"Дружба" Классный час
классный час (7 класс) на тему

Дзагурова Светлана Тимофеевна

Классный час посвященный дружбе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_druzhba_dokument_microsoft_word_5.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Классный час "Дружба"!» 7 класс «Д»

Цель: расширение представлений подростков о дружбе

Задачи: - развивать умения учащихся вести рассуждения;

-формировать умения аргументировать свою точку зрения;

- воспитывать нравственные качества подростков: умение дружить, беречь дружбу.

Организационный момент (Звучит аудиозапись песни «Дружба крепкая»)

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и давайте мысленно пустим искорку добра каждому, находящемуся в нашем классе.

- А вы получили искорку добра?

- Как вы думаете, какое должно быть выражение лица у человека, который получил вашу искорку добра?

- Замечательно, у всех прекрасное настроение.

Введение в тему. Определение темы.

Сегодня на классном часе мы будем говорить об одном удивительном чувстве, которое всем знакомо и очень необходимо.

- О чём пойдёт речь, вы сами мне скажете, когда выполните задание.

Работа в паре. Детям раздаются пословицы, которые записаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Нужно вернуть буквы на свои места и прочитать пословицы правильно.

Задания: Руждба жеродо батсговта. (Дружба и братство дороже богатства)                    Дург напозсяет в дебе. (Друг познается в беде.)                                                                         Сатрый дург чулше выхно вдух. (Старый друг лучше новых двух.)

Ребята работают в парах, затем зачитывают получившуюся пословицу. На доске вывешивается правильный вариант.                                                                                                           – Объясните смысл этих пословиц.                                                                                                      - Что вы заметили? О чём эти пословицы?                                                                                                 - Как вы думаете, какова тема нашего классного часа? (На доске открывается тема: Дружба)                                                                                                                                 -Назовите слова–ассоциации к слову «дружба» (друг, праздник, веселье, радость, подарок, счастье, поддержка, смех…)

3. Постановка проблемы.

В противоположных сторонах класса вывешены два плаката.

На одном написано: «Дружба в классе не нужна»,на другом — «Дружба в классе нам нужна».

- Ребята, прочитайте, пожалуйста предложения, подумайте и встаньте у того плаката, который соответствует вашей точке зрения. - Молодцы!                                                    - А где начинается самая большая дружба?                                                                                                                                                              (Конечно, в семье. Ведь семья – начало нашей жизни, здесь мы родились, растем, взрослеем.

Недаром одна пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

- Зачем дружба нужна людям?».

(Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях. Дружба – великая ценность, подарок судьбы. Д. помогает нам учиться, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее.

 -А как вы считаете наш классный коллектив дружный? Почему?

Моделирование дружбы в классе. Что такое Дружба?

У вас на партах лежат фигурки человека.

- Необходимо на фигурке человека написать самые необходимые качества дружбы, которыми обладают ученики нашего класса и вы считаете необходимыми. Дети называют по одному слову, записывают слово и вывешивают на доске. (Хранить тайны, доверять друг другу, помогать, не завидовать, понимать друг друга, не бросать в беде).

- Ребята, вы писали слова - качества дружбы. Сейчас мы зачитаем ваши слова и прикрепим на плакате. ( Дети читают по очереди.)

5. Работа по словарю С. Ожегова.

- Давайте прочитаем по словарю, что же означает слово « Дружба»

 По толковому словарю С. Ожегова:                                                                                «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

Дружба — …это бескорыстная приязнь.  Толковый словарь В.Даля. Бескорыстие — …нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград и возмездий…

- Совпали ваши слова с определением по словарю? Молодцы!

- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы.

Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

- Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества, в пословицах и поговорках. Во многих пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

- А какие  пословицы о дружбе вы знаете?

- Как понимаете смысл этих пословиц?

Друг познается в беде;

Нет друга - ищи. А нашёл – береги.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Друга иметь, себя не жалеть.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Оценка проблемной ситуации.

Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять.

- Сейчас я вам буду описывать ситуации, а вы должны подобрать пословицу, которая подсказывает, как надо себя вести в этой ситуации, чтобы сохранить дружбу.

Ситуация №1                                                                                                                                      Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь - себя не жалеть».)

Ситуация №2                                                                                                                                                               Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация №3                                                                                                                                 Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

Классный руководитель. Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Умей хранить чужие секреты» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?

(Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)

- Молодцы, ребята!

- Ребята, вы должны дружить не для выгоды, не для того, чтобы получить что-то, а потому, что друг тебе дорог, близок, близки его интересы, взгляды, его внутренний мир. Сейчас многие дети выбирают себе друзей по одёжке: кто богато и модно одевается. Но, как правило, такие дети верных друзей не находят. А без дружбы человек не может быть счастлив. Дружбу надо заслужить.

7. Притча « Песок и камень».

- Ребята, а что такое притча? (Притча - повествование с моральным поучениям). Притча учит нас.

Жили два друга. В какой-то момент друзья поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, почувствовав боль, но ничего не сказал, а написал на песке: « Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину.»

И они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:

« Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»                                                                         Тот, который дал пощёчину, а потом спас жизнь спросил:                                                               - Когда я дал тебе пощёчину, ты написал на песке, а теперь ты написал на камне. Почему?                                                                                                                                      Друг ответил…                                                                                                                                                   - Как вы думаете, что ответил друг?

( Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

- Чему притча учит нас?                                                                                                                                       - Ребята, давайте с вами научимся писать обиды на песке: Сейчас вы на жёлтом листике напишете самую большую обиду на меня, которую я вам нанесла за 4 года работы с вами. ( Ученики пишут).

- Чтобы вы забыли эту обиду, сейчас каждый порвёт листочек и сложите мне в коробку на память  – убираем заросли обид и вины.

- Ну, а на розовом листике вы напишете радость – хорошее, которое получили от меня. Приклеим к нашим фигуркам.

- Мы получили дружный коллектив и радость в общении.

Ребята, чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать определённые правила, законы.

Законы дружбы.

Прочитаем по очереди эти правила.

Не бойся просить прощения, если обидел друга.                                                                              Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.                                                                                Умей с другом разделить радость.                                                                                                       Не смейся над недостатками друга.                                                                                      Останови друга, если он делает что-то плохое.                                                                          Относись к другу как к себе.                                                                                                        Умей признавать свои ошибки                                                                                                             Друзья познаются в беде.                                                                                                                        Умей хранить чужие секреты.

- Есть много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

9. Синквейн. Творческая работа.

- Ребята, а сейчас вы превратитесь в писателей. Вам предстоит выполнить последнее задание. Мы будем составлять с вами синквейн.

Это творческая работа, которая имеет форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Пишется по определённым правилам.

- Итак, начинаем.

1 строка  – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.                                                                                                                       2 строка – описание темы в 2 словах – именами прилагательными.                                                   3 строка – описание действия в рамках этой темы 3 словами – глаголами.                                 4 строка – фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к этой теме.                                    5 строка – 1 слово – синоним к 1 слову.

Зачитаем ваши работы. Прикрепляем к нашим фигуркам.

- Посмотрите, какой дружный коллектив у нас получился с вашими сердцами, готовыми любить и помогать друг другу.

10. Подведение итогов.

- Наш классный час вам полезен был или нет, как считаете?                                                                         - Чем полезен?                                                                                                                                          - Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем часто обращаться к нашему «классному сердцу» и стараться выполнять законы дружбы, которые вы составили.

Самоанализ классного часа на тему «Дружба» в 7 классе «Д»

Формирование классного коллектива в классе, где учениками являются дети с задержкой психического развития, является длительным процессом. У учеников недостаточно сформированы нравственные ориентации обучающихся: дружба, коллективизм, сочувствие к окружающим, поддержка, товарищество. Слабо развиты навыки дисциплины и самодисциплины.

Поэтому мною были запланированы и проводились классные часы, направленные на воспитание нравственных и эстетических качеств. Проводились классные часы на тему: «Эмоции», «Узнайте секреты своего настроения», «Общение в жизни человека. Правила общения», «Кто я, какой я», «Совесть – основа нравственности», «Конфликты и пути их разрешения».

Предложенная тема классного часа опирается на тему предыдущего занятия, посвященной конфликтным ситуациям и способам их разрешения, и соответствующей плану занятий по формированию нравственно-ценностных ориентаций учащихся. Учащимися сделан вывод о том, чтобы не было конфликтов, класс должен быть дружным. Поэтому тема этого классного часа посвящена дружбе. Классный час построен на знаниях учащихся. Цели: расширение представлений подростков о дружбе.

Задачи: - развивать умения учащихся вести рассуждения;

-формировать умения аргументировать свою точку зрения;

- воспитывать нравственные качества подростков: умение дружить, беречь дружбу.

При подготовке классного часа дети проявили активность, самостоятельность, инициативу.

Для реализации поставленных задач была выбрана форма классного часа с использованием ИКТ. Презентация составлена мною, самостоятельно.

В течение всей беседы я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому ученику возможность реализовать себя, старалась услышать их мнения, рассуждения. Дети сами определили тему классного часа, находили слова, которые определяют качества дружбы. Поясняли смысл пословиц, выбирали пословицы к определённым жизненным ситуациям. Была проведена творческая работа, с которой дети справились неплохо (составлен самими детьми синквейн). На протяжении всего классного часа задания давались не в готовом виде, а в виде создания проблемы, для того, чтобы дети умели рассуждать, анализировать, делать выводы.

При проведении классного часа применила образовательные технологии:

- иформационно - коммуникативная технология;

- технология сотрудничества;

- технология критического мышления.

Принципы технологий:

- сотрудничество обучающихся и учителя;

- создание условий для самовыражения обучающегося;

- активная деятельность обучающихся;

- развитие мыслительных способностей.

Методы и приемы:

проблемный, словесный, наглядный, практический.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.

На занятии использовала основные принципы воспитания:

- принцип мотивации через постановку проблемных заданий;

- принцип продуктивной обработки информации через создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых ученики самостоятельно осваивают способы обработки информации;

-связь воспитания с жизнью;

-опора на положительное воспитание.

Считаю, что дети чувствовали себя комфортно. Думаю, что проведённое мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей и будет способствовать сплочению обучающихся класса, развитию коллективизма.

Считаю, что классный час соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.

Поставленная цели и задачи в ходе подготовки и проведения классного часа были выполнены.

Можно сделать вывод, что через смену видов деятельности на занятии цели урока были достигнуты.