Афганистан
материал на тему
Внеклассное мероприятие, посвященное выводу российских войск из Афганистана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afganistan_bolit_v_moey_dushe.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Афганистан болит в моей душе»
Цель: воспитывать глубокое уважение к истории нашей страны, любовь к Родине, на примере выполнения интернационального долга советскими солдатами и офицерами в ДРА в 1979-1989 гг, воспитывать доброту, милосердие, уважение к окружающим людям.
Оформление: в глубине сцены надпись: «Афганистан болит в моей душе», по центру небольшой столик на нем стакан с водой, кусочек хлеба сверху и рядом свеча.
Выставка книг, посвященных войне в Афганистане, мультимедийное сопровождение.
(на фоне слайдов презентации – Фильм1 Афганистан)
Ведущий: Дорогие гости, ребята, уважаемые коллеги! Дата, которую мы сегодня отмечаем не обозначена красным в календаре, однако о ней вспоминают и её отмечают тысячи россиян. И не только те, кто прошёл трудными дорогами Афганистана, кто ждал и надеялся на возвращение близких им людей и те, кто так и не дождался светлого возвращения родных и близких.
Двадцать лет назад завершился вывод наших войск из Афганистана. Последний батальон пересек советско-афганскую границу на рассвете 15 февраля 1989 года.
…Закончилась и ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Об Афганистане и поныне ходит множество слухов и домыслов. Одни рождаются от нехватки информации, другие – преднамеренно. По прошествии времени до сих пор остается актуальным вопрос: нужны ли были наши ребята в Афганистане? К этой войне люди относятся и поныне не одинаково. Одни – сердцем её воспринимают, другие говорят – я там не был, не моё это дело. Нет однозначного ответа, более того, мнения резко расходятся. Резко противоположны… Мы хотим представить мнение одного из известных поэтов советской эпохи.
Ученица читает стихотворение Е.Евтушенко «Афганский муравей»
Ведущий: Послушайте стихотворение В. Молчанова «Ответ Евгению Евтушенко на стихотворение «Афганский муравей»». Владимир Молчанов-офицер, бывший воин- интернационалист, награжден орденами Красной звезды и «За службу Родине в Вооруженных силах СССР», 1989
(ученица читает стихотворение В.Молчанова)
Ведущий: Действительно- мнения прямо противоположны. История рано или поздно рассудит кто был прав, кто не был прав - главное не это. Главное, как жить тем, кто по воле судьбы не мог поступить иначе - они обязаны были выполнить приказ, спасти ценой своей жизни жизнь чужих людей…
Учащиеся читают стихи
1. Уже идёт которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море смерти.
Пустыня огрызнулась горячо,
В песках скрывая признак каравана,
Все было, все осталось за плечом,
Но век мне не забыть Афганистана.
Я вспоминаю снежный перевал,
Где выше нас бывали только Боги,
Там редко автомат мой остывал,
И часто в кровь разбиты были ноги.
2. А память, как в замедленном кино,
Прокручивает фильм воспоминаний:
Друзей, которых нет уже давно,
Ко мне приводит в дом из дальних далей.
Война свои подарки раздала:
Кому звезда на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала догола,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет,
Нельзя нам забывать Афганистана.
Ведущий: Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет. Как же получилось так, что наши ребята оказались на территории соседнего суверенного государства? Почему? Ради кого или чего?
Ученица
1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение всего 1979 года получало решительные отказ, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.
И все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Необходимо помнить, что это было время, “холодной войны”, время жестокого противостояния двух систем.
Ведущий: Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”. Какой он Афганистан? Что за люди там живут?
На фоне слайдов презентации или видеоролика (фильм 2 Афганистан)
Ученица в роли солдата: “Афганистан мне показался раем. Реки сказочно-голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел, как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Рыбий плеск. Никакой войны…”
Ученик в роли солдата:
Открываю страницы афганской войны.
Где желтеют бумага и строки:
Ведь уроки, которые извлечены,
Прояснились не в скорые сроки.
Делал записи наспех, но все – набело,
Как история мне диктовала.
Ну а то, что ни строчки в стихи не вошло,-
На войне этой тоже бывало.
Ученица в роли солдата:
Из дневника Столматова Владимира, рядового, разведчика:
“Первые восемь-девять месяцев спали, где придется: на земле, в кабинах автомашин. Потом поставили палатки. С конца февраля до конца марта здесь постоянно дожди. Затем наступает страшная жара. Один лейтенант привез с собой термометр со шкалой делений до 50 градусов. Когда повесили на солнце, он лопнул. После уже достали новый со стоградусной шкалой. Посмотрели, а ртутный столбик показывает 78 градусов!
Ученик в роли солдата
Что больше всего поразило в Афганистане – это нищета. Когда мы приехали – зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Тогда же я видел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая…
Ученик в роли солдата:
«В апреле первый раз поехали в рейд. Сопровождали продукты в Тиринкут. Там и узнали, что представляют собой душманы. Постоянные обстрелы на дорогах. Все время в напряжении. Однажды в садах возле реки душманы устроили засаду. Спрятались на деревьях, привязав себя к стволам. Было очень трудно определить, откуда ведется огонь. Вызвали на помощь вертолеты. Те обстреляли птурсами сады. Мы после обстрела ходили их прочесывать. Некоторые мертвые душманы упали на землю. Другие так и остались висеть на деревьях.»
Ученик в роли солдата
Полыхал бэтээр за спиною,
И бензин разливался вокруг.
И навеки прощался со мною
Настоящий непесенный друг.
Воспоминания Сидорова Юрия, рядового, пулеметчика:
“В ущелье мы попали в засаду. Положение складывалось критическое: дальше идти мы не могли, прервалась связь с соседями. Вдруг огонь со стороны духов прекратился, и в тишине сверху посыпались бородатые. Сделав несколько выстрелов в набегающую толпу, мы вступили в рукопашную схватку. Духи, как и мы, дрались молча и с ожесточением. Только иногда раздавались стоны и крики раненых. Вот где мне пришлось применить все то, чему меня учили инструктора по рукопашному бою. Первый дух упал, не добежав до меня, сраженный выстрелом наповал. Второй получил такой удар прикладом по голове, что больше не встал. Третий вдруг остановился и стал крутить что-то над головой. Свист, и... исцарапав руки, он вырвал у меня винтовку. Я опешил, но на мгновение. Снова свист, я едва успеваю присесть. Невидимое для моих глаз оружие вновь завертелось над головой бородатого. Похоже, этот собирался со мной разделаться, но мне никак не хотелось расставаться с жизнью. Я схватил камень и бросил его в эти ненавидящие глаза. От боли мой противник выронил оружие. Не раздумывая, я бросился на него, но получил такой удар в лицо, что отлетел метра на четыре. Вытирая разбитое в кровь лицо, увидел духа, бегущего ко мне с ножом, но длинная очередь прервала его бег. Я поднял голову и увидел подающего мне руку Игоря. “Порядок?” — спросил он. “Вот гад, видал, чуть не убил”, — ответил я. “Спасибо, выручил”. “Да ладно”, — он высматривал пути отхода назад.
На фоне презентации (Фильм 3)
Ученица: Потом был взрыв... Очнулся я от холода, который пробирал до самых костей. Было уже темно, и ничего нельзя было разглядеть. Я не мог понять, где нахожусь. Попытался встать, но резкая боль повалила меня на спину. Где же Игорь? Вдруг мне показалось, что кто-то застонал. Игорь! Живой! Коснувшись его груди, ощутил под рукой липкую кровь. Живой! Значит порядок! “Нет, брат, не жилец я уже”. Меня это разозлило. “Брось, сейчас мы дойдем до наших, и тебя вылечат”. “Подожди, не спеши. Все равно не дойдем. Очень жжет в груди. Хочу тебя попросить об одном деле. Выполни то, о чем прошу. — Он прерывисто задышал, глотая открытым ртом воздух. — В Свердловске в пединституте на третьем курсе филфака учится Аня... она не знает, что я люблю ее... но ты передай ей это... и еще, зайди к матери, когда вернешься в Союз... пусть не думает обо мне плохо из-за того случая, который произошел между нами.
Я смотрел на него и не верил, что так можно прощаться с жизнью. Я не хотел верить в это... Игорь затих медленно, чуть дернувшись всем телом, а я не смог остановить слез, которые падали на камни, молчаливые свидетели тех минут. Игоря больше нет. С этой минуты я стал ненавидеть войну...”
Ведущий: Война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 21 день! Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц! Афганская война, закончившаяся 20 лет назад, стала уже достоянием истории. А свидетели и непосредственные участники тех уже далеких событий живут среди нас.
Ведущий: Сегодня у нас в гостях участники войны в Афганистане, и мы предоставляем им слово. (Выступление участников войны) или рассказ о некоторых из них их детей).
Ведущий: Вот что писал Евгений Финогеев из Афганистана своему другу в Союз:
Ученик в роли солдата: “Устаю страшно. Но когда вечером ребята просят им спеть. Отказать не могу, пересиливаю себя, беру в руки гитару и начинаю…”
Исполнение афганской песни под гитару
Ученица
Когда мы на землю опустимся с гор,
Когда замолчат автоматы,
Когда отпылает последний костер,
Какими мы станем, ребята?
Когда раскаленный остынет гранит,
Когда отгремят камнепады,
Когда наши души любовь исцелит,
Какими мы станем, ребята?
Когда возвратимся в раздолье берез,
Где нервы стреножить не надо,
И высохнет соль от непролитых слез,
Какими мы станем, ребята?
Какие сраженья еще впереди,
Какие нас ищут награды?
Когда отойдет, отомрет, отболит,
Какими мы станем, ребята?
Ведущий: Наши ребята перед Родиной чисты. Они честно выполняли свой солдатский долг. Они не могли поступить иначе. Их называют оккупантами. Что они там захватили? Что оттуда вывезли? “Груз двести” - гробы с телами их товарищей”. Что приобрели? Болезни, ранения, контузии, инвалидности? Им не в чем каяться. Они помогали братскому афганскому народу...
Ученица:
(На фоне презентации –фильм «Помяни нас, Россия»)
Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Перед тем, как сойдешься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил.
Кто берег тебя вечно, и в вечность ушел.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью,
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна и воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя,
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы, - для тебя!
Минута молчания.
Ведущий: Наши войска ушли из Афганистана, но об этой войне еще долго будут помнить. Будут помнить до тех пор, пока будет жив, хотя бы один её солдат. Ребята помните, что вокруг вас живут люди, которым быть может нужна ваша помощь не потом когда то, а сегодня и сейчас…
Афганский муравей
Я много Ваших строк перечитал:
Меня господь терпеньем не обидел,
И всякое, представьте, ожидал,
Но подлости, поверьте, не предвидел.
Я представляю, как в тиши Москвы,
Куря и нервно комкая листочки,
В патриотическом порыве Вы
У музы вырывали эти строчки.
Конечно, фактов нету горячей:
Представьте только: всполохи заката,
Афганский мусульманин — муравей
И тьма вопросов мертвому солдату.
Вы рассчитали все — ошибки нет:
Солдат убит — нелепо и ужасно.
Он, может быть, и дал бы Вам ответ,
Да, к сожаленью, мертвые безгласны.
За них — за всех негласных и глухих,
Погибших в белом пламени разрывов,
Отвечу я — оставшийся в живых.
Я думаю, так будет справедливо.
Солдат погиб, в бою иль на посту,
А муравей-философ рассуждает:
«Зачем пришли вы в эту нищету,
Коль у самих забот сейчас хватает?!»
Ну, что ж — вопрос хороший Вы нашли.
Ответьте ж мне — Я оценю Ваш опыт —
Зачем тогда в Испанию мы шли?
Зачем мы в сорок пятом шли в Европу?
Зачем тогда все это нужно нам?
Зачем же мы, во что бы то ни стало,
Поддерживали Кубу и Вьетнам?—
Своих забот нам и тогда хватало?
Я помню, как цветы бросали нам,
И как нас со слезами провожали.
Вы тоже это видели бы там,
Но Вы туда — увы! — не приезжали:
Вы в это время, где-то под Москвой
Хвалебные поэмы сочиняли
И в очереди там за колбасой,
Я думаю, ни разу не стояли.
Я никого ни в чем не упрекал,
Когда мы пыль афганскую глотали,
Но почему же те, кто там бывал,
Совсем другие строки написали?!
Я понимаю — из Москвы видней
И рыжий склон, и алые закаты,
И как ползет афганский муравей
По жестким скулам мертвого солдата...
Дерзайте же — пытайте мертвецов,
Ушедших навсегда в объятья смерти,
Пишите про афганских муравьев —
Теперь все можно, а бумага — стерпит...
Январь 1989 г.
Источники:
http://www.photo-vn.ru/2001/index.htm
http://ochevidec.net/id/2456.html...
http://www.exotic-travel-club.ru/afganistanmap.htm...
http://www.ruswar.com/RusWar/Army-4/mi%2024-afghanistan-04.jpg
http://www.ruswar.com/RusWar/Army-4/mi-24-afganistan.jpg
http://www.ruswar.com/RusWar/Air%20Force/mi-8-afgan-2.jpg
http://www.ruswar.com/RusWar/Air%20Force/MI-8-afghan-1.jpg
http://www.epochtimes.ru/content/view/9769/2/
http://news.mail.ru/incident/1374213
http://forum.sathyasai.ru/index.php?showtopic=1913&st=20&p=31820
http://www.ortodox.donbass.com/foto/sv_iver.htm
http://iz.com.ua/author/shilin-dmitriy/skip/20/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».
15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...
«Афганистан болит в моей душе»
Внеклассное мероприятие по истории...
Афганистан наша память и боль.
Внеклассное мероприятие по истории для 9 - 11 класса посвященное Дню памяти воинов интернационалистов с использованием презентации....
Презентация к классному часу "Боль моя Афганистан"
Данная презентация может быть использована как на Уроке, так и как материал для проведения урока по роману С. Алексиевич "Цинковые мальчики"...
Афганистан-наша память и боль
Конспект классного часа, в основу которого положен краеведческий материал...
Классный час "Афганистан-боль души"
Классный час на тему «Афганистан- боль души» .Цели: 1. Наполнить благородством и уважением отношение к России....
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…»
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Этот урок посв...