Разработка классного часа в 9 классе к дню полного снятия блокады Ленинграда
классный час (9 класс) на тему
Разработка содержит сценарий и презентацию, разделенную на три части (из- за ее размера). Презентации нужно соединить в один файл. Музыкальный файл с Симфонией №7 Шостаковича не удалось вложить опять же ввиду его размера. Во время демонстрации презентации два ученика, одетые в форму солдат Великой отечественной, инсценировали некоторые моменты с комментариями. Прикладываю их фотографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_27_01_2015.doc | 64 КБ |
k_stsenariyu_27_01_2015_-_kopiya.ppt | 1.38 МБ |
k_stsenariyu_27_01_2015_-_kopiya_2.ppt | 2.11 МБ |
k_stsenariyu_27_01_2015_-_kopiya_3.ppt | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий памятного мероприятия
, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
На классной доске:
«Война приходит туда, где ее забывают.
Там, где не помнят Победу- начинается смерть.
Кто кроме нас может сохранить эту память?
Никто не должен быть забыт, и ничто не должно быть забыто.»
Эпиграф на слайде 1:
Всем героическим защитникам Ленинграда,
Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,
Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых
ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Под звуки песни «Не надо войны» на слайде 2 появляются следующие строки:
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны!
Сл.3
Ведущий:
Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.
Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И… всюду трупы людей, которые ещё недавно думали о будущем, мечтали о любви и счастье.
Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Симфония №7
Сл.4 с картой
В 1941 году на нашу страну напала фашистская Германия, намеревавшаяся захватить нашу страну всего за 6 недель.
Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.
Сл.5
27 января 1944 года. Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.
Сл.6
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.
Сл.7
Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:
сотни тысяч снарядов и бомб.
Сл.8 с картой
8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
Сл.9
В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.
Смерть входила во все дома.
Запасы продовольствия таяли с каждым днём.
С осени 1941 года начался голод.
Сл.10
Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…
Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.
Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.
Сл.11
Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.
Сл.12
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов – сдадут его.
Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»
Но гитлеровцы просчитались.
-Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.
Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Сл.13
Инсценировка
Мне скажут - Армия... Я вспомню день - зимой,
январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой -
они несли с реки в бутылках воду.
Их путь был страшен, хоть и недалек.
И подошел к ним человек в шинели,
взглянул - и вынул хлебный свой паек,
трехсотграммовый, весь обледенелый,
и разломил, и детям дал чужим,
и постоял, пока они поели.
И мать рукою серою, как дым,
дотронулась до рукава шинели.
Дотронулась, не посветлев в лице...
Не видал мир движенья благодарней!
Мы знали всё о жизни наших армий,
стоявших с нами в городе, в кольце.
Сл.14
...Они расстались. Мать пошла направо,
боец вперед - по снегу и по льду.
Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,
от голода качаясь на ходу.
Он шел на фронт, мучительно палим
стыдом отца, мужчины и солдата:
огромный город умирал за ним
в седых лучах январского заката.
Он шел на фронт, одолевая бред,
все время помня - нет, не помня - зная,
что женщина глядит ему вослед,
благодаря его, не укоряя.
Он снег глотал, он чувствовал с досадой,
что слишком тяжелеет автомат,
добрел до фронта и попал в засаду
на истребленье вражеских солдат...
...Теперь ты понимаешь - почему
нет Армии на всей земле любимей,
нет преданней ее народу своему,
великодушней и непобедимей!
Сл.15
В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.
В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
Сл.16
Дети войны…
Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны…
В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром,
Неумолчно гремит метроном.
Неумолчно гремит метроном.
Дети войны
Набивались в теплушки открытые.
Дети войны
Хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Сл.17
Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.
Сл.18
Девчонка руки протянула,
Уснула.
А оказалось – умерла…
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.
Сл.19
Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.
Сл.20
С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.
Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.
И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города.
Сл.21
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
Ну, так и есть: мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны! Он спасёт
16 тысяч ленинградцев!
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб. И тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь!
Сл.22
Тяжело давалось освобождение родного города, но громадным было желание советских людей очистить свою землю от фашистов.
Сл. Сл.23, 24
Удар обрушился на немцев внезапно и неотвратимо, как шквал. Огненный вал прокатился по вражеским позициям, и на раскромсанные, искрошенные немецкие окопы хлынул новый живой вал морской пехоты.
Моряки не шли, а казалось, летели на невидимых крыльях через болота и мхи, через воронки, налитые бурой водой. Их несла в атаку страшная, горькая, накопившаяся ненависть к фашистам, державшим в осаде прекрасный город на Неве.
Моряки выковыривали штыками оглушенных, ополоумевших от артиллерийского шторма фрицев. Они ворвались в Петергоф как буря. Их штыки были мокры от немецкой крови, а в их глазах пылала сухая неукротимая злоба, когда они смотрели на закопченные развалины громоздившиеся там, где стояли великолепные здания.
Под Ропшей опомнившиеся немцы закопали в землю десяток своих танков, и моряков встретил ливень огня. И под этим градам огня и стали моряки залегли. Нельзя было поднять головы, пошевелиться. Даже раненные не могли отползти в тыл и лежали, вжимаясь в мокрый снег.
Казалось, что начатое так стремительно наступление задохнется, и снова немцы будут с тупым упорством громить великий город на Неве, убивать женщин, детей и стариков.
И в эту решающую минуту вдоль залегшей цепи моряков пополз командир роты, лейтенант Завьялов. За ним двое краснофлотцев волокли на санках большой ящик. Раненый лейтенант, подползая по очереди к залегшим морякам раздавал связки гранат и говорил одно и то же:
За нами, товарищи, Ленинград! Здесь давно прорубил для России окно в Европу Петр Первый! Немцы захотели заткнуть это окно своим вшивым задом. Мы должны распахнуть это окно снова. Уже не в Европу только – во весь мир. На нас смотрит народ. Нас видит Сталин. И мы – моряки!
И когда все связки были розданы, Завьялов поднялся во весь рост и первым кинулся по шоссе к плюющим огнем и сталью танкам. И за ним рванулись все моряки.
Они бежали налегке, отбросив ненужные винтовки и автоматы, сжимая в руках только связки гранат. Они падали под огнем и неподвижно распластывались на грязном снегу. Но другие прыгали через упавших и продолжали нестись к танкам.
И спусти минуту лейтенант Завьялов согнулся и упал лицом в жидкую грязь, перерезанный пулеметной струей из соседнего танка.
Но моряки продолжали атаку. Один за другим смолкали вкопанные в землю железные звери, разрываемые взрывами. На шоссе стало тихо. Шестеро уцелевших краснофлотцев, все в копоти и в грязи, окровавленные, стояли на шоссе и семафорили руками, давая знать, что путь свободен.
Матросские роты поднялись и снова неудержимо пошли вперед по пути, проложенному двадцатью шестью героями.
Сл.25, 26,27
Строки из произведения Ольги Берггольц «Памяти защитников»
Когда прижимались солдаты, как тени,
к земле и уже не могли оторваться, -
всегда находился в такое мгновенье
один безымянный, Сумевший Подняться.
Правдива грядущая гордая повесть:
она подтвердит, не прикрасив нимало, -
один поднимался, но был он - как совесть.
И всех за такими с земли поднимало.
Не все имена поколенье запомнит.
Но в тот исступленный, клокочущий полдень
безусый мальчишка, гвардеец и школьник,
поднялся - и цепи штурмующих поднял.
Он знал, что такое Воронья гора.
Он встал и шепнул, а не крикнул: - Пора!
Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся,
он звал, и хрипел, и карабкался в гору,
он первым взлетел на нее, обернулся
и ахнул, увидев открывшийся город!
И, может быть, самый счастливый на свете,
всей жизнью в тот миг торжествуя победу,-
он смерти мгновенной своей не заметил,
ни страха, ни боли ее не изведав.
Он падал лицом к Ленинграду. Он падал,
а город стремительно мчался навстречу...
...Впервые за долгие годы снаряды
на улицы к нам не ложились в тот вечер.
Сл.28
Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют.
Сл.29
Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.
Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.
Солдат:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди…
Сл.30
Ведущий:
Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…
( можно вставить воспоминания блокадников)
Солдат:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.
Сл.31 со свечой
Минута молчания
Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.
Сл.32 с Пискаревским кладбищем
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна!
Сл.33
За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание
Город-Герой , награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!
Сл.34
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В сердцах наших жить будут вечно Герои минувшей войны. Нам память о них дорога бесконечно, И ею с тобой мы сильны!
27 января 1944 года
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...
методическая разработка открытого мероприятия посвященного 70 летию полного снятия Блокады Ленинграда
"Блокадные фонарики"- литературно- музыкальная композиция , посвященная детям блокадного Ленинграда с подробной аннотацией ....
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...