
Буквоед
Образовательная программа дополнительного образования
гуманитарной направленности
для обучающихся 7- 8 классов
Составитель: Фадеева Т. А.
2016 - 2018учебный год
Пояснительная записка
Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека. Успешность раннего обучения языку имеет в связи с этим большое значение для будущего маленького человека.
Необходимость использования различных методов в обучении школьников общеизвестна. Они активизируют познавательную деятельность детей, вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять напряжение и усталость на уроке. Однако актуальность игровых методов не только не исчезает, но даже возрастает к моменту перехода в среднюю школу. Игровые методы здесь используются с целью облегчить протекание стрессового периода в жизни ребёнка, адаптировать его к увеличению учебной и эмоционально-психологической нагрузки.
Познавательные задания в курсе русского языка способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса, развитию смекалки, языкового чутья.
Всё сказанное выше определяет актуальность программы дополнительного образования в курсе русского языка, рассчитанной на 2 года занятий с обучающимися 7-8 классов. Программа имеет практическую направленность, использует конкретные учебных пособий.
Её основным принципом является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
Содержание программы
Целью данной программы является создание условий и предпосылок для успешного изучения курса русского языка в средней школе.
Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:
- использование привычных форм деятельности, доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;
- поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации занятий;
- оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой в рамках фронтальной.
Методы занятий – преимущественной игровой, а также репродуктивный с постепенным смещением акцентов в сторону творческого продуктивного метода.
Основные задачи курса
Обучающие задачи – в ходе занятий ученики закрепляют представления и знания, полученные в курсе средней школы и в основном программном курсе русского языка 8-9 класcов; формируют учебные умения и закрепляют навыки (распознавать орфограммы, подбирать проверочное слово, подбирать однокоренные слова, распознавать прямое и переносное значение слова, подбирать синонимы и антонимы, давать толкование слову, узнавать омонимы и др.)
Воспитывающие– в процессе занятий ученики постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
Развивающие – все виды деятельности учеников и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.
Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки учеников – создание базы знаний для решения заданий по материалам ГИА и ЕГЭ.
Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» к обучению на любом занятии 1-го этапа, а также на любом занятии этапа повторения на втором году обучения.
Курс рассчитан на 68 часа в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме каждого занятия.
Учебно-тематический план занятий
№ п/п | Название раздела (игры) | Содержание занятия | Кол-во часов | Тео-рия | Прак-тика |
1. | «Орфографический этюд» | Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора родственного слова для проверки орфограммы, наблюдение за сочетаемостью слов и смыслоразличительной ролью гласных, развитие памяти, внимания. Материал: 64 слова с безударными гласными в корне проверяемыми ударением | 2 | 1 | 1 |
2. | «Каждому слову – своё место» | Обогащение и активизация словаря, отработка навыка правописания словарных слов, развитие памяти, внимания. Материал: 80 слов с непроверяемыми безударными гласными в корне | 2 | 1 | 1 |
3. | «Орфографический фоторобот» | Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти, внимания. Материал: 64 слова с сомнительными парными глухими/звонкими согласными | 2 | 1 | 1 |
4. | «Привидения в…» | Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, наблюдение за сочетаемостью слов, оттенками лексического значения, развитие памяти, внимания. Материал: 24 слова с непроизносимыми проверяемыми согласными. | 2 | 1 | 1 |
5. | «Ходилка «Привидения» | Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти Материал: непроизносимые проверяемые согласные | 2 | - | 2 |
6. | «Коллекция аппликаций» | Обогащение и активизация словаря, развитие памяти, внимания. Материал: 80 слов с удвоенными согласными | 2 | 1 | 1 |
7. | «Товарищ Мягкий знак» | Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания. Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы) | 6 | 2 | 4 |
8. | «Слово за слово» | Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, буквенного анализа слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания. Толкование слова. Лексическая сочетаемость. Эпитет. Шарада. Материал: 96 карт с соответствующим текстом. | 2 | 1 | 1 |
9. | «Словесный калейдоскоп» | Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания, логического мышления. Лексическая сочетаемость имен существительных и прилагательных. Прямое и переносное значение слова. Синонимия ( 96 слов) | 2 | 1 | 1 |
10. | «Одного поля ягоды». | Обогащение и активизация словаря, наблюдение за прямым и переносным значением пословиц и поговорок, развитие навыка связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления. Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений. | 2 | 1 | 1 |
11. | «Вперёд или назад». | Обогащение и активизация словаря. Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Развитие внимания, усидчивости, воли. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Буквенный состав слова. Материал: 48 слов | 2 | 1 | 1 |
12. | «Слово не воробей» | Обогащение и активизация словаря. Развитие образного, живого мышления, через восприятие различных форм языкового творчества. Омонимы. Фразеологизмы. Эпитеты и другие средства выразительности. Материал: 48 слов и фразеологических оборотов. | 2 | 1 | 1 |
13. | «О чем речь?» | Обучение работать с частью С. Как правильно писать сочинениер-рассуждение, выразить в нём своё отношение к теме, затронутой автором. Умение оценивать речевое оформление текста, видеть в нём наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли. Умение приводить примеры из текста. | 6 | 2 | 4 |
Итого: 34 часа (теория 14 часов, практика 20 часов)
1. | Повторение | Актуализация тем и языкового материала, с которыми дети знакомились в течение первого года обучения | 6 | 2 | 4 |
2. | «Товарищ Мягкий знак» | Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания. Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы) | 6 | 2 | 4 |
3. | «Чудеса во множественном числе» | Обогащение и активизация словаря, работа с грамматическим словарём, развитие мышления, памяти. Материал: имена существительные, образующие и не образующие формы единственного и множественного числа (80 слов). | 6 | 2 | 4 |
4. | «Мысль бежит, слово догоняет» | Обогащение и активизация словаря, наблюдение за сочетаемостью слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность, оттенки в употреблении слов. Материал: 48 многозначных глаголов, 48 многозначных существительных. | 6 | 2 | 4 |
5. | «Мудрые советы, мудреная наука…» | Обогащение и активизация словаря, наблюдение за сочетаемостью слов. Паронимы. Материал: 24 пары паронимов- прилагательных. | 6 | 2 | 4 |
6. | «О чем речь?» (лото по развитию речи) | Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря с опорой на наглядно представленную информацию. Формирование навыка работы с толковым словарем. Интегративное занятие (с курсом мировой художественной культуры) в рамках программы Центра образования с углубленным изучением искусства. Материал: толковый словарь, 40 слов лексико-семантической группы «Этнография. Русский мир», 48 слов лексико-семантической группы «Архитектура» . | 6 | 2 | 4 |
7. | «Пойми меня». | Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря. Закрепление навыка толкования слова, связной речи, коммуникации. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных и речевых реакций. Толкование слова. Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Слово в речи. | 4 | 2 | 2 |
8. | «Эрудит» («крестословица»). | Закрепление навыка правописания слова, развитие орфографической зоркости. Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций. Буквенный состав слова. Прямое и переносное значение слова. | 4 | 2 | 2 |
9. | Кроссворды. | Закрепление навыка правописания слова, развитие орфографической зоркости. Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций. Заполнение сеток, самостоятельное составление кроссвордов. | 4 | 2 | 2 |
11. | Фонетическая транскрипция. | Закрепление умения составлять фонетическую транскрипцию (делать звуковой анализ слова) | 2 | 1 | 1 |
12. | Работа | Обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь). | 6 | 2 | 4 |
13. | Разработка и изготовление игры, в основе которой собственные идеи детей. | Разработка и критическая оценка идеи. Групповая работа. Закрепление навыка работы со словарями. Изготовление макета игры и его оценка. Групповая работа. Окончательное оформление игры. | 6 | 1 | 5 |
14. | Презентация проекта | Обучение принципам успешной презентации. Пробная защита проекта. Самостоятельная и групповая работа. | 4 | 2 | 2 |
15. | Защита индивидуальных/групповых проектов детей по теме «Игровое учебное пособие по русскому языку руками детей» | 2 | _ | 2 |
Итого: 68 часов (теория 24 часа, практика 44 часа)
Используемая литература:
Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.
Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.
Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.
Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.
Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.
Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов – М., 1998.
Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.
Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского, 1998.