Литературно-музыкальная композиция. «Помнить!»
материал на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Помнить!»
литературно-музыкальная композиция.
памяти Ольги Берггольц.
(Голос толпы)
Вы задумывались о подвиге?
Для подвига нужен герой.
Это то же, что и героизм?
Подвиг – это смерть.
А будет ли награда? Или о тебе забудут на следующий день?
(Звучит дудук)
Однажды к мудрецу Иро Дзы пришёл человек.
- Скажи мне, старец, почему в этом мире нет места подвигу? Я на всё готов ради своей Любви, но ничего не происходит вокруг. Я вошёл бы в горящий дом, чтобы спасти свою Любовь от смерти; прыгнул бы в стремительные леденящие воды за утопающей; отдал бы жизнь, чтобы моя Любовь жила. Я мог бы умереть за неё, но это всё слова.
Старый Иро Дзы ответил:
- Разве ты думаешь, что подвиг – это лишь умереть? Ждать беды для того, чтобы совершить подвиг – глупо. Ты должен всегда быть со своей Любимой: оказывать помощь во время болезни, помогать идти по тернистой дороге, отказаться от последнего куска хлеба, видя, что Любовь твоя нуждается. Дела твои, хоть и не заметны глазу, всегда остаются в памяти.
Быть рядом с любимой, близким, с тем, кто нуждается в тебе, быть с Родиной в тяжёлые для неё минуты.
(Звучит павана Габриэля Форе)
27 января была годовщина снятия блокады Ленинграда. 16 мая исполняется 100 лет со дня рождения советской поэтессы Ольги Берггольц. Женщины, разделившей годы и горе блокады со своим народом, со своей страной. Память о ней да прибудет с нами.
Родилась Ольга Фёдоровна Берггольц в 1910 году на старой питерской окраине, на Невской заставе, в семье заводского врача. Училась в трудовой школе, рано стала писать стихи. В 14 лет уже публиковалась.
Из воспоминаний Ольги Берггольц. Меня приняли в члены Союза советских писателей в год его образования. Помню, в 20-е приехала в Союз. Первое, что меня потрясло, был громадный закрытый рояль, на нём холщовый чехол, а на чехле разноцветными буквами выписаны автографы писателей. Поразила размашистая подпись Блока. Я села в уголке и замерла. Открыл заседание Корней Иванович Чуковский. В эту минуту мир передо мной перевернулся, и я спросила: «Можно я прочту свои стихи?»
Она прочла одно из первых своих стихотворений, так просто и так точно определившее её будущее.
Я каменная утка,
Я каменная дудка,
Я песни простые пою.
Ко рту прислони,
Тихонько дыхни –
И песню услышишь мою.
Лежала я у речки
Простою землёю,
Бродили по мне журавли.
А люди с лопатой
Приехали за мною,
В телегах меня увезли.
Мяли меня, мяли
Руками и ногами,
Сделали птицу из меня.
Поставили в печку,
В самое пламя,
Горела я там три дня.
Стала я тонкой,
Стала я звонкой,
Точно огонь, я красна.
Я каменная утка,
Я каменная дудка,
Пою, потому что весна.
В 1925 году Ольга Берггольц пришла в литературное объединение рабочей молодёжи «Смена», где познакомилась с талантливым молодым поэтом Борисом Корниловым. Они поженились, но вместе пробыли недолго. На съезде писателей о Корнилове говорили, как о надежде советской поэзии. Он стал автором знаменитой песни «О встречном», над которой работал вместе с композитором Шостаковичем. Но в 1936 году его исключают из Союза писателей, а в 1937 арестовывают по обвинению в создании «контрреволюционных произведений».
В феврале 1938 года поэт Корнилов был расстрелян. Имя его находилось под запретом 20 лет. У известной песни подписывали «слова народные». Реабилитирован в 57 «за отсутствием состава преступления». Его могилы не существует.
Ольга Берггольц, отработав в казахстанской газете, в начале 30-х возвращается в Ленинград. С мужем, писателем Молчановым, и двумя дочерьми она поселяется в доме, называвшемся «слезой социализма». Работает редактором «комсомольской страницы», затем в газете «Литературный Ленинград». А в 1937 её исключают из партии. Умирают обе дочери, а её, беременную, в 38 арестовывают по обвинению в связи с врагами народа. 6 месяцев нескончаемые допросы и пытки. Она теряет нерождённого ребёнка.
Из воспоминаний Ольги Берггольц. Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули её обратно и говорят: «Живи!»
Неужели вправду это было:
На окне решётки, на дверях?..
Я забыла б – сердце не забыло
Это унижение и страх.
До сих пор неровно и нечётко,
Всё изодрано, обожжено,
Точно о железную решётку –
Так о жизнь колотится оно…
В этом стуке, горестном и тёмном,
Различаю слово я одно:
«Помни», - говорит оно мне… Помню!
Рада бы забыть – не суждено…
Как маленькие дети умирают…
Чистейшие, весёлые глаза
Им влажной ваткой сразу прикрывают.
Я с кладбища зелёного иду,
Оглядываясь часто и упорно
На маленькую красную звезду
Под грядкою сырого дёрна.
Из воспоминаний Ольги Берггольц. В 39 я была освобождена, полностью реабилитирована и вернулась в пустой наш дом. Душевная рана зияла и болела нестерпимо. Мы ещё не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула Великая Отечественная война.
С первых дней блокады Ольга Фёдоровна приходит на ленинградское радио: делает репортажи с фронта, читает стихи. Во время блокады умирает от голода её муж, и она отказывается от эвакуации. Потом её назовут «прижизненной легендой», «музой блокадного Ленинграда». Её голос звенел в эфире 3 с лишним года.
Из воспоминаний Ольги Берггольц. Передача начиналась, например, так: «Фриц, ты напрасно пришёл к нам. Ты найдёшь под Ленинградом свою могилу. Тебя обманывают твои генералы. Ленинград нельзя победить. Ты запомни это, Фриц!» Потом я ещё говорила от имени немецкой генеральской могилы: «Мы, немецкие генералы, говорим вам из могилы под Ленинградом: остановитесь, немцы! Ленинград вам всё равно не победить. Это говорим вам мы, немецкие генералы».
Фашисты внесли Ольгу Берггольц в чёрный список людей, которые должны быть расстреляны немедленно по взятии города.
Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Однажды она шла по ночному Ленинграду, в темноте, на ощупь. Обо что-то споткнулась. Упала на полузанесённого снегом мертвеца. От слабости и ужаса не могла подняться, стала застывать. И вдруг услышала прямо над собой голос. Свой голос. Из репродуктора: «Сестра моя, товарищ мой и брат, ведь это мы, крещенные блокадой! Нас вместе называют Ленинград, и шар земной гордится Ленинградом!» Поднялась и пошла.
А я вам говорю, что нет
Напрасно прожитых мной лет…
И никогда не поздно снова
Начать всю жизнь, начать весь путь,
И так, чтоб в прошлом бы – ни слова,
Ни стона бы не зачеркнуть.
Настали дни мира. В послевоенные годы Ольга Берггольц много работает. Ей была присуждена Государственная премия СССР, а также Ольга Фёдоровна награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. На гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища высечены её строки: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Её не стало 13 ноября 1975 года. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить её на Пискарёвском кладбище, ей было отказано, и Ольгу Берггольц похоронили на Литературных мостках Волковского кладбища. Именем Ольги Берггольц названа улица; на доме, где она жила, открыта мемориальная доска. Бронзовый барельеф её памяти установлен в Доме Радио.
Из воспоминаний Ольги Берггольц. Мне вообще очень посчастливилось с учителями. Я хочу сказать о тех людях, которые показали мне дорогу к жизни и работе. Кланяюсь няне Авдотье, которая первая рассказала о непобедимой деревне Гужово; о головёшках, которые летят прямо в царя. Кланяюсь бабушкам и дедушкам, тёткам и дядькам, отцу и матери. Великой русской литературе кланяюсь. В юности своей кланяюсь Есенину и Маяковскому. Кланяюсь Анне Андреевне Ахматовой: я имела счастье быть её другом. Кланяюсь Борису Леонидовичу Пастернаку и замечательным первым учителям моим – Корнею Ивановичу Чуковскому и Самуилу Яковлевичу Маршаку – за приобщение к радости слова. И современникам моим за счастье непрерывно работать с ними и учиться отдавать без остатка сердце и душу свою во имя народа.
Памяти Ольги Фёдоровны Берггольц посвящается.
Однажды по дороге шли люди. Каждый нёс свой крест. Одному человеку показалось, что его крест слишком тяжёл. Тогда он приотстал, зашёл в лес и отпилил немного от креста. Довольный своей хитростью, он быстро нагнал остальных. Вдруг на пути показалась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый же человек не смог перейти.
Память человеческая – наш крест, по которому мы переходим из прошлого в будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)
Цель: Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...
Литературно-музыкальная композиция "Пусть поколения знают и помнят"
Композиция посвящена 65-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне....
Литературно -музыкальная композиция "И помнить страшно, и забыть нельзя"
Мероприятие посвящено событиям в городе Кизляре"...
литературно- музыкальный проект "Чтобы помнили"
литературно- музыкальная композиция...
Литературно-музыкальная гостиная "И помнит мир спасенный"
Данное мероприятие относится к серии занятий по патриотическому воспитанию. она позволяет формировать у воспитанников представление о значении культуры и искусства в годы войны,...
Сценарный план литературно-музыкальной гостиной «И помнит мир спасенный…», посвященной 70-летию Великой Победы
С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которые с честью выдержала наша страна за свою долгую ис...