Разработка развивающей игры в форме викторины с использованием ИКТ «Дорогами Ломоносова»
методическая разработка (10 класс) по теме
В центре внимания участников предложенной викторины находятся факты биографии М. В. Ломоносова, а также передовые идеи ученого о развитии отечественной культуры, науки, образования, явившиеся основой для разработки национальной просветительской концепции. Каждый слайд содержит фактическую информацию и вопрос, на который необходимо ответить участникам викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 187.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
РАССМОТРЕНО ПЦК гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № __ от ______2016г. | СОГЛАСОВАНО Методист ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Капранова Е.В. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Название
Разработка развивающей игры в форме викторины с использованием ИКТ «Дорогами Ломоносова»
Автор-составитель:
Ускова Ирина Викторовна,
Должность: преподаватель гуманитарных дисциплин
Москва 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Однако универсален не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, в том числе через организацию Ломоносовских уроков. Степень актуальности к моменту создания методической разработки определяется тем, что уровень эрудиции, развитие интеллекта и когнитивных способностей студентов первого курса требует регулярного и систематического мониторинга. Проведение интеллектуальных игр – один из способов данного мониторинга.
В центре внимания участников предложенной викторины находятся факты биографии М. В. Ломоносова, а также передовые идеи ученого о развитии отечественной культуры, науки, образования, явившиеся основой для разработки национальной просветительской концепции. Каждый слайд содержит фактическую информацию и вопрос, на который необходимо ответить участникам викторины.
Научная значимость результатов и рекомендаций по практическому использованию данного материала заключается в определении индивидуального и группового рейтинга студентов по развитию интеллектуального уровня и сформированности когнитивной компетенции за период обучения в колледже.
Цель разработки:
- формировать интерес и уважение к истории и культуре своей страны, развивать духовно-нравственный потенциал учащихся на примере научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова и его любви к своей Родине.
Задачи разработки:
- развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки;
- расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о М. В.Ломоносове, его роли в развитии Отечества;
- развивать познавательный интерес, творческую активность студентов, умение излагать и аргументировано доказывать мысли, моделировать ситуацию; развивать логическое мышление, память, внимательность;
- воспитывать уважение к сопернику, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде;
- способствовать становлению и самореализации социально активной личности.
Целевая группа: викторина предназначена для студентов 1 курсов СПО.
Материальное обеспечение проведения игры:
- для проведения викторины необходимо презентационное оборудование (компьютер, проектор, экран), так как к ней прилагается электронная презентация.
Формы и методы.
В данной разработке используется нетрадиционный вид урока – интерактивная викторина (вид игры, заключающийся в ответах на вопросы из разных областей знаний о М. В. Ломоносове). Форма проведения: командное первенство. Такая форма существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность занятий, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление, способствует объедению учащихся. Учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал становится её средством. Обязательно присутствует элемент соревнования, который побуждает учащихся к активной умственной деятельности, заставляет чётко и быстро формулировать ответ, делать выводы. Подразумевается деление учебной группы на подгруппы, и в этом проявляется коммуникативная деятельность, которая позволяет учащимся во время игры сплотиться, сосредоточиться на общем деле.
Данная викторина относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности. В основу викторины легли следующие методы и приемы:
- словесные (объяснение, вопросы);
- наглядные (демонстрация слайдов);
- методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
- метод эмоционального погружения.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся отвечать на поставленные вопросы по заданной теме; работать самостоятельно; оценивать свои достижения; проводить рефлексию.
Личностные результаты: формирование познавательного интереса и проявление активности в интерактивной игре;
Коммуникативные результаты: умение работать в группе; толерантное отношение к партнёрам по группе; адекватное восприятие успехов соперников.
Метапредметные результаты:
- осознание качества и уровня усвоения знаний;- оценка результатов работы;
- структурирование знаний;
- определение истинной и ложной информации;
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации:
Для успешного проведения игры необходимо предварительно сформировать команды и жюри, выдать командам домашние задания.
Подготовительная работа
1. Домашнее задание командам:
- выбрать «специальную тему», раскрывающую определенную область жизни или творчества М.В. Ломоносова, постараться узнать по ней как можно больше информации;
- придумать название и девиз команды.
2. Формирование жюри.
Так как мероприятие внеклассное, в жюри были привлечены студенты старших курсов. Также в жюри можно включить представителей администрации, преподавателей. Состав жюри объявляется командам заранее, чтобы стимулировать подготовку студентов. Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в оценочный лист и суммируются в конце игры.
3. Составление команд.
Игру предлагается проводить в виде соревнования трех команд при активном участии зрителей. Оптимальное число членов команд – 6 человек, включая капитана.
Для проведения игры была подготовлена электронная презентация (Приложение 1) с помощью программы – редактора презентаций. Слайды презентации демонстрируются на проекционном экране через устройство сопряжения с компьютером.
Правила игры
Вопросы по специальным темам игроков и по теме «общие вопросы» в хаотичном порядке располагаются на поле из 36 клеток (6х6).
Вопросы по специальным темам каждой команды окрашены в следующие цвета(Приложение 2):
- синий «Памятники М.В. Ломоносову» (группа 11ТМ);
- красный «Детство М.В. Ломоносова» (группа 11Х);
- желтый «Ломоносов-литератор» (группа 11ЭТ).
Серым цветом окрашены ячейки категории «общие вопросы».
На короткое время игрокам открывается всё поле, чтобы они запомнили свои и чужие ячейки, затем поле снова закрывается.
Клетки открываются поочередно игроками каждой команды. При ответе на вопрос по «общей» теме команда получает 1 балл, при ответе на вопрос из своей специальной темы – 2 балла, при ответе на вопрос из темы соперника – 3 балла.
Всего задается по 9 вопросов каждой команде. Команда, набравшая максимальное количество очков, выигрывает. Игра может быть завершена досрочно, если лидера даже теоретически никто не имеет шансов обойти. Если после 9-ти кругов вопросов одна лидирующая команда не определилась, вопросы продолжают задаваться. Максимальное число «кругов» вопросов – 12, то есть игра завершается ситуацией, когда открыто все поле с ячейками.
Каждые «круг» вопросов члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в оценочный лист и суммируются в конце игры. Побеждает команда, набравшая в ходе игры наибольшее количество баллов.
Оценочный лист для игры «Дорогами Ломоносова»
Команда | Круг 1 | Круг 2 | Круг 3 | Круг 4 | Круг 5 | Круг 6 | Круг 7 | Круг 8 | Круг 9 | Круг 10 | Круг 11 | Круг 12 |
«Холодные сердца» (гр.11Х) | ||||||||||||
«Адреналин» (гр.11ТМ) | ||||||||||||
«Клевер» (гр.11ЭТ) | ||||||||||||
Итог |
Приложение 1
Вопросы по специальной теме «Памятники М.В. Ломоносову» (синие ячейки)
- Вензель какой российской императрицы выгравирован на памятнике Ломоносову в Архангельске? (Елизавета Петровна)
- По замыслу автора, какой момент изображает памятник Ломоносову в Архангельске? (Любование северным сиянием)
- В каком городе находится мост Ломоносова? (Санкт-Петербург)
- В каком городе находится памятник Ломоносову, деньги на который были собраны по “всенародной переписи”? (в Архангельске)
- Где находится могила Ломоносова? (В Александро-Невской Лавре, С-Петербург)
- Назовите автора памятника Ломоносову в Архангельске (И.П.Мартос)
- Фото вопрос. Где находится этот памятник Ломоносову? (Москва. Воробьевы горы)
- По легенде именно здесь держал свой путь Ломоносов из Холмогор к столичным знаниям. Где установлен этот памятник? (Ярославское шоссе)
- Из какого материала был сооружен первый памятник М.В.Ломоносову? (Воздвигнутый П. Челищевым памятник был сделан из досок в виде четырехгранной пирамиды, поставленной на таком же четырехгранном основании, установленном на сваях.)
Вопросы по специальной теме «Детство М.В. Ломоносова» (красные ячейки)
1. Как называлась деревня, в которой родился М. Ломоносов? (Мишанинская)
2. К какой народности принадлежал Ломоносов? (Поморы)
3. Кем по роду занятий был отец Ломоносова? (занимался морским промыслом/ Рыбаком)
4. Кто был первым учителем Ломоносова? (Крестьянин Иван Шубной и дьячок Семён Никитин Сабельников, обучавшие Ломоносова грамоте)
5. Назовите две книги, которые Ломоносов называл вратами учености. (Грамматика –Мелентия Смотрицкого, Арифметика –Леонтия Магницкого.)
6. Зачем Ломоносов изучал в детстве старообрядческие религиозные книги? (Его тянуло к знаниям, а других книг не было.)
7. От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова? (По имени Денис – Денисовка)
8. Назовите причину, по которой юный Михайло Ломоносов решил бежать в Москву и в декабре 1730 года тайно ночью покинул дом и отправился вместе рыбным обозом в Москву (отец решил женить его)
9. Сколько времени было затрачено Ломоносовым на дорогу до Москвы из своей деревни? (3 недели)
Вопросы по специальной теме «Ломоносов-литератор» (желтые ячейки)
1. Вспомните последние строки стихотворного фрагмента:
Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна…
(Звездам числа нет, бездне дна)
2. Эти стихи были сочинены М.В.Ломоносовым в дороге.
«Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарён!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою».
В какую местность ехал поэт?
(В Петергоф)
3. Как называлась первая работа Ломоносова в стихосложении, присланная им в 1739 году из Германии в Петербург?
(«Письмо о правилах российского стихотворства»).
4. В какой хвалебной оде особенно остро сказались противоречия жанра хвалебной оды и реальные политические события?
(В «Оде на день восшествия…императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»).
5. Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь?
(О турецкой крепости, взятой русскими войсками)
6. В 1748 г. Ломоносов написал поздравительную оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол. Какую награду получил Ломоносов от императрицы? (М.В. Ломоносов был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.)
7. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов? (Оду - произведение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам)
8. Какое занятие М.В.Ломоносов называл своей «утехой»? (стихотворчество)
9. Какое первое литературное произведение прислал Ломоносов из Германии в Петербург для публикации? (Оду «На взятие Хотина»)
Вопросы общей тематики (серые ячейки)
1. Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения? (Венера)
2. Какое древнее искусство возродил Ломоносов благодаря своим занятиям химией? (мозаика)
3. Назовите первое учебное заведение, в которое поступил учиться Ломоносов. (В московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре)
4. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М.В. Ломоносова)
5. Несмотря на присущую ему энциклопедичность, Ломоносов «своей главной профессией» считал именно эту науку (химию)
6. Что М.В. Ломоносов называл корпускулами? (молекулы)
7. В каком городе находится, открытый Ломоносовым, университет? (Москва)
8. Кому принадлежат слова: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? (А.С. Пушкин)
9. В 1911 году, в честь двухсотлетия со дня рождения М.В. Ломоносова село Денисовка было переименовано и стало называться именно так (с. Ломоносово)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006;
- Вовнейко Е.В. Великий сын России: Поэтический материал о М.В. Ломоносове / Е.В. Вовнейко // Читаем, учимся. играем. – 2011. Вып. № 8.
- Осипова А.И. Примеры славных дел: Образ великого учёного, поэта и просветителя / А.И. Осипова // Читаем, учимся, играем. - 2001. – Вып. № 4.
- Шапиро Н. Ломоносовский турнир//ж. «Литература» №11 – Первое сентября, 2006
Список использованных источников
- http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2009/7/lomonos.htm
- http://lomonosov.name/articles_4_19.html
- http://lomonosov300.ru/22.htm
- http://rusnauka.narod.ru/lib/lomonosov_m/lomonosov.htm
- http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2009/7/lomonos.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме викторины, посвященного Дню Победы. Тема: "Сороковые, роковые..."
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для проведения заочной исторической викторины среди обучающихся школы с 1 по 11 класс (вопросы и задания представлены разного уровня слож...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме викторины по предмету "Информатика и ИКТ"
Викторина по по предмету «Информатика и ИКТ» выполнена в виде презентации, добавлен файл для подсчёта результатов и вопросы для викторины в формате PDF...
Методическая разработка «Развивающая игра мемо «Гербы городов и муниципальных районов Московской области»
Игра сделана на основе материалов сайта Геральдика.ру (http://geraldika.ru). Для игры были отобраны гербы, созданные по всем требованиям Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Не ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развивающая игра «Точный бросок»
Методическая разработка предназначена для детей третьего года обучения, занимающихся по образовательной программе «Моделирование из бумаги».Моделирование имеет большое значение развития для пространст...
Урок обобщения и систематизации знаний по Австралии в форме игры — викторины (с использованием ИКТ технологий)
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...
Методическая разработка: развивающая игра «Мы помним! Мы победим!»
Игра представляет собой игровое поле формата 1500мм*1050мм, на котором отмечены место «старта» и «финиша», между которыми 19 игровых ходов, каждый «ход» оборудован ...
Методическая разработка «Развивающие игры как средство сплочения детского коллектива»
Детство - время расцвета игры. Основной ее вид - сюжетно -ролевой. Благодаря игре ребенок осваивает взрослый мир социальныхотношений, жизненных ситуаций и профессиональных занятий, учится взаимодейств...