Конспект занятия по теме :"Пожарная безопасность"
методическая разработка на тему

Щеголева Елена Владимировна

Конспект занятия , посвященный Единому Дню безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пожарная безопасность101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа- интернат  №2 Адмиралтейского района   Санкт-Петербурга


Конспект занятия, посвященный единому дню безопасного поведения

«Пожарная безопасность»

с использованием ИКТ

Воспитатель: 

Щеголева Елена Владимировна

Санкт-Петербург

2016


Оглавление

План занятия:        2

Цели:        2

Задачи:        2

Оборудование:        2

Пособия:        2

1.Вводная часть        2

1.1.Организационный момент.        2

1.2.Сообщение темы и цели занятия.        2

2. Основная часть        2

2.1.Огонь – давний друг человека        2

2.2. Злой огонь        2

2.3. Причины пожаров        2

2.4. Чем опасен пожар?        2

2.5. Описание пожаров в литературных произведениях        2

2.6.Игра-физминутка: «Огонь-вода».        2

2.7. Правила поведения при пожаре        2

2.8. Пожары в лесах Ленинградской области.        2

2.9. История противопожарной службы в России.        2

2.10. Закрепление учебного материала.        2

3. Итог _        2

4. Практическая часть        2


План занятия:

  1. Вводная часть:
  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели .
  1. Основная часть:
  1. Огонь - давний друг человека.
  2. Злой огонь.
  3. Причины пожаров.
  4. Чем опасен пожар?
  5. Описание пожаров в литературных произведениях.
  6. Игра-физминутка: «Огонь-вода».
  7. Правила поведения при пожаре.
  8. Пожары в лесах Ленинградской области.
  9. История противопожарной службы в России.
  10. Закрепление учебного материала.
  1. Итог:
  1. Действия при пожаре.
  1. Практическая часть.

Цели:

- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

- предупредить баловство детей с огнём.

Задачи:

- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления;

- формировать чувство самосохранения;

- пропагандировать труд пожарных;

- познакомить детей с историей противопожарной службы в России и на Кубани;

- побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.

Оборудование:

- ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор;

- выставка книг по теме урока.

Пособия:

- презентация (приложение 1);

- памятки учащимся (приложение 2).


Ход занятия

1.Вводная часть

1.1.Организационный момент.

1.2.Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам!

Владимир Маяковский

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.

Отгадайте загадку:

«Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит. Он от злобы ест  дрова, целый час,  а может два. Ты рукой его не тронь, искусает всю ладонь»

(огонь)

Сформулируйте тему урока.

Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила  пожарной безопасности  и  правильно действовать при возникновении пожара.

2. Основная часть

2.1.Огонь – давний друг человека

Слайд 2

Огонь – давний друг человека.  С его помощью совершается много полезных дел.

2.2. Злой огонь

Слайд 3

Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего все на своем пути.

Сила огня большая – пребольшая. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города,  и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете ежегодно происходит около пяти с половиной миллионов пожаров. Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия  и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

2.3. Причины пожаров

Слайд4

Часто при пожаре страдают люди, поэтому вызывают скорую помощь. Врачи осматривают больных на месте или сразу везут в больницу.

Слайд 5

Отгадайте загадку: Ох, опасные сестрички эти маленькие  …(спички)

Посмотрим отрывок из «Уроков тётушки Совы». Слайд 6.

Слайд 7

Не играй, дружок, со спичкой,

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Младшим братьям и сестричкам,

Дошколятам говорят:

«Крепко помните, что спички

Не игрушка для ребят!»

(Б. Миротворцев)

2.4. Чем опасен пожар?

Слайд 8

- Что можно назвать одним из самых страшных и опасных бедствий?
- Чем опасен пожар?
- Отчего может возникнуть пожар?

Давайте определим правила пожарной безопасности:

  • Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
  • Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
  • Не суши бельё над плитой.
  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Вы сегодня принесли книги о пожаре. Обратимся к нашей выставке. Назовите литературные произведения по нашей теме. (Просмотр книг)


2.5. Описание пожаров в литературных произведениях

Слайд 9

Из каких произведений взяты следующие строки?

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

/Корней Чуковский

ПУТАНИЦА/

Слайд 10

С треском, щёлканьем и громом.

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

/Самуил Маршак

КОШКИН ДОМ/

2.6.Игра-физминутка: «Огонь-вода».

Слайд 11
Произносим хором, где речь идёт о вас:
«Это я, это, я, это все мои друзья!»

Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

Кто из вас, почуяв дым,

Голосит: «Пожар! Горим!»

Кто из вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём?

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по «04»?

Кто костры не поджигает

И другим не разрешает?

2.7. Правила поведения при пожаре

Слайд 12

А если пожар всё-таки возник?

Вот какие существуют правила поведения при пожаре.

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды. НО ПОМНИ: НЕЛЬЗЯ тушить водой приборы, находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин и масло.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

Слад13

  • При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. По возможности дыши через мокрую ткань.
  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.
  •  телефону «01» или попроси об этом соседей.

Знает каждый гражданин этот номер «01».
Если
к вам придёт беда - позвони скорей туда.
А если нету телефона - позови людей с балкона.

Где ещё, кроме помещений, может произойти пожар?

2.8. Пожары в лесах Ленинградской области.

Слайд 14

Летние пожары в лесах уничтожают результаты тяжёлого труда лесников.

2.9. История противопожарной службы в России.

Слайд 15

Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные. Пожарные одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Они приезжают на специальной пожарной машине, которая оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом.

Слайд 16

Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.

Слайд 17

Ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие: тебя обязательно спасут.

Слайд 18

Противопожарная служба в России

17 апреля (по новому стилю - 30 апреля) 1649 года царь Алексей Михайлович подписал указ "О Градском благочинии", который и заложил основы создания первой российской противопожарной службы. В документе был установлен строгий порядок при тушении пожаров в Москве, заложены основы профессиональной пожарной охраны, введено постоянное дежурство, а пожарным дозорам было предоставлено право наказывать жителей столицы за нарушения правил обращения с огнем.

Слайд 19

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая 1804). Как правило, каланчи венчали двух- трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации — вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Слайд 20

Первая попытка создать профессиональную пожарную службу была предпринята в 1741 году: из дворцовой стражи создано постоянное подразделение для охраны от огня царских резиденций в С.-Петербурге и его окрестностях. В 1754 году солдат полков, расквартированных в городе, начали обучать пожарному делу. Профессиональная пожарная команда в стране, появилась в Санкт-Петербурге только в начале XIX века. 24 июня 1803 года император Александр I подписал соответсвующий Именной Высочайший Указ,из солдат внутренней стражи (полиции) была сформирована первая в России «правильно организованная» пожарная команда из 11 частей общей численностью 1602 человека. 24 июня стал считаться днем рождения пожарного войска, который ежегодно отмечали смотром и парадом.

Слайд 21

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами и  современной техникой.

2.10. Закрепление учебного материала.

С целью закрепления учебного материала посмотрим отрывок из «Уроков тётушки Совы».

Ответим на вопросы:

  1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
  2. Что обязательно должно висеть в школе на стене?

- картинки с рисунками на тему пожара;

- план эвакуации;

- портреты пожарных;

- ковры.

  1. Какой из этих предметов отсутствует на пожарном щите?

- лом;

- багор;

- огнетушитель;

- грабли.

  1. Что делать, если начался пожар?
  • зареветь;
  • позвонить «01»;
  • закрыться в шкафу;
  • убежать.
  1. Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?

- залить сковороду водой;

- вынести её из кухни;

- выключить газ, накрыть сковороду крышкой;

- убежать.

  1. Что делать, если из телевизора пошёл дым?

- залить телевизор водой;

- выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;

- убежать в другую комнату.


3. Итог занятия

Сейчас прозвенит звонок с урока. А мы с вами представим, что прозвенело 3 звонка. Что это значит?

1 ученик

Три звонка летят по школе,

Быстротою с птицей споря.

Место построения

Знаем без сомнения!

2 ученик

И пути движенья тоже –

Тренировка нам поможет!

Если что-то вдруг случиться,

То должно всё получиться,

3 ученик

Так как на учениях,

Здесь – не развлечения!

Тут играть не время в прятки-

4 ученик

Брось все вещи и тетрадки-

Вдруг опасный поворот?

Ведь о жизни речь идет.

4. Практическая часть

Действия при пожаре в школе:

  • построиться парами;
  • следовать за учителем;
  • не паниковать самим и успокоить товарищей;
  • на территории школы ждать дальнейших указаний учителя.

По окончании урока покинуть класс и пройти по пути эвакуации из школы при пожаре.

Дети получают памятки и выходят из класса по пути эвакуации.


КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ

Для сохранения жизни себе и своим близким каждый человек должен знать

основные правила поведения при пожаре:

1.При запахе дыма немедленно звонить по телефону 01.

2.Если возможно, покинь те помещение, закрыв окна и двери; если нет—выходите на балкон, либо стойте возле окна.

3.Если очаг возгорания небольшой, попытайтесь справиться с ним самостоятельно: водой, песком, огнетушителем, любой плотной тканью, землей из цветочных горшков.

4.При небольшой задымленности в подъезде продвигайтесь к выходу на четвереньках, ползком, держась за стены, при этом, если возможно, прикройте органы дыхания тканью, если нет—задержите как можно дольше хание.

ОЧЕНЬ ОПАСНО, поэтому НЕЛЬЗЯ:

1.Выходитьвсильнозадымленныйкоридор,подъезд,посколькудымоченьтоксичен,агорячийвоздухможетобжечьлегкие.

2.Разбиватьиоткрыватьвгорящемпомещенииокна,т.к.придоступесвежеговоздухаогоньразгоритсяещесильнее.

3.Пользоваться во время пожара лифтом.

4.Спускаться вниз по лестничному маршруту, держаться за перила— они нередко ведут в тупик.

5.Прыгать из окон. Каждый второй прыжок с 3этажа и выше— смертелен.

6.Проходить сквозь горящее помещение, если нет уверенности, что вы сможете проскочить его за несколько секунд.

ЗАПОМНИТЕ!

За 15 минут выгорает полностью 3-комнатная квартира;

Смертельная доза угарного газа для человека—4-5минут нахождения в задымленном помещении.


Электронные источники:

  1. http://family-history.ru/material/history/spb/spb_28.html
  2. http://nsportal.ru/
  3. http://hfamily.com.ua/video/106-uroki-tjotushki-sovy-uroki-ostorozhnosti-onlajn.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»

Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...

Конспект беседы по правилам пожарной безопасности в новогодние праздники «Безопасный Новый год»

Цели:  знакомить детей с правилами пожарной безопасности в Новый год.Задачи:            Образовательные:- дать детям знания о пожароопасной ...

План-конспект занятия по теме Техника безопасности в компьютерном кабинете

План-конспект занятия по теме Техника безопасности в компьютерном кабинете...

Презентация к занятию по теме "Пожарная безопасность".

Знакомство с информацией о пользе и вреде огня...

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях".

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях" содержит задания для учащихся, которые могут быть использованы при изучении данны...