Ученическое самоуправление: от теории к практике
учебно-методический материал на тему
Выступление на окружном семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupr_seminar.docx | 30.2 КБ |
samoupr_seminar.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Школьное самоуправление: от теории к практике
Иванова В.В.
Зам. директора по ВР
ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Воспитательная система школы должна обеспечивать формирование таких личностных характеристик, которые могут характеризовать выпускника как:
любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;
умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Школьное самоуправление – система организации и деятельности учащихся, обеспечивающая самостоятельное решение вопросов в пределах возрастной компетенции, исходя из интересов всех участников образовательного процесса.
Цели, задачи, направления ученического самоуправления
Цели:
создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
формирование навыков самоуправления у учащихся и педагогов.
Задачи:
формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность;
создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира;
развития самостоятельности, мышления и самосознания;
воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям и
нормам коллективной жизни, законам государства;
развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей;
воспитание желания преодолеть трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя.
Направления:
через проведение общешкольных и классных мероприятий создавать новый стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми - стиль совместной равноправной, взаимно развивающей, творческой, интеллектуальной деятельности;
создавать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка через организацию различных видов деятельности (трудовой, учебной, спортивной, игровой, кружковой).
Принципы работы органов самоуправления:
Открытость и доступность.
Добровольность и творчество.
Равенство и сотрудничество.
Непрерывность и перспективность.
В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы ученического коллектива, реализации прав учащихся, расширению коллегиальных демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления в школе уже 6-й год создается и действует Ученический комитет. Ученический комитет во главе с президентом является выборным, постоянно действующим органом школьного самоуправления в системе воспитательной работы.
Главными задачами ученического комитета ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная и президента являются:
- направление деятельности школьного коллектива на реализацию основных воспитательных задач;
- организация конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий внешкольной работы;
- осуществляет контроль за выполнением принимаемых указов и распоряжений;
- организация взаимодействия педагогического и классных коллективов;
- Президент обсуждает план работы на заседаниях Совета школьного государства, утверждает его, заслушивает информацию ответственных ребят (министров) о проделанной работе.
Схема самоуправления
Система работы
В сентябре в рамках акции «Избирательная кампания» проводится отчетно-выборная конференция учащихся, на которой президент школы и министры отчитываются о проделанной работе за год. Здесь же с программами выступают кандидаты в президенты на текущий учебный год.
В течение недели идет агитация, затем назначается день голосования: путем прямых выборов учащихся и сотрудников школы из всех кандидатов избирается один.
На первом заседании Ученического комитета избираются министры по направлениям и начинается активная и продуктивная кропотливая работа.
Полномочия министерств:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ:
- рейды проверки посещаемости и успеваемости по классам с обязательным отчетом;
- организация конкурсов «Класс года», «Ученик года»;
- рейды по проверке дневников, состояния учебников;
- подготовка и проведение «Дня Учителя»;
- присутствие на всех предметных неделях, помощь в проведении интеллектуальных игр, конкурсов, викторин.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА:
- организация и проведение спортивных соревнований среди учеников школы;
- выявление и поощрение лучших спортсменов школы;
- рейды проверки выполнения утренней гимнастики в классах;
- организация и проведение динамических музыкальных пауз на переменах;
- организация и проведение Дня Здоровья в школе
МИНИСТЕРСТВО ПРАВОПОРЯДКА:
- рейды проверки школьной формы;
- соблюдение дисциплины на общешкольных мероприятиях
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ:
- организация музыкального и художественного оформления общешкольных мероприятий;
- доведение до учащихся информации о культурных событиях в школе;
- помощь в подготовке общешкольных праздников;
- организация и проведение Театральной недели, церемонии награждения «Класс года», «Ученик года»
МИНИСТЕРСТВО ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ:
- организация и проведение социальных акций, мероприятий в рамках Недели Добра;
- проведение благотворительной акции «Ярмарка»;
- организация рейдов помощи учащимся начальной школы;
- проведение рейдов по проверке чистоты кабинетов.
МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ:
- доведение до учащихся информации о школьной жизни;
- участие в выпуске газеты «Школьные вести»;
- информационная поддержка массовых мероприятий, проводящихся в стенах школы;
- проведение конкурса классных уголков.
- организация конкурсов плакатов, стенгазет, листовок.
Отчет о проделанной работе министры предоставляют на заседаниях Ученического комитета раз в месяц. Основная задача – ведение в течение года конкурса «Класс года». Каждому классу выдаем зачетную книжку, где фиксируются все достижения классного коллектива.
Работа ведется системно, конечно же, есть свои трудности. Очень сложно пробудить в детях инициативность, замотивировать их.
Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.
Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
Участие подростков в работе органов самоуправления - это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт, научиться быть настоящим лидером.
Школьное самоуправление, однозначно очень полезная игра во взрослую жизнь, которая сможет пробудить в ребенке чувство ответственности и, возможно, какие-то скрытые способности и таланты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование нравственного уклада школьной жизни: обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, включающего воспитательную, учебную, внеучебную , социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
ВЫПУСКНИК любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Школьное самоуправление – система организации и деятельности учащихся, обеспечивающая самостоятельное решение вопросов в пределах возрастной компетенции, исходя из интересов всех участников образовательного процесса. Цели : создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; формирование навыков самоуправления у учащихся и педагогов.
Задачи : формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность; создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира; развития самостоятельности, мышления и самосознания; воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства; развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей; воспитание желания преодолеть трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя.
Принципы работы органов самоуправления Открытость и доступность. Добровольность и творчество. Равенство и сотрудничество. Непрерывность и перспективность.
Избирательная кампания
Избирательная кампания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ рейды проверки посещаемости и успеваемости по классам с обязательным отчетом; организация конкурсов «Класс года», «Ученик года»; рейды по проверке дневников, состояния учебников; подготовка и проведение «Дня Учителя»; присутствие на всех предметных неделях, помощь в проведении интеллектуальных игр, конкурсов, викторин.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА : организация и проведение спортивных соревнований среди учеников школы; выявление и поощрение лучших спортсменов школы; рейды проверки выполнения утренней гимнастики в классах; организация и проведение динамических музыкальных пауз на переменах; организация и проведение Дня Здоровья в школе
рейды проверки школьной формы; соблюдение дисциплины на общешкольных мероприятиях МИНИСТЕРСТВО ПРАВОПОРЯДКА:
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ : организация музыкального и художественного оформления общешкольных мероприятий; доведение до учащихся информации о культурных событиях в школе; помощь в подготовке общешкольных праздников; организация и проведение Театральной недели, церемонии награждения «Класс года», «Ученик года»
МИНИСТЕРСТВО ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ: организация и проведение социальных акций, мероприятий в рамках Недели Добра; проведение благотворительной акции «Ярмарка»; организация рейдов помощи учащимся начальной школы; проведение рейдов по проверке чистоты кабинетов.
МИНИСТЕРСТВО И НФОРМАЦИИ: доведение до учащихся информации о школьной жизни; участие в выпуске газеты «Школьные вести»; информационная поддержка массовых мероприятий; проведение конкурса классных уголков. организация конкурсов плакатов, стенгазет, листовок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученическое самоуправление
Проект "Ученическое самоуправление" (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....
Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...
Ученическое самоуправление: от теории к практике
Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен гот...
ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы
В форме деловой игры проходят выборы ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов в этот же день. Написан по...
Районный центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления: ориентиры, практика, опыт
Глубоко убеждена, что детские общественные объединения - это универсальная форма решения любых поставленных педагогических задач и достижения важной педагогической цели в процессе воспитания... К сожа...
Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»
Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»...
Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»
Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...