Нам дороги эти позабыть нельзя
методическая разработка (11 класс) на тему

Елисеева  Анастасия Васильевна

·           Открытый урок в 10-11 классах  на районном семинаре руководителей «Нам дороги эти позабыть нельзя», 2015 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nam_dorogi_eti_pozabyt_nelzya.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  литературы и истории,

 11  класс

НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ

Урок на тему «Нам дороги эти позабыть нельзя» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся  17- 18 лет (10-11 класс), соответствует их познавательным возможностям.

Цели:

  • осмысление событий Великой Отечественной войны не только с идеологической, но и с гуманистической, общечеловеческой точек зрения;
  • создание условий для формирования и проявления ключевых компетенций учащихся.

 Задачи:

      Образовательные:

  • показать трагическое начало Великой Отечественной войне;
  • выяснить причины неудач  Красной Армии в первые месяцы  войны; проследить ход боёв лето – осень 1941 года;
  • формировать умение пользоваться различными источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать систему знаний по теме «Великая Отечественная война и литература»;
  • обеспечивать глубокое понимание творчества писателей-фронтовиков;
  • уметь сопоставлять реальные события с их изображением в художественной литературе.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию любови к Родине, чувства патриотизма, исторической памяти;
  • формировать понимание неоднозначности оценки исторических деятелей и событий, развитие интереса к предметам;
  • прививать чувство ответственности за будущие нашей страны.

Развивающие:

  • формировать и развивать критическое мышление, предполагающее самостоятельное осмысление знаний и умение использовать их в различных ситуациях;
  • развивать логическое мышление, творческое воображение, речевую культуру на основе самостоятельной поисковой, творческой деятельности;
  • создавать собственный текст;
  • развивать коммуникативную культуру – умение слушать и слышать собеседника.

Планируемые результаты

Познавательные: Š

уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: Š самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные подходы способы решения поставленных задач; Š владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности; Š владеть навыками презентации своей деятельности по решению учебных задач.

Коммуникативные: Š

адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Тип урока: бинарный. 

Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, метод самостоятельной работы, ИКТ

Предмет: литература,  история.

Материально – техническое обеспечение урока: учебник истории Отечества  под редакцией Н.В. Загладина, С.И. Козленко,  карта «Великая Отечественная война СССР 1941-1943г.», портреты известных личностей,  проектор и компьютер, художественные произведения К.М. Симонова, В.В. Быкова, презентация «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Основные понятия:   блицкриг, рейх, вермахт, тактика, стратегия, мобилизация, эвакуация, ГКО, СВТК

Персоналии:  И. В. Сталин, А. Гитлер, Г. К. Жуков, С. К. Тимошенко, К. Е. Ворошилов, Ф.М.Молотов, В. Талалихин, Н. Гастелло, П.М.Гаврилов, В.В. Быков, К.М. Симонов

КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Мотивация и целеполагание

Вступительное слово учителя (Слайд 1,  звуки бомбежки) 

Учитель литературы   

- Что вы ощущаете, когда слышите эти страшные звуки войны? (Страх, тревогу, знак беды, знак войны, смерть).

- О чем мы будем говорить на уроке? (О романе Симонова «Живые и мертвые», о Великой Отечественной войне, о трагедии 1941 года, о людях на войне, о защите Родины, о мужестве, о памяти).

- В этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы. Наши деды и прадеды отстояли свободу и право на жизнь. 27 млн. человеческих жизней унесла война. Нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна ковала победу. Сила  человеческого духа оказалась сильнее огня и металла. Для нас День Победы – великий праздник. В наше непростое время, когда пытаются переписать Историю, вырывают из неё  страницы, возрождают фашизм, нам необходимо не забыть, не потерять самого главного – нашего наследия. Мы должны сплотиться и отстоять свое прошлое во имя будущего.

- Кто как не писатели – фронтовики могут нам рассказать об этом!

III.        Осознание, осмысление учебного материала

Сообщение о К. Симонове.

- 1 книга трилогии «Живые и мертвые»  вышла в 1959 году.

         Сегодня мы вмести с героями Симонова пройдем по дорогам Белоруссии лета 1941 г. Испытаем то, что испытали и пережили они.

- Обратимся к эпиграфу урока.

От этого порога

В лавине дыма, крови и невзгод,

Здесь в 41 началась дорога

В победоносный 45 год…

Р. Рождественский

Давайте воссоздадим картину событий на Западном фронте.

Учитель литературы

Что вас потрясло больше всего?

1 учащийся «Живые и мертвые» стр. 15, 18, 21.

2 учащийся «Живые и мертвые» стр. 22, 23.

3 учащийся «Живые и мертвые» стр. 30, 35-37, 39-40.

4 учащийся  «Живые и мертвые» стр. 87, 93, 94.

5 учащийся «Живые и мертвые» стр. 95, 98.

6 учащийся «Живые и мертвые» стр. 126

7 учащийся «Живые и мертвые» стр. 144, 154-156.

Учитель литературы

Когда вы начали читать роман, то спросили: «А правда, так было?»

Учитель истории  

Вы говорили о трагических событиях лета 1941 г. на примере романа Симонова «Живые и мертвые», а теперь обратимся к историческим фактам.

22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия и войска её союзников вторглись на территорию Советского Союза.

Фашистские войска перешли в наступление по всей западной границе СССР от Северного Ледовитого океана до Черного моря.

Наступление  проходило  в трех направлениях:

группа армий «Север» должна была через Прибалтику выйти к Ленинграду;

группа армий «Центр» имела конечной целью наступление на Москву и захват советской столицы;

группа армий «Юг» нанесла удар по Украине в направлении Киева.

По плану «Барбаросса» немецкие войска  должны были до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.

Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии.  Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.

Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженную 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.

Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов.

(На экране дается сравнительная таблица)

Давайте поговорим о том, как развивались события в местах главных ударов.   Послушаем ваши сообщения. (Слайд 8)

Ученик 1  (Слайд 9 – 12)

 Западный фронт.  Белостокско-Минское сражение (22 июня – 28 июня 1941г.)

 Павлов Д. Г.

Смоленское сражение

Ученик 2   (Слайд 13- 15)

Северо-западный фронт

Начало блокады Ленинграда

Ученик 3   (Слайд 16 – 19)

Юго-западный фронт. Битва за Дубно — Луцк — Броды

Кирпонос М. П.

Катастрофа на Украине

Киев в 1941 году

Учитель истории   (Слайд 20)

В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.

Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои.

Ученик 4   (Слайд 21 – 24)

Враг сковал наземные силы, приграничные округа не были приведены в боевую готовность. Лишь Военно-Морской флот благодаря действиям своего главнокомандующего адмирала  Н.Г. Кузнецова понес минимальные потери.

Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.

11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина (фото)

 Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора П.М.Гаврилова (фото). Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.

На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».

Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.

Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику. 

Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.

Учитель истории  (Слайд 25)

А сколько еще было таких безымянных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро.

Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.

Ученик 5  (рассказывает о земляках, погибших в первый месяц войны)

Учитель литературы

IV. Физминутка

Нет, солдаты не умирают, они уходят в бессмертие. (Клип «Журавли») 

V. Продолжение усвоения учебного материала

         Учитель истории          

Как вы думаете, почему наша армия несла большие потери в первые дни войны?

Ученик 3

Причины поражения Красной Армии  в первые дни войны:

  • военный потенциал Германии, подчинивший себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР;
  • гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе;
  • Красная Армия уступала в профессионализме – сказались репрессии в армии накануне войны;
  • просчеты советского руководства в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности;
  • запаздывание стратегического развертывания Советских Вооруженных Сил на западных границах СССР;
  • ущербность военной доктрины СССР, отвергавшей возможность стратегического отступления.

Учитель истории    (Слайд  28 – 29)

Нападение Германии оказалось неожиданным для советского правительства, однако через несколько часов после начала войны с  обращением к народу СССР по радио выступил нарком иностранных дел В.М.Молотов. Свое выступление он закончил словами, ставшими главными на все дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В стране была объявлена всеобщая мобилизация, люди шли на фронт добровольно. Приступили к эвакуации людей и промышленного оборудования из районов, которым угрожала оккупация. В районах боевых действий и прифронтовой полосе вводилось военное положение. Особое значение приобрел Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) под руководством Л. П. Берии. В июле 1941 года ГКО принял постановление о формировании народного ополчения,  в которое за короткое время записалось около 1 млн. человек.

В первые недели войны, ставшей Отечественной, созданы Совет по эвакуации, Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны. Сталин возглавил два последних органа, а в июле стал еще и наркомом обороны, а с августа – Верховным Главнокомандующим.

В августе – ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших:

  • расстреливать на месте командиров, сдающихся в плен;
  • их семьи арестовывать;
  • части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами;
  • создать заградительные отряды;
  • разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага.

         Душевный настрой народа  страны отразился в прозвучавшей в первые же дни войны песне: «Вставай,  страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною, с проклятою ордой».

VI. Подведение итогов урока

Учитель истории    (Слайд 30)

Итак, оборонительные сражения июля – сентября 1941 года сорвали осуществление плана «Барбаросса». Новое наступление немцы уже планировали только в одном направлении – московском.

Учитель истории

Какую же мы можем дать  характеристику начальному периоду  Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)?

 (Ответы учащихся)

ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ:

  • большие людские и материальные потери СССР;
  • оборонительные сражения;
  • перевод экономики на военные рельсы;
  • провал плана «молниеносной войны»;
  • первый контрудар под Ельней.

Учитель литературы

Человек! Это тебе послание от тех, кого уже нет на земле. Клип «Ты помни» на песню О. Дубовой

  1. Рефлексия

Что мы узнали нового на уроке? Что вы чувствовали?  Какие выводы сделали?

  1. Домашнее задание
  1. Задания по группам.

 Битва за Москву  (оборонительный этап  (30 сентября — 4 декабря 1941 г.) (1 группа)

Битва за Москву (контрнаступление советских войск (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942 г.) (2 группа)

  1. Эссе «Человек на войне»

Библиография

  1. http://aleho.narod.ru/book2/ch14.htm
  2. http://area7.ru/maps_vov.php
  3. http://voynablog.ru/2012/10/05/velikaya-otechestvennaya-vojna-1941-1945-godov-kratko/
  4. http://school7.krsnet.ru/Pobeda/voina2.htm
  5. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00035801184864024622/woid/00026901184773070703/
  6. http://litmisto.org.ua/?p=1457
  7. http://resoch.ru/obrazy-sotnikova-i-rybaka-v-povesti-bykova-sotnikov/
  8. http://literra.ucoz.ru/publ/literaturovedenie/voennaja_proza/sjuzhet_osnovnoj_konflikt_i_sistema_obrazov_v_povesti_v_bykova_quotsotnikovquot/8-1-0-14
  9. Анфилов В.А. Грозное лето 41 года. - М.: Воениздат, 1995. - 264 с.
  10. Анфилов В.А. Начало Великой Отечественной войны (22 июня - середина июля 1941 г.): Военно-исторический очерк. - М.: Воениздат, 1962. - 222 с.
  11.  Анфилов В.А. Провал "Блицкрига". - М.: Наука, 1974. - 279 с.
  12. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. - М., Советская энциклопедия, 1985. - 529 с.
  13. Симонов К. М. Живые и мертвые. Трилогия. М., «Художественная литература», 1989.
  14.  Быков В. В. Сотников. Повесть. М., «Художественная литература», 1980.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ

материал посвящен 70- летию Велиой Победы...

Сценарий праздничного концерта для ветеранов Великой Отечественной войны "Нам дороги эти позабыть нельзя"

Праздничный концерт посвящен вручению ветеранам ВОВ юбилейных медалей "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."...

Классный час, посвящённый освобождению от японских милитаристов 1945 года. «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Классный час, посвящённый освобождению от японских милитаристов 1945 года. «Нам дороги эти позабыть нельзя»...

Сценарий мероприятия Детско-юношеский фестиваль патриотической песни "Нам дороги эти позабыть нельзя.."

Цели и задачи проведения конкурса: Вовлечение детей, подростков в активную работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения;Выявление талантливых детей;Повышение уровня исполнительс...

Сценарий конкурса чтецов для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида "Нам дороги эти позабыть нельзя" (поэты Кубани о Великой Отечественной войне)

Знакомство учащихся коррекционной школы с творчеством поэтов Кубани о Великой Отечественной войне; воспитание гордости за свою Родину и преклонение перед подвигом, воспитание глубокого уважения к вете...

Проект "Нам дороги эти позабыть нельзя"

Проект на премию Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"...

Интерактивный квест, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Нам дороги эти позабыть нельзя".

Данная методическая разработка представляет внеклассное мероприятие - интерактивную игру-квест, посвященную Великой Отечественной войне....