Программа "Перекресток"
методическая разработка на тему
Профилактическая программа для обучающихся, состоящих на различных видах учета, находящихся в социально-опасном положении, направленная на развитие социальной компетенции и личностный рост.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_perekrestok_klub_klyuchi_ignatchenko_a.s.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая программа
Клуба «Перекресток»
для обучающихся состоящих на различных видах учёта, находящихся в социально-опасном положении,
направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост.
Составила:
социальный педагог МБОУ «Ключевская СОШ»
Игнатченко А.С.
I. Пояснительная записка
В современном мире человек должен быть социально адаптирован и активен. Поскольку мир меняется, даже взрослому человеку трудно в нем адаптироваться, а ребенку если он находится в сложной жизненной ситуации еще сложнее. В течение последних десяти лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, касающихся детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сегодняшнее время требует гуманистических подходов в обучении и воспитании, которые ориентированы на личность ребенка, на развитие его природных задатков, на создание социальной защищенности и отношений содружества.
Данная программа предполагает гуманистическую направленность на основании классических подходов, научных теорий русской и зарубежной педагогики и психологии. Каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно совершенствоваться, найти свое место в жизни.
Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейно воспитания и в целом не здоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям как: асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; недостаточность духовно-нравственных ценностей.
Первичным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:
- поведение несоответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологической);
- антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).
Дети, склонные при определенных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относятся к «группе риска».
Ориентируясь на наблюдения и исследования, мы можем выделить следующие виды таких групп:
- дети из неблагополучных семей;
- педагогически запущенные дети;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, испытывающие дефицит общения.
II. Нормативно-правовые основания для разработки программы:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Семейный кодекс;
- ФЗ от 24 июля 1998года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- ФЗ от 24 июня 1999года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
III. Цель программы:
Формирование у подростков мотивов на позитивные изменения в личностном развитии, разрешении трудностей саморазвития и трудностей в общении с одноклассниками, окружением, родителями. Развитие социальной активности обучающихся через гражданско-правовое и духовно – нравственное воспитание.
IV. Задачи:
- Знакомство подростка с новыми формами поведения.
- Создание безопасной среды для апробации новых форм поведения и самореализации личности.
- Обучение подростков эффективным стратегиям и способам поведения.
- Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.
- Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
- Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
- Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
V. Целевая группа занятий:
Дети школьного возраста 11-16 лет, не имеющие отклонений в интеллектуальном развитии, находящиеся в социально-опасном положении.
VI. Организация проведения занятий:
Продолжительность курса занятий - 32 занятия
Занятие проводится 1 раз в неделю.
Количество детей в клубе не ограничено.
VII. Программа предназначена для развития коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением, имеющих проблемы в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Программа направлена на формирование у детей умения устанавливать личностные контакты, поддерживать дружескую атмосферу в коллективе, а также на снижение уровня агрессивности, тревожности и способствует поддержанию эмоционального комфорта подростков.
VIII. Этапы реализации.
этап | Действия | Принципы |
I Подготовительный /сентябрь-ноябрь/ |
| -открытость, -доброжелательность -объективность |
II Практический /декабрь-июнь/ |
| -индивидуальность -дифференцированность -доброжелательность сторон |
III Заключительный /июнь - июль/ |
| -объективность -критичность -открытость |
IX. Прогнозируемые результаты:
- снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних;
- стабилизация семьи как основного социального института общества;
- повышение уровня мотивации в стремлении к социально-значимым ценностям всех членов семьи;
- изменение эмоционального баланса в пользу положительных чувств и переживаний;
- укрепление физического, психического и духовного здоровья молодого поколения;
- снижение деструктивных конфликтов в семьях.
X. Содержание программы
Работа клуба проводится по 6 направлениям:
- правовое воспитание
- духовно-нравственное воспитание
- работа с родителями
- личностное развитие
- профориентация
-здоровьесбережение
«В мире прав и обязанностей» Правовое воспитание (4 занятия)
Цель: формирование правовой грамотности обучающихся.
Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних. Умения применять знания прав и обязанностей на практике.
№ | Тема занятия | Цель занятия | Методы |
1 | «Устав школы. Правила поведения. Права и обязанности» | Изучить правовую информацию | Беседа, ролевая игра |
2 | «Я и закон» Творческая мастерская на изготовление лучшего коллажа на правовую тематику. | Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности. | Правовая игра |
3 | «Административная и уголовная ответственность» | Формирование ответственности за поступки. | Беседа, ролевая игра |
4 | «Остановись у преступной черты» Влияние молодежных групп. Неформалы | Формирование законопослушного поведения подростка | Круглый стол |
«Я и общество» духовно- нравственное воспитание (4 занятия)
Цель: формирование нравственного сознания, чувства и поведение.
№ | Тема занятия | Цель занятия | Методы |
1 | «Вверх по лестнице жизни» | Дать представление о понятии «Нравственные ценности» | Беседа |
2 | «Умеем ли мы общаться?» | Обсуждение проблемы общения | Беседа, тренинг |
3 | «Вандализм» | Профилактика правонарушений | Работа в группах |
4 | Просмотр и обсуждение фильма | Профилактика правонарушений | Киноклуб |
«Семейная гостиная» Работа с родителями (3 занятия)
Цель: создание пространства для успешного взаимодействия родителей и детей с целью формирования родительских компетенций, гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия.
№ | Тема занятия | Цель занятия | Методы |
1 | «Мир детей в пространстве мира взрослых» | Формирование гармоничных детско-родительских отношений | Круглый стол |
2 | «Занятость подростков в свободное время»
| Профилактика правонарушений | Встреча с инспектором |
3 | «Конфликты с детьми» | Выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов. | Семинар-тренинг |
«Давай дружить» Личностное развитие (12 занятий)
Цель: помочь обучающимся изучить свои личностные особенности, создать климат психологической безопасности в группе, развитие групповой сплоченности, создание условий для формирования взаимопонимания, развитие коммуникативных навыков и лидерских способностей обучающихся
№ | Тема занятия | Цель занятия | Методы |
1 | Диагностика подростков Знакомство | Диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска Создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки | Тестирование, беседа, игротерапия, рефлексия |
2 | Наше общение | Развитие навыков коммуникации, доверия в группе Занятие направленно на сплочение группы | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
3 | Нужно ли человеку учиться познавать себя? Я и группа | Развитие позитивного самопознания, тренировка работать в команде | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
4 | Эмоции, польза и вред от эмоций | Осознание множественных своих чувственных проявлений. Развитие способности жить в негативных переживаниях | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
5 | Чувство собственного достоинства(продолжение). Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства. | Формировать умение анализировать собственное эмоциональное состояние. Знакомство с положением «обратная связь» | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
6 | Я в своих глазах и в глазах других людей Обида. | Формировать умение анализировать собственное эмоциональное состояние. | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
7 | Как справиться с раздражением, плохим настроением | Формирование умения регулирования собственного эмоционального состояния | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
8 | Мой мир | Помочь определиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
9 | Я в мире людей. Люди, которые рядом. | Помочь определиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
10 | Развитие коммуникативных навыков и умение раскрываться Невербальные средства общения – основа успешного публичного выступления. | Развитие межличностного доверия; навыков невербального выражения и восприятия; умения раскрываться. | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
11 | Умеем ли мы общаться | Познакомить с основными приемами по обмену информацией, сформировать умения обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем | Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
12 | Контрольная диагностика детей. Анализ и оценка эффективности работы с детьми находящимися в социально опасном положении. Закрепление дружеских отношений между членами группы. Завершение группового процесса. Подведение итогов работы группы | Диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска Закрепить навыки, полученные участниками во время занятий; подвести итоги. | Тестирование беседа, Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия |
"Выбор" Занятия по профориентации (3 занятия)
Цель: выявить основные интересы и склонности подростка и оказать помощь в профессиональном самоопределении.
№ | Тема занятия | Цель занятия | Методы |
1 | «Тебе молодой» | Профессиональная ориентация | Тест |
2 | «Как устроиться на работу» | Обучение социально-психологическим аспектам при устройстве на работу | Практикум |
3 | «В мире профессий» | Встреча с людьми интересных профессий, с выпускниками школы. | Беседа |
"Азбука здоровья" здоровьесбережение (6 занятий)
Цель: формирование здоровой активной личности, умеющей беречь свое здоровье и заботиться о нем, мотивация на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
№ | Тема занятия | Цель занятия | Методы |
1 | «Что такое ЗОЖ?» | Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. | Брейн-ринг |
2 | «Как не стать рабом вредных привычек» | Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. | Ролевое моделирование |
3 | «Безвредного табака не бывает» | Формировать отрицательное отношение к курению | Выступление |
4 | «Наркотики: как сказать «Нет» | Повысить уровень информированности о причинах и последствиях употребления ПАВ | Игра-путешествие |
5 | «Рецепты здоровья» | Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. | Игровая программа |
6 | «Увидеть мир сердцем» | Формирование нравственного отношения к проблемам других людей. | Проект |
Список рекомендуемой литературы:
- Абрамян Л.А. Эмоциональное неблагополучие ребенка как основопологающий фактор развития личности // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Часть 2. – Одесса, 1997.
- Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. - СПб.,1972.
- Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги. – сотст. И.А.Устюгова-Волгоград, 2014
- Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.
- Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2007.
- Справочник социального педагога/ сост. О.С. Гришанова. – Волгоград, 2014.
- Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.
- Холличер В. Человек и агрессия. – М., 1995.