Программа "Перекресток"
методическая разработка на тему

Игнатченко Алла Сергеевна

Профилактическая программа для обучающихся, состоящих на различных видах учета, находящихся в социально-опасном положении, направленная на развитие социальной компетенции и личностный рост.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_perekrestok_klub_klyuchi_ignatchenko_a.s.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая программа

 Клуба «Перекресток»

для обучающихся состоящих на различных видах учёта, находящихся в социально-опасном положении,

направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост.

Составила:

социальный педагог  МБОУ «Ключевская СОШ»

 Игнатченко А.С.

                                   

                                     

                                     

                                            I. Пояснительная записка

       В современном мире человек должен быть социально адаптирован и активен. Поскольку мир меняется, даже взрослому человеку трудно в нем адаптироваться, а ребенку если он находится в сложной жизненной ситуации еще сложнее. В течение последних десяти лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, касающихся детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

        Сегодняшнее время требует гуманистических подходов в обучении и воспитании, которые ориентированы на личность ребенка, на развитие его природных задатков, на создание социальной защищенности и отношений содружества.

       Данная программа предполагает гуманистическую направленность на основании классических подходов, научных теорий русской и зарубежной педагогики и психологии. Каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно совершенствоваться, найти свое место в жизни.

      Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейно воспитания и в целом не здоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям как:  асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; недостаточность духовно-нравственных ценностей.

      Первичным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

  1. поведение несоответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологической);
  2. антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).        

Дети, склонные при определенных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относятся к «группе риска».

Ориентируясь на наблюдения и исследования, мы можем выделить следующие виды таких групп:

  1. дети из неблагополучных семей;
  2. педагогически запущенные дети;
  3. дети с отклонениями в поведении;
  4. дети, испытывающие дефицит общения.

II. Нормативно-правовые основания для разработки программы:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Семейный кодекс;
  • ФЗ от 24 июля 1998года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • ФЗ от 24 июня 1999года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

III. Цель программы:

        Формирование у подростков мотивов на позитивные изменения в личностном развитии, разрешении трудностей саморазвития и трудностей в общении с одноклассниками, окружением, родителями. Развитие социальной активности обучающихся через гражданско-правовое и духовно – нравственное воспитание.

IV. Задачи:

  • Знакомство подростка с новыми формами поведения.
  • Создание безопасной среды для апробации новых форм поведения и самореализации личности.
  • Обучение подростков эффективным стратегиям и способам поведения.
  • Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки.
  • Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
  • Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
  • Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

V. Целевая группа занятий:

     Дети школьного возраста 11-16 лет, не имеющие отклонений в интеллектуальном развитии, находящиеся в социально-опасном положении.

VI. Организация проведения занятий:

     Продолжительность курса занятий - 32 занятия

     Занятие проводится 1 раз в неделю.

     Количество детей в клубе не ограничено.

VII. Программа предназначена для развития коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением, имеющих проблемы в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Программа направлена на формирование у детей умения устанавливать личностные контакты, поддерживать дружескую атмосферу в коллективе, а также на снижение уровня агрессивности, тревожности и способствует поддержанию эмоционального комфорта подростков.

VIII. Этапы реализации.

этап

Действия

Принципы

I Подготовительный

/сентябрь-ноябрь/

  • выявление семей               «группы риска»
  • составление списка неблагополучных семей.

-открытость,

-доброжелательность

-объективность

II Практический

/декабрь-июнь/

  • составление плана работы
  • осуществление социального патроната
  • включение детей в социально-педагогическую реабилитацию

-индивидуальность

-дифференцированность

-доброжелательность сторон

III Заключительный

/июнь - июль/

  • завершение работы
  • анализ результатов
  • практическая реализация
  • формулирование выводов по работе.

-объективность

-критичность

-открытость

IX. Прогнозируемые  результаты:

  •  снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних;
  •  стабилизация  семьи  как  основного социального института общества;
  • повышение уровня мотивации в стремлении к социально-значимым ценностям всех членов семьи;
  • изменение эмоционального баланса в пользу положительных чувств и переживаний;
  • укрепление физического, психического и духовного здоровья молодого поколения;
  • снижение деструктивных конфликтов в семьях.

X. Содержание программы

       Работа клуба проводится по 6 направлениям:

- правовое воспитание  

- духовно-нравственное воспитание  

- работа с родителями  

- личностное развитие  

- профориентация  

-здоровьесбережение

«В мире прав и обязанностей» Правовое воспитание (4 занятия)

Цель: формирование правовой грамотности обучающихся.

Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних. Умения применять знания прав и обязанностей на практике.

Тема занятия

Цель занятия

Методы

1

«Устав школы. Правила поведения. Права и обязанности»

Изучить правовую информацию

 Беседа, ролевая игра

2

«Я и закон» Творческая мастерская на изготовление лучшего коллажа на правовую тематику.

Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

Правовая игра

3

«Административная и уголовная ответственность»

Формирование ответственности за поступки.

Беседа, ролевая игра

4

«Остановись у преступной черты» Влияние молодежных групп. Неформалы

Формирование законопослушного поведения подростка

Круглый стол

«Я и общество» духовно- нравственное воспитание (4 занятия)

Цель: формирование нравственного сознания, чувства  и поведение.

Тема занятия

Цель занятия

Методы

1

«Вверх по лестнице жизни»

Дать представление о понятии «Нравственные ценности»

Беседа

2

«Умеем ли мы общаться?»

Обсуждение проблемы общения

Беседа, тренинг

3

«Вандализм»

Профилактика правонарушений

Работа в группах

4

Просмотр и обсуждение фильма

Профилактика правонарушений

Киноклуб

 «Семейная гостиная»  Работа с родителями (3 занятия)

Цель: создание пространства для успешного взаимодействия родителей и детей с целью формирования родительских компетенций, гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия.

Тема занятия

Цель занятия

Методы

1

«Мир детей в пространстве мира взрослых»

Формирование гармоничных детско-родительских отношений

Круглый стол  

2

«Занятость подростков в свободное время»

 

Профилактика правонарушений

Встреча с инспектором

3

«Конфликты с детьми»

Выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов.

Семинар-тренинг

«Давай дружить»  Личностное развитие (12 занятий)

Цель:  помочь обучающимся изучить свои личностные особенности, создать климат психологической безопасности в группе, развитие групповой сплоченности, создание условий для формирования взаимопонимания, развитие коммуникативных навыков и лидерских способностей обучающихся

Тема занятия

Цель занятия

Методы

1

Диагностика подростков Знакомство

Диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска

 Создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки

Тестирование, беседа, игротерапия, рефлексия

   2

Наше общение

Развитие навыков коммуникации, доверия в группе Занятие направленно на сплочение группы

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

   3

Нужно ли человеку учиться познавать себя? Я и группа

Развитие позитивного самопознания, тренировка работать в команде

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

  4

Эмоции, польза и вред от эмоций

Осознание множественных своих чувственных проявлений. Развитие способности жить в негативных переживаниях  

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

 5

Чувство собственного достоинства(продолжение). Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства.

Формировать умение анализировать собственное эмоциональное состояние. Знакомство с положением «обратная связь»

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

 6

Я в своих глазах и в глазах других людей Обида.

Формировать умение анализировать собственное эмоциональное состояние.

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

 7

Как справиться с раздражением, плохим настроением

Формирование умения регулирования собственного эмоционального состояния

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

 8

Мой мир

Помочь определиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

 9

Я в мире людей. Люди, которые рядом.

Помочь определиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

 10

Развитие коммуникативных навыков и умение раскрываться Невербальные средства общения – основа успешного публичного выступления.

Развитие межличностного доверия; навыков невербального выражения и восприятия; умения раскрываться.

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

 11

Умеем ли мы общаться

Познакомить с основными приемами по обмену информацией, сформировать умения обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

 12

Контрольная диагностика детей. Анализ и оценка эффективности работы с детьми находящимися в социально опасном положении. Закрепление дружеских отношений между членами группы. Завершение группового процесса. Подведение итогов работы группы

Диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска

Закрепить навыки, полученные участниками во время занятий; подвести итоги.

Тестирование беседа, Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

"Выбор" Занятия по профориентации (3 занятия)

Цель: выявить  основные интересы и склонности подростка и оказать помощь в профессиональном самоопределении.

Тема занятия

Цель занятия

Методы

1

«Тебе молодой»

 Профессиональная ориентация

Тест

2

«Как устроиться на работу»

Обучение социально-психологическим аспектам при устройстве на работу

Практикум

3

«В мире профессий»

Встреча с людьми интересных профессий, с выпускниками школы.

Беседа

"Азбука здоровья" здоровьесбережение (6 занятий)

Цель: формирование здоровой активной личности, умеющей беречь свое здоровье и заботиться о нем, мотивация на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тема занятия

Цель занятия

Методы

1

«Что такое ЗОЖ?»

Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни.

Брейн-ринг  

2

«Как не стать рабом вредных привычек»

Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни.

Ролевое моделирование

3

«Безвредного табака не бывает»

Формировать отрицательное отношение к курению

Выступление

4

«Наркотики: как сказать «Нет»

Повысить уровень информированности о причинах и последствиях употребления ПАВ

Игра-путешествие

5

«Рецепты здоровья»

Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни.

Игровая программа

6

«Увидеть мир сердцем»

Формирование нравственного отношения к проблемам других людей.

Проект

Список рекомендуемой литературы:

  1. Абрамян Л.А. Эмоциональное неблагополучие ребенка как основопологающий фактор развития личности // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Часть 2. – Одесса, 1997.
  2. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы  подростков-правонарушителей. - СПб.,1972.
  3. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги. – сотст. И.А.Устюгова-Волгоград, 2014
  4. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.
  5. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2007.
  6. Справочник социального педагога/ сост. О.С. Гришанова. – Волгоград, 2014.
  7. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.
  8. Холличер В. Человек и агрессия. – М., 1995.